Финансовое право зарубежных стран.
Финансовый контроль.
Финансовый контроль представляет собой один из видов контроля за формированием, распределением и использованием ресурсов институтов финансовой системы. Сущность финансового контроля находит своё отражение в его задачах:
1) проверка исполнения финансовых обязательств перед государством субъектами финансовых правоотношений.
2) Проверка правильности использования предприятиями учреждениями и организациями находящихся в их распоряжении денежных средств, расчётов и хранения денежных средств.
3) Устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.
4) Изыскание дополнительных резервов повышения доходности предприятия, организации, учреждений (рентабельность и целесообразность).
Объектами финансового контроля являются не только денежные средства, но и различные материальные, трудовые и иные ресурсы, поскольку их использование обусловлено товарно-денежными отношениями и осуществляется в денежной форме.
Финансовый контроль – деятельность государства, а в ряде случаев не государственных органов, наделённых соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценке целесообразности финансово – хозяйственной деятельности, выявление резервов её повышения, увеличение доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной и иной собственности.
Виды финансового контроля:
1) по субъектам: государственный и не государственный контроль.
Государственный контроль: общегосударственный, т.е. осуществляемый органами государственной власти общей компетенции и специальными контрольными органами и ведомственный контроль, т.е. проводимый на подведомственных предприятиях контрольно-ревизионными отделами министерств и иных органов исполнительной власти.
Ведомственный контроль: внутриведомственный и внутрихозяйственный.
Не государственный финансовый контроль включает аудиторский контроль и внутренний контроль частных предприятий.
Деятельность системы государственного финансового контроля касается:
1) исполнение федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов.
2)организации денежного обращения.
3)использование кредитных ресурсов.
4)состояние государственного внутреннего и внешнего долга.
5)состояние государственных резервных фондов.
6)предоставление финансовых льгот и преимуществ.
Основные органы государственного финансового контроля:
1)счётная палата РФ.
2)министерство финансов.
3)федеральная налоговая служба, федеральная таможенная служба, ЦБ РФ, контрольно ревизионные органы исполнительной власти, иные органы.
Основные объекты финансового контроля:
Бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, банковский контроль за страховой деятельностью.
Формы и методы финансового контроля:
В зависимости от времени совершения контроля выделяют 3 основные формы финансового контроля:
1)предварительный контроль, который предшествует совершению проверяемых операций.
2)текущий или оперативный финансовый контроль, осуществляемый ежедневно бухгалтериями или финансовыми отделами предприятий или организаций.
3)последующий контроль который сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период в целях выяснения их законности и целесообразности полноты и своевременности поступления и расходования средств.
Методы финансового контроля: набор приёмов и способов при помощи которых осуществляются финансовый контроль:
1)наблюдение, которое представляет собой общее ознакомление состояния финансового объекта контроля.
2)проверка, которая касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием финансовой документации для выявления случаев нарушения финансовой дисциплины и устранение их последствий.
3)обследование, проводится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей чем отличается от проверки.
4)анализ, проводится на базе текущей или годовой отчётности и отличается системным и пофакторным подходам, а также использованием аналитических приёмов.
5)основным методом финансового контроля является ревизия, которая проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учётных регистров, бухгалтерской и статистической отчётности, фактического наличия имущества и денежных средств, только по результатам ревизии составляется акт. На основании акта ревизии у проверяемой организации возникает обязанность по проведению неотложных мер по устранению недостатков, а виновные лица привлекаются к ответственности вплоть до уголовной.
Программа ревизии содержит набор конкретных приёмов документального и фактического контроля:
Приёмы документального контроля:
1)формальная проверка документов.
2)арифметическая проверка документов.
3)юридическая оценка документально оформленных хозяйственных операций.
4)логическая проверка.
5)встречная проверка.
6)сравнение.
7)балансовые увязки движения товарно-материальных ценностей.
Приёмы фактического контроля:
1)инвентаризация, т.е. проверка фактических остатков основных средств и состояния расчётов, их соответствия данным бухгалтерского учёта на определённую дату.
2)экспертная оценка, т.е. проведение специалистами экспертизы действительных объёмов и качества выполненных работ, обоснованности нормативных материальных затрат и выхода готовой продукции норм естественной убыли и т.д.
3)визуальное наблюдение, т.е. обследование на месте в целях проверки хранения материальных ценностей на складах, состояние контроля за ввозом материалов и готовой продукции на складах.
Виды ревизий:
1)по способу назначения: плановые и внеплановые.
2)по способу охвата: сплошные и выборочные.
3)по степени проверки подконтрольного объекта ревизии: полные, частичные, тематические.
4)комплексные ревизии.
Лекция №3 08.09.2009
Счетная палата Российской Федерации – постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетный ему. Счетная палата – основной контролирующий орган в области государственных финансов.
Принципы деятельности счетной палаты:
1. законность;
2. объективность;
3. независимость;
4. гласность.
Коллегия счетной палаты состоит из председателя, заместителя председателя и 12-ти аудиторов. Председатель назначается государственной думой по представлению президента РФ, также государственной думой назначаются 6 аудиторов. Заместитель председателя, назначается Советом Федерации, еще 6 аудиторов также назначаются Советом Федерации – это коллегия (14 человек). Срок действия коллегии Счетной Палаты – 6 лет.