Задачи оперативно-розыскной деятельности
Задачи оперативно-розыскной деятельности определены в Законе. Согласно ст. 2 Закона задачами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в России являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших граждан; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.
Выявление, предупреждение и пресечение преступлений как задача оперативно-розыскной деятельности в современных условиях считается одной из приоритетных, так как благодаря применению специальных сил, средств и методов, которые используются в оперативно-розыскной деятельности, появляется возможность не допустить совершения преступления, чтобы потом не затрачивать массу усилий на его раскрытие, а пресечь его и даже предотвратить замышляемое.
Задача выявления лиц, совершивших преступления, сводится к установлению преступников и их задержанию, когда это не удалось сразу же после совершения преступления. Совершив преступление, преступники стремятся скрыться, их своевременное выявление затруднительно, а порой и невозможно без проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Роль оперативно-розыскной деятельности в раскрытии таких преступлений заключается в проведении комплекса оперативно-розыскных мероприятий в сочетании со следственными действиями:
проводятся оперативно-розыскные мероприятия в местах вероятного появления лиц, совершивших преступление;
используются оперативно-розыскные информационные системы;
используется активное привлечение конфиденциальных сотрудников, а также населения к участию в получении информации о нераскрытых преступлениях;
используются возможности других служб органов внутренних дел.
Система предупредительных мер, осуществляемая оперативными аппаратами, складывается из профилактики и пресечения преступлений. Составными частями профилактики являются общая профилактика как выявление причин, порождающих преступность, и условий, им способствующих, и индивидуальная профилактика как выявление лиц, от которых можно ожидать совершения противоправных действий, а также принятие к ним мер воспитательного воздействия. Общая и индивидуальная профилактика тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Общая профилактика может состоять из серии мероприятий воспитательного характера или носить ярко выраженную направленность, например, на упорядочение хранения материальных ценностей и т.п. Индивидуальная профилактика проводится в отношении конкретного лица с целью удержать его от совершения противоправных поступков. При выявлении лиц, обнаруживающих преступные намерения, к ним принимают меры, затрудняющие реализацию таких намерений; как правило, они основываются на убеждении. Решение предупредительных задач оперативными аппаратами достигается путем воздействия на таких лиц с использованием оперативных возможностей, в условиях, когда профилактируемое лицо не подозревает о роли оперативных аппаратов, ведет себя пассивно и, оказавшись под воздействием конфиденциального сотрудника, сравнительно легко убеждается в необходимости отказа от преступных замыслов и действий.
К оперативно-розыскным действиям по пресечению преступлений относятся:
организация засад в предполагаемом месте совершения преступления;
установление наблюдения за проверяемыми и объектами, которым угрожает опасность;
подмена предмета преступного посягательства,(скажем, приведение оружия в негодность) и тому подобные действия.
Необходимость раскрытия преступления чаще всего наступает в силу несвоевременного поступления информации о замышляемых или подготавливаемых преступлениях или когда преступный замысел возникает внезапно и тут же реализуется в оконченное преступление. Раскрытие преступлений — сложная комплексная задача, решение которой достигается
деятельностью ряда служб органов внутренних дел; особое место среди них отводится следствию. Поэтому большинство оперативно-розыскных мероприятий проводится в сочетании с процессуальными действиями.
Говоря о сущности раскрытия преступлений с помощью оперативно-розыскных сил, средств и методов, следует помнить, что их правильное и тактически грамотное применение позволяет:
своевременно выявлять латентные преступления, которые в ряде случаев могли остаться неизвестными для органов внутренних дел; условия и причины, способствовавшие их совершению, и принимать меры комплексного (общесоциального и специального) характера по их устранению;
дополнительно устанавливать лиц, представляющих оперативный интерес для органов внутренних дел, проводить с ними работу в рамках той организационно-тактической формы оперативно-розыскной деятельности в какой они нуждаются.
