Аудит интеллектуального капитала

Вторая половина XX в. характеризовалась нарастанием постин­дустриальных тенденций в экономике ведущих стран мира. По­этому теоретики постиндустриализма должны были перевести осмысление одного из основополагающих тезисов этой метатеории о ведущей роли знаний в экономических и общественных отношени­ях информационного общества в практическую плоскость. Для этого потребовалось кардинальным поменять методологическую парадиг­му экономического мышления, в частности, по-новому переосмыс­лить такие понятия, как стоимость и капитал.

Этапной в этом отношении стала книга Тайичи Сакайя «Стои­мость, создаваемая знанием, или История будущего», вышедшая в 1985 г. в Японии. Он одним из первых объединил два понятия «зна­ние» и «стоимость» «стоимость, создаваемая знанием». Таким об­разом, экономика превращается в систему, функционирующую на основе обмена знаний и их взаимной оценки.

Современный американский и западноевропейский руководитель имеет в своем арсенале концепцию интеллектуального капитала, ко торая позволяет по-новому взглянуть на структуру ресурсов компа­нии, следовательно, на управление ею. Понятие «интеллектуальный капитал» не только обрело теоретико-научный статус, но и переведе­но в практическую плоскость менеджмента.

В середине 1990-х гг. па западном рынке появились фирмы, пост­роенные на основе новых управленческих схем п структур (напри­мер, структуры, разработанной специалистами Чикагской школы че­ловеческого капитала[49]). Они добивались успеха как в области повышения эффективности персонала, так и в сфере увеличения эф­фективности организации в целом. Более того, «эффективность но Парето»[50] у подобных фирм не работала: результат во многих случаях улучшался за счет ухудшения результатов по другим направлениям. Например, фирма, ухудшая экономические показатели, вкладывала деньги в персонал, а итоговый положительный результат превосхо­дило все ожидания.

Центральная методологическая установка этого направления объяснять экономические процессы на основе принципов поведения людей. Упор делается на количественном анализе и практической подтверждаемое™ результатов исследований.

Концепция Чикагской школы человеческого капитала предпола­гает, что вложение средств в персонал производится прежде всего ра­ди повышения эффективности предприятия. Такие инвестиции, в том числе и в оптимизацию структуры, оцениваются как исключи­тельно важные для предприятия. Стремление к строгому количест­венному анализу и получению практически значимых результатов с неизбежностью привело специалистов данного направления к ис­пользованию высокоточных компьютерных инструментов. Специа­листы данного направления одними из первых стали широко приме­нять прецедентные экспертные системы в работе с предприятиями.

В общем понимании под интеллектуальным капиталом подразу­мевают сумму знаний и умений, а также опыт и квалификацию всех работников организации, обеспечивающих ее конкурентные возмож ­ности на рынке. Результатом эффективного использования интел­лектуального капитала выступает интеллектуальный продукт — ре­зультат мыслительной деятельности, включающий изобретения, от­крытия, патенты и иные объекты интеллектуальной деятельности. Поскольку объем интеллектуального продукта организации зависит от потенциальных возможностей и эффективности использования интеллектуального капитала, проблемы роста интеллектуальных ре­сурсов фирмы приобретают в настоящее время большое значение. Увеличение интеллектуального капитала возможно в рамках целена­правленной стратегии развития организации но подбору, привлече­нию и подготовке персонала, являющегося носителем интеллекту­ального капитала. Важным исходным моментом является возможная оценка интеллектуального капитала в стоимостных категориях.

При анализе интеллектуального капитала выделяют три его со­ставляющие:

• «человеческий капитал»;

• «структурный капитал»;

• «потребительский капитал».

Человеческий капитал — часть сотрудников фирмы, способная к созданию и распространению инноваций. Его рост осуществляется за счет использования максимально возможного объема знаний со­трудников организации и увеличения числа сотрудников, владею­щих знаниями, необходимыми фирме. Человеческий капитал — это совокупность знаний, практических навыков и творческих способно­стей работников компании, приложенных для выполнения текущих задач. Кроме того, составляющими человеческого капитала являют­ся моральные ценности компании, культура труда и общий подход к делу.

