Билет №1. Б1-1 Цены и ценообразование на продукцию предприятия
Б1-1 Цены и ценообразование на продукцию предприятия. Цена - денежное выражение ст-ти товара.На любом п\п роль цены очень велика, т.к. от нее зависят: величина прибыли, конкурентоспособность и фин. устойчивость п\п. Цена - это кол-во денег, которое покупатель может заплатить и за которое производитель может продать товар. Цена связывает спрос и предложение: если С > П, то цена ↑; если С < П, то цена ↓; если С = П, то цена равновесная. Значение цены: * для определения стоимостных пок-лей (ст-ть продукции, прибыль, рентаб-ть, ВД);* стимулируется пр-во и улучшается кач-во; * эк-ки обосновывается выгодный вариант КВ. Функции цены: измерительная - определение стоимостных пок-лей; *стимулирующая; * регулирующая – сбала-е спроса и предложения; *распределительная - изменение цены на товар способствует перераспределению потока материальных ресурсов в др. отрасли и пр-ва; * социальная - учет платежеспособности населения. Система цен взаимосвязь различных видов цен. Повышение или снижение цены может вызвать изменение в уровне других видов цен. Формирование цены:Себ-ть + прибыль + НДС + акцизы = отпускная цена п\п. + наценки посреднических организаций = оптовая рыночная цена. + торговые наценки = розничная цена. Виды цен: 1) Закупочная - закупает гос-во для своих нужд.2) Оптовая - по кот-й осуществляются расчеты м\у п\п, за реализованную продукцию. Выделяют оптовые цены п\п-изготовителей и оптовые цены посреднических организаций. 3) Розничная - по этой цене население приобретает товары ч\з розничную сеть.4) Договорные - по согласованию сторон (заключается договор). Часто указывается верхний и нижний пределы.5) Свободная - как договорная, но контракт не заключается. Ее уровень определяется через механизм спроса и предложения.Регулируемая цена - складывается под воздействием гос-ва. Существуют 2 подхода к формированию цен:* Затратный - учет затрат на пр-во и реализацию. * Рыночный метод - цена устанавливается на основе спроса и предложения по соглашению продавца и покупателя. На нее влияет конкуренция.
Б1-2. Итоговая оценка эффективности предпринимательской деятельности фирмы. Для итоговой оценки производственной и финансовой деятельности предприятия используют 4 группы показателей:1 группа позволяет дать общую оценку деятельности. Она включает:*величину прибыли от продаж на 1 руб. выручки, прибыль до налогообложения и чистую прибыль (рентабельность продаж); *эффект операционного (производственного рычага) показывает во сколько раз темпы изменения прибыли до налогообложения больше темпов роста объемов продаж. 2 группа позволяет судить о прибыли, полученной при разных вложениях капитала:*уровень рентабельности; *рентабельность имущества, собственного капитала, перманентного капитала и производственных фондов. = чистая прибыль/имущество, собственный капитал, собств. капитал + долгосрочные обязательства 3 группа характеризует деловую активность предприятия. Она включает: *коэффициенты оборачиваемости: всего капитала (ресурсоотдача), оборотных средств, запасов, готовой продукции, денежных средств, краткосрочной дебиторской задолженности = выручка от реализации/капитал *продолжительность одного оборота выше указанных видов имущества (в днях) = число дней в году/коэффициент оборачиваемости *продолжительность операционного цикла показывает период (дней), в течение кот. финансовые ресурсы организации обездвижены в запасах и дебиторской задолженности. Сокращение операционного цикла указывает на ускорение производственного процесса и наоборот. = сумма (продолжительность одного оборота запасов + краткосрочная дебиторская задолженность) *продолжительность фин. цикла отражает период, в течение кот. денежные средства отвлечены из оборота. Сокращение фин. цикла благоприятно для предприятия = продолжительность операционного цикла – продолжительность одного оборота кредиторской задолженности *коэффициент оборачиваемости собственного капитала = выручка/собственный капитал 4 группа включает показатели, характеризующие фин. (рыночную) устойчивость организации. Они показывают зависимость организации от инвесторов и кредиторов, и характеризуются соотношением собственного и заемного капитала. Привлекая заемный капитал, фирма имеет возможность повысить эффективность инвестирования в перспективные проекты. Однако, эффект от привлеченного заемного капитала будет только тогда, когда процентное соотношение прибыли до налогообложения ко всему имуществу (рентабельность активов) превышает процентную ставку за кредит. В этом случае увеличение удельного веса заемного капитала в общем объеме капитала фирмы повышает рентабельность ее собственного капитала. Так проявляется эффект финансового рычага (ЭФР), кот. показывает на сколько % увеличивается рентабельность собственного капитала благодаря использованию заемных средств. ЭФР может быть представлен 2 составляющими: 1) дифференциал финансового рычага – это разницу между рентабельностью активов фирмы и средней расчетной ставкой % за заемные средства 2) плечо финансового рычага – соотношение заемных и собственных средств ЭФР рассчитывается как произведение дифференциала и плеча рычага. Если ЭФР с “+”, то его увеличение ведет к повышению рентабельности собственного капитала. Если ЭФР “-”, то использовать кредиты при данной % ставке нецелесообразно. Поэтому при привлечении заемных средств предприятия должны соблюдать след. правила: 1) дифференциал финансового рычага не должен быть отрицательным; 2) чем выше дифференциал, тем меньше риск при использовании заемных средств; 3) ЭФР =1\3-1\2 рентабельности активов фирмы.