Розыскная работа является логическим продолжением оперативно-розыскной деятельности по предупреждению и раскрытию преступлений. При этом имеется в виду, что розыскная работа охватывает как розыск преступников, т.е. конкретных обвиняемых, подсудимых и лиц, сбежавших из мест лишения свободы, так и розыск, имеющий своей целью обнаружение лиц, без вести пропавших и совершивших преступление, оставшееся нераскрытым. А кроме того — предупреждение уклонения преступников от привлечения к уголовной ответственности и отбывания наказания; обеспечение привлечения к уголовной ответственности осужденных лиц, местонахождение которых неизвестно; установление лиц, без вести пропавших.
Необходимость розыска лиц, без вести пропавших, и включение его в сферу оперативно-розыскной деятельности вызывается тем, что причины безвестного отсутствия нередко связаны с преступлениями. Поэтому проверка обстоятельств исчезновения людей требует проведения разведывательно-поисковых мероприятий.
Розыскная работа тесно связана с окончательным и полным раскрытием преступлений, обеспечением неотвратимости ответственности за содеянное. Преступники, скрывшиеся от правосудия, как правило, находятся на нелегальном положении, вокруг них формируются лица, подготавливающие и совершающие преступления. Зачастую именно они становятся организаторами преступных групп, действующих скрытно. Наличие лиц, находящихся в розыске, существенно определяет оперативную обстановку.
Многообразие ситуаций, с которыми приходится сталкиваться оперативным аппаратам в раскрытии преступлений, в свою очередь определяет соответствующее тактическое построение оперативно-розыскных мер.
Решая задачу обнаружения преступлений, оперативные аппараты проводят комплекс разведывательно-поисковых мер по установлению прежде всего таких преступных фактов, о которых правоохранительным органам неизвестно. Причины такой латентности могут быть самые различные — это нежелание сообщить в органы милиции в силу ложного стыда, например при изнасиловании, или в случаях кражи, вымогательства, когда жертва сама боится быть разоблаченной за совершенные ею же преступления.
Характерны в этом отношении оперативно-розыскные меры по обнаружению преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности. Длящаяся маскируемая преступная деятельность обусловлена рядом социально-экономических причин: коррупция, протекционизм и т.п., а также предпринимаемые меры со стороны лиц, подготавливающих и совершающих преступления, что существенно затрудняет действия оперативных служб.
Отличительным признаком для преступлений, совершаемых в условиях неочевидности, являются: растущая вооруженность преступников, формирование устойчивых преступных групп, техническая оснащенность и использование в целях маскировки преступных действий самых совершенных научных достижений, применение контрразведывательных мер по отношению к правоохранительным органам, тщательная подготовка к совершаемым преступлениям, коррумпированность чиновников, предательство отдельных сотрудников правоохранительных органов.
Наличие незарегистрированных (латентных) преступлений означает практическую безнаказанность лиц, совершающих преступления, что позволяет таким лицам вербовать в свою среду новых участников преступлений из числа несовершеннолетних, молодежи и т.п., а в целом — осложняет оперативную обстановку, затрудняет ее оценку.
Обнаружение таких преступлений, как правило, невозможно без использования конфиденциальных сотрудников, других оперативно-розыскных возможностей, включая оперативно-техническое проникновение в преступную среду.
Близкой к рассматриваемой задаче следует отнести и такую, как установление способов подготавливаемых или совершаемых преступлений.
По способу совершения преступления можно судить о степени опасности лиц, их подготавливающих или совершающих, о том, участвует в нем одно лицо или группа. Повторение или совпадение способов совершения преступлений, выявленных оперативными аппаратами, обеспечивает не только установление тенденций в преступности, но и раскрытие отдельных преступлений. Особенно важно выявить новые, ранее неизвестные способы, чтобы своевременно разработать тактические приемы их предупреждения и раскрытия. Таким образом, решение указанной задачи имеет важное значение и для организации борьбы с преступностью и в выборе тактического приема их раскрытия.
Решение задачи обеспечения успешного процессуального доказывания достигается посредством установления источников информации об обстоятельствах расследуемого преступления: установления свидетелей, обнаружения орудий преступления, определения наиболее целесообразного времени производства следственных действий, фиксации информации, могущей иметь доказательственное значение, и т.п.
