Признаки достижения синергии
Достаточно трудно заранее определить необходимые ресурсы и условия их использования для достижения синергии. Это можно делать либо приобретая собственный опыт в процессе перебора различных ресурсов в деятельности компании и дальнейшего отслеживания экономического или социального результата, либо используя опыт успешных компаний. Оценка синергетического эффекта может идти косвенно – как части (составляющей) экономической, социальной, организационной, технологической, правовой или идеологической эффективности. Прямые методы оценки синергетического эффекта находятся в стадии разработки.
Приведём набор типовых ситуаций, в какой-то мере характеризующих приближение деятельности компании к синергетическому эффекту:
– длительная и качественная работа оборудования без поломок;
– использование замороженных ресурсов, в том числе находящихся в личном пользовании;
– хорошее настроение в коллективе;
– снижение усталости работников;
– доверительные отношения между сотрудниками;
– поддержка коллективной, а не сдельной оплаты труда;
– сокращение технологического цикла;
– снижение сердечно-сосудистых, простудных и других заболеваний;
– частичный отказ от услуг сторонних организаций;
– благотворительная деятельность;
– постоянный спрос на продукцию;
– активное приобретение работниками акций своей компании;
– усиление лояльности к своей организации и непосредственному руководству;
– усиление интереса работников к повышению своей квалификации;
– выработка и поддержка традиций и ценностей организации;
– соотношение разработанных и принятых для внедрения рационализаторских предложений и изобретений;
– рост рационализаторских предложений по совершенствованию производства и управления в организации;
– сокращение количества оперативных совещаний и увеличение количества стратегических;
– устойчивость организации к небольшим возмущающим воздействиям;
– усиление технологической и организационной дисциплины и т.п.
Руководитель должен стремиться усиливать имеющиеся положительные ситуации и формировать недостающие.
36
Усиление созидательных ресурсов организации за счет страхования
Удержаться на заданных уровнях самосохранения компании помогает страхование ресурсов и рисков.
Страхование (англ. insurance) — это финансовое обеспечение от возможного указанного ущерба путем периодических взносов в специальное учреждение, которое выплачивает денежное возмещение в случае такого ущерба.
Потенциал системы. (соотношение (3.1)) включает ресурсы организации: персонал, основные и оборотные средства, финансы, интеллектуальную собственность и др. Каждый ресурс имеет денежный эквивалент. В реальной деятельности организации возможны незапланированные изменения количества и качества ресурсов. Например, ведущий специалист подал заявление об уходе в связи с переездом в США; курс доллара резко упал. В этом случае уровень самосохранения резко уменьшается и руководителю придется в спешном порядке принимать важные решения.
Стабилизация потенциала компании достигается в результате следующих действий.
1. Руководитель определяет возможные убытки от изменения или выбытия каждого ресурса в наборе Ri, (соотношение (3.1)) и примерную вероятность наступления такого события Pi, в течение года. Например, убытки от возможного ухода ведущего специалиста оцениваются в 4 тыс. ам. долл., а вероятность ухода — 10%( Pi =0,1).
2. Для каждого ресурса определяются запланированные потери Zi.
6 Основы теории организации
Например, Zi, = 4 тыс. ам. долл. х 0,1 = 0,4 тыс. ам. долл.
3. Руководитель ищет страховую компанию, которая при наступлении страхового случая выплатила бы сумму убытков при общих страховых взносах Сi не превышающих запланированные потери Zi :
Таким образом, уменьшая потенциал организации на сумму страховых взносов, руководитель существенно увеличивает стабильность (постоянство) этого потенциала. В приведенном примере уменьшение потенциала на 0,4 тыс. ам. долл. в случае действительного увольнения ведущего специалиста компенсируется страховым возмещением в 4 тыс. ам. долл.
В общем для целей страхования ресурсов организации бизнес рассматривается как процесс (предпринимательская деятельность) и как явление (комплекс созданных ресурсов). Поэтому к составляющим частям бизнеса можно причислить: деньги, иное имущество, систему управления и производства, деловую репутацию и связи, персонал, ценные бумаги (акции, облигации и др.), интеллектуальную собственность. Каждая из этих частей, составляющих бизнес, требует определенных затрат и в совокупности должна приносить определенную прибыль.
Учет реальных рисков в процессе производства и управления организацией показывает возможность существенного расширения перечня отраслей страхования. В настоящее время объектами страхования в основном выступают конечные результаты деятельности фирм, компаний, например, страхование готовой продукции, страхование перевозки, страхование убытков и др. Конечный риск может наступать в трех основных случаях:
• сам по себе, независимо от предыдущих результатов деятельности фирмы,
• в результате принятия неправильного управленческого или технологического решения на более ранних стадиях производства,
• в результате отсутствия требуемого специалиста в нужное время.
Страхование рисков по всей управленческой и производственной цепочке деятельности фирмы может существенно увеличить страховое поле и уменьшить количество конечных рисков. Это, несомненно, выгодно как страхователям, так и страховщикам. В табл. 3.5 приведена обобщенная схема отраслей страхования юридического лица в зависимости от потенциала или деятельности фирмы. Таким образом, для комплексного страхования юридического лица необходимо реализовать девять отраслей страхования, среди которых:
А. Теоретически разработанные и имеющие практическое применение:
• страхование имущества,
• страхование основных и оборотных фондов,
• транспортное страхование,
• страхование предпринимательских рисков.
Б. Теоретически разработанные, но не имеющие достаточного практического применения:
• страхование ответственности (нотариуса, оценщика имущества, водителя автотранспорта и др.).
В. Находящиеся в стадии теоретической разработки и не имеющие достаточного практического применения:
• страхование профессионализма персонала (руководителей, специалистов),
• страхование интеллектуальной собственности,
• страхование управленческих рисков.
Г. Нет данных о теоретической или практической разработке:
• страхование организационных рисков.
Достаточно хорошо отработана методика анализа и оценки имущественного и технологического комплекса. Большие успехи достигнуты в анализе и оценке персонала и интеллектуальной собственности, связанной с технологией. Имеются публикации об анализе и оценке интеллектуальной собственности, связанной с деловой репутацией, деловыми связями и другими категориями, не входящими в понятие “материальные активы”. В самом начале находятся работы по анализу и Оценке систем управления и производства.
Укрупненно можно выделить четыре основные части, составляющие бизнес и определяющие его стоимость, и только одну часть, определяющую его цену (рис.3.10).
Таблица 3.5. Обобщенная схема отраслей страхования юридического лица
Справедливо оценить бизнес аналитически сейчас очень трудно. На практике оценка бизнеса идет через различные рыночные регуляторы: торги, конкурсы и т.д. Причем начальная цена бизнеса чаще всего бывает ниже его стоимости и в основном определяется состоянием его материальных активов. Покупатель в данном случае всегда в выигрыше. Ему практически бесплатно передается налаженная система управления и производства, персонал, интеллектуальная собственность, т. е. большая часть нематериальных активов. В современном представлении к ним относят права пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, “ноу-хау”, программные продукты, монопольные права и привилегии (Лицензии и т.п.), организационные расходы, торговые марки, товарные знаки и т.п. — это типовой набор.
Рис. 3.10. Структура стоимости и цены бизнеса
До недавнего времени перечисленный состав нематериальных активов вполне удовлетворял бухгалтеров и руководителей большинства организаций. Однако в период существенного усиления конкурентной борьбы руководителям и собственникам организаций приходится более детально рассматривать все статьи расходов с целью максимизации прибыли и минимизации налогооблагаемой базы. В этой связи к нематериальным активам следует отнести и те ресурсы, которые формируют систему управления (СУ) и систему производства (СП) любой организации. На эти ресурсы затрачиваются значительные денежные средства и интеллектуальный потенциал управленческого персонала. К ним относятся система знаний, профессионализм, информация, производственные и личные связи, умения, навыки и опыт — это добавочная интеллектуальная собственность организации к типовому набору нематериальных активов. В целом эта совокупность представляет расширенный набор нематериальных активов организации (рис. 3.11).