Б1-3 Сущность организационно- распорядительных методов управления. Содержание средств организационного воздействия.Организационно-распорядительные(административные) методы базируются на отношении: власть - подчинение. Они составляют систему прямого административного влияния на подчиненных. Это влияние используется для выполнения нормативных(Устав предприятия, положение о структурных подразделениях, инструкции и т.д). и индивидуальных актов управления(приказы, распоряжения, указания и т.п.) адресованы определенным объектам управления и определяют текущие задачи. Организационно-распорядительные методы можно условно разделить на методы: • организационного воздействия; • распорядительного воздействия •дисциплинарн-го 1 гр:Организационное влияние на объект управления осуществляется в форме регламентирования, нормирования, инструктирования. Влияние на систему с помощью организационного нормированияреализуется через установление нормативов, которые уточняют границы любой деятельности, параметры технических и экономических процессов. На предприятиях могут использоваться такие нормативы: • технические - периодичность ТО и межремонтных сроков работы оснащения; • технологические - затраты сырья, энергии и т.п.; • орг-эконом.нормативы - правила внутреннего распорядка, положения об ОТ, размеры амортизации, нормы затрат средств на ТО,оснащения и др. инструктирование - также эффективное средство влияния на трудовой коллектив или на отдельного работника. На предприятиях с помощью методических указаний, разработок, инструкций разрабатываются правила, которые регулируют организационные и специальные стороны его деятельности, подразделений и работников. Определяется порядок выполнения любых работ, использования технических средств. Преимущества: позволяют создать стройную структуру управления, приучить к определенному порядку весь коллектив. Методы работают долго, эффективно и с обратной связью. Недостатки: требуются значительные как материальные, так и духовные затраты для создания системы управления. 2 гр: методы распорядительного воздействия рассчитаны на короткий промежуток времени(чем 1 гр). В отличие от организационного влияния методы распорядительного влияния отображают динамику процесса управления инаправленности на регулирование производства и устранение сбоев и препятствий, возникающих в работе; их осуществляют путем принятия административно-управ-х актов руководителем, проведения специальных организационных мероприятий. Распорядительное влияние на предприятии реализуется в форме: 1Приказы издают линейные руководители. используются приказы по з\п, по поводу приема, увальнения, перевода на др работу, 2Распоряжения издают функциональные руководители. Цель распоряжений - выполнение ранее изданных приказов. 3Указание - в устной форме. В виде документа не оформляется, но подлежит выполнению. Указания используются для выполнения приказов и распоряжений. 4Личная просьба(оч.сложно отказать руководителю)Правила издания:определе-е точных целей, задач, краткое их содерж-е, форма не должна быть оскорбит-й для подчин-го, требуется ответ-ть и проверка понимания распоряж-я исполнителем.Преимущества: быстрое реагирование. Недостатки: дорогой контроль и определенная нестабильность. Отсутствие обратной связи до момента выполнения распоряжения (приказа). 3 гр:Дисциплинарные действия на предприятии используются в соответствии с конкретными ситуациями. Они выражаются в замечаниях, выговоре, а также увольнении. Регламентирование, как метод управления, определяет деятельность, которой должен заниматься работник управления, занимающий руководящую должность. Оно предоставляется положениями о структурных подразделениях, устанавливающими задачи, функции, права, обязанности, меру ответственности подразделений и служб организации и их руководителей, а также и подчиненных. Также к регламентированию можно отнести устав фирмы, внутрифирменные стандарты, правила планирования, учета.На основе положений регламентирования составляется штатное расписание данного подразделения, организуется его повседневная деятельность. Применение положений позволяет оценивать результаты деятельности структурного подразделения, принимать решения о моральном и материальном стимулировании его работников, необходимости применения санкций за нарушения этих положений.