Рынок образовательных услуг и его особенности. Провалы рынка и проблемы справедливости
Образование
(Беляков С.А.) Промышленный бум XIX–XX вв. вызвал соответствующий бум и в образовании, сформировал потребность в обученных людях, причем обученных в разной степени, по разным специальностям, с высоким уровнем общего образования. Это привело к развитию образовательной сферы и позволило говорить о необходимости соответствия образования потребностям экономики. Можно, конечно, и здесь несколько поспорить, говоря о том, что именно развитие образования вызвало промышленный рост. Сейчас так прямо и говорят, что образование является важнейшим фактором развития экономики, приводя пример Японии, стран Европы и других стран, указывая, по существу, на первичность образования по отношению к экономике.
К образовательным относятся учреждения и организации следующих типов:
1) дошкольные;
2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) учреждения дополнительного образования взрослых;
5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
6) учреждения дополнительного образования;
7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попече- ния родителей (законных представителей);
8) учреждения дополнительного образования детей;
9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.
Рынок образовательных услуг и его особенности. Провалы рынка и проблемы справедливости.
Образовательная услуга:
Характерные черты образовательной услуги:
• нематериальность - саму по себе услугу нельзя выделить в некоей вещной форме,нельзя хранить и перемещать услугу, а также осуществлять с ней иные действия, возможные для материального объекта (можно. Например, записать лекцию, но в полной мере она не будет произведена – не будет визуальной, звуковой или эмоциональнойсоставляющей);
• неотделимость от субъекта, оказывающего услугу - услуга оказывается только в процессе деятельности субъекта, эту услу гу оказывающего. Прекращение деятельности означает прекращение услуги (учитель вышел из класса - его деятельность по оказанию образовательной услуги прекратилась, и прекратилась (прервалась) сама услуга);
• возможность потребления услуги только в процессе ее оказания - прекращение услуги означает одновременно прекращение ее потребления (Учащиеся не могут получать от учителя знания и навыки, если учитель вышел из класса);
• неэквивалентность услуги и результата ее потребления - В процессе передачи знаний от учителя к учащемуся происходит двойное преобразование информации: первый раз в процессе передачи учителем (от собственных представлений в формы, до- ступные для восприятия), второй — в процессе усвоения учеником, т. е. от доступных для восприятия форм к собственным представлениям учащегося:
- учитель передает учащимся свои знания, умения и навыки, используя для этого доступные ему средства, приемы и мето- ды, преобразуя имеющуюся у него информацию в формы, необходимые и удобные для ее усвоения учащимися;
- учащиеся воспринимают передаваемые знания в меру сво- их способностей и особенностей восприятия, формируя у се- бя (заметим — индивидуально, каждый в отдельности) свое представление о передаваемых учителем знаниях, свои ин- дивидуальные знания, умения и навыки, формируют свой, новый образ воспринимаемой информации.
Образовательная услуга (и любая другая тоже) является благом, поскольку приносит какую-то пользу тому, кто ее потребляет. И это дает основания для определения цены этой услуги, т. е. некоторого денежного эквивалента пользы, полученной потребителем. Образовательная услуга – это и результат производства, и объект потребления, поэтому ее перемещение от производителя к потребителю представлено в форме товарообмена процесса (с одновременным потреблением). Иначе говоря, производитель услуги получает денежный эквивалент, а потребитель, заплативший деньги, получает нематериальное благо, представляющее для него некую пользу. Никакой разницы между куплей-продажей товаров в виде материальных объектов этот процесс, в общем виде, не имеет.
Ценность услуги заключается в наращивании способностей человека, т. е. для получения возможностей заработать больше денег.
Рынок:
Образовательная услуга может продаваться и покупаться, как товар. Соответственно, на отношения купли- продажи образовательных услуг действуют все законы рыночных отношений и условия обеспечения устойчивости этих отношений:
• покупатели образовательных услуг должны иметь надежную информацию о происходящем на рынке, о ценах и качестве услуг у разных продавцов;
• для новых производителей образовательных услуг должны быть созданы возможности свободно и быстро войти и утвердиться на рынке;
• не должно существовать преимущества крупномасштабного производства, разоряющего малые предприятия и ведущего к монополии;
• распределение доходов должно быть более или менее равномерным, поскольку от этого зависят суверенитет потребителя и устойчивость рыночной экономики.
