Информационные возможности Регистратора

Информационные возможности Регистратора обеспечиваются электронной формой организации лицевых счетов акционеров, что определяет широкие возможности получения оперативной конкретной и обобщающей аналитической информации о структуре и перемещении акционерного капитала. Данные возможности включают в себя информацию по крупнейшим эмитентам, географическое распределение капитала, активность сделок по акциям на вторичном рынке (обороты) и др.

Штат Регистратора

Минимальный штат регистратора должен состоять из следующих сотрудников:

à администратор – 1

à управляющий счетов – 1

à операционист – 2

à системный программист – 1

à работник хранилища – 2

à менеджер по связям с эмитентом – 1

Таким образом, минимальный штат, требующийся для работы Регистратора – 8 чел. Такой штат способен обеспечивать регистрацию одной сделки за 10-15 мин. Следует отметить, что подготовка персонала может занять продолжительное время. Так, операционист (при условии опыта работы операционистом в банке) может быть подготовлен за 1-2 месяца, управляющий счетов (при условии опыта работы бухгалтером) – за 2-3 месяца, администратор и менеджер – до 6 месяцев.

Менеджер по связям должен хорошо представлять себе перспективы развития рынка акций и особенности данного эмитента, проводить анализ рынка, составлять аналитические отчеты для эмитента. Он должен иметь экономическое образование и опыт работы на фондовом рынке.

Эмиссия

При эмиссии необходимо ввести большой объем начальных данных, в зависимости от объема эмиссии. Для этого необходимо увеличить штат из расчета, что при первичной эмиссии распорядитель и два операциониста обеспечивают обработку одного акционера за 5 минут.

Снятие реестра. Подготовка собрания. Выплата дивидендов

Снятие реестра, подготовка собрания, выплата дивидендов, может проходить раз в квартал или раз в год. Снятие реестра и подготовку собрания необходимо произвести за 30 дн. При этом требуется дополнительный квалифицированный штат сотрудников в зависимости от объема реестра (2-4 чел.)

Опыт показывает, что эти сотрудники должны быть достаточно квалифицированы, поскольку операции снятия реестров и пр. должны быть юридически грамотно оформлены. Ориентировочные сроки подготовки сотрудников для данных операций – 3-6 месяцев.

Внедрение технологии Регистратора

Разработка и внедрение технологии Регистратора, обучение персонала – трудоемкий процесс, требующий особой подготовки и опыта работы на фондовом рынке и ориентации в компьютерном обеспечении. От этих людей требуется понимание постановки задач и перспектив развития вторичного рынка акций и программного обеспечения. Ориентировочно группа разработки и внедрения должна состоять из 5-8 чел.

Резюме

Предварительный анализ указывает на сложность проблемы организации ведения реестра АО и дает некоторые оценки затрат и необходимых людских ресурсов. Минимальный штат Регистратора можно оценить следующим образом:

à для регистрации перехода прав собственности – 8-10 чел.;

à для снятия реестра – 2-4 чел.;

à для внедрения технологии – 5-8 чел.

При ведении больших реестров, необходим пересчет количества необходимых сотрудников, исходя из данных, что один управляющий счетами и два операциониста обеспечивают регистрацию сделки за 5-15 мин.

Таким образом, для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу Регистратора и избежать вышеперечисленных проблем, необходимо активизировать усилия в разработке Регистраторской технологии и обеспечить как можно более широкое ее распространение с целью интеграции рынка акций.

В соответствии с действующим законодательством само АО не может вести свой реестр и его ведение должно быть поручено специализированной фирме. При этом возникают как вопросы управления фирмой-регистратором, так и проблемы, связанные с разработкой технологии. Основные из них:

à информированность относительно особенностей функционирования фондового рынка и, в частности, рынка именных акций;

à ясное понимание постановки задачи Регистратора;

à наличие инициативной группы;

à наличие интеллектуальных ресурсов для разработки и внедрения технологии;

à решение проблемы подбора и подготовки персонала;

à минимизация затрат;

à заинтересованность в быстром и эффективном решении проблемы.

Предварительный анализ этих проблем показывает, что для их решения целесообразно использовать структуры, имеющие опыт работы на фондовом рынке при условии ясного понимания ими существующих проблем и возможных путей их решения.

Наши рекомендации