Содержательные теории мотивации
МОТИВАЦИЯ - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
Выделяют Содержательные и Процессуальные теории мотивации.
Содержательные Т.М. базируются на том, что в основе мотивации людей лежат их потребности.(Потребности –это то, что возникает и находится внутри человека.
Мотив– это то, что вызывает определенные действия человека.
В любой момент времени человек испытывает несколько основных потребностей, таких как потребность в еде, достижениях или денежном вознаграждении. Эти потребности трансформируются во внутреннее побуждение, под влиянием которого формируются определенные образцы поведения индивида, направленные на удовлетворения указанных нужд.
К ним относятся: теория А. Маслоу, Теория ERG, Двухфакторная Теория Герцберга, Теория Приобретенных Потребностей Макклеланда.
ТЕОРИЯ ERG АЛЬДЕРФЕРА
1. Потребности в существовании, в физическом здоровье и благополучии.
2. Потребности во взаимосвязях, в доставляющих удовлетворение взаимоотношениях с другими людьми.
З. Потребности в росте, связаны с развитием внутреннего потенциала индивида, стремлением к личностному росту, расширению компетенций.
ТЕОРИЯ ПРИОБРЕТЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МАККЛЕЛАНДА - определенные типы человеческих потребностей формируются в течение жизни индивида. Обычно выделяют следующие типы потребностей:
1)потребность достижения: желание решить некие сложные задачи, достичь большого успеха, превзойти других людей;
2) потребность присоединения: желание наладить тесные личные взаимоотношения, стремление к недопущению конфликтов;
3) потребность власти: желание влиять на других людей или контролировать их действия, нести за них ответственность, получить власть над людьми.
ТЕОРИЯ ДВУХ ФАКТОРОВ ГЕРЦБЕРГА - ее основе лежит исследование, в ходе которого сделан вывод о том, что поведение человека в процессе труда опред-ся двумя различными группами факторов.
· Факторы, удерживающие на работе (гигиенические факторы) — административная политика компании, условия труда, величина заработной платы, межличностные отношения с начальниками, коллегами, подчинёнными.
· Факторы, мотивирующие к работе (мотиваторы) — достижения, признание заслуг, ответственность, возможности для карьерного роста.
Пирамида потребностей по Маслоу:
1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
3. Потребность в принадлежности и любви.
4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
Процессуальные теории мотивации.
Призваны объяснить процесс выбора людьми направленных на удовлетворение индивидуальных потребностей образцов поведения и оценки эффективности принятого решения.
Теория ожиданий Врума.
-уровень мотивации сотрудников зависит от представлений индивидов относительно
своих способностей к выполнению тех или иных рабочих задач и получению желаемого вознаграждения. Основные положения теории ожидания:
• человек верит, что от его усилий зависят полученные результаты;
• человек верит, что вознаграждение будет соответствовать полученным результатам;
• для человека вознаграждение должно быть значимым.
Мотивация = О(У – И) * О(И – Р) * Т.
2Теория постановки целей- поведение человека определяется теми целями, которые он ставит перед собой, и ради этого осуществляет определенные действия. Постановка целей- сознательный процесс, а осознанные цели и намерения это то, что лежит в основе определения поведения человека.
Уровень исполнения работы зависит от четырех характеристик целей:
• сложности;
• специфичности;
• приемлемости;
• приверженности.
Эти х-ки влияют как на цель, так и на те усилия, которые человек готов затрачивать.
3Теория равенства (справедливости)изучает представления сотрудников организации о том, насколько объективно менеджмент оценивает внесенный ими трудовой вклад в сравнении с остальными работниками. Теория предполагает, что, оценивая индивидуальное вознаграждение за достигнутые в процессе труда результаты, сотрудники организации стремятся к социальному равенству.
В соответствии с теорией справедливости в том случае, когда индивид оценивает получаемое им вознаграждение как приблизительно равное оплате труда других сотрудников, достигших аналогичных результатов, он воспринимает отношение менеджмента к нему лично как честное и беспристрастное. Равенство вознаграждения оценивается по соотношению «входа» и «выхода».
4Концепция партисипативного управленияисходит из того, что если человек в организации заинтересованно принимает участие в различных организационных процессах, то он работает более качественно, ответственно и производительно. Партисипативное управление, открывая работнику доступ к принятию решений по поводу вопросов, связанных с его функционированием в организации, мотивирует человека к лучшему выполнению своей работы. А также, обеспечивает более полное использование человеческого потенциала организации фирмами.
5Теория атрибуции-теория взаимосвязи личного восприятия и межличностного поведения.
Предположения:
- Люди стараются найти смысл в окружающем нас мире.
- Люди часто объясняют действия других либо внутр, либо внешними причинами.
- Люди делают это в значительной степени на основе логики.
6Атрибуции локуса контроля- объясняет поведение человека на работе, исходя из того, откуда, согласно его ощущениям, исходит контроль за достигнутыми им результатами: изнутри или извне.