III. Виды владения, защита и юридическое значение владения

1. В томе X ч. 1 различается владение: а) законное и незаконное, б) добросовестное и недобросовестное, в) давностное владение (в виде собственности).

а. Владение признается законным, когда имущество приобретено способами, «в законах дозволенными» (ст. 524). Сенат к этому прибавляет, что если бы владение было приобретено способом, дозволенным законом, но по суду подлежало возвращению законному собственнику, то такое владение должно быть признано незаконным (83/79, 87/34, 91/105 и др.). Далее, незаконным владением будет то, которое приобретено недозволенными в законах способами: подлогом, насилием или самовольно. Подложное владение (основанное на подложном акте или ином обмане) предполагает знание подложности владения, безразлично когда – при начатии или продолжении владения (ст. 526). Насильственное владение, в противоположность самовольному владению, характеризуется насильственным отнятием или захватом имущества (ст. 527–528). Впрочем, понятие самовольного владения есть более широкое понятие: оно есть владение или пользование чужим имуществом «вопреки закону» (ст. 528)[см. сноску 23], и в этом смысле оно обнимает собой всякое незаконное владение, кроме подложного и насильственного владения.

б. Владение признается добросовестным, если тот, кто владеет имуществом, не знает, что право собственности на имущество принадлежит другому (ст. 529). При этом требуется действительное знание владельцем неправости своего владения, одного сомнения еще недостаточно (70/192, 69/315 и др., ср. ст. 626).

в. Давностное владение, или в виде собственности, есть специальный случай владения (ст. 533), с намерением обладать вещью как своей собственной. Проект называет такое владение самостоятельным, противополагая его производному владению (ст. 878–879)[см. сноску 24]. Наш закон различает еще пожизненное владение. Но пожизненное владение, в противоположность фактическому владению, составляет право лица, в пользу которого оно установлено (§ 22 IV). Поэтому пожизненное владение нельзя относить к фактическому владению.

2. Юридическое значение владения обнаруживается: а) в праве на защиту владения, б) во владении как титуле права собственности, в) в различной ответственности добросовестного и недобросовестного владельца.

а. По ст. 531 владельческая защита дается всякому владельцу, хотя бы его владение было и незаконное. Ближайшее рассмотрение вопросов о защите владения относится к области процессуального права. Что же касается вопроса, почему защищается владение, то вопрос этот решают различно[см. сноску 25].

б. Владение в современном обороте есть законный титул права собственности в отношении движимых вещей. Это значит, что, в интересах твердости оборота, всякий владелец движимой вещи считается собственником вещи и, не будучи им на самом деле, может даже передать право собственности добросовестному приобретателю вещи[см. сноску 26]. Основание этого правила и исключения из него см. § 21.

в. Добросовестный владелец менее строго отвечает перед собственником, чем недобросовестный владелец. 1) Добросовестный владелец не отвечает за неполученные доходы (ср. ст. 624) и не обязан возвращать доходов, полученных или законно ему следуемых по день, когда неправость владения ему стала достоверно известна (ст. 626). 2) Добросовестный владелец в период добросовестного владения отвечает за вред, лишь умышленно причиненный, а не по небрежности (ст. 634). 3) Добросовестный же владелец имеет право не только взять все заведенное в имении, но вместо этого имеет право требовать вознаграждения (ст. 628 и 622), разве заведенное добросовестным владельцем является единственно предметом роскоши. В этом последнем случае ему предоставляется только взять заведенное из имения и при том, если это возможно, без вреда или ущерба для имения (ст. 633). Напротив, недобросовестный владелец может взять с собою из имения все, что им перевезено туда или же вновь завезено, если только имущество не придет от этого в расстройство или в состояние худшее против того, в котором оно находилось во время завладения. В этом случае все заведенное или устроенное недобросовестным владельцем остается в пользу собственника без всякого за то вознаграждения (ст. 611 и 622). 4) Наконец, недобросовестный владелец, в противоположность добросовестному владельцу, обязан заплатить все судебные издержки владельца законного при отыскании им имущества и за расходы при вводе его во владение этим имуществом (ст. 625), а если в незаконном владении были денежные капиталы, то за все время их удержания – уплатить еще 6% с капитала и 3% неустойки (ст. 641).

Наши рекомендации