Обеспечение возмещения нанесенного ущерба —задача, стоящая перед оперативными аппаратами во всех случаях, когда имеет место преступное завладение имуществом. Необходимость проведения оперативно-розыскных мероприятий в решении этой задачи возникает в связи с тем, что преступники, предвидя разоблачение, стремятся спрятать нажитое преступным путем, дабы воспользоваться им после отбытия наказания.
В чем же значение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в борьбе с преступностью?
Имеется возможность выявлять в результате ее осуществления латентные преступления, которые в ином случае могли остаться неизвестными, а также выявлять условия, способствующие совершению преступлений, принимать меры к их устранению.
Имеется возможность с помощью оперативно-розыскных мер своевременно выявлять лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, принять к ним соответствующие меры в целях склонения их к отказу от совершения преступлений.
Имеется возможность обнаружения скрывшихся преступников и разыскать лиц, пропавших без вести, когда гласными мерами сделать это невозможно.
В новой редакции закона «Об оперативно-розыскной деятельности» перечень ее задач расширен. В их число вошло обеспечение военной, экологической, экономической безопасности государства.
В отдельных комментариях указанной задачи встречается точка зрения о том, что она не входит в компетенцию органов внутренних дел и их оперативных аппаратов. С данной точкой зрения согласиться вряд ли можно в силу ряда причин, о которых речь пойдет ниже.
В системе органов МВД России существуют самостоятельные структурные подразделения, имеющие как оперативные подразделения, так и подразделения общественной безопасности. Причем они определены в качестве головных по решению отдельных задач, стоящих в целом перед МВД России. Так, подразделения по охране особо важных и режимных объектов определены головной службой, обеспечивающей взаимодействие оперативных аппаратов России по предотвращению, пресечению и раскрытию преступных посягательств на радиоактивные материалы стратегического значения, по выявлению и раскрытию преступлений, связанных с хищениями оружия, боеприпасов, стратегического сырья и материалов. Подразделения, подчиненные ГУВДТ МВД РФ несут ответственность за организацию оперативно-розыскной деятельности по обеспечению личной и общественной безопасности, защите собственности от противоправных посягательств, выявлению и раскрытию преступлений, розыску лиц, их совершивших, предотвращению и пресечению преступлений и других правонарушений на объектах железнодорожного, воздушного, водного транспорта, метрополитена.
Оперативные подразделения органов внутренних дел на транспорте и особо важных и режимных объектах с учетом особенности их функционирования, заключающейся в том, что они наряду с подразделениями службы безопасности, внешней разведки, таможенными подразделениями, обеспечивают мобилизационную готовность страны, экономическую и, отчасти, оборонную безопасность государства, свою деятельность должны строить исходя из приоритетности работы по недопущению совершения преступлений на территории их обслуживания.
Оперативно-профилактическая деятельность для данных подразделений, объединенных в службу криминальной милиции, — первична. Потом идет выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес как для органов милиции, так и службы безопасности, военной контрразведки и других структур, обеспечивающих государственную безопасность в различных ее аспектах. И только потом — раскрытие преступлений, совершенных на территории их обслуживания.
В связи с этим в качестве одной из важнейших задач, не обозначенной в законе, но имеющей огромное значение в силу наличия значительного числа субъектов оперативно-розыскной деятельности, выступает задача правильной организации взаимодействия между субъектами оперативно-розыскной деятельности в России.
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется, как известно, различными государственными органами, каждый из которых действует в рамках установленной законом процедуры и своей компетенции самостоятельно. В совокупности они образуют комплекс, нацеленный на сокращение преступности.
Наличие осознанных общих целей или совпадающих интересов имеет решающее значение для совместных действий людей. Следует иметь в виду, что, объединившись в силу каких-то своих интересов, имея, в связи с этим, намерения решать именно свою определенную проблему, люди вынуждены для этого решать уже общую задачу — добиваться чего-то такого, что непосредственно в их личные или ведомственные интересы не входит.
Именно в этом заключается одна из важнейших особенностей социальных структур: созданные с одной целью, они вынуждены решать и некоторые новые задачи, присущие в целом определенной системе. Исходя из этого, возможности системы шире, чем простая сумма возможностей составляющих ее элементов — структурных органов. Таким образом, ядром успешного функционирования различных учреждений по достижению ими общей цели является взаимодействие, которое предстает в данном случае в качестве одной из форм управления как направленного воздействия, осуществляемого для достижения конкретной цели.
