Аудит интеллектуального капитала
Вторая половина XX в. характеризовалась нарастанием постиндустриальных тенденций в экономике ведущих стран мира. Поэтому теоретики постиндустриализма должны были перевести осмысление одного из основополагающих тезисов этой метатеории о ведущей роли знаний в экономических и общественных отношениях информационного общества в практическую плоскость. Для этого потребовалось кардинальным поменять методологическую парадигму экономического мышления, в частности, по-новому переосмыслить такие понятия, как стоимость и капитал.
Этапной в этом отношении стала книга Тайичи Сакайя «Стоимость, создаваемая знанием, или История будущего», вышедшая в 1985 г. в Японии. Он одним из первых объединил два понятия «знание» и «стоимость» «стоимость, создаваемая знанием». Таким образом, экономика превращается в систему, функционирующую на основе обмена знаний и их взаимной оценки.
Современный американский и западноевропейский руководитель имеет в своем арсенале концепцию интеллектуального капитала, ко торая позволяет по-новому взглянуть на структуру ресурсов компании, следовательно, на управление ею. Понятие «интеллектуальный капитал» не только обрело теоретико-научный статус, но и переведено в практическую плоскость менеджмента.
В середине 1990-х гг. па западном рынке появились фирмы, построенные на основе новых управленческих схем п структур (например, структуры, разработанной специалистами Чикагской школы человеческого капитала[49]). Они добивались успеха как в области повышения эффективности персонала, так и в сфере увеличения эффективности организации в целом. Более того, «эффективность но Парето»[50] у подобных фирм не работала: результат во многих случаях улучшался за счет ухудшения результатов по другим направлениям. Например, фирма, ухудшая экономические показатели, вкладывала деньги в персонал, а итоговый положительный результат превосходило все ожидания.
Центральная методологическая установка этого направления объяснять экономические процессы на основе принципов поведения людей. Упор делается на количественном анализе и практической подтверждаемое™ результатов исследований.
Концепция Чикагской школы человеческого капитала предполагает, что вложение средств в персонал производится прежде всего ради повышения эффективности предприятия. Такие инвестиции, в том числе и в оптимизацию структуры, оцениваются как исключительно важные для предприятия. Стремление к строгому количественному анализу и получению практически значимых результатов с неизбежностью привело специалистов данного направления к использованию высокоточных компьютерных инструментов. Специалисты данного направления одними из первых стали широко применять прецедентные экспертные системы в работе с предприятиями.
В общем понимании под интеллектуальным капиталом подразумевают сумму знаний и умений, а также опыт и квалификацию всех работников организации, обеспечивающих ее конкурентные возмож ности на рынке. Результатом эффективного использования интеллектуального капитала выступает интеллектуальный продукт — результат мыслительной деятельности, включающий изобретения, открытия, патенты и иные объекты интеллектуальной деятельности. Поскольку объем интеллектуального продукта организации зависит от потенциальных возможностей и эффективности использования интеллектуального капитала, проблемы роста интеллектуальных ресурсов фирмы приобретают в настоящее время большое значение. Увеличение интеллектуального капитала возможно в рамках целенаправленной стратегии развития организации но подбору, привлечению и подготовке персонала, являющегося носителем интеллектуального капитала. Важным исходным моментом является возможная оценка интеллектуального капитала в стоимостных категориях.
При анализе интеллектуального капитала выделяют три его составляющие:
• «человеческий капитал»;
• «структурный капитал»;
• «потребительский капитал».
Человеческий капитал — часть сотрудников фирмы, способная к созданию и распространению инноваций. Его рост осуществляется за счет использования максимально возможного объема знаний сотрудников организации и увеличения числа сотрудников, владеющих знаниями, необходимыми фирме. Человеческий капитал — это совокупность знаний, практических навыков и творческих способностей работников компании, приложенных для выполнения текущих задач. Кроме того, составляющими человеческого капитала являются моральные ценности компании, культура труда и общий подход к делу.
Структурный капитал система организации и обеспечения эффективной работы человеческого ресурса включает базы знаний и базы данных, исследовательские лаборатории и другие компоненты, обеспечивающие проявление организационных способностей фирмы.
Потребительский капитал - сформированная система отношений с потребителями продукции данной организации, с поставщиками характеризуется степенью предпочтения потребителей товаров и услуг только торговой марки данной компании и надежностью связей с поставщиками.
Существующая на сегодняшний день система финансового учета предполагает отражение в бухгалтерском балансе наряду с материальными и нематериальных активов, представляющих интеллектуальный продукт и деловую репутацию фирмы, но основная трудность связана со стоимостной оценкой интеллектуального капитала.
Попытки экономической оценки интеллектуального капитала осуществлялись экономистами многих стран[51]. Существуют определенные наработанные методики, используемые многими компаниями в своей практической деятельности. Основным методом оценки интеллектуального капитала компании является разница между рыночной стоимостью акционерного капитала и текущей стоимостью основных фондов. Учитывая определенные факторы, влияющие на достоверность и надежность этого способа оценки, в ряде случаев используется «коэффициент Тобина», показывающий отношение рыночной стоимости объекта к стоимости его замены.