Структурный капитал система организации и обеспечения эф­фективной работы человеческого ресурса включает базы знаний и базы данных, исследовательские лаборатории и другие компоненты, обеспечивающие проявление организационных способностей фирмы.

Потребительский капитал - сформированная система отноше­ний с потребителями продукции данной организации, с поставщика­ми характеризуется степенью предпочтения потребителей товаров и услуг только торговой марки данной компании и надежностью свя­зей с поставщиками.

Существующая на сегодняшний день система финансового учета предполагает отражение в бухгалтерском балансе наряду с матери­альными и нематериальных активов, представляющих интеллекту­альный продукт и деловую репутацию фирмы, но основная труд­ность связана со стоимостной оценкой интеллектуального капитала.

Попытки экономической оценки интеллектуального капитала осу­ществлялись экономистами многих стран[51]. Существуют определен­ные наработанные методики, используемые многими компаниями в своей практической деятельности. Основным методом оценки интел­лектуального капитала компании является разница между рыночной стоимостью акционерного капитала и текущей стоимостью основных фондов. Учитывая определенные факторы, влияющие на достовер­ность и надежность этого способа оценки, в ряде случаев использует­ся «коэффициент Тобина», показывающий отношение рыночной сто­имости объекта к стоимости его замены.

Российская система финансового учета и отчетности предполагае т учет нематериальных активов, в составе которых учитывается и дело­вая репутация организации, т. е. «цена фирмы», и отражает такие фак­торы, как удовлетворение потребительского спроса, хорошее управле­ние, эффективность производства, хорошие отношения внутри коллектива, удачное местоположение и др. Деловая репутация опре­деляется как превышение покупной цены имущества над оценочной (начальной) стоимостью. Вместе с тем практика продажи российских компаний показывает: лишь немногие фирмы продаются по стоимос­ти, превышающей стоимость имеющихся материальных активов. Многие организации сталкиваются с такой проблемой, что инвесторы практически не вкладывают средства в предприятия с небольшими объемами материальных фондов. В связи с этим более привлекатель­ными являются фирмы, наращивающие свою капитализацию, в том числе и за счет роста интеллектуального капитала. Основные факто­ры, определяющие рост интеллектуального капитала:

• формирование коллектива сотрудников, составляющих основу человеческого капитала организации путем систематического по ис­ка, подбора, отбора, мотивации и стимулирования персонала фирмы;

• создание здорового морально-психологического климата в кол­лективе, т. е. создание среды, при которой у сотрудников организации появляется чувство своей полезности и удовлетворения от результа­тов своей деятельности, появляется стремление к взаимообучаемос- ти и взаимозаменяемости в работе с клиентами;

• формирование банка знаний, включающего собственные иссле­дования и разработки; накопленный опыт, знания и навыки работни­ков в виде регламентов, методических разработок, руководящих материалов и т. д.; специфические наработки со смежниками; марке­тинговые исследования и др.

• создание положительного имиджа и репутации компании путем рекламы и продвижения товарного знака и товарной марки, форми­рования бренда организации, обладающего рыночной стоимостью.

• Вполне естественно, что основной составляющей интеллектуаль­ного капитала является человеческий капитал. Потеря ключевых со­трудников фирмы — это не простое увеличение текучести кадров, но в ряде случаев это потеря конкурентоспособности, снижение рыноч­ной стоимости и возможное банкротство фирмы. На сегодняшний день управление персоналом — это не только область кадрового ме­неджмента, но и финансового, поскольку объем, состав и структура интеллектуального капитала и эффективность его использования со­ставляющие элементы финансовой устойчивости организации.