А.Я.Сухарев, изучавший прошлый российский опыт борьбы с преступностью, а также зарубежные аналоги взаимодействия государственных и общественных структур (во многом, как он отмечает, заимствованных из прошлой российской правоохранительной практики), указывает на два поучительных обстоятельства:
координация, согласованное взаимодействие содержат большой организационный, профилактический, психологический потенциал, создавая объективные условия для умножения сил противодействия преступности, взаимного контроля субъектов координации, повышения их ответственности за поддержание правопорядка;
ни одно, даже самое богатое государство, субсидировавшее крупные вложения в программы борьбы с преступностью на базе оснащения судебных, полицейских органов, не и мело успеха без поддержки населения.
В настоящее время, ни практика, ни теория не располагают сложившейся системой форм взаимодействия. Вместе с тем можно выделить три основные формы взаимодействия: согласованная или совместная деятельность; инициативная деятельность; сотрудничество.
Продолжающееся обострение криминогенной обстановки, рост преступлений экстремистского характера, проявлений организованной преступности, появление новых, не прогнозируемых проблем в сфере правоохранительной деятельности, ведут к расширению круга задач, по сравнению со стоявшими ранее, которые призваны решать правоохранительные органы.
Одним из наиболее эффективных направлений по профилактике и раскрытию преступлений, защиты государственности в России является комплексное использование сил, средств и методов всех субъектов оперативно-розыскной деятельности в России, что обусловлено рядом причин, к главным из которых должно отнести следующие:
перед органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, стоят единые задачи в области борьбы с преступностью;
в процессе выполнения своих специфических функциональных обязанностей подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, могут добывать (и добывают) оперативную информацию, значимую для правоохранной деятельности других субъектов оперативно-розыскной деятельности;
источники оперативной информации могут находиться в среде, несвойственной, например, для подразделений криминальной милиции, и наоборот;
наряду с оперативными источниками органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, имеют различные информационные возможности и уровни допуска к информации, представляющей оперативный интерес для целей борьбы с преступностью;
каждый субъект оперативно-розыскной деятельности, особенно из числа органов, осуществляющих разведывательную и контрразведывательную деятельности, имеет различные возможности в техническом и агентурном проникновении в преступную среду;
оперативные сотрудники государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, разлипаются между собой по степени их компетенции в решении задач борьбы с преступностью, профессиональной подготовленности и целеустремленности в решении стоящих перед ними задач.
Принятие Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и предоставление права осуществлять ее ряду оперативных подразделений различной ведомственной принадлежности, а также единство задач оперативно-розыскной деятельности, стоящих перед ними, актуализирует для подразделений криминальной милиции (КМ) вопросы организации внешнего взаимодействия между этими субъектами.
Вместе с тем следует отметить, что несмотря на несомненную теоретическую и практическую значимость этого вопроса, комплексных исследований проблем, посвященных организации и тактике их взаимодействия не проводилось, что во многом явилось причиной дублирования и отсутствия координации в действиях правоохранительных органов; например, при урегулировании ситуации на Северном Кавказе в условиях межнационального конфликта. На данное обстоятельство было обращено внимание Президентом РФ на заседании Совета безопасности.
Разрозненные усилия в борьбе с преступностью никогда не приводили к положительным результатам. Только комплексное использование всех сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности всех государственных органов способно повлиять на ход этой многогранной работы.
Одновременно следует отметить, что взаимодействие подразделений криминальной милиции с другими субъектами оперативно-розыскной деятельности предусматривает в качестве конечной цели их совместной деятельности недопущение преступлений посредством осуществления оперативно-профилактических и оперативно-розыскных мероприятий на стадии их замысла и, как правило, приготовления. При этом органы, участвующие в процессе взаимодействия, осуществляют только те функции и решают те задач и, какие определены им правовыми актами, т.е. выполняют частные задач и. Но решение их необходимо для успешной борьбы с преступностью в России в целом.