Стоимость расширенного набора нематериальных активов может на несколько порядков превышать стоимость не только типового набора нематериальных активов, но и основных средств, рассчитанных по обычной методике бухгалтерского учета, например, для малых наукоемких организаций. В любом случае под стоимость добавочной части набора нематериальных активов можно выпускать акции, которые при профессиональном подходе к распространению принесут дополнительные ресурсы в виде инвестиций для организации.
Типовой набор нематериальных активов характеризует организацию как простого производителя, а расширенный набор — как бизнес
Рис. 3.11 Структура нематериальных активов
Реальное существование расширенного набора нематериальных активов хорошо просматривается на обобщенной экономической схеме расширенного воспроизводства (3.6):
где Д — первоначальный капитал (Д1 + Д2), Т — приобретенный на него товар (Т1) и нематериальные активы (Т2); Пр — производство нового товара (Пp1) и новых нематериальных активов (Пр 2); Т' — созданный товар (Т1') и новый набор нематериальных активов (Т '2) с дополнительными потребительными свойствами, Д ' — новая стоимость товара (Д1') и нематериальных активов (Д2').
Содержание составляющих данной схемы Т и Т' определяют активы организации либо как имущественный комплекс (при типовом наборе нематериальных активов), либо как комплекс бизнеса (при расширенном наборе). Задача заключается в том, чтобы оценить стоимость и ликвидность имеющихся, но находящихся в тени конкретных знаний, профессионализма, информации, связей, умений, навыков и опыта. Для решения этой задачи требуется:
а) провести учет ресурсов СУ и СП, входящих в состав нематериальных активов,
б) методом экспертных оценок определить стоимость этих ресурсов,
в) провести ревизию статей бухгалтерского учета для выделения этих стоимостей из следующих статей:
37Принципы статической и динамической организаций
24.12.2011, 19:09 | |
Организация рассматривается как социальная система, которая реализует себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний. Организация как любая материальная система проходит все этапы жизненного цикла или их часть. Этапы можно объединить в две группы. Статическая группа включает: порог нечувствительности и ликвидации. Организацию, находящуюся в этой группе, называют статической. В такой организации внутренние и внешние отношения рассматриваются в отрыве от их развития. Динамическая группа включает: внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад и крах. Организацию, находящуюся в данной группе, называют динамической. В такой организации преобладают координирующие действия. Принципы статической и динамической организации. Принципы приоритета: – принцип приоритета цели: в системе «цель – задача – функция» наивысший приоритет имеет цель, затем задача и далее функция; – принцип приоритета функций над структурой при создании организаций: создание новых организаций осуществляется для реализации определенного набора целей. Каждая цель реализуется набором задач, которые группируются по общности, и для этих групп формируется набор функций; – принцип приоритета структур над функциями в действующих организациях: в реально действующих организациях со временем отлаживаются взаимосвязи между элементами структуры, лишние постепенно отмирают, а недостающие постепенно появляются; – принцип приоритета субъекта управления над объектом при создании структурного подразделения: при создании организации собственник должен подбирать под себя персонал, выпускаемую продукцию, местоположение организаций; – принцип приоритета объекта управления над субъектом: руководители и главные специалисты должны подбираться под конкретные структурные подразделения с учетом их совместимости. Принципы соответствия: – принцип соответствия между поставленными целями и выделенными ресурсами: каждой цели должен соответствовать набор материальных, финансовых и кадровых ресурсов, призванных обеспечить выполнение набора задач; – принцип соответствия распорядительства и подчинения: у каждого работника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных. Не допускается ситуация, когда подчиненный по другим каналам является линейным руководителем своего руководителя; – принцип соответствия эффективности производства и экономичности: для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью и затратами. Увеличение эффективности всегда связано с увеличением качества изделий, а это, в свою очередь, приводит к увеличению затрат; – принцип ритмичности: производственные и информационные процессы должны идти равномерно по заранее заданным временным интервалам; – принцип пропорциональности: производственные и информационные процессы должны идти по графику, чтобы не было простоев и затоваривания; – принцип синхронизации: среди производственных и информационных процессов необходимо выделить постоянный или временный центр синхронизации, под который должна подстраиваться работа других подразделений. |