Коротко говоря, основным условием устойчивости рыночных отношений является полная свобода и, одновременно, полное же равноправие участников: производители должны иметь возможность оказывать любые образовательные услуги, не мешать друг другу, не препятствовать появлению других производителей; потребители должны иметь возможность потреблять те услуги, которые считают нужным, и выбирать производителя.
Провалы рынка:
- асимметрия информации: 1)Экономическая теория предполагает, что потребитель осведомлен о собственных интересах лучше, чем кто-либо другой, однако здесь потребители дети, личность которых формируется, и трудно определить истинные потребности. 2) получение выгод происходит не сразу, а постепенно, по истечении периода обучения и на протяжении длительного промежутка времени. 3) потребитель не всегда осведомлен о качестве услуг, предоставляемых тем или иным образовательным учреждением.
- локальный монополизм: например, для некоторых учащихся может оказаться неудобным и довольно затратным посещение школы, находящейся на отдаленном расстоянии от места их проживания. В итоге рынок общеобразовательных услуг территориально ограничивается районом или населенным пунктом. Возникновение же монополии, как известно, порождает ряд проблем и нарушает эффективное распределение ресурсов, а потому требует государственного регулирования.
- Ограниченный“ спрос - спрос на образовательные услуги: численность детей, которые обучаются в школе, хотя и значительна, но ограничена общей численностью детей соответствующей возрастной группы и фактором их расселения по территории. Поэтому и спрос на соответствующие образовательные услуги также ограничен. Если, например, в областном центе имеется высшее учебное заведение (или несколько), то создавать новое имеет смысл только при наличии достаточно большого рас- хождения между контингентом студентов и числом желающих по- лучить высшее образование. Создание нового учебного заведения будет сопряжено со значительными издержками и, на этой основе, существенной ценой на образовательные услуги, превышающей, естественно, цену уже действующего учебного заведения. Следовательно, образование в силу ограниченности спроса на его услуги несет в себе элемент естественной монополии.
(противодействие развитию отдельных категорий учебных заведений (частных, например) под вывеской борьбы за качество образования, затруднение в открытии новых учебных заведений (лицензии, аттестация, аккредитация), закрытие доступа частных учебных заведений к бюджетным средствам, в том числе на проведение научных исследований, и прочее. Справедливости ради следует отметить, что этими же средствами достигается улучшение деятельности существующих учебных заведений, но проблему монополии это не снимает)
Одно из самых важных обстоятельств – без вмешательства государства невозможно решить проблему неравенства или справедливости в сфере образования. Главная идея социальной справедливости – обеспечении доступа к образованию независимо от уровня дохода и индивидуальных характеристик людей.
Горизонтальная справедливость в данном контексте означает, что индивиды с одинаковыми способностями и потребностями должны иметь равный доступ к образованию независимо от пола, расы, религии, классовой или этнической принадлежности. В то же время в силу несовершенства информации ожидаемые выгоды от образования могут зависеть от принадлежности индивида к тому или иному социальному слою. Поэтому государство законодательно гарантирует всем гражданам возможность получения некоторого базового уровня образования, независимо от их социально-демографических характеристик, обеспечивая тем самым всеобщий доступ к школьному образованию. Общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях России установлена Конституцией РФ.
Вертикальная справедливость подразумевает возможность доступа к образованию независимо от уровня дохода граждан и их семей. В силу гарантированности государством школьное образование в определенной степени отвечает данному критерию. Однако поскольку получение школьного образования все-таки требует определенных денежных затрат (прямые расходы: покупка книг, тетрадей, оплата обучения и пр.), то даже бесплатное школьное обучение может быть недоступным для ряда семей с низким уровнем дохода, то есть не соответствовать принципу вертикальной справедливости. Что касается высшего образования, то даже если прямые издержки обучения покрываются за счет правительственных программ, наличие альтернативных издержек получения высшего образования делает затруднительным процесс обучения в вузе для индивидов из малообеспеченных семей.