В наиболее общем виде направления внешнего взаимодействия, включая оперативно-профилактическое, обозначены применительно к деятельности органов внутренних дел. Согласно Положению о Министерстве внутренних дел Российской Федерации органы внутренних дел наряду со многими функциями решают также следующие задачи:
осуществляют меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, незаконными вооруженными формированиями;
участвуют в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, контрабандой, охране государственной границы России, обеспечению безопасности России, безопасности представительств иностранных государств на территории России, защите сведений, составляющих государственную тайну;
участвуют в организации территориальной обороны России, организуют совместные действия с вооруженными силами по осуществлению обороны России;
организуют по согласованию с Федеральной службой безопасности России систему обеспечения собственной безопасности;
осуществляют справочно-информационное обслуживание заинтересованных государственных органов.
В связи с принятием России и Международную организацию уголовной полиции и созданием в структуре криминальной милиции НЦБ Интерпола на органы внутренних дел возложены дополнительные функции, которые они осуществляют во взаимодействии с правоохранительными и иными государственными органами России.
На органы Федеральной службы безопасности согласно закону возлагается в целом борьба с преступностью. Причем хотя закон и оговаривает, что борьба с преступностью ведется только по тем преступлениям, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законом к ведению этой службы, но он же дает право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению пресечению и раскрытию преступлений, связанных с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабанды, т.е. тех преступлений прерогатива раскрытия которых, а уж, тем более, проведение оперативно-розыскных и оперативно-профилактических мероприятий принадлежит не только органам службы безопасности и подразделениям криминальной милиции, но и другим правоохранительным органам —субъектам оперативно-розыскной деятельности.
Вместе с тем, этот же закон обязывает органы федеральной службы безопасности: разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп; обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность субъектов оперативно-розыскной деятельности, объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи; обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории России; участвовать в пределах своих полномочий совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий.
Органы федеральной безопасности вправе осуществлять проникновение в преступные группы.
Следующая государственная организация, с кем подразделениям криминальной милиции, особенно по линии экономической преступности, приходится контактировать в области оперативно-розыскной деятельности, являются оперативные подразделения налоговой полиции. И хотя федеральный закон, регламентирующий их деятельность, в целом не указывает направления взаимодействия налоговой полиции с другими субъектами оперативно-розыскной деятельности, ссылки на то, что они проводят оперативно-розыскные мероприятия в целях выявления и пресечения налоговых преступлений, розыск лиц, их совершивших, или подозреваемых в их совершении, а также принимают меры по возмещению нанесенного ущерба государству, достаточно для определения общих точек соприкосновения в их деятельности.
Органы государственной охраны осуществляют взаимодействие с органами внутренних дел, их подразделениями в решении стоящих перед ними задач по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов.
К основным задачам федеральных органов государственной охраны отнесено: участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом; выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах.
Вместе с тем, являясь субъектом оперативно-розыскной деятельности, федеральные органы государственной охраны организуют в пределах своих полномочий взаимодействие государственных органов обеспечения безопасности и осуществляют координацию их деятельности в сфере государственной охраны.
Определенные полномочия органы внутренних дел имеют и по охране государственной границы. Естественно, эти полномочия реализуются в совместной деятельности органов государственной власти и управления, в том числе и субъектов оперативно-розыскной деятельности. К основным из них, которые могут реализовываться с помощью мер оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел следует, отнести:
оказание содействия Пограничным войскам в проведении мероприятий по охране государственной границы, борьбе с нелегальной деятельностью, розыске лиц, нарушивших режим государственной границы, в выяснении и проверке обстоятельств правонарушений граждан, задержанных в административном или уголовно-процессуальном порядке;
информирование Пограничных войск о состоянии преступности в приграничных районах России, выявленных противоправных действиях, преступных группах и лицах, имеющих противоправные устремления в отношении государственной границы и Пограничных войск;
обеспечение правопорядка в приграничных районах при возникновении чрезвычайных ситуаций, введении режима чрезвычайного положения;
совместное с Пограничными войсками участие в правовом воспитании населения приграничных районов России, профилактике правонарушений на государственной границе и в пунктах пропуска через нее.
В свою очередь, на Федеральную пограничную службу возложена задача по обеспечению взаимодействия с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность.