Общий аудит интеллектуального капитала[52]

Общий аудит интеллектуального капитала подразумевает рас­смотрение нематериальных активов компании, их документальное оформление, фиксирование состояния на текущий момент и, если возможно, подсчет их стоимости. При анализе работников обычно рассматривается образование каждого из них, а также проводится ряд психометрических тестов и тестов на тип личности с целью вы­явления потенциала каждого сотрудника. В результате выявляются индивиды, обладающие критическим мышлением, умеющие успеш­но продавать товары и услуги, демонстрирующие сноровку или склонность к командной работе.

Личность обладает гораздо большим набором ценных качеств, чем можно выявить с помощью разработанных тестов. Надлежит рассмотреть и права на интеллектуальную собственность, и все тор­говые марки, и ноу-хау. В итоге мы получим значительный объем сведений о нематериальных активах, что даст возможность опреде­лить количество работников с высшим образованием, количество людей со стажем работы в компании более десяти лет, количество об­служенных покупателей, зарегистрированных патентов, а также сум­му, в которую обошлась их защита.

Образно говоря, все это поможет собрать статистику, играющую роль ценной информации. Проблема общего аудита состоит в том, что этот процесс может затянуться до бесконечности, поскольку мы имеем дело с нематериальными активами, более того, с людьми. Важно поэтому перед составлением собственно плана аудита определить­ся с конкретной целью его проведения.

Знание своего интеллектуального капитала — богатый источник информации об организации, имеющий особую ценность в следую­щих ситуациях:

• подтверждение способности организации достичь своих целей;

• планирование исследований и разработок;

• аккумулирование исходной информации для составления про­грамм по реорганизации;

• постановка целей обучающих программ и программ подготовки для сотрудников организации;

• оценка стоимости предприятия;

• расширение границ корпоративной памяти.

Термин «аудит» всегда применялся в контексте бухгалтерии, имея задачей подтверждение того, что счета компании отражают достовер­ную и беспристрастную информацию о ее финансовом положении. При рассмотрении интеллектуального капитала термин «аудит» применяется в более широком контексте: выявление интеллектуаль­ного капитала компании, наблюдение за ним и управление им. Лица, занимающиеся аудитом бухгалтерских счетов, руководствуются конкретными директивами, помогающими им идентифицировать ценность некоторых активов. Стоимость земли и зданий зависит от местоположения, остаточная стоимость транспортных средств опре­деляется сроком их эксплуатации, компьютеры оцениваются исходя из обозначенной даты выпуска с учетом принятой нормы амортиза­ции. Обычного аудитора не интересует соответствие наличного пар­ка автомашин нуждам организации по выполнению данной работы, равно как и прибыльность патента, которым владеет компания. На­против, лицо, осуществляющее аудит интеллектуального капитала, очень даже заинтересовано в обнаружении такого сотрудника, чьи знания и умения используются не в полной мере.

Процесс аудита интеллектуального капитала направлен на поиск возможностей оптимального использования нематериальных акти­вов. Логично вытекающий отсюда вопрос «Как узнать, что активы используются оптимальным образом?» допускает двоякий ответ. Во-первых, можно подойти к этому вопросу философски и потратить значительное время па поиск ответа, что не очень практично. Во-вто­рых, можно дать определение гипотетическому состоянию «опти­мальное использование активов» в контексте организационных це­лей. Мы считаем такое состояние соответствующим наилучшему из возможных.

Состояние нематериальных активов в значительной мере влияет на эффективность работы компании.

Пример. Проанализируйте нижеприведенные ситуации и подумайте, каким образом компания может провести желаемые изменения.

• Компания намерена превратиться из сборщика компьютеров в предприятие с полным циклом производства. Для осуществления такого перехода руководство принимает решение о наделении сотрудников спе­цифическими полномочиями, создав для этих целей среднее управленче­ское звено из личностей предпринимательского типа, умеющих органи­зовать деловое сотрудничество, что необходимо для деятельности компаний такого рода. Высшее руководство полагает, что предоставило персоналу полную свободу в проявлении инициативы, но желаемых пе­ремен в поведении сотрудников не происходит. В чем вы видите причи­ны возникшей проблемы.