38Принципы рационализации
24.12.2011, 19:10 | |
В любой организации постоянно происходят различного рода изменения либо по инициативе руководства, либо по инициативе ряда работников, либо по стечению обстоятельств. Проводником таких изменений является человек как на уровне разработки решения, так на уровне исполнения. Изменения в организации – объективный процесс и регулируется законом единства анализа и синтеза. Принципы рационализации формируют механизм таких преобразований. Этот механизм включает технологию консультационной деятельности, социологическую и психологическую палитры восприятия перемен организацией, самоорганизацию работников в форме кружков качества. Существует три типа организации мыслительной деятельности человека: рационализм, иррационализм и сенсуализм. Рационализм – усовершенствование, формирование более целесообразной организации чего-либо, принятие решений по ранее разработанным алгоритмам, правилам, законам. Иррационализм – это познание реальности через аспекты духовной жизни человека: волю, интуицию, инстинкт, озарение. Оно характеризуется постоянными сомнениями в правильности принятых решений и возможных результатах. Сенсуализм – это познание реальности только через восприятие, чувство, ощущение. Рационализация как процесс должна привести к новому состоянию организации, к новой результативности, к достижению максимально возможного уровня эффективности при существующих в данный момент экономических условиях. Результативность имеет семь составляющих: 1) удовлетворенность потребителя; 2) настроение и подготовка работников; 3) внутренняя производительность; 4) нововведения; 5) подготовка и результативность руководства; 6) операционная (финансовая) смета; 7) социальная ответственность. Результативность организационной системы характеризуется действенностью и экономичностью затрат, прибыльностью, качеством трудовой жизни и внедрением новшеств. Действенность определяется достижением заданного уровня трех критериев: качества, количества и своевременности. Причем качество – это степень соответствия организационной системы внутренним требованиям организации. Качество трудовой жизни – величина субъективная и определяется реакцией работников на социально-технические аспекты в организации. Выделяют три уровня качества трудовой жизни: высокий, средний и низкий. Высокий уровень качества жизни создает условия спокойного, уверенного труда персонала, однако в условиях рыночной экономики это может привести к застою в развитии организационной системы. Низкий уровень формирует сильную озабоченность персонала, что может помешать его производительному труду. Внедрение новшеств – величина субъективная и определяется способностью организации реагировать на внешние и внутренние нововведения в технической и социальной областях. Реализация рационализма проявляется в стремлении к переменам в деятельности организаций. Результатом работы по консультации фирм является разработка решений в форме набора проектов, направленных на совершенствование деятельности организации. |
39Проектирование организационных систем
11.09.2011, 19:41 | |
Проектирование организационной системы представляет собой процесс создания прообраза будущей организации. Оно должно включать в себя не только описание организации на начальный момент ее существования, но и прогноз ее дальнейшего развития. Особое место в этом процессе отводится формированию организационной структуры. Процессы проектирования организационных систем неразрывно связаны с необходимостью корректировки структур уже действующих организаций. Процесс организационного проектирования состоит в последовательном сближении рациональной структуры управления с ее эталонной моделью. Важно то, что этот процесс происходит не только на этапе создания организации, но и после начала ее работы. При этом методы проектирования позволяют осуществлять оценку и выбор наиболее эффективных вариантов организационных решений, один из которых может быть принят к практической реализации. Особое значение при проектировании организационной системы имеет влияние внешней среды на построение организации и система связей элементов структуры с элементами внешней среды. Одним из главных недостатков, применявшихся методик проектирования организационных структур управления, является их функциональная ориентация, строгая регламентация процессов управления, а не их результатов. В условиях рыночных отношений состав и содержание функций управления меняются. Поэтому важным условием при проектировании организационной структуры являются цели и взаимосвязи различных звеньев системы управления. Процесс формирования организационных структур включает следующие стадии: 1. Формирование общей структурной схемы аппарата управления определяет главные характеристики организации; направления, по которым должно осуществляться детальное проектирование как организационной структуры, так и внутриорганизационного экономического механизма, способов переработки информации, кадрового обеспечения.. 2. Разработка состава основных подразделений и связей между ними. Этот этап предусматривает реализацию организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно-целевым блокам, но и по самостоятельным (базовым) подразделениям аппарата управления; распределение конкретных задач между ними; построение внутриорганизационных связей. 3. Регламентация организационной структуры предполагает определение количественных характеристик аппарата управления; перечень процедур управленческой деятельности; определение состава внутренних элементов базовых подразделений; определение проектной численности подразделений, трудоемкости основных видов работ, состав исполнителей, распределение работ между исполнителями, установление ответственности за их выполнение и т.д. Проектирование организационных структур управления осуществляется на основе следующих методов: 1. Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными организационными характеристиками по отношению к проектируемой организации (целями, технологией, спецификой, размерами и т. д.). К методу аналогии относится разработка типовых структур управления, а также определение границ и условий их применения. 2. Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации силами квалифицированных специалистов, с привлечением руководителей, что позволяет выявлять специфические особенности проблем и «узкие места» в работе аппарата управления. 3. Структуризация целей предусматривает выработку системы целей и подцелей организации, включая их количественную и качественную формулировку и последующий анализ организационных структур с позиций их соответствия системе целей. 4. Организационное моделирование представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений (моделей) распределения полномочий и ответственности в организации. Для проектирования организационных структур новых организаций преимущественно используются формально-аналитические методы и модели. Для совершенствования действующих организаций – методы диагностических обследований и экспертного изучения организационной системы. |
40 Ауди́т (от лат. audit — слушает) или ауди́торская прове́рка — процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта. Чаще всего термин употребляется применительно к проверке бухгалтерской отчётности организаций с целью выражения мнения о её достоверности.
2.1. ЦЕЛИ АУДИТА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
Аудит финансовой отчетности стал для российских предприятий обычной практикой.
Сейчас в результатах аудита заинтересованы не только собственники, но и сам экономический субъект как самостоятельная хозяйствующая единица.
Нормальное развитие предприятия зачастую невозможно без привлечения средств инвесторов, получения ссуд от кредитных организаций и т.п.
Бухгалтерская отчетность стала своеобразным языком бизнеса, основным источником информации о финансовом и имущественном положении предприятия.
Самый дорогой товар - информация, на основе которой заинтересованные пользователи могут принимать правильные решения. Для того чтобы информация была полноценной, пользователь должен быть уверен в достоверности данных бухгалтерской отчетности.
Можно сказать, что объективная необходимость вызывает потребность в создании института специалистов, квалификация которых соответствует определенной системе критериев и чье мнение может служить своеобразным гарантом достоверности информации. Этот институт и представляет независимый аудит.
2.1.1. ДЛЯ ЧЕГО И ДЛЯ КОГО НУЖЕН АУДИТ?
Основным нормативным документам, регламентирующим деятельность аудиторских организаций, является Федеральный закон N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", в соответствии с которым аудит определен как предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать, базирующиеся на этих выводах, обоснованные решения.
У любой организации как у субъекта частной хозяйственной деятельности всегда имеются собственники (владельцы), директор, бухгалтер, кредиторы и дебиторы.
Собственник, доверяя управление предприятием директору, рассчитывает на определенный доход от деятельности предприятия. Размер такого дохода напрямую зависит от результатов деятельности предприятия, который отражается в его бухгалтерской (финансовой) отчетности. От достоверности данных, отраженных в отчетности, зависит размер дохода, на который может рассчитывать собственник при распределении прибыли. Таким образом, собственник является первым лицом, заинтересованным в достоверности показателей бухгалтерской отчетности предприятия.