Органы внешней разведки, имея своей целью, в том числе, содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности России, а также оказание содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности России, также могут найти общие интересы с подразделениями криминальной милиции, например, в сфере оперативного прогнозирования — новом направлении деятельности для оперативных подразделений органов внутренних дел.
Анализ правовых актов позволяет выделить в общем виде первоочередные задачи взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. К ним, на наш взгляд, следует отнести охрану конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств; прав и свобод человека и гражданина; собственности; общественного порядка и общественной безопасности; окружающей среды; обеспечение мира и безопасности человечества; предупреждение преступлений.
Решение указанных задач призвано обеспечить безопасность наиболее значимых для государства ценностей. Этот факт обусловливает первоочередность проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на недопущение нарушения этих ценностей, то есть на безусловное проведение профилактических мероприятий с помощью сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности.
Первоочередные совместные усилия необходимо направить:
на защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, институтов государственной власти;
на выполнение поручений Президента РФ, Федеральных программ, межрегиональных и региональных планов оперативно-профилактических мероприятий по борьбе с преступностью;
на борьбу с терроризмом, организованной преступностью, носящей межрегиональный и транснациональны и характер, коррупцией, деятельностью незаконных вооруженных формирований, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств;
на предотвращение затрагивающих национальные интересы преступлений в сфере государственных и зарубежных инвестиций, приватизации, конверсии, оборота стратегического сырья и драгметаллов, а также связанных с банковской деятельностью и рынком ценных бумаг;
на обеспечение сохранности сведений, отнесенных к государственной тайне, безопасности объектов атомного и военно-промышленного комплексов, других стратегически важных объектов, объектов жизнеобеспечения, транспорта и связи, недопущение незаконного распространения ядерных материалов и технологий;
на обеспечение безопасности представительств иностранных государств на территории РФ;
на обеспечение безопасности проводимых в стране важных общественно-политических мероприятий;
на розыск лиц, совершивших особо тяжкие и тяжкие преступления, имеющие большой общественный резонанс;
на обеспечение надежного контроля за соблюдением режима въезда в Российскую Федерацию, выезда из нее, пребывания в стране иностранных граждан и лиц без гражданства, а также за их миграцией;
на обеспечение собственной безопасности.
Такой подход позволяет в качестве основных направлений взаимодействия определить следующие:
совместное проведение операции по предупреждению, пресечению и раскрытию: а) особо тяжких и тяжких преступлений, б) преступлений, повлекших за собой большой общественный резонанс;
обезвреживание преступных структур межрегионального и транснационального характера;
использование во взаимных интересах сил и средств органов ФСБ и внутренних дел, в том числе оперативно-поисковых, оперативно-технических подразделений, а также возможностей и каналов НЦБ Интерпола в России, деловых связей с зарубежными спецслужбами и полицейскими органами;
обмен оперативно-розыскной, агентурно-оперативной, оперативно-справочной и криминалистической информацией о замышляемых, совершаемых или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах, в том числе, находящихся в местах лишения свободы. В случае необходимости проведение по ним необходимых первоначальных оперативно-следственных мероприятий с последующей передачей уголовного дела (всех материалов) по подследственности (подведомственности);
совместный анализ оперативной обстановки в целом по стране, а также отдельно в районах страны (где нарушается конституционная законность), состояния межрегиональной и транснациональной преступности;
разработка на основе анализа оперативной обстановки совместных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, отнесенных к компетенции взаимодействующих сторон;
прогнозирование тенденций развития криминогенной обстановки в целом по стране, а также отдельно по регионам с неблагоприятной криминогенной обстановкой и выработка совместных адекватных мер реагирования, создание в этих целях межведомственных аналитических групп;
обмен опытом работы по подготовке кадров, проведение совместных учений и тренировок личного состава;
совместная разработка проектов законодательных актов и согласование усилий по совершенствованию нормативно-правовой базы оперативно-розыскной деятельности;
совместные научные исследования, обмен опытом оперативной, научно-исследовательской работы и учебно-методической деятельности, издание совместной научно-исследовательской и научно-методической литературы.