Взаимосвязь и отличия важнейших экономических категорий: финансы, деньги, кредит, цены, зарплата
На современной стадии развития общества, когда товарно-денежные отношения носят всеобщий характер, основные экономические категории приобрели всеобщий доступный характер. Все эти категории не только на слуху, но членам общества постоянно приходится сталкиваться с ними. Понятия „зарплата" и „налог" воспринимаются всеми однозначно. При этом никто не задумывается об их взаимосвязи и зависимости.
Например, в современной России зависимость между этими понятиями очень тесная: чем выше налоги, тем меньше зарплата (во внебюджетной сфере), чем выше зарплата, тем больше налог.
Налоговая система в России построена таким образом, что величина налогов зависит не от эффективности работы, не от прибыльности предприятия, а от общей суммы зарплаты и объема операций. Но если все же предприятие добьется прибыли, то налог с прибыли достигает 35%.
На заре перестройки, когда слух советского человека неприятно резал термин „кооператоры", ограничение выплат зарплаты через систему налогов воспринималось обществом достаточно равнодушно. Но когда и остальные предприятия стали отчислять налоги и другие платежи в размере 50% от фонда оплаты труда, все стали понимать зависимость налогов и зарплаты. А когда и госсектор сократился и размер нерегулярной зарплаты упал ниже прожиточного минимума, люди стали думать о приработке, о второй работе. Именно к этому времени относится введение налоговых деклараций и уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, за сокрытие доходов.
Следует уяснить, что налог — важнейший финансовый инструмент. Государство вводит те или иные налоги, чтобы увеличить свои доходы.
Языковые различия и национальные традиции приводят иногда к терминологической путанице в экономической науке. В англоязычной литературе биржевого маклера называют финансистом. В России финансистами называют банкиров. Вероятно, это не носит принципиального характера. Однако в науке подобная путаница может вызвать различные коллизии. Так, двое ученых, рассуждая о финансах, могут на самом деле подразумевать совсем разные экономические понятия.
Конечно, финансы и кредит как экономические категории тесно увязаны. Кредит, в чистом виде понимаемый как банковский кредит, не зависит от государства, и его роль в воспроизводственном процессе достаточно определенна — это способ покрытия временного разрыва между доходами и расходами, способ покрытия потребности на модернизацию производства и т.д. Но кредит — это и способ покрытия дефицита бюджета, покрытия бюджетного кассового разрыва (когда бюджет прибегает к услугам банков для покрытия своих расходов до момента поступления очередных доходов).
В свою очередь, если бюджетные средства хранятся на счетах коммерческих банков, то это важнейший ссудный источник для банков.
Кредит отличается от финансирования своей возвратностью и платностью. В то же время в обоих случаях это движение денежных средств.
И кредит и финансы не выходят за рамки денежных отношений. (Даже товарный кредит имеет денежную основу и форму.)
В отдельных государствах кредитное регулирование со стороны государства приобретает форму, делающую взаимозависимость финансов и кредита еще более тесной. Так, в России при расчете налога с прибыли затраты на обслуживание кредита включаются в необлагаемую часть на основе утверждаемой Центральным Банком ставки рефинансирования. Чем выше ставка рефинансирования, тем меньше и налог на прибыль.
Цена как экономическая категория становится важнейшим инструментом формирования доходов государства при планово-регулируемой экономике. В рыночной экономике цены служат определяющим показателем при расчете пенсий, пособий и даже минимальной оплаты труда. Если государство не прибегнет к регулированию цен, оно вынуждено будет корректировать социальные выплаты и увеличивать минимальную оплату труда. В большинстве стран государство прибегает к регулированию цен на важнейшие товары, имеющие социальное значение.
Цены используются государством и при таможенном регулировании и изъятии таможенных доходов. Так, в России по многим товарным группам таможенные пошлины взимаются не по цене покупки, а по нормативным ценам, значительно превышающим фактические. Тем самым возрастают доходы бюджета (и значительно растут цены на внутреннем российском рынке).
Все перечисленные категории имеют денежный характер, денежную природу, и подчас эти категории отвечают признакам двух и более категорий. Так, зарплата вполне обоснованно может быть названа денежной выплатой, т.е. деньгами. Но мы понимаем, что это не просто деньги, а деньги, полученные в обмен за труд.
Налог тоже исчисляется в денежном выражении. Это тоже деньги, которые мы безвозмездно отдаем государству в силу действующих законов. Неисполнение закона влечет за собой санкции. Но налог это не только деньги, это еще часть наших доходов и зарплаты. В свою очередь и операции по выпуску (эмиссии) денег являются доходным источником государства.
Если все категории объединяет их денежная природа, то разнятся они своими функциями, назначением, т.е. признаками, позволяющими их отличать друг от друга. При этом отличить категории возможно, только если рассматривать всю совокупность признаков. В частности, финансами мы считаем денежные отношения в обществе, возникающие в связи с фактом наличия государства и носящие неэквивалентный характер. Вне сферы распределения финансов нет. Как только финансы прошли сферу перераспределения, они приобретают признаки других экономических категорий.
Тема 3 ГЕНЕЗИС ФИНАНСОВ
1. Исторический характер финансов
Общественно-экономические формации отличаются друг от друга производственными отношениями. В свою очередь, новые производственные отношения являются производными от уровня развития производительных сил. И, наконец, новым производственным отношениям должно соответствовать и государственное устройство.
В конкретном государстве изменения могут происходить не в такой последовательности и зависимости, но общая закономерность от частных случаев не зависит.
Каждой общественной формации и соответственно государству в этой формации отвечает определенное финансовое устройство. Различие финансов разных общественно-экономических формаций обусловлено следующими причинами.
1. Каждой общественной формации соответствует собственная классовая структура общества. При этом финансы не могут не учитывать отношения распределения национального дохода, организуя их перераспределение в пользу государства.
2. В каждой общественно-экономической формации финансы подчиняются целям и задачам государства, защищающим интересы господствующего класса.
3. Каждый новый способ производства порождает новую систему хозяйственных отношений. Так, если рабовладельческой и феодальной формациям соответствовали натуральные отношения, то и формирование доходов государства носило преимущественно натуральный характер. Капиталистическое хозяйство является товарно-денежным. Соответственно и формирование доходов государства осуществляется в денежной форме.
4. Если государство как орган управления служит задаче воспроизводства зложившихся производственных отношений и классового строя, то этим же задачам служат и финансы.
5. Опыт XX века учит, что:
а) не бывает государства с четким делением на классы;
б) в одно и то же историческое время существуют государства с разным общественным устройством;
в) переход от одной общественно-исторической формации к другой может продолжаться веками;
г) возможен экспорт не только технологии и общественного устройства, но и финансов.
В условиях преобладания натуральных отношений даже v наиболее развитых странах деньги не выполняли всех своих функций. Соответственно и финансы как система денежных отношений не могли носить всеобщего характера.
У нас нет достоверных данных о хозяйственном устройстве первобытно-общинного строя, и мы можем только предположить, что в отсутствие постоянного государственного аппарата отсутствовала и система формирования доходов и расходов такого государства. По мере формирования государственного аппарата и расширения его функций, особенно по мере формирования постоянных войск, ведения фортификационного и дорожного строительства, возрастает и роль финансов.
Основными источниками доходов рабовладельческих государств являются контрибуции, военная добыча, натуральные налоги и личные повинности. Возможно, в конкретном государстве какие-то группы населения и платили денежный налог в конкретное время. Но в целом для рабовладельческой формации денежный налог мог носить лишь случайный характер. Не могли денежные налоги превалировать и -при феодализме с его натуральной формой ведения хозяйства.
Важно понять, что финансы как экономическая категория приобретают всеобщий характер лишь с переходом общест-
ва на товарно-денежные отношения. Но даже в этом случае сохраняются методы покрытия потребностей государства, не носящие денежный характер. Классический пример — всеобщая воинская обязанность.
Исторический характер финансов позволяет сделать вывод, что любое государство в любое время создает систему формирования и использования фондов, необходимых для реализации своих функций. Методы и формы образования и использования фондов могут существенно отличаться друг от друга. Однако источники образования фондов всегда ограниченны, и ни одно правительство не может изобрести новых источников доходов для покрытия своих нужд. Речь идет не о форме изъятия, а об объекте обложения. Такими объектами выступали имущество и доход. Что касается форм изъятия, то уже в античных греческих государствах наряду с прямыми возникают косвенные налоги. Прямые налоги взимались с владельцев земли и скота. Во время войны вводился поимущественный налог. Косвенные налоги выступали в форме таможенных пошлин и налогов на торговлю.
В Римской империи вводятся денежные выплаты в армии (для наемников, офицеров). Эти, а также другие потребности (организация зрелищ, помощь безработным свободным гражданам) требовали денежных затрат. Поэтому в дополнение к военной добыче и контрибуциям вводятся и денежные налоги. Первым таким налогом был налог на покупку и продажу раба. Взимался налог (в размере 1%) за продажу непродовольственных изделий. Во время войны каждый гражданин платил чрезвычайный налог на имущество. Был введен налог с наследства в размере 5%.
Феодализм как общественный строй развивался либо на основе рабовладения, либо патриархального строя. Но это существенно не повлияло на сам общественный строй, основанный на частном владении землей и закрепощении крестьян. Где нет крепостных крестьян, там нет феодализма.
Роль централизованного правительства и его функции определялись в каждой стране влиянием феодалов. В преде-
лах своих вотчин феодал устанавливал свою систему налогов. Центральная власть могла вмешиваться в хозяйственную жизнь, в частности, облагать налогами население только в согласованных с феодалами границах.
В Европе феодальная раздробленность впервые была преодолена через ослабление рыцарства, вызванное крестовыми походами. Война между отдельными странами укрепляла королевскую власть, больше остальных обогащавшуюся в результате войн.
Кроме уплаты обычных податей, шедших на содержание землевладельцев, крестьяне выполняли многочисленные повинности, связанные со строительством дорог, крепостей, дворцов, службой в армии. Ремесленники платили налоги феодалу и городским властям не только своими изделиями, но и деньгами. Торговцы платили транзитные и прочие пошлины, кроме платежей с доходов и дарений феодалу.
В раннем средневековье каждый правитель устанавливал свои налоги и подати. Ни о какой унификации податей и налогов даже внутри государства не могло быть и речи. Укрепление абсолютизма и развитие производительных сил стали причиной перехода к денежным налогам. Чем выше товарные отношения в обществе, тем больше доля денежных налогов. Особенно велика в развитии финансов роль городов, этого локомотива товарно-денежных отношений.
Пожалуй, единственной общей чертой среднего и позднего феодализма можно считать наличие откупной системы. Откупщики уплачивали в казну оговоренную сумму, а весь налоговый сбор, естественно, превосходящий откупную сумму, составлял их доход. Откупщики, купцы, цеховые ремесленники — вот главные заинтересованные лица в замене феодальных отношений буржуазными.