Директор, осуществляя управление предприятием, имеет свой интерес в достоверности показателей бухгалтерской отчетности. Во-первых, директору необходимо показать собственнику, что работает он эффективно и на благо последнего. Во-вторых, отчетность он составляет не самостоятельно, а при участии главного бухгалтера, контроль за правильностью действий которого никогда не бывает лишним. В-третьих, директор желает удостовериться в отсутствии каких-либо хозяйственных и налоговых рисков у вверенного ему предприятия. Таким образом, руководитель предприятия также является лицом, заинтересованном в проведении аудита.
Бухгалтер имеет свой интерес в проведении аудиторской проверки. Действующее налоговое и бухгалтерское законодательство настолько сложно и динамично, что на протяжении всего финансового года бухгалтеру приходится не только управляться с текущими проблемами учета, но и постоянно принимать решения по нестандартным ситуациям, требующим глубокого анализа и проработки. Возможно, что некоторые решения были приняты слишком поспешно, а времени вернуться назад и еще раз все обдумать уже нет. К тому же никогда не помешает проконтролировать с помощью аудиторов, как работают рядовые сотрудники бухгалтерии па своих участках.
Кредиторы - тоже одни из заинтересованных в проведении аудиторской проверки лиц. Кредиторам необходимо достоверно знать, могут ли они вкладывать свои средства в предприятие или пет? Какая отдача на вложенный капитал может их ожидать? Насколько эффективно управление предприятием? Каковы перспективы развития? Нет ли "подводных камней" на пути следования предприятия? Ответы на эти вопросы кредиторы могут почерпнуть из показателей бухгалтерской отчетности, достоверность которой может подтвердить только квалифицированный аудитор.
Сущность аудита, его цели, задачи и функции. Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мне ния о достоверности такой отчетности. В соответствии с ФЗ-307 целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц. Задачи аудита вытекают из основной цели. Так, аудит направлен: на проверку и подтвержде ние достоверности показателей отчетов; на контроль соблюдения нормативных документов, регулирующих правила составления отчетности и ведения учета, метод ологию оценки активов, обязательств и собственного капитала; на проверку полноты, достоверности и точно сти отражения в отчетности и учете доходов, расходов и финансовых результатов деятельности организации за проверяемый период;на выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных сре дств, финансовых резервов и заемных источников. Осн овная цель аудита (проверка достоверности финансо вой отчетности) может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов. Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом бухгалтерской (финансовой) отчетность не содержит существенных искажений.
. Внешний и внутренний контроль качества аудита. Различают два уровня контроля качества аудита: внеш ний и внутренний. На каждом уровне осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль. Внешний уровень контроля обеспечивается проверкой уровня профессиональных аудиторов. Предваритель ный внешний контроль осуществляется путем сдачи пр етендентами квалификационных экзаменов на право за нятия аудиторской деятельностью, текущий и послед ующий - путем постоянного надзора за деятельностью аудиторов и аудиторских организаций. Внутренний контроль должен быть организован внутри аудиторск их фирм, поэтому он называется также внутрифирмен ным. Система контроля качества для разных аудиторс ких организаций может быть различна. Внутреннее сод ержание, затраты на функционирование такой системы зависят от: размера аудиторской организации, ее специализации и организационной структуры; нал ичия филиалов и подразделений аудиторской орга низации и их пространственной удаленности; эко номической эффективности применяемой системы контроля качества.
Кроме того, система контроля качества работы аудито рской организации должна включать: соблюдение проф ессиональными сотрудниками аудиторской организа ции требований независимости, честности, объективн ости, конфиденциальности и профессиональной этики; укомплектование аудиторской организации профессии ональными сотрудниками, обладающими знаниями, ум ениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения ими своих обязанностей; поручение ауди торских заданий профессиональным сотрудникам, ква лификация которых соответствует особенностям этих заданий; выполнение всех видов работ в ходе аудита на основе направляющих указаний, текущего контроля и проверки работы таким образом, чтобы это отвечало необходимым требованиям качества; получение сотруд никами при недостатке опыта или знаний в конкретных обстоятельствах соответствующих консультаций как внутри аудиторской организации, так и вне ее; разрабо тку и применение в аудиторских организациях на осно ве процедуры подбора и отклонения клиентов.