Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете
Модернизация процедур составления и рассмотрения коснулась и проекта федерального бюджета. Это нашло выражение, с одной стороны, в упорядочении требований к проекту федерального бюджета и прилагаемым к нему материалам, а с другой — в упрощении порядка Рассмотрения и утверждения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (далее — Проект) и его переориентацию на рассмотрение приоритетных Направлений бюджетных расходов.
Правительство РФ вносит Проект на рассмотрение и утверждение в Государственную думу не позднее 26 августа текущего года. Одновре-
Раздел II. Государственные и муниципальные финансы
глава 8. Бюджетный процесс
менно законопроект представляется Президенту РФ. Проект уточняет показатели утвержденного федерального бюджета планового периода и утверждает показатели второго года планового периода составляемого бюджета. Помимо общих документов и материалов к Проекту прилагаются: а) перечень публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, и расчеты по ним на очередной финансовый год и плановый период; б) основные показатели государственного оборонного заказа; в) отчеты о реализации долгосрочных целевых программ; г) федеральная адресной инвестиционная программа; д) проект программы предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период; е) предложения по минимальному размеру оплаты труда, размеру стипендий, а также предложения о порядке индексации заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений, денежного содержания (денежного довольствия) федеральных государственных служащих в очередном финансовом году и плановом периоде; ж) расчеты прогнозируемого использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, прогнозируемого объема их средств на начало и конец очередного финансового года и каждого года планового периода.
Одновременно с Проектом Правительство РФ вносит в Государственную думу проекты федеральных законов: 1) об утверждении отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ в отчетном финансовом году; 2) о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период; 3) о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на очередной финансовый год и плановый период.
Если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством РФ ее расходных обязательств, Правительство РФ вносит в Государственную думу проекты федеральных законов об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде. Центральный банк РФ до 26 августа текущего года представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период. Предварительно указанный проект направляется Президенту РФ и в Правительство РФ.
Вопросами бюджета в Государственной думе занимается Комитет по бюджету, которому и направляется внесенный Проект для подготов-
ки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям Бюджетного кодекса РФ. На основании заключения Комитета Совет Государственной думы принимает решение о том, что Проект принимается к рассмотрению либо подлежит возвращению в Правительство РФ на доработку. Доработанный законопроект со всеми необходимыми документами и материалами должен быть представлен в Государственную думу Правительством РФ в десятидневный срок и вновь рассмотрен ее Советом. Принятый к рассмотрению Проект в течение трех дней направляется в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение. Совет Государственной думы направляет Проект в Комитет по бюджету и определяет комитеты-соисполнители по рассмотрению отдельных разделов и подразделов проекта федерального бюджета.
Государственная дума рассматривает Проект в трех чтениях. В первом чтенииПроект рассматривается в течение 30 дней со дня его внесения в Государственную думу Правительством РФ. При этом обсуждаются его концепция, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе указываемые в федеральном законе о федеральном бюджете прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета, и основные направления бюджетной и налоговой политики.
Предметом рассмотрения являются основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся: а) прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета; б) приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ на очередной финансовый год и плановый период в случае, если они не утверждены Бюджетным кодексом РФ; в) общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде; г) условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода; д) объем нефтегазового трансферта в очередном финансовом году и плановом периоде; е) верхние пределы государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации на конец очередного финансового года и каждого года планового периода; ж) нормативная величина Резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде; з) дефицит (профицит) федерального бюджета.
При утверждении основных характеристик Проекта указываются Прогнозируемый в соответствующем финансовом году объем валового
Раздел II. Государственные и муниципальные финансы
Глава 8. Бюджетный процесс
внутреннего продукта и уровень инфляции (потребительских цен) (декабрь к декабрю предыдущего года). При рассмотрении в первом чтении Проекта Государственная дума заслушивает доклад Правительства Рф содоклады Комитета по бюджету и комитета-соисполнителя, ответственного за рассмотрение прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, а также доклад Председателя Счетной палаты РФ и принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта.
В случае принятия Государственной думой указанного законопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета, но Государственная дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства РФ. В случае отклонения в первом чтении Проекта Государственная дума может: а) передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета, состоящую из представителей Государственной думы, представителей Совета Федерации и представителей Правительства РФ, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с предложениями и рекомендациями, изложенными в заключениях комитетов, ответственных за рассмотрение предмета первого чтения, и заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение бюджета; б) вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку; в) поставить вопрос о доверии Правительству РФ.
В случае передачи Проекта в согласительную комиссию последняя в течение 10 дней разрабатывает вариант основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием ее членов от Государственной думы, Совета Федерации и Правительства РФ. Решение считается согласованным, если его поддержали три стороны. Решение, против которого возражает хотя бы одна сторона, считается несогласованным.
Согласованные основные характеристики федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и позиции, по которым не выработано согласованного решения, вносятся Правительством РФ на рассмотрение Государственной думы. По итогам рассмотрения принимается постановление Государственной думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и об основных его характеристиках. При утверждении основных характеристик бюджета по итогам работы согласительной комиссии Государственная дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение согласительной комиссии.
Если Государственная дума не принимает решения по итогам работы согласительной комиссии, Проект считается повторно отклоненным в первом чтении. Повторное отклонение Проекта возможно лишь в случае, если Государственная дума ставит вопрос о доверии Правительству РФ и, следовательно, не имеет права повторно направить указанный законопроект в согласительную комиссию или вернуть его в Правительство РФ. В случае возвращения Проекта на доработку Правительство РФ в течение 20 дней дорабатывает указанный законопроект с учетом предложений и рекомендаций, изложенных в заключениях Комитета по бюджету и второго профильного комитета, ответственного за рассмотрение предмета первого чтения, и вносит доработанный законопроект на повторное рассмотрение Государственной думы в первом чтении, на которое отводится 10 дней. В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением Проекта вновь сформированное правительство представляет новый вариант Проекта не позднее 30 дней после сформирования.
Во втором чтенииГосударственная дума рассматривает Проект в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении. Предметом рассмотрения во втором чтении являются: а) приложения к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающие перечень главных администраторов доходов федерального бюджета, источников финансирования дефицита федерального бюджета, распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов; б) приложение по долгосрочным целевым программам с указанием бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение указанных программ на очередной финансовый год и плановый период; в) программы предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов РФ, государственных внутренних и внешних заимствований РФ, государственных гарантий РФ в валюте РФ и в иностранной валюте на очередной финансовый год и плановый период; г) бюджетные ассигнования (за исключением утвержденных в первом чтении условно утверждаемых (утвержденных) расходов) по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденных в первом чтении; Д) текстовые статьи проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Рассмотрение поправок по предмету второго чтения проводится в Комитете по бюджету и соответствующем профильном комитете, которые и представляют их на рассмотрение Государственной думы. Рассмотрение поправок по межбюджетным трансфертам бюджетам государственных внебюджетных фондов РФ осуществляется Комитетом по °Юджету, но только после их предварительного рассмотрения Комитетом Совета Федерации по бюджету.
Раздел II. Государственные и муниципальные финансы
глава 8. Бюджетный процесс
Без заключения Правительства РФ не рассматриваются поправки субъектов права законодательной инициативы, предусматривающие изменение бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ и бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности РФ, включение в проект федерального бюджета бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ и бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности РФ, не предусмотренных указанным проектом, изменение объема межбюджетных трансфертов бюджетам отдельных субъектов РФ (муниципальных образований), предоставление средств федерального бюджета конкретным юридическим лицам.
В третьем чтенииГосударственная дума рассматривает Проект в течение 15 дней со дня его принятия во втором чтении. При этом утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода в соответствии с распределением бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, принятыми во втором чтении. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом. Принятый Государственной думой закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня принятия передается в Совет Федерации, который рассматривает его в течение 14 дней и голосуется на предмет одобрения в целом. В случае одобрения закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В случае отклонения закона Советом Федерации он передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию, которая в течение 10 дней выносит согласованный закон на повторное рассмотрение Государственной думы. Рассмотрение идет в одном чтении, и после принятия закона он передается в Совет Федерации. В случае несогласия Государственной думы с решением Совета Федерации закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной думы.
Секретные статьи федерального бюджета рассматриваются на закрытом заседании палат Федерального Собрания РФ. Материалы к секретным статьям рассматриваются исключительно председателями палат Федерального Собрания РФ и специальными комиссиями палат. Принятие специальных секретных программ и включение их в состав тех или иных расходов федерального бюджета осуществляется по представлению Президента РФ.
В случае отклонения Президентом РФ федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанный закон передается для преодоления возникших разногласии в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента РФ.