Последствия налогового правонарушения. Является ли несоразмерность суммы штрафов тяжести совершенного нарушения обстоятельством, смягчающим ответственность за невыполнение налоговым агентом
Является ли несоразмерность суммы штрафов тяжести совершенного нарушения обстоятельством, смягчающим ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (пп. 3 п. 1 ст. 112, ст. 123 НК РФ)?
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ перечень смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим. Суд или налоговый орган по собственному усмотрению может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Налоговом кодексе РФ.
Официальной позиции нет.
Есть судебные решения, в которых указано, что несоразмерность суммы штрафов тяжести совершенного нарушения является обстоятельством, смягчающим ответственность налогового агента за невыполнение обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов.
Подробнее см. документы
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.10.2012 по делу N А21-538/2012
Суд учел значительность суммы штрафа и, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности взыскания, снизил размер штрафа.
Постановление ФАС Уральского округа от 18.07.2012 N Ф09-4362/12 по делу N А71-9532/2011
Суд, применив принцип соразмерности наказания степени общественной опасности допущенного нарушения, снизил размер штрафа.
Постановление ФАС Московского округа от 24.05.2012 по делу N А41-7815/10
Суд, исходя из принципа справедливости и соразмерности наказания последствиям допущенного нарушения, пришел к выводу о возможности снижения размера штрафа за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) налоговым агентом сумм налога.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.06.2009 по делу N А05-7410/2008 (Определением ВАС РФ от 18.11.2009 N ВАС-12870/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)
Суд снизил размер штрафов, признав несоразмерность взыскиваемых штрафов сумме недоимки по налогам смягчающим обстоятельством.
Постановление ФАС Поволжского округа от 13.12.2012 по делу N А57-12297/2012
Снижая размер штрафных санкций, суд учитывал в качестве смягчающих обстоятельств налогового агента несоразмерность размера штрафа последствиям налогового правонарушения.
Аналогичные выводы содержит...
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.06.2009 по делу N А44-3494/2008
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.06.2009 по делу N А44-3571/2008
Постановление ФАС Центрального округа от 06.03.2009 по делу N А14-9844/2008-304/24
Специфика деятельности и статус налогоплательщика
Является ли социальная значимость деятельности налогового агента обстоятельством, смягчающим ответственность за невыполнение им обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (пп. 3 п. 1 ст. 112, ст. 123 НК РФ)?
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ перечень смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим. Суд или налоговый орган по собственному усмотрению может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Налоговом кодексе РФ.
Официальной позиции нет.
Есть судебные решения, в которых указано, что социальная значимость деятельности налогового агента является обстоятельством, смягчающим ответственность за невыполнение обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов.
Подробнее см. документы
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.02.2013 по делу N А45-18171/2012
Суд учел тот факт, что налоговый агент является работодателем более 2000 человек и снизил размер штрафа.
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.02.2013 по делу N А27-16552/2012
Суд учел высокую социальную значимость деятельности общества и снизил размер штрафа.
Аналогичные выводы содержит...
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.11.2012 N Ф03-5181/2012 по делу N А51-5775/2012
Постановление ФАС Московского округа от 23.07.2012 по делу N А40-65991/11-129-282
Постановление ФАС Уральского округа от 18.07.2012 N Ф09-4362/12 по делу N А71-9532/2011
Суд учел социальную значимость производственной деятельности предприятия и снизил размер штрафа.
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.12.2008 N Ф08-7157/2008 по делу N А32-8244/2008-12/63
Суд учел социальную значимость предприятия жилищно-коммунального хозяйства и снизил размер штрафа.
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.04.2007 N Ф04-2171/2007(33316-А70-7) по делу N А70-9123/21-2006
Суд признал деятельность налогового агента по производству сельскохозяйственной продукции смягчающим обстоятельством.
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.04.2007 N А33-16188/06-Ф02-1765/07 по делу N А33-16188/06
Судом при снижении штрафа учтено, что общество занимается социально значимой деятельностью по производству колесных тракторов, используемых для сельскохозяйственных потребителей.
Постановление ФАС Уральского округа от 14.08.2007 N Ф09-6360/07-С2 по делу N А60-36332/07
Суд учел, что на содержании налогового агента находятся объекты социально-культурного назначения, и уменьшил размер штрафа.
Постановление ФАС Московского округа от 22.01.2009 N КА-А41/13108-08 по делу N А41-24540/05
Суд снизил размер штрафа, ссылаясь на осуществление налоговым агентом научно-исследовательских работ.
Постановление ФАС Уральского округа от 07.07.2011 N Ф09-2530/11 по делу N А76-15180/2010-38-335
Суд признал выполнение обществом социально значимой работы смягчающим обстоятельством и снизил размер штрафа.
Аналогичные выводы содержит...
Постановление ФАС Уральского округа от 14.01.2008 N Ф09-10063/07-С2 по делу N А76-5704/07 (Определением ВАС РФ от 22.04.2008 N 2568/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)
Постановление ФАС Уральского округа от 25.06.2007 N Ф09-4907/07-С2 по делу N А76-29613/06
Постановление ФАС Поволжского округа от 02.03.2010 по делу N А12-16083/2009
Суд при снижении штрафа учел тот факт, что налоговый агент является градообразующим предприятием.
Признается ли тот факт, что налоговый агент является казенным предприятием, обстоятельством, смягчающим ответственность за невыполнение обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (пп. 3 п. 1 ст. 112, ст. 123 НК РФ)?
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ перечень смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим. Суд или налоговый орган по собственному усмотрению может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Налоговом кодексе РФ.
Официальной позиции нет.
Есть пример судебного решения, в котором сделан вывод о том, что статус казенного предприятия смягчает ответственность налогового агента за невыполнение им обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов.
