Анализ финансового положения предприятия
Тема 10. Планирование финансов
1. Цели, задачи финансового планирования
2. Содержание финансового плана
3. Методика разработки финансового плана
1.
Финансовый план предприятия – это документ, отражающий объем поступлений и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период.
Финансовый план упорядочивает отношения между субъектами хозяйствования, позволяет заранее предвидеть финансовые результаты деятельности предприятия и так организовать движение финансовых потоков, чтобы они служили достижению целей, предусмотренных стратегическим и тактическим планами.
Цель финансового планирования – сбалансировать намечаемые расходы предприятия с финансовыми возможностями.
В процессе финансового планирования решаются следующие задачи:
• определяются источники и размеры собственных финансовых ресурсов предприятия (прибыль, амортизационные отчисления, устойчивые пассивы и др.);
• принимаются решения о необходимости привлечения внешних финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов, займов;
• определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах, устанавливаются оптимальные для конкретной ситуации пропорции распределения ресурсов на внутрихозяйственные нужды или вложение их в другие предприятия и организации с целью получения дивидендов, процентов, прибыли;
• уточняется целесообразность и экономическая эффективность планируемых инвестиций;
• выявляются резервы рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств в целях максимально возможного повышения эффективности производства, его рентабельности, получения прибыли;
• определяются финансовые взаимоотношения предприятия с государственным бюджетом, банками, вышестоящими организациями.
Финансовое планирование на предприятии осуществляется планово-экономическим и финансовым отделами. Самостоятельные финансовые отделы (управления) создаются, как правило, на крупных и средних предприятиях. В состав отдела могут входить подразделения (сектор, бюро, группа) финансового планирования, анализа финансово-хозяйственной деятельности, организации расчетов, инкассации, кассовых операций и др.
2.
Финансовый план предприятия составляется в виде баланса доходов и расходов, а также расчетных форм для определения статей баланса.
Баланс доходов и расходов состоит из следующих разделов:
• доходы и поступления средств;
• расходы и отчисления средств;
• платежи в бюджет;
• ассигнования из бюджета.
Структура финансового плана приведена в таблице 1.
Финансовый план составляется на основе следующих данных:
• фактических данных бухгалтерского баланса на 1-е число планируемого периода, а также за 2-3 года, предшествующих планируемому периоду; .
• показателей плана производства и реализации продукции;
• сметы затрат на производство или свода расходов предприятия на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг;
• сметы затрат на содержание объектов социальной и культурно-бытовой сферы предприятия,
• данных об объемах планируемых инвестиций и капитальных вложений;
• сведений о движении основных фондов и оборотных средств;
• расчетов отпускных цен;
• норм амортизационных отчислений;
• нормативов собственных оборотных средств;
• ставок платежей в бюджет и отчислений во внебюджетные фонды;
• лимитов расходов по отдельным статьям, например на фирменную одежду, представительские и командировочные расходы, плата за выбросы вредных веществ в окружающую среду;
• результатов анализа выполнения плана за предшествующий период;
Таблица 1 Баланс доходов и расходов (финансовый план) по предприятию на г., тыс. р.
|
• условий расчетов с покупателями продукции, поставщиками материальных ресурсов, с банком по ссудам, с бюджетом по налогам.
3.
Окончание табл. 1
|
Алгоритм составления финансового плана включает следующие этапы:
1.анализ финансового положения предприятия;
2.планирование доходов и поступлений;
3.планирование расходов и отчислений;
4.проверку финансового плана (баланс доходов и расходов).
Анализ финансового положения предприятия
В процессе финансового анализа исследуются:
• наличие, состав и структура средств предприятия, причины и последствия их изменения; наличие, состав и структура источников средств предприятия, причины и последствия их изменения;
• состояние, структура и динамика изменения долгосрочных активов;
• дебиторская задолженность;
• эффективность использования средств.
В конечном счете такой анализ должен позволить прогнозирование возможных финансовых результатов исходя из реальных условий хозяйственной деятельности в планируемом периоде.
Основным источником информации для анализа финансового положения предприятия является бухгалтерский баланс, формы бухгалтерской отчетности: «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2); «Приложение к балансу предприятия» (форма № 3); а также данные текущего учета.
Планирование доходов и поступлений
Планирование доходов и поступлений средств осуществляется на основе расчетов движения денежных потоков предприятия на планируемый период. Расчет планового движения денежных средств в планируемом периоде имеет целью обеспечить контроль за денежными потоками предприятия в ходе осуществления им хозяйственной деятельности. Денежные потоки позволяют определять и планировать размеры избытка или недостатка денежных средств, определять на этой основе размеры привлечения в оборот кредитных ресурсов, а также сроки и суммы их погашения, выплаты процентов по кредитам.
Источниками доходов и поступлений средств предприятия являются:
• прибыль от производственно-хозяйственной деятельности;
• амортизационные отчисления;
• устойчивые пассивы (кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении предприятия);
• средства от продажи ценных бумаг, финансовых операций с временно свободной денежной массой;
• паевые, членские взносы членов трудового коллектива, юридических и физических лиц;
• долгосрочные банковские кредиты;
• займы;
• пожертвования и благотворительные взносы;
• поступления от долевого участия в строительстве;
• финансовые ресурсы, мобилизуемые в процессе строительства (плановые накопления по работам, выполняемым хозяйственным способом), а также мероприятия по снижению себестоимости этих работ, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве.
Планирование расходов и отчислений
Расходы и отчисления предприятия в плановом году составляют раздел 2 финансового плана.
В расходной части финансового плана предусматриваются следующие статьи расходов:
· отчисления в фонд накопления,
· фонд потребления,
· резервный фонд,
· на благотворительные цели;
· платежи в бюджет;
· прочие расходы;
Таким образом, в данном разделе финансового плана отражаются только те расходы предприятия, которые связаны с расширением и развитием производства, удовлетворением социально-культурных и бытовых потребностей трудового коллектива, прочие расходы, финансируемые за счет прибыли и других финансовых ресурсов предприятия.
Конкретные направления и пропорции использования финансовых ресурсов предприятие определяет самостоятельно. Это является результатом стратегического планирования. Законодательство регламентирует только ту часть прибыли, которая должна направляться в государственный бюджет в виде налогов и платежей.
Для эффективного функционирования на принципах коммерческого расчета, проведения сбалансированной стратегии и тактики в условиях рыночной экономики предприятие должно иметь три фонда:
• фонд накопления;
• фонд потребления;
• резервный (страховой) фонд.
Фонд накопления предназначен для:
• финансирования капитальных вложений; прироста собственных оборотных средств; научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
• уплаты процентов по долгосрочным кредитам.
Фонд потребления предусматривает покрытие следующих расходов:
• вознаграждение трудового коллектива по итогам работы за год;
• оказание единовременной помощи членам трудового коллектива;
• премирование работников за выполнение особо важных производственных заданий;
• культурно-бытовое обслуживание работников предприятия;
• строительство и капитальный ремонт жилых домов, детских и спортивно-культурных учреждений;
• дотации на питание членам трудового коллектива и др.
Соотношение между этими фондами предприятие устанавливает самостоятельно. Однако хозяйственная практика свидетельствует, что наиболее оптимальным соотношением между ними будет следующее: фонд накопления — 60%; фонд потребления — 40%.
Резервный фонд (страховой) предназначен для компенсации недополучения доходов от предпринимательской деятельности вследствие наступления факторов риска. Эти средства могут быть направлены на корректировку параметров проекта в случае, если его реализация в силу различных причин идет не по намеченному плану.
Платежи в бюджет. В финансовом плане предприятия отражаются только те платежи в бюджет, источником которых является прибыль. К ним относятся: налог на имущество; налог на прибыль. Все другие платежи в бюджет, страховые выплаты в плане отражаются за балансом «Справочно». Расчеты сумм налогов, подлежащих перечислению в бюджет, выполняются в соответствии с действующими методическими рекомендациями Государственного налоговой инспекции.
Проверка финансового плана
Назначение данной процедуры состоит в том, чтобы по каждой статье затрат определить источники финансирования и распределить доходы по направлениям. Баланс доходов и расходов предприятия осуществляется по принципу: на покрытие расходов в первую очередь направляются собственные доходы. При этом учитывается целевое использование доходов и очередность их направления по статьям затрат. При недостатке собственных средств расходы могут покрываться кредитами банка или другими заемными ресурсами.