Результаты контрольных мероприятий по отдельным администраторам бюджетных программ
ГУ «Департамент внутренних дел Западно-Казахстанской области МВД РК»
Проведен контроль эффективности использования бюджетных средств, а также своевременность и полноты применения и взыскания административных штрафов, поступающих в местный бюджет
По результатам проведенного тематического контроля по объекту контроля и его подведомственным подразделениям, выявлены нарушения законодательства РК на общую сумму 51 286,9тыс. тенге,из которых подлежит возмещению15 222,9 тыс. тенге.На сегодняшний день данная сумма полностью возмещена в бюджет.
ГУ «Аппарат Акима Западно - Казахстанской области»
При проведении комплексного контроля, выявлены нарушения законодательства РК на общую сумму 10 735,3 тыс. тенге, из них подлежит возмещению в местный бюджет 10 735,3 тыс. тенге.
ГУ «Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Западно-Казахстанской области».
По результатам проведенного тематического контроля в ГУ «Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства ЗКО» выявлены нарушения законодательства РК на сумму 1 024 220,9 тыс.тенге, из них подлежит восстановлению по учету 1 024 220,9 тыс. тенге, которые восстановлены в ходе контроля, путем оприходования по бухгалтерскому учету и передачи объектов на баланс эксплуатирующей организации.
ГУ "Управление финансов ЗКО"
Произведенным контролем полноты исчисления и своевременности неналоговых поступлений, поступлений от продажи основного капитала, трансфертов, сумм погашения бюджетных кредитов и сумм от продажи финансовых активов государства, установлено нарушений законодательства Республики Казахстан на общую сумму 321 017,9 тыс. тенге, из них подлежит возмещению 8096,2 тыс. тенге, восстановлению 5 095,