Подробнее см. документы
Постановление ФАС Уральского округа от 25.08.2009 N Ф09-6214/09-С3 по делу N А07-3523/2007-А-РМФ
Судом при снижении штрафа за невыполнение обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов учтен статус налогового агента - федерального казенного предприятия.
Признается ли тот факт, что налоговый агент является государственным (муниципальным) унитарным предприятием, обстоятельством, смягчающим ответственность за невыполнение обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (пп. 3 п. 1 ст. 112, ст. 123 НК РФ)?
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ перечень смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим. Суд или налоговый орган по собственному усмотрению может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Налоговом кодексе РФ.
Официальной позиции нет.
Есть судебное решение, в котором указано, что статус государственного (муниципального) унитарного предприятия является обстоятельством, смягчающим ответственность налогового агента за невыполнение им обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов.
Подробнее см. документы
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.04.2009 по делу N А42-6097/2008
Суд снизил размер штрафа за невыполнение обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов, поскольку организация является федеральным государственным унитарным предприятием.
Является ли выполнение налоговым агентом государственного заказа обстоятельством, смягчающим ответственность за невыполнение им обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (пп. 3 п. 1 ст. 112, ст. 123 НК РФ)?
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ перечень смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим. Суд или налоговый орган по собственному усмотрению может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Налоговом кодексе РФ.
Официальной позиции нет.
Согласно имеющимся судебным актам выполнение налоговым агентом государственного заказа смягчает ответственность за невыполнение им обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов.
Подробнее см. документы
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.03.2013 по делу N А56-30523/2012
Суд учел выполнение налоговым агентом заказов по государственным контрактам и снизил размер штрафа.
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.02.2013 по делу N А45-18171/2012
Суд учел то обстоятельство, что налоговый агент входит в перечень стратегических организаций и предприятий, обеспечивающих выполнение государственного оборонного заказа. На этом основании суд снизил размер штрафа.
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.11.2012 N Ф03-5181/2012 по делу N А51-5775/2012
Суд учел тот факт, что налогоплательщик является контрагентом по государственным оборонным заказам. Размер штрафа был снижен.
Постановление ФАС Московского округа от 23.07.2012 по делу N А40-65991/11-129-282
Суд учел выполнение обществом задач в области обороны и снизил размер штрафа.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.08.2012 по делу N А56-61613/2011
Суд учел угрозу неисполнения налоговым агентом государственных контрактов и снизил размер штрафа.
Постановление ФАС Уральского округа от 17.08.2009 N Ф09-4869/09-С2 по делу N А07-18750/2008А-КРФ
Судом при снижении штрафа за невыполнение обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов было учтено, что налоговый агент является исполнителем государственного оборонного заказа.
Аналогичные выводы содержит...
Постановление ФАС Уральского округа от 25.08.2009 N Ф09-6214/09-С3 по делу N А07-3523/2007-А-РМФ
Постановление ФАС Уральского округа от 17.06.2009 N Ф09-3905/09-С3 по делу N А60-30215/2008-С10
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.12.2008 N А19-5434/08-30-Ф02-6609/08 по делу N А19-5434/08-30
Суд, снижая штраф за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов, указал на то, что общество является стратегическим предприятием, выполняющим государственную функцию по обеспечению необходимым продовольствием северных районов РФ.
Является ли финансирование налогового агента из государственного бюджета обстоятельством, смягчающим ответственность за невыполнение им обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (пп. 3 п. 1 ст. 112, ст. 123 НК РФ)?
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ перечень смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим. Суд или налоговый орган по собственному усмотрению может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Налоговом кодексе РФ.
Официальной позиции нет.
Есть судебные акты, согласно которым финансирование из бюджета является обстоятельством, смягчающим ответственность налогового агента за невыполнение им обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов.
Подробнее см. документы
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.03.2013 по делу N А56-30523/2012
Суд учел, что налоговый агент финансируется по государственным заказам из бюджета, и снизил размер штрафа.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.06.2009 по делу N А44-3494/2008
Суд посчитал обстоятельством, смягчающим ответственность налогового агента за невыполнение им обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов, тот факт, что предприятие получает дотации из областного бюджета.
Аналогичные выводы содержит...
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.06.2009 по делу N А44-3571/2008
Постановление ФАС Центрального округа от 22.09.2008 по делу N А09-1473/2008-12
Суд признал смягчающим ответственность обстоятельством тот факт, что ГУП финансируется за счет средств федерального бюджета. В связи с этим организация имеет возможность уплачивать налоги только после поступления денежных средств из бюджета. Это послужило основанием для снижения суммы штрафа за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов.
Постановление ФАС Поволжского округа от 25.03.2010 по делу N А12-3432/2009
Суд смягчил ответственность налогового агента на основании того, что он является учреждением, финансируемым из федерального бюджета.
Является ли участие налогового агента в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций обстоятельством, смягчающим ответственность за невыполнение им обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (пп. 3 п. 1 ст. 112, ст. 123 НК РФ)?
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ перечень смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим. Суд или налоговый орган по собственному усмотрению может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Налоговом кодексе РФ.
Официальной позиции нет.
Есть судебное решение, согласно которому участие налогового агента в ликвидации чрезвычайных ситуаций является обстоятельством, смягчающим ответственность за невыполнение им обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов.
Подробнее см. документы
Постановление ФАС Московского округа от 05.04.2007, 10.04.2007 N КА-А40/2398-07-П по делу N А40-12173/06-126-91
Суд, признав смягчающим обстоятельством участие общества в ликвидации последствий аварий на Басманном рынке в г. Москве и на канализационной насосной станции в г. Красногорске, снизил размер штрафа за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов.