Определение тематики курсового проекта

Тема курсового проекта задается студенту перед выходом на летнюю практику в семестре, предшествующему изучение дисциплины «Организационное проектирование систем управления». Она определяется соответствии с направлением на практику и возможностями и желанием студента. Задание на курсовое проектирование должно быть согласовано также с руководителем практики от предприятия и руководителем практики от вуза. Их мнение важно, так как именно он определяет возможность предоставления необходимого материала и консультаций по проекту.

В задание по курсовому проекту обычно закладывается вид деятельности студента: работа по образцу или поиск оптимального варианта решения из предложенных вариантов. В первом случае студент по принятому образцу разрабатывает конструкцию (технологический процесс); во втором – анализирует несколько предложенных вариантов и выбирает оптимальный. Выбор вида деятельности зависит от специфики базы практики, поставленной задачи, времени для курсового проекта и степени подготовленности студента.

При определении тематики курсового проекта важно сразу обозначить объект и предмет исследования, цели курсового проектирования.

Наиболее распространенными объектами курсового проектирования для студентов направления подгтовки «Государственного и муниципального управления» являются структурные подразделения органов государственной власти и местного самоуправления, муниципальные и государственные предприятия и учреждения. Предметом исследования могут быть организационные аспекты реализации конкретных функций управления (управление персоналом, управление организационными условиями деятельности, управление маркетингом и т. д.) и общих функций управления, выполнения различных типов управленческой деятельности (общее управление организацией, стратегическое управление). Предметом исследования могут стать также организационные аспекты управленческой информации, документооборота, численность и функциональное содержание деятельности сотрудников, система делегирования полномочий, управление процессами организационного развития.

Цель курсового проекта определяется исходя и необходимости теоретического обоснования и практических разработок организационных моделей различных видов и типов управленческой деятельности в системе государственного и муниципального управления, организационного оформления внутриорганизационных процессов, системы делегирования полномочий. Задачи курсового проекта определяются студентом исходя из заданных им этапов обоснования и построения организационной модели.

Наиболее сложным моментом при выборе темы является определение границ исследования. Масштаб изучаемого объекта может быть различным. Вся организация в целом или отдельные ее структурные компоненты – выбор за студентом и преподавателем. Все зависит от глубины исследования и определяется проблемой и целями проектирования. Важно помнить, что объект исследования в процессе изучения не должен дробиться более чем на 5-7 структурных компонентов. Например, если объектом исследования является вся организация в целом, то содержанием проектирования должны стать наиболее важные конкретные или общие функции управления в целом без дальнейшего их деления по процедурам и операциям. В этом же случае достаточно остановиться на проектировании целей организации. Эта работа уже сама по себе будет представлять самостоятельное исследование.

Сбор материала

Процесс сбора материала делится на два этапа. Первый этап: сбор эмпирического материала на базе практики.

Задание на производственную практику по сбору материала для курсового проекта включает следующие пункты:

-

Второй этап – знакомство с теоретическими разработками в области организационного проектирования. На этом этапе необходимо определить, на каком научно—исследовательском уровне находится изучение проблем управления организациями к классу или типу которых относится организация¸ выбранная для анализа и проектирования в рамках темы курсового проекта. Например, существуют крупные научные исследования посвященные проблемам эффективности системы управления крупных компаний, организаций в структуре государственного и муниципального управления, в отдельных отраслях производства и социальной сферы. На этапе сбора теоретического материала изучается нормативно-правовая среза, законодательство, в рамках которого действует организация, выбранная для исследования в курсовом проекте. Изучается с теоретической точки зрения предмет исследования.

Второй этап сбора материала заключается в знакомстве с данными о системе управления организацией, выбранной в рамках курсового проекта. Эти данные собираются путем изучения внутренней регламентирующей документацией аппарата управления организацией, личных бесед с сотрудниками и руководителями организации. Основная задача этого этапа собрать информацию, которая позволит описать систему управления конкретной организацией, выявить проблемы в системе управления и определить пути их решения.

3.3.Оформление теоретической части.

Теоретическая часть работы заключается в обосновании законов и принципов проектирования систем управления организациями. В ней затрагиваются вопросы развития теории организации как науки и организационного проектирования как деятельности по созданию эффективных систем управления организациями. Теоретическая часть должна отражать последние достижения организационной науки в области организационного проектирования систем управления организациями, законодательство, в рамках которого функционируют конкретные организации. Теоретическая часть как правило, состоит их 2-3 параграфов и демонстрирует глубину понимания автором курсового проекта проблем эффективности управления организациями в конкретной области хозяйственной деятельности, государственного и муниципального управления.

3.4. Оформление аналитической части.

Аналитическая часть включает диагностику системы управления организацией. Диагностика систем управления организациями проводиться по следующему плану, основные положения которого должны быть отражены в аналитической части:

-Анализ внутренней и внешней среды организации. Выявление миссии и целей организации

- Описание функционального содержания управленческой деятельности в организации и его информационного обеспечения.

- Анализ информационного обеспечения системы управления.

-Описание организационной структуры организации с выделением производственных и управленческих звеньев, и анализом численности управленческого персонала.

Аналитическая часть состоит из 3-4 х параграфов. Кроме текста она должна включать схемы и таблицы, отражающие основные результаты аналитической части:

- Матрицы внутренних и внешних потребностей организации

- Матрицы функционального содержания управленческой деятельности и его информационного обеспечения в виде документов. (Приложение 4)

- Организационная структура организации

- Оперограммы управленческих документов (Приложение 5)

- Схема информационных связей. (Приложение 6)

По согласованию в руководителем курсового проекта и с учетом специфики выбранного объекта проектирования список таблиц может быть дополнен или сокращен.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Наши рекомендации