• Компания предоставляла некоторые услуги в течение пяти лет, фор­мируя около 10% прибыли за счет повторных контрактов. Руководство намерено увеличить этот объем до 30% при одновременном сокращении затрат на продажи. Каким образом можно достичь поставленной цели?

• Очень крупная производственная компания, выпускающая широ­кий диапазон электротоваров и бытовой техники, имеет четыре исследо­вательских лаборатории, регистрирующих совместными усилиями сотни патентов ежегодно. Было решено выяснить вклад одной из лабораторий в общую прибыль, приносимый непосредственно ее патентами. Эта сум­ма оказалась около 250 ООО дол., тогда как защита патентов требует в два раза больших затрат. Что следует предпринять дайной компании?

Каждая из приведенных ситуаций требует анализа интеллекту­ального капитала компании. Необходимо выяснить, насколько вооб­ще этот капитал используется и может ли он способствовать осуще­ствлению необходимых изменений.

В целом аудит интеллектуального капитала проводится, чтобы оп­ределить совокупность необходимых ресурсов для осуществления из­менений и выявить те из них, в которых организация испытывает недо­статок. Поскольку цель обычно известна, можно мысленно представить себе оптимальный набор активов, т. е. наилучшие ресурсы из воз­можных, независимо от осведомленности компании насчет их наличия.

Примером оптимальной совокупности активов могут послужить торговый знак и повторные сделки. Торговый знак характеризуется 100%-ным узнаванием, а повторные сделки охватывают 100% покупа­телей. Это означает: каждый, хотя бы один раз увидевший торговый знак, узнает его в дальнейшем, и каждый, хотя бы один раз сделав­ший покупку в этой компании, сделает это снова. Тот факт, что опи­сываемое состояние может быть недостижимым для каждой компании, не играет решающей роли; мы просто формируем точку зрения, а также получаем средство измерения интеллектуального капитала в контексте поставленных целей.

Этапы аудита интеллектуального капитала

Существует множество точек зрения на процедуру рассмотрения нематериальных активов. Можно, к примеру, подсчитать количество сотрудников с высшим образованием или число зарегистрированных патентов. Но что это в действительности нам даст? Без четкого опи­сания необходимых изменений или цели — совсем немногое.

Выполнение следующих этапов обеспечит проведение аудита ин­теллектуального капитала на надлежащем уровне (рис. 4.20).

1. Описание желаемых превращений, целей, поля деятельности и ограничений.

2. Определение оптимальных параметров активов.

3. Присвоение параметрам верхних пороговых значений.

4. Выбор методов аудита.

5. Проведение аудита активов.

6. Документальное оформление ценности активов в базе знаний интеллектуального капитала.

аудит интеллектуального капитала - student2.ru

Оптимальные параметры
Присвоение параметрам верхних пороговых значений
Рис. 4.20. Процесс аудита интеллектуального капитала
Показатель ценности активов
Верхние пороговые значения
аудит интеллектуального капитала - student2.ru аудит интеллектуального капитала - student2.ru

Применение предлагаемой схемы весьма целесообразно при иден­тификации шагов по решению поставленной задачи. Каждый этап несет информационную нагрузку, поэтому схема иногда называется диаграммой информационных потоков. Каждый овал в диаграмме подразумевает процесс, а стрелки между окнами означают переход от данного процесса к следующему. Каждая выходящая из овала стрел­ка обязательно должна иметь название. Если вы затрудняетесь с на­званием выходящей стрелки, чтобы оно отличалось от входящего, тогда указанное вами в овале, возможно, не является процессом и должно быть пропущено. Кроме всего прочего, здесь и речи нет о контролирующих процессах, что означает рассмотрение сути во­проса на высоком уровне абстракции.

Процесс аудита интеллектуального капитала предполагает нали­чие некоего переходного состояния, ради которого и предпринимает­ся в большинстве случаев сам аудит. Терминология, принятая в этом аудите, а также сам процесс подробнее рассматриваются ниже.

Наши рекомендации