Российская система финансового учета и отчетности предполагае т учет нематериальных активов, в составе которых учитывается и деловая репутация организации, т. е. «цена фирмы», и отражает такие факторы, как удовлетворение потребительского спроса, хорошее управление, эффективность производства, хорошие отношения внутри коллектива, удачное местоположение и др. Деловая репутация определяется как превышение покупной цены имущества над оценочной (начальной) стоимостью. Вместе с тем практика продажи российских компаний показывает: лишь немногие фирмы продаются по стоимости, превышающей стоимость имеющихся материальных активов. Многие организации сталкиваются с такой проблемой, что инвесторы практически не вкладывают средства в предприятия с небольшими объемами материальных фондов. В связи с этим более привлекательными являются фирмы, наращивающие свою капитализацию, в том числе и за счет роста интеллектуального капитала. Основные факторы, определяющие рост интеллектуального капитала:
• формирование коллектива сотрудников, составляющих основу человеческого капитала организации путем систематического по иска, подбора, отбора, мотивации и стимулирования персонала фирмы;
• создание здорового морально-психологического климата в коллективе, т. е. создание среды, при которой у сотрудников организации появляется чувство своей полезности и удовлетворения от результатов своей деятельности, появляется стремление к взаимообучаемос- ти и взаимозаменяемости в работе с клиентами;
• формирование банка знаний, включающего собственные исследования и разработки; накопленный опыт, знания и навыки работников в виде регламентов, методических разработок, руководящих материалов и т. д.; специфические наработки со смежниками; маркетинговые исследования и др.
• создание положительного имиджа и репутации компании путем рекламы и продвижения товарного знака и товарной марки, формирования бренда организации, обладающего рыночной стоимостью.
• Вполне естественно, что основной составляющей интеллектуального капитала является человеческий капитал. Потеря ключевых сотрудников фирмы — это не простое увеличение текучести кадров, но в ряде случаев это потеря конкурентоспособности, снижение рыночной стоимости и возможное банкротство фирмы. На сегодняшний день управление персоналом — это не только область кадрового менеджмента, но и финансового, поскольку объем, состав и структура интеллектуального капитала и эффективность его использования составляющие элементы финансовой устойчивости организации.
Общий аудит интеллектуального капитала[52]
Общий аудит интеллектуального капитала подразумевает рассмотрение нематериальных активов компании, их документальное оформление, фиксирование состояния на текущий момент и, если возможно, подсчет их стоимости. При анализе работников обычно рассматривается образование каждого из них, а также проводится ряд психометрических тестов и тестов на тип личности с целью выявления потенциала каждого сотрудника. В результате выявляются индивиды, обладающие критическим мышлением, умеющие успешно продавать товары и услуги, демонстрирующие сноровку или склонность к командной работе.
Личность обладает гораздо большим набором ценных качеств, чем можно выявить с помощью разработанных тестов. Надлежит рассмотреть и права на интеллектуальную собственность, и все торговые марки, и ноу-хау. В итоге мы получим значительный объем сведений о нематериальных активах, что даст возможность определить количество работников с высшим образованием, количество людей со стажем работы в компании более десяти лет, количество обслуженных покупателей, зарегистрированных патентов, а также сумму, в которую обошлась их защита.
Образно говоря, все это поможет собрать статистику, играющую роль ценной информации. Проблема общего аудита состоит в том, что этот процесс может затянуться до бесконечности, поскольку мы имеем дело с нематериальными активами, более того, с людьми. Важно поэтому перед составлением собственно плана аудита определиться с конкретной целью его проведения.
Знание своего интеллектуального капитала — богатый источник информации об организации, имеющий особую ценность в следующих ситуациях:
• подтверждение способности организации достичь своих целей;
• планирование исследований и разработок;
• аккумулирование исходной информации для составления программ по реорганизации;
• постановка целей обучающих программ и программ подготовки для сотрудников организации;
• оценка стоимости предприятия;
• расширение границ корпоративной памяти.
Термин «аудит» всегда применялся в контексте бухгалтерии, имея задачей подтверждение того, что счета компании отражают достоверную и беспристрастную информацию о ее финансовом положении. При рассмотрении интеллектуального капитала термин «аудит» применяется в более широком контексте: выявление интеллектуального капитала компании, наблюдение за ним и управление им. Лица, занимающиеся аудитом бухгалтерских счетов, руководствуются конкретными директивами, помогающими им идентифицировать ценность некоторых активов. Стоимость земли и зданий зависит от местоположения, остаточная стоимость транспортных средств определяется сроком их эксплуатации, компьютеры оцениваются исходя из обозначенной даты выпуска с учетом принятой нормы амортизации. Обычного аудитора не интересует соответствие наличного парка автомашин нуждам организации по выполнению данной работы, равно как и прибыльность патента, которым владеет компания. Напротив, лицо, осуществляющее аудит интеллектуального капитала, очень даже заинтересовано в обнаружении такого сотрудника, чьи знания и умения используются не в полной мере.
Процесс аудита интеллектуального капитала направлен на поиск возможностей оптимального использования нематериальных активов. Логично вытекающий отсюда вопрос «Как узнать, что активы используются оптимальным образом?» допускает двоякий ответ. Во-первых, можно подойти к этому вопросу философски и потратить значительное время па поиск ответа, что не очень практично. Во-вторых, можно дать определение гипотетическому состоянию «оптимальное использование активов» в контексте организационных целей. Мы считаем такое состояние соответствующим наилучшему из возможных.
Состояние нематериальных активов в значительной мере влияет на эффективность работы компании.
Пример. Проанализируйте нижеприведенные ситуации и подумайте, каким образом компания может провести желаемые изменения.
• Компания намерена превратиться из сборщика компьютеров в предприятие с полным циклом производства. Для осуществления такого перехода руководство принимает решение о наделении сотрудников специфическими полномочиями, создав для этих целей среднее управленческое звено из личностей предпринимательского типа, умеющих организовать деловое сотрудничество, что необходимо для деятельности компаний такого рода. Высшее руководство полагает, что предоставило персоналу полную свободу в проявлении инициативы, но желаемых перемен в поведении сотрудников не происходит. В чем вы видите причины возникшей проблемы.
• Компания предоставляла некоторые услуги в течение пяти лет, формируя около 10% прибыли за счет повторных контрактов. Руководство намерено увеличить этот объем до 30% при одновременном сокращении затрат на продажи. Каким образом можно достичь поставленной цели?
• Очень крупная производственная компания, выпускающая широкий диапазон электротоваров и бытовой техники, имеет четыре исследовательских лаборатории, регистрирующих совместными усилиями сотни патентов ежегодно. Было решено выяснить вклад одной из лабораторий в общую прибыль, приносимый непосредственно ее патентами. Эта сумма оказалась около 250 ООО дол., тогда как защита патентов требует в два раза больших затрат. Что следует предпринять дайной компании?
Каждая из приведенных ситуаций требует анализа интеллектуального капитала компании. Необходимо выяснить, насколько вообще этот капитал используется и может ли он способствовать осуществлению необходимых изменений.
В целом аудит интеллектуального капитала проводится, чтобы определить совокупность необходимых ресурсов для осуществления изменений и выявить те из них, в которых организация испытывает недостаток. Поскольку цель обычно известна, можно мысленно представить себе оптимальный набор активов, т. е. наилучшие ресурсы из возможных, независимо от осведомленности компании насчет их наличия.
Примером оптимальной совокупности активов могут послужить торговый знак и повторные сделки. Торговый знак характеризуется 100%-ным узнаванием, а повторные сделки охватывают 100% покупателей. Это означает: каждый, хотя бы один раз увидевший торговый знак, узнает его в дальнейшем, и каждый, хотя бы один раз сделавший покупку в этой компании, сделает это снова. Тот факт, что описываемое состояние может быть недостижимым для каждой компании, не играет решающей роли; мы просто формируем точку зрения, а также получаем средство измерения интеллектуального капитала в контексте поставленных целей.
Этапы аудита интеллектуального капитала
Существует множество точек зрения на процедуру рассмотрения нематериальных активов. Можно, к примеру, подсчитать количество сотрудников с высшим образованием или число зарегистрированных патентов. Но что это в действительности нам даст? Без четкого описания необходимых изменений или цели — совсем немногое.
Выполнение следующих этапов обеспечит проведение аудита интеллектуального капитала на надлежащем уровне (рис. 4.20).
1. Описание желаемых превращений, целей, поля деятельности и ограничений.
2. Определение оптимальных параметров активов.
3. Присвоение параметрам верхних пороговых значений.
4. Выбор методов аудита.
5. Проведение аудита активов.
6. Документальное оформление ценности активов в базе знаний интеллектуального капитала.
Оптимальные параметры |
Присвоение параметрам верхних пороговых значений |
Рис. 4.20. Процесс аудита интеллектуального капитала |
Показатель ценности активов |
Верхние пороговые значения |
Применение предлагаемой схемы весьма целесообразно при идентификации шагов по решению поставленной задачи. Каждый этап несет информационную нагрузку, поэтому схема иногда называется диаграммой информационных потоков. Каждый овал в диаграмме подразумевает процесс, а стрелки между окнами означают переход от данного процесса к следующему. Каждая выходящая из овала стрелка обязательно должна иметь название. Если вы затрудняетесь с названием выходящей стрелки, чтобы оно отличалось от входящего, тогда указанное вами в овале, возможно, не является процессом и должно быть пропущено. Кроме всего прочего, здесь и речи нет о контролирующих процессах, что означает рассмотрение сути вопроса на высоком уровне абстракции.
Процесс аудита интеллектуального капитала предполагает наличие некоего переходного состояния, ради которого и предпринимается в большинстве случаев сам аудит. Терминология, принятая в этом аудите, а также сам процесс подробнее рассматриваются ниже.