II. Ведение чужих дел без поручения
1. Ведение чужих дел без поручения есть вполне добровольная деятельность одного лица (распорядителя, гестора) в пользу другого лица (хозяина).
Уже одно определение само по себе достаточно показывает, какое большое этическое значение имеет институт ведения чужих дел без поручения. Весьма понятно, поэтому, что и законодательство должно особенно тщательно регулировать данный институт, с одной стороны, способствуя развитию в общежитии начал альтруизма, с другой – не поощряя, без надлежащей нужды в том, вмешательства в чужие дела, охраняя свободу самоопределения человеческой личности. К сожалению, нашим законом вовсе не известен институт ведения чужих дел без поручения, а сенат смешивает его с другим институтом – неосновательного обогащения (87/13, 89/23, см. III).
2. И только Проект впервые предлагает ввести у нас институт ведения чужих дел без поручения, формулируя: а) как существенные его принадлежности, так б) и отношения сторон.
а. Существенные принадлежности ведения чужих дел без поручения, фактического или юридического характера, прежде всего, составляют: 1) намерение лица совершить действие в чужом интересе и 2) отсутствие у лица полномочия (безразлично, по договору или по закону) на совершение действия. Поэтому, в первом случае, не будет ведения чужих дел без поручения, если распорядитель (гестор) желал одарить хозяина (ст. 1162) или совершить действие в его пользу, хотя бы не исключительно (мотивы к ст. 2586=1152 законопроекта, 2595=1164) или в ошибочном предположении (ст. 1164). Во втором случае, не будет ведения чужих дел без поручения, если имеется поручение или полномочие, хотя бы по закону, или если хозяин впоследствии одобрит действия распорядителя (ст. 1163), т.к. одобрение имеет здесь обратную силу. Указанными двумя принадлежностями ведение чужих дел без поручения резко отличается от дарения, поручения и доверенности, т.к. ведение чужих дел без поручения есть особый акт альтруизма в обороте. Отсюда же следуют и дальнейшие две существенные принадлежности ведения чужих дел без поручения. Распорядитель признается только тогда ведущим чужие дела, когда его вмешательство в чужую правовую сферу оправдывается: 1) очевидной выгодой (объективный критерий) и 2) действительным или вероятным намерением хозяина (субъективный критерий, ст. 1153). Отсюда, в первом случае, не будет ведения чужих дел без поручения, если распорядитель действует, руководствуясь лишь предположительно более или менее вероятной выгодой, во втором случае, – вопреки намерению, запрещению хозяина. В последнем случае распорядитель совершает недозволенное деяние (правонарушение, ст. 1160–1161) и даже отвечает за случай (ст. 1158). Распорядителю дозволяется, однако, взять обратно все им сделанное в имуществе хозяина, насколько это возможно без вреда для имущества (ст. 1159, ср. ст. 1158, 1160). Объявляя недозволенным деянием вмешательство в чужую сферу вопреки воле хозяина ее, современное право, также проект (ст. 1154, см. Объясн. Зап.) делают из этого правила исключения. Они признают ведением чужих дел без поручения такие действия вопреки воле хозяина, которые были обязанностью хозяина, не терпящей отлагательства в общественном интересе, или были обязанностью, основанной на законе, доставить кому-либо содержание (ст. 1154, п. 1). Указанные исключения, совершенно целесообразные, показывают, что ведение чужих дел без поручения должно быть институтом, наиболее тонким по своей организации.
б. Отношения сторон складываются аналогично отношениям при поручении и доверенности, но имеются здесь и свои особенности. Распорядитель обязан: 1) по возможности немедленно уведомить хозяина и выждать его решения, разве бы дело не терпело отлагательства (ст. 1155), и 2) окончить чужое дело или вести его до тех пор, пока хозяин или его наследники не будут в состоянии сами заботиться о нем (ст. 1156). Хозяин, в свою очередь, обязан: 1) возместить издержки распорядителю, как поверенному, и 2) освободить его от всех обязательств, принятых им на себя в пользу хозяина (ст. 1157, ср. ст. 1158). Последняя обязанность вытекает прямо из отношения распорядителя к третьим лицам, с которыми он вступает в обязательства от своего имени и за свой счет, а не от имени и за счет хозяина[см. сноску 475].
3. Область применения ведения чужих дел без поручения широка.
По проекту в эту область войдут: попечение о личности или имуществе другого, исполнение чужих обязательств и вообще ведение чужих дел, фактических и юридических (ср. ст. 1152). Следует, однако, заметить, что институт ведения чужих дел без поручения и в законодательстве, и в литературе далеко еще не разработан, и его надлежащая организация, как обязательства по закону, дело будущего[см. сноску 476].