Взаимосвязь и отличия важнейших экономических категорий: финансы, деньги, кредит, цены, зарплата

На современной стадии развития общества, когда товар­но-денежные отношения носят всеобщий характер, основ­ные экономические категории приобрели всеобщий доступ­ный характер. Все эти категории не только на слуху, но чле­нам общества постоянно приходится сталкиваться с ними. Понятия „зарплата" и „налог" воспринимаются всеми одно­значно. При этом никто не задумывается об их взаимосвязи и зависимости.

Например, в современной России зависимость между эти­ми понятиями очень тесная: чем выше налоги, тем меньше зарплата (во внебюджетной сфере), чем выше зарплата, тем больше налог.

Налоговая система в России построена таким образом, что величина налогов зависит не от эффективности работы, не от прибыльности предприятия, а от общей суммы зарплаты и объема операций. Но если все же предприятие добьется прибыли, то налог с прибыли достигает 35%.

На заре перестройки, когда слух советского человека не­приятно резал термин „кооператоры", ограничение выплат зарплаты через систему налогов воспринималось обществом достаточно равнодушно. Но когда и остальные предприятия стали отчислять налоги и другие платежи в размере 50% от фонда оплаты труда, все стали понимать зависимость нало­гов и зарплаты. А когда и госсектор сократился и размер не­регулярной зарплаты упал ниже прожиточного минимума, люди стали думать о приработке, о второй работе. Именно к этому времени относится введение налоговых деклараций и уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, за сокрытие доходов.

Следует уяснить, что налог — важнейший финансовый инструмент. Государство вводит те или иные налоги, чтобы увеличить свои доходы.

Языковые различия и национальные традиции приводят иногда к терминологической путанице в экономической нау­ке. В англоязычной литературе биржевого маклера называ­ют финансистом. В России финансистами называют банки­ров. Вероятно, это не носит принципиального характера. Од­нако в науке подобная путаница может вызвать различные коллизии. Так, двое ученых, рассуждая о финансах, могут на самом деле подразумевать совсем разные экономические понятия.

Конечно, финансы и кредит как экономические категории тесно увязаны. Кредит, в чистом виде понимаемый как бан­ковский кредит, не зависит от государства, и его роль в вос­производственном процессе достаточно определенна — это способ покрытия временного разрыва между доходами и рас­ходами, способ покрытия потребности на модернизацию про­изводства и т.д. Но кредит — это и способ покрытия дефи­цита бюджета, покрытия бюджетного кассового разрыва (ко­гда бюджет прибегает к услугам банков для покрытия своих расходов до момента поступления очередных доходов).

В свою очередь, если бюджетные средства хранятся на счетах коммерческих банков, то это важнейший ссудный источник для банков.

Кредит отличается от финансирования своей возвратно­стью и платностью. В то же время в обоих случаях это дви­жение денежных средств.

И кредит и финансы не выходят за рамки денежных отно­шений. (Даже товарный кредит имеет денежную основу и форму.)

В отдельных государствах кредитное регулирование со стороны государства приобретает форму, делающую взаи­мозависимость финансов и кредита еще более тесной. Так, в России при расчете налога с прибыли затраты на обслужи­вание кредита включаются в необлагаемую часть на основе утверждаемой Центральным Банком ставки рефинансиро­вания. Чем выше ставка рефинансирования, тем меньше и налог на прибыль.

Цена как экономическая категория становится важней­шим инструментом формирования доходов государства при планово-регулируемой экономике. В рыночной экономике цены служат определяющим показателем при расчете пен­сий, пособий и даже минимальной оплаты труда. Если госу­дарство не прибегнет к регулированию цен, оно вынуждено будет корректировать социальные выплаты и увеличивать минимальную оплату труда. В большинстве стран государ­ство прибегает к регулированию цен на важнейшие товары, имеющие социальное значение.

Цены используются государством и при таможенном ре­гулировании и изъятии таможенных доходов. Так, в России по многим товарным группам таможенные пошлины взима­ются не по цене покупки, а по нормативным ценам, значи­тельно превышающим фактические. Тем самым возрастают доходы бюджета (и значительно растут цены на внутреннем российском рынке).

Все перечисленные категории имеют денежный характер, денежную природу, и подчас эти категории отвечают при­знакам двух и более категорий. Так, зарплата вполне обос­нованно может быть названа денежной выплатой, т.е. день­гами. Но мы понимаем, что это не просто деньги, а деньги, полученные в обмен за труд.

Налог тоже исчисляется в денежном выражении. Это тоже деньги, которые мы безвозмездно отдаем государству в силу действующих законов. Неисполнение закона влечет за собой санкции. Но налог это не только деньги, это еще часть наших доходов и зарплаты. В свою очередь и операции по выпуску (эмиссии) денег являются доходным источником государства.

Если все категории объединяет их денежная природа, то разнятся они своими функциями, назначением, т.е. призна­ками, позволяющими их отличать друг от друга. При этом отличить категории возможно, только если рассматривать всю совокупность признаков. В частности, финансами мы считаем денежные отношения в обществе, возникающие в связи с фактом наличия государства и носящие неэквива­лентный характер. Вне сферы распределения финансов нет. Как только финансы прошли сферу перераспределения, они приобретают признаки других экономических категорий.

Тема 3 ГЕНЕЗИС ФИНАНСОВ

1. Исторический характер финансов

Общественно-экономические формации отличаются друг от друга производственными отношениями. В свою очередь, новые производственные отношения являются производны­ми от уровня развития производительных сил. И, наконец, новым производственным отношениям должно соответство­вать и государственное устройство.

В конкретном государстве изменения могут происходить не в такой последовательности и зависимости, но общая за­кономерность от частных случаев не зависит.

Каждой общественной формации и соответственно госу­дарству в этой формации отвечает определенное финансо­вое устройство. Различие финансов разных общественно-экономических формаций обусловлено следующими причи­нами.

1. Каждой общественной формации соответствует собст­венная классовая структура общества. При этом финансы не могут не учитывать отношения распределения националь­ного дохода, организуя их перераспределение в пользу го­сударства.

2. В каждой общественно-экономической формации фи­нансы подчиняются целям и задачам государства, защищаю­щим интересы господствующего класса.

3. Каждый новый способ производства порождает новую систему хозяйственных отношений. Так, если рабовладель­ческой и феодальной формациям соответствовали натураль­ные отношения, то и формирование доходов государства но­сило преимущественно натуральный характер. Капитали­стическое хозяйство является товарно-денежным. Соответ­ственно и формирование доходов государства осуществля­ется в денежной форме.

4. Если государство как орган управления служит зада­че воспроизводства зложившихся производственных отно­шений и классового строя, то этим же задачам служат и фи­нансы.

5. Опыт XX века учит, что:

а) не бывает государства с четким делением на классы;

б) в одно и то же историческое время существуют государ­ства с разным общественным устройством;

в) переход от одной общественно-исторической формации к другой может продолжаться веками;

г) возможен экспорт не только технологии и общественно­го устройства, но и финансов.

В условиях преобладания натуральных отношений даже v наиболее развитых странах деньги не выполняли всех сво­их функций. Соответственно и финансы как система денеж­ных отношений не могли носить всеобщего характера.

У нас нет достоверных данных о хозяйственном устройст­ве первобытно-общинного строя, и мы можем только пред­положить, что в отсутствие постоянного государственного аппарата отсутствовала и система формирования доходов и расходов такого государства. По мере формирования госу­дарственного аппарата и расширения его функций, особен­но по мере формирования постоянных войск, ведения фор­тификационного и дорожного строительства, возрастает и роль финансов.

Основными источниками доходов рабовладельческих го­сударств являются контрибуции, военная добыча, натураль­ные налоги и личные повинности. Возможно, в конкретном государстве какие-то группы населения и платили денеж­ный налог в конкретное время. Но в целом для рабовладель­ческой формации денежный налог мог носить лишь случай­ный характер. Не могли денежные налоги превалировать и -при феодализме с его натуральной формой ведения хозяй­ства.

Важно понять, что финансы как экономическая категория приобретают всеобщий характер лишь с переходом общест-

ва на товарно-денежные отношения. Но даже в этом случае сохраняются методы покрытия потребностей государства, не носящие денежный характер. Классический пример — все­общая воинская обязанность.

Исторический характер финансов позволяет сделать вы­вод, что любое государство в любое время создает систему формирования и использования фондов, необходимых для реализации своих функций. Методы и формы образования и использования фондов могут существенно отличаться друг от друга. Однако источники образования фондов всегда ог­раниченны, и ни одно правительство не может изобрести новых источников доходов для покрытия своих нужд. Речь идет не о форме изъятия, а об объекте обложения. Такими объектами выступали имущество и доход. Что касается форм изъятия, то уже в античных греческих государствах наряду с прямыми возникают косвенные налоги. Прямые налоги взи­мались с владельцев земли и скота. Во время войны вводил­ся поимущественный налог. Косвенные налоги выступали в форме таможенных пошлин и налогов на торговлю.

В Римской империи вводятся денежные выплаты в армии (для наемников, офицеров). Эти, а также другие потребно­сти (организация зрелищ, помощь безработным свободным гражданам) требовали денежных затрат. Поэтому в допол­нение к военной добыче и контрибуциям вводятся и денеж­ные налоги. Первым таким налогом был налог на покупку и продажу раба. Взимался налог (в размере 1%) за продажу непродовольственных изделий. Во время войны каждый гра­жданин платил чрезвычайный налог на имущество. Был вве­ден налог с наследства в размере 5%.

Феодализм как общественный строй развивался либо на основе рабовладения, либо патриархального строя. Но это существенно не повлияло на сам общественный строй, осно­ванный на частном владении землей и закрепощении кре­стьян. Где нет крепостных крестьян, там нет феодализма.

Роль централизованного правительства и его функции оп­ределялись в каждой стране влиянием феодалов. В преде-

лах своих вотчин феодал устанавливал свою систему нало­гов. Центральная власть могла вмешиваться в хозяйствен­ную жизнь, в частности, облагать налогами население толь­ко в согласованных с феодалами границах.

В Европе феодальная раздробленность впервые была пре­одолена через ослабление рыцарства, вызванное крестовы­ми походами. Война между отдельными странами укрепля­ла королевскую власть, больше остальных обогащавшуюся в результате войн.

Кроме уплаты обычных податей, шедших на содержание землевладельцев, крестьяне выполняли многочисленные повинности, связанные со строительством дорог, крепостей, дворцов, службой в армии. Ремесленники платили налоги феодалу и городским властям не только своими изделиями, но и деньгами. Торговцы платили транзитные и прочие по­шлины, кроме платежей с доходов и дарений феодалу.

В раннем средневековье каждый правитель устанавливал свои налоги и подати. Ни о какой унификации податей и на­логов даже внутри государства не могло быть и речи. Укреп­ление абсолютизма и развитие производительных сил ста­ли причиной перехода к денежным налогам. Чем выше то­варные отношения в обществе, тем больше доля денежных налогов. Особенно велика в развитии финансов роль городов, этого локомотива товарно-денежных отношений.

Пожалуй, единственной общей чертой среднего и поздне­го феодализма можно считать наличие откупной системы. Откупщики уплачивали в казну оговоренную сумму, а весь налоговый сбор, естественно, превосходящий откупную сум­му, составлял их доход. Откупщики, купцы, цеховые ремес­ленники — вот главные заинтересованные лица в замене феодальных отношений буржуазными.

Наши рекомендации