Как определить величину постоянных и переменных затрат
Эта информация является исходной для определения точки безубыточности. Если Вы не знаете какие затраты у Вас на предприятии переменные а какие постоянные это можно определить по бухгалтерской отчетности, для этого необходимо посмотреть бухучет по статьям расходов за определенный период, например год помесячно.
Постоянные затраты это затраты на оплату труда (если это оклады а не сдельная оплата и если Вы не меняли в этот период штатное расписание), аренда, возврат инвестиций, страховка (если таковая имеется), реклама, любые другие лимитированные расходы, включая закупки сырья, амортизация.
Переменные затраты будут меняться с ростом деловой активности предприятия (или с ростом производства) это могут быть затраты на производство, модернизацию или расширение бизнеса. Все зависит от специфики деятельности Вашего предприятия.
В качестве первого шага нужно будет просмотреть и разгруппировать по статьям расходов счета, которые являются главными накопителями расходов:
· 20 "Основное производство",
· 26 "Общехозяйственные расходы",
· 23 "Вспомогательные производства"
· 28 "Брак в производстве", возможно 25 счет и др.
Каждый бухгалтер ведет бухучет по своему, лучше просмотреть все счета, которые он использует для отражения расходов. Затем разгруппировать это по статьям расходов и сделать отчеты за каждый месяц в течение года.
Анализ безубыточности ЗАО "Арсенал" на 01.01.2009 г. Отчет сформирован автоматически с помощью программы ФинЭкАнализ (скачать или перейти на сайт разработчика) Анализ безубыточности позволяет определить: 1. Объем продаж, при котором предприятие может полностью покрыть общую сумму переменных и постоянных затрат. 2. Запас финансовой прочности, т.е. Насколько может снизиться объем продаж, прежде чем появится убыток 3. Операционный рычаг, который показывает, на сколько процентов изменится прибыль от продаж при изменении продаж на 1%. Таблица 1. Классификация затрат по отношению к объему производства | ||||
Показатель | за 2007 | за 2008 | ||
Постоянные | Переменные | Постоянные | Переменные | |
1. Материальные затраты | ||||
2. Затраты на оплату труда | ||||
2.1. Повременная | x | x | ||
2.2. Сдельная | x | x | ||
3. ЕСН, рассчитанный с использованием налоговой базы | ||||
3.1. Повременная | x | x | ||
3.2. Сдельная | x | x | ||
4. Амортизация | x | x | ||
5. Прочие | ||||
Итого: |
Таблица 2. Расчет точки безубыточности | |||
Показатель | за 2007 | за 2008 | изменение |
1. Всего затрат на производство | |||
2. Переменные затраты | |||
3. Постоянные затраты | |||
4. Объем продаж | |||
5. Уровень затрат, % | 80.33% | 78.74% | -1.59% |
6. Уровень переменных затрат, % | 65.54% | 66.37% | 0.83% |
7. Уровень постоянных затрат, % | 14.79% | 12.37% | -2.42% |
8. Прибыль от продаж | |||
9. Рентабельность продаж, % (п.8:п.4 х 100) | 11.25% | 10.26% | -0.99% |
10. Вклад покрытия (п.3+п.8) | |||
11. Коэф. Вклада покрытия (п.10:п.4) | 0.26 | 0.23 | -0.03 |
12. Точка безубыточности (п.3:п.11) | 194923.08 | 227030.43 | |
13. Запас финансовой прочности, % (п.4:п.12 х 100-100) | 75.85% | 86% | 10.15% |
14. Операционный рычаг | 0.005 | ||
На предприятии запас финансовой прочности за 2008 г. составлял 86%, а за 2007 г. он равнялся 75.85% - имеет место положительная тенденция. Теоретически, предприятие могло за 2008 г. снизить объем продаж до уровня 227030.43 тыс. руб., а за 2007 г. до уровня 194923.08 тыс. руб. - при этих объемах предприятие имело бы нулевую прибыль, т.е. могло бы только покрыть затраты на производство и реализацию продукции. Для увеличения прибыли на 1% предприятию необходимо увеличить объем продаж на 0.005 %. Т.е. для увеличения прибыли необходимы значительные усилия по наращиванию объема продаж, однако риск получения убытков не высок в связи с удалением от точки безубыточности. |
Быстрый рост- проблема?
При быстром росте баланс может «перегреться» Иными словами, слишком быстрый рост валюты баланса нежелателен. Причины:
· Рост объема продаж вызывает необходимость привлечения дополнительных средств для финансирования увеличения активов. Иными словами, рост долга. Риск увеличивается, и увеличение расходов на покрытие процентов может снизить прибыль.
· Рост продаж сопровождается снижением эффективности работы. Эта неэффективность в балансе выглядит, как излишнее увеличение активов, необходимых для поддержки новых продаж. Иными словами, темпы роста активов выше темпов роста продаж. В результате продажи вырастут, а прибыль останется прежней.
Вот способы управления в данной ситуации:
· Более эффективное управление текущими активами (запасы, дебиторская задолженность)
· Реструктуризация долга (Перевод краткосрочной задолженности в долгосрочную)
· Повышение прибыльности
· Продажа непрофильных активов
· Уменьшение темпов роста продаж
· Аренда основных средств
· Увеличение задолженности
· Расти медленнее и органичнее
· Новый капитал (инвестор или партнер)
В результате Вы получаете тот же уровень прибыли при сокращении потребности в заемных средствах. Тем не менее, если бизнес не растет, он умирает. Вот основные параметры оценки возможностей расширения компании:
· Достаточно ли эффективна компания при текущем уровне продаж?
· Оборотные активы при росте продаж останутся на прежнем уровне?
· Достаточно ли эффективно владелец бизнеса управляет активами? Ответ «нет» хотя бы на один из вопросов ставит под сомнение пользу от роста компании.