Понятие бюджетного устройства и принципы построения бюджетной системы
Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетное устройство определяется государственным устройством, а также государственной политикой.
Различают два вида государственных и бюджетных устройств: унитарное; федеральное.
Количество унитарных государств в мире преобладает, но большинство территориально крупных стран являются федерациями.
Вунитарных государствах бюджетная система имеет два основных бюджетных звена: общегосударственный и местные бюджеты.
В федеральныхгосударствах бюджетная система состоит из трех звеньев: общегосударственный бюджет (федеральный и бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации, местные.
Количество звеньев бюджетной системы, таким образом, определяется административно-территориальным делением страны. Каждый орган государственной власти имеет право на свой бюджет.
Республика Беларусь является унитарным государством и имеет двухуровневую бюджетную систему. Структура бюджетной системы закреплена Конституцией Республики Беларусь. В соответствии с Конституцией бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты и является составной частью финансово-кредитной системы Республики Беларусь.
Финансово-кредитная система Республики Беларусь включает помимо бюджетной системы банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан. Бюджетная система занимает центральное место в этой системе, поскольку бюджет – это основа существования государства, источник финансового обеспечения функций органов власти и управления.
Республиканский бюджет является основным финансовым планом формирования и расходования денежных средств для обеспечения функций республиканских органов государственной власти и управления.
Местные бюджетыпредставляют собой финансовые планы формирования и использования денежных средств местного управления и самоуправления.
Местные бюджеты делятся на:
бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));
бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));
бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).
Совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы составляет консолидированный бюджет.
Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Структура бюджетной системы Республики Беларусь представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Структура бюджетной системы Республики Беларусь
Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:
единства.Единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией Республики Беларусь, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности;
полноты отражения доходов и расходов бюджетов. Заключается в том, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме;
сбалансированности бюджетов. Означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета;
гласности. Означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете, а также опубликование в установленном порядке в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов;
самостоятельности бюджетов. Обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих государственных органов определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет;
эффективности использования бюджетных средств. Заключается в том, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств;
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов. Означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;
достоверности бюджетов. Означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь;
адресности и целевого назначения бюджетных средств. Означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей;
ответственности участников бюджетного процесса. Заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействия) на каждой стадии бюджетного процесса.
Таким образом, бюджетная система Республики Беларусь представляет собой регулируемую законодательством совокупность республиканского и местных бюджетов, основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь.
Содержание республиканского бюджета, его место в бюджетной системе Республики Беларусь
Республиканский бюджет – основной финансовый план формирования и расходования денежных средств для обеспечения функций республиканских органов государственной власти и управления.
Республиканский бюджет является центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь и аккумулирует в себе более половины всех бюджетных ресурсов.
Доходы республиканского бюджета формируются за счет: собственных доходов; регулирующих доходов, часть которых не передается по установленным нормативам отчислений нижестоящим бюджетам; межбюджетных трансфертов.
Основу доходов республиканского бюджета составляют налоговые платежи:
прямые налоги на доходы и прибыль (налог на доходы и прибыль предприятий, объединений и организаций всех форм собственности);
внутренние налоги на товары и услуги (общие налоги с продаж и налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги за пользование товарами или за право пользоваться товарами либо заниматься определенными видами деятельности, прочие налоги на товары и услуги);
доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций (таможенные доходы и прочие доходы);
прочие налоги, сборы и пошлины.
Кроме того, доходную базу республиканского бюджета формируют следующие неналоговые платежи: доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности (прибыль Национального банка Республики Беларусь, поступления от государственных предприятий, организаций и учреждений); административные сборы и платежи (включая доходы от предоставления разных видов услуг и компенсации затрат государства); поступления по штрафам и санкциям (включая доходы, связанные с применением конфискационных мер, и иные средства, полученные в возмещение ущерба); прочие текущие неналоговые доходы (включая поступления от реализации имущества и кладов, добровольные поступления из негосударственных источников – от физических и юридических лиц и другие поступления); доходы от реализации основных фондов (включая поступления от реализации государственных материальных резервов и ценностей) и др.
В доходы бюджета могут зачисляться безвозмездные поступления, получаемые государственными органами со стороны иностранных государств, от физических и юридических лиц, от других государственных органов, международных организаций и Правительств иностранных государств.
В состав республиканского бюджета включаются также средства государственных целевых бюджетных фондов.
Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития.
Из средств республиканского бюджета могут выделяться бюджетам областей и города Минска дотации, субвенции и субсидии при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий, а также недостающие ассигнования для доведения бюджетной обеспеченности по отраслям непроизводственной сферы на одного жителя по каждой области и городу Минску до среднереспубликанского норматива.
Из республиканского бюджета финансируются в основном расходы на мероприятия общереспубликанского и международного значения, среди которых:
капитальные вложения в объекты, относящиеся к республиканской собственности;
природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общегосударственными программами;
мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
общегосударственные программы по социальной защите населения;
затраты, связанные с внешнеэкономической деятельностью;
затраты на пополнение государственных запасов и резервов;
расходы на содержание республиканских государственных органов, в том числе судов, правоохранительных органов, органов государственной безопасности;
расходы на национальную оборону, пограничные войска, таможенные органы;
погашение кредитов банка, выданных для покрытия бюджетных расходов, государственного долга, и оплата процентов по ним;
погашение внешнего долга и уплата процентов по кредитам, полученным от иностранных государств и банков, международных финансовых организаций и др.
Местные бюджеты, их содержание и роль в социально-экономическом развитии регионов
Местные бюджеты представляют собой финансовый план формирования и использования денежных средств местного управления и самоуправления. К местным бюджетам относятся: бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения)); бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения)); бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска). Местный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления, являющегося обязательным компонентом демократического строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово- бюджетными правами. Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению региональных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых закреплено законодательно.Для реализации возложенных на них функций местные органы власти формируют местные бюджеты за счет собственных доходов, регулирующих
доходы межбюджетных трансфертов.
К собственным источникам доходов местных бюджетов относятся: источники доходов, закрепленные законодательством за бюджетом каждого уровня; дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоятельно местными Советами депутатов.
В местные бюджеты могут также поступать дотации, субвенции, субсидии, средства фонда финансовой поддержки административно-территориальных образований, а также безвозмездные перечисления по взаимным расчетам и заемные средства.
Расходы местных бюджетов определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.
Местные бюджеты являются составной частью финансовой системы Республики Беларусь, играющих особую роль в социально-экономическом развитии регионов.Роль этих бюджетов в социально-экономическом развитии региональных образований возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с Законом Республики Беларусь "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», согласно которому они самостоятельно решают социальные, экономические и политические вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.
Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов определяется следующим:
- сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете регионального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, согласно которой местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся: утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении; установление в соответствии с законом местных налогов и сборов; определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;
- формирование бюджетов региональных образований дает возможность местным органам власти проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие регионов. Местные бюджеты позволяют обеспечить планомерное развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства и др. С помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения.
Концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти, могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей, оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств.