Управление дебиторской задолженностью
Упр-ие ДЗ важно по след.причинам: получение платежей от дебиторов явл одним из осн источн-в поступления ср-в на п/п; неоднократное влияние инфл-и на разл группы товаров усложняют координацию м/у пол-кой в обл-и закупок и пол-кой продаж, что придает доп значение определению коэф-ов инкассации и внедрению эфф-х процедур инкассации; учет реальных издержек или выгод от принимаемых кредит-х решений м испол-ся как инструмент расширения продаж и повышения оборачив-и А. Факторы, влияющие на уровень ДЗ:
1. Оценка и классификация дебиторов в завис-ти от вида продукции, объема закупок, платежеспособности клиентов, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты.
2. Контроль расчета с дебиторами, оценка реального состояния ДЗ (выявление долгов и т.п.).
3. Анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффициента инкассации. Он пок-ет долю поступления ср-тв от реализации продукции по разл пер-дам. На его основе прогноз-ся поступление ден ср-тв.
Подходы к управлению ДЗ:
1. Сравнение дополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного фин-ия, с затратами и потерями, возникшими при изменении политики реализации продукции.
2. Сравнение и оптимизация величины и сроков ДЗ и КЗ. Оно проводится по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, дохода и расхода по инкассации.
Методы управления ДЗ:
1. Опр-ние пол-ки предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции.
2. Анализ и ранжирование покупателей в зав-сти объема закупок, истории кредитных отношений и условий оплаты.
3. Контроль расчетов с дебиторами по отсроченным или просроченным задолженностям.
4. Определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов.
5. Задание условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.
6. Прогнозирование поступления денежных средств с использованием коэф инкассации.
Приемы управления ДЗ:
- учет заказов оформления счетов и установление характера ДЗ;
- проведение АВС анализа дебиторов;
- анализ задолженности по видам продукции для определения невыгодных с точки зрения инкассации товаров;
- оценка реальной стоимости существующей ДЗ;
- уменьшение ДЗ на сумму безнадежных долгов (долги несуществующих уже п/п);
- контроль за соотношением ДЗ и КЗ, в т.ч. по периодам;
- определение конкретных размеров скидок при досрочной оплате;
- оценка возможности факторинга.
С целью максимизации притока денежных средств целесообразно разрабатывать договора с гибкими условиями сроков и формы оплаты:
1. Предоплата;
2. Частичная предоплата;
3. Передача на реализацию (самый опасный метод);
4. Выставление промежуточного счета (обеспечивает регулярный приток денежных средств по мере выполнения отдельных этапов работы и эффективен при долгосрочных контрактах);
5. Банковская гарантия;
6. Гибкое ценообразование (используется для защиты предприятия от инфляционных убытков). Гибкая цена может быть:
- привязана к общему индексу инфляции;
- зависеть от индекса инфляции для конкретных продуктов;
- учитывать фактический срок оплаты и прибыль от альтернативных денежных вложений.
Оборачиваемость дебиторской задолженности = выручка/ средн ДЗ
Средняя дебиторская задолженность = (ДЗ на нач пер-да+ ДЗ на конец пер-да)/ 2
Период погашения дебиторской задолженности = 360/ оборачиваемость ДЗ
Доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов = ДЗ/ тек А * 100
Средний срок оплаты отражает средне число дней, требуемое для взыскания ДЗ. Чем меньше этот пок-тель, тем быстрее ДЗ превращается в ден ср-ва. Повышается ликвидность О.С. п/п.
Эфф-т, полученный от инвестирования ср-тв в ДЗ:
Э = Р-С-L > 0, Р- доп прибыль п/п, полученная от увел-ния объемов реал продукции за счет предоставления кредита; С- тек издержки фирмы, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассации долга. L- сумма прямых фин.потерь от невозврата долга покупателем.