Необходимые институциональные изменения
В обозримой перспективе государственное финансирование сферы культуры призвано решать следующие главные задачи:
■ обеспечение государственных гарантий реализации конституционных прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям;
■ сохранение историко-культурного наследия;
■ поддержка развития тех видов культурной деятельности, осуществление которых невозможно на рыночной основе;
■ предоставление населению информации о государственной политике;
■ сохранение единого информационного пространства Российской Федерации;
■ поддержка общественно значимых телевизионных и радиопередач и периодических изданий.
Для повышения эффективности государственного финансирования сферы культуры необходима реализация следующих мер.
1. Уточнение путей реализации конституционных прав граждан в сфере культуры, включая дифференцированное определение соответствующих гарантий для малоимущих и социально незащищенных групп граждан и для остальных категорий населения.
2. Существенное увеличение доли ассигнований, выделяемых в форме дискреционных субсидий: это потребует превратить конкурсный порядок распределения бюджетных средств из вспомогательного в основной способ финансирования культурной деятельности; преодоление практики выделения бюджетных средств на поддержку учреждений и деятелей культуры без четких обязательств с их стороны и без контроля за результатами использования бюджетных ассигнований.
3. Развитие механизмов долевого финансирования культурных проектов из средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников.
4. Повышение разнообразия форм организаций культуры с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления в качестве учредителей.
5. Создание условий для участия в реализации государственных и муниципальных культурных программ не только государственных и муниципальных, но и негосударственных некоммерческих организаций.
6. Реструктуризация сети бюджетных учреждений культуры, включая передачу в собственность субъектов Российской Федерации отдельных федеральных учреждений культуры, деятельность которых связана главным образом с решением региональных социокультурных задач.
7. Обеспечение прозрачности финансовых потоков и финансово-хозяйственной деятельности получателей бюджетных средств в сфере культуры. Это включает:
введение системы национальных счетов, обеспечивающей учет всех источников доходов организаций культуры и направлений их использования;
обязательность публикации органами управления, государственными и муниципальными организациями культуры отчетов о расходовании бюджетных и внебюджетных средств и проведении конкурсов;
создание попечительских советов, осуществляющих функции общественного надзора за финансово-хозяйственной деятельностью учреждений культуры.
8. Переход на контрактную форму заключения трудовых договоров с руководителям организаций культуры и ведущими творческими работниками.
Контрольные вопросы
1. Какие признаки таких отраслевых систем, как исполнительское искусство, музейное дело, клубная деятельность, пресса, телевидение и др., позволяют объединить их общим понятием "сфера культуры"?
2. Почему предметом общественного финансирования выступает кинематограф и не выступает производство аудиопродукции?
3. Почему при свободном ценообразовании на билеты в театры и концертные залы существует практика продажи таких билетов с рук по спекулятивным ценам?
4. Сравните преимущества и недостатки финансовой поддержки культурной деятельности, оказываемой государством и негосударственными благотворительными организациями и частными лицами.
5. Каковы достоинства и недостатки современной системы общественного финансирования средств массовой информации в России?
Литература
Основная
Глаголев А.И. Экономические отношения в художественной культуре. Западный опыт. М.: ВНИИ искусствознания, 1991.
Культура и культурная политика в России / Отв. ред. И.А. Бутенко, К.Э. Разлогов. М.: Московский общественный научный фонд, 2000.
Культура на перепутье / Под ред. Б.Ю. Сорочкина. М.: РКХ РИЦ, 1994.
Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему. М.: Либерея, 1998.
Farchy J., Sagot-Duvauroux D. Economiе des politiques culturelles. Paris: Press Universitaire de France, 1994.
Media Economics: Theory and Practice. Ed. by A. Alexander, J. Owers, R. Carveth. 2nd ed. Mahwah, N. J.; L., Lawrence Erlbaum Associates, 1998.
Дополнительная
Галуцкий Г.М. Основы финансов и финансирование культурной деятельности. М.: АСКИД, 1996.
Гуревич С.М. Экономика средств массовой информации. М.: Изд. РИП-холдинг, 2001.
Иванов Г.П., Шустров М.А. Экономика культуры. М.: ЮНИТИ, 2001.
Кокарев И.Е. Кино как бизнес. Минск, 1991.
Развитие отраслей социальной сферы в переходной экономике / Под ред. Е.Н. Жильцова, П.Н. Ломанова. М.: ТЕИС, 2001. Раздел 3. Экономические аспекты развития культуры в рыночных условиях.
Шишкин С.В. Экономика и управление в сфере культуры: поиск новых моделей. М.: НИИ культуры, 1992.
Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1991 – 1997. М.: ИЭППП, 1998. Гл. 16. Институциональные реформы в социально-культурной сфере.
Social policy / Ed. by J. Baldock, N. Manning, S. Miller, S. Vickerstaff. Oxford, N. Y.: Oxford University Press, 1999. P. 488-514.