Анализ взаимосвязи между издержками, объемом реализации и прибылью
Цель анализа финансовых результатов заключается в оценке величины чистой прибыли и формирующих е ее элементов, а также их изменений; выявлении и количественной оценке влияния факторов, оказывающих преимущественное влияние на объемы доходов, расходов и различных видов прибыли.В рамках как внешнего, так и внутреннего анализа формирования финансовых результатов решаются следующие задачи: общий анализ финансовых результатов, в том числе, доходов, расходов, прибыли и рентабельности.
Доходы - увеличение экономических выгод, происходящее в форме поступления или увеличения активов или уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами учредителей. Расходы - уменьшение экономических выгод, происходящее в форме выбытия или уменьшения активов или увеличения обязательств, ведущих к уменьшению капитала, не связанных с распределением между учредителями.
Классификация доходов и расходов по экономической сущности: выручка - валовое поступление экономических выгод в ходе основной деятельности, приводящее к увеличению капитала.
Прочие доходы - поступления экономических выгод не от основной деятельности, носящие, как правило, нерегулярный характер. Расходы по обычной деятельности: себестоимость продукции. Операционные расходы - расходы, связанные с непосредственной деятельностью, но отличные от затрат, относимых на себестоимость реализованной продукции. Коммерческие расходы связаны со сбытом продукции. Общехозяйственные расходы связаны с организацией деятельности. Убытки - расходы, которые могут возникать и не возникать в процессе основной деятельности. По признаку принадлежности к отчетным периодам: доходы текущего отчетного периода - доходы, возникновение которых обусловлено фактами хозяйственной деятельности и событиями текущего отчетного периода, признаваемые в текущем отчетном периоде: доходы, обусловленные понесенными в данном отчетном периоде расходами; доходы, не связанные с фактом возникновения текущих расходов.
Доходы будущих отчетных периодов (отложенные доходы) - доходы, обусловленные фактами хозяйственной деятельности и событиями текущего отчетного периода, но признаваемые в отчете о прибылях и убытках в будущих периодах. Расходы текущего отчетного периода - расходы, обусловленные фактами хозяйственной деятельности текущего отчетного периода и признаваемые в отчете о прибылях и убытках данного периода: расходы, обусловленные полученными в данном отчетном периоде доходами. Расходы будущих отчетных периодов (отложенные расходы) - условные расходы, не признанные в качестве расходов в текущем отчетном периоде в отчете о прибылях и убытках: инвестиции (капитальные вложения).
Прибыль как экономическая категория представляет собой совокупность экономических, в том числе, финансовых отношений, складывающихся по поводу образования, распределения и использования части вновь созданной стоимости, выступающей как приращение суммы средств, авансированных на осуществление деятельности. Устойчивый рост прибыли как систематически воспроизводимого ресурса является: внутренним источником финансирования развития бизнеса; показателем конкурентоспособности и кредитоспособности; показателем, характеризующим эффективность деятельности предприятия; гарантом своевременного выполнения организацией обязательств перед своими контрагентами; необходимым условием формирования доходной части бюджетов отдельных регионов и страны в целом.
В рамках бухгалтерского учета методом начисления формируются следующие показатели прибыли: валовая прибыль; прибыль от продаж; прибыль до налогообложения; чистая прибыль отчетного периода; нераспределенная прибыль. Для аналитических целей важно также определение маржинальной прибыли.
EBITDA– прибыль до выплаты налога на прибыль, процентов к уплате и амортизации. Когда аналитиков перестал удовлетворять показатель EBIT, появился EBITDA.
EBIT был неудобен тем, что его значение зависит от метода начисления амортизации, учетной политики предприятия. Прибыль от продаж подвержена искажениям из-за различий в учетной политике и, особенно, в амортизационной политике. Для того, чтобы нивелировать влияние амортизационной политики на финансовый результат и создали показатель EBITDA=EBIT+DA. ( амортизация)
EBIAT (NOPAT) – прибыль до выплаты процентов, но после налогов (или чистая операционная прибыль после налогообложения). EBIAT = EBIT – Tax (сумма налога на прибыль). Показатель чистой прибыли, который формируется в отчетности, искажается влиянием прочих доходов и расходов.
EVA – показатель добавленной стоимости. EVA = NOPAT – WCCIC (средневзвешенная цена инвестированного капитала),
MVA– рыночная добавленная стоимость.
Маржинальная прибыль (marginal revenue, маржинальный доход) это разность дохода, полученного от реализации (total revenue) и переменных затрат (total variable cost). Является источником покрытия постоянных затрат и образования прибыли. Таким образом, маржинальная прибыль это постоянные затраты и прибыль. Иногда используется термин «вклад на покрытие»: маржинальная прибыль — это вклад на формирование чистой прибыли и покрытие постоянных затрат. В точке безубыточности, где объем реализации такой, что организация покрывает все свои затраты не получая прибыли, маржинальная прибыль только покрывает постоянные затраты т.е. маржинальная прибыль = постоянные затраты. Выручка в точке безубыточности = переменные затраты + постоянные затраты. Прибыль = 0. Предприятие может использовать для максимизации маржинальной прибыли две формулы: маржинальная прибыль = чистая прибыль + постоянные затраты (используется в том случае, когда предприятия задают для себя необходимый размер чистой прибыли); маржинальная прибыль = (цена — переменные издержки) х объем выпуска, так как переменные издержки на единицу не зависят от объема продаж. Для максимизации маржинальной прибыли, необходимо выбрать наиболее выгодное сочетание цены и объема продаж. Рассматривают различные варианты ценовой политики и с помощью предварительно рассчитанного коэффициента эластичности спроса на данный товар. Определяют возможные объемы продажи и прибыли при данной цене и данном объеме продаж.
По отношению к объему производства затраты подразделяются на переменные и постоянные. Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции, т.е. зависят от деловой активности организации. Они характеризуют стоимость собственно продукта (все остальные - стоимость самого предприятия). Переменные затраты на единицу - постоянны. Переменные совокупные затраты имеют линейную зависимость от объема производства: показателя деловой активности в широком смысле этого слова. Переменные затраты могут носить производственный и непроизводственный характер. Переменные производственные затраты - прямые материальные и трудовые затраты, вспомогательные материалы, полуфабрикаты. Переменные непроизводственные затраты - расходы на упаковку готовой продукции для отгрузки потребителю, транспортные расходы, комиссионные вознаграждения посреднику, зависящие от объема производства.
Затраты, которые остаются практически неизменными в течение отчетного периода, не зависят от деловой активности - постоянные расходы. Это расходы на рекламу, арендная плата, большая часть коммунальных услуг, амортизация ОС, нематериальных активов. Постоянные совокупные расходы не изменяются под влиянием изменения объема производства. Постоянные издержки на единицу продукции или товара снижаются при росте объемов производства и продаж и наоборот.
В практике деятельности организации редко можно встретить издержки, которые являются исключительно постоянными или переменными. Следовательно затраты часто являются условно-переменными (условно-постоянными, смешанными). Например, плата за пользование телефоном электроэнергией, топливом, которая состоит из постоянной и переменной частей; ряд налогов, расходы на рекламу.
Одним из основных практических результатов деления расходов по основной деятельности на условно-постоянные( УПР) и условно-переменные ( УперР) является расчет выручки от продаж, обеспечивающей безубыточную операционную деятельность организации. В процессе анализа (маржинального анализа, анализа безубыточности продаж) решаются задачи определения и оценки: точки безубыточности, запаса финансовой прочности и эффекта операционного рычага.
Значение точки безубыточности,т.е.порога рентабельности, критического объема продаж, (Вкрит.) представляет собой суммарную величину выручки от продаж, которая покрывает все расходы (как условно-переменные, так и условно-постоянные), но не обеспечивает получение прибыли от продаж. Финансовый результат от основного вида деятельности равен нулю.МД = ВР – РПпер = ПП + РПпост, где МД – маржинальный доход; ВР – выручка от реализации; РПпер – сумма условно-переменных расходов; РПпер – сумма условно-постоянных расходов; ПП – прибыль от продажи. Порог рентабельности в стоимостном выражении рассчитывается как отношение условно-постоянных расходов к уровню маржинального дохода: Вкрит = УПР: КМД. В свою очередь, коэффициент (уровень) маржинального дохода (КМД), рассчитывается как отношение маржинального дохода к выручке от продаж, выраженное в процентной форме. КМД = МД : ВР.
Для целей финансового управления большое значение имеет коэффициент производственного рычага, т.е. отношение условно-постоянных издержек ( затрат, расходов) к общей сумме издержек. Такая информация труднодоступна для внешнего пользователя. Организации, формирующие финансовую отчетность по международным стандартам, как правило, представляют информацию в форме, позволяющей более точно определить точку безразличия.
В основе решения второй задачи лежит расчетзапаса финансовой прочности (ЗФП), который показывает возможное снижение объема продаж, при котором, при прочих равных условиях, предприятие все еще будет покрывать свои расходы, т. е. иметь финансовый результат больший или равный нулю: ЗФП = ВРфакт. – ВРкрит. Для оценки запаса финансовой прочности следует рассчитывать его относительное выражение – уровень запаса финансовой прочности по формуле: (ВРфакт. – ВР крит.) : ВР1 × 100 %. Считается, что организация обладает достаточным запасом финансовой прочности, если относительная его величина составляет 60–70 % от фактически сложившегося значения выручки от продажи. Порог безубыточности и запас финансовой прочности представлены таблично и графически , АО «Пивоваренная компания» Балтика. По данным на официальном сайте компании (без дочерних предприятий).
Исходные данные для расчета ( тыс.руб.)
Выручка 2252929
Сумма переменных операционных
эатрат ( себестоимость в РСБУ) 1079761
Валовая прибыль= выручка МИНУС
условно-переменные расходы
Сумма постоянных операционных
затрат 635760
в том числе:
коммерческие расходы 559985
управленческие( административные.
общехозяйственные расходы) 75775
Общая сумма операционных затрат 1715521
Коэффициент операционного левериджа
( рычага)
( доля валовой прибыли в выручке) 0,3706
Выручка расчетная в точке безубыточ
ности= частному от деления
суммы условно-постоянных расходов на
долю валовой прибыли в выручке 1220901
Запас прочности в сумме= фактическая
выручка - выручка в точке безубыточ- 1032028
ности ( тыс. руб.)
Запас прочности в процентах=запас проч-
Ности в сумме РАЗДЕЛИТЬ на фактичес-
кую выручку и УМНОЖИТЬ на 100% 45,81%
Рис.1. Графическое представление точки безубыточности и запаса финансовой прочности ОАО « Балтика»
Динамика финансовых результатов заслуживает положительной оценки только в случае опережающего роста различных видов прибыли в сравнении с увеличением выручки от продажи, т. е. при выполнении следующего условия:
ТрВР > 100 %,
где ТрП – темп роста прибыли,
ТрВР – тем роста выручки от продажи. В случае выполнения данного соотношения будет достигнуто увеличение финансовой отдачи результатов деятельности организации, которое означает рост ее эффективности. Результаты анализа рекомендуется оформлять в таблицах, сопровождая их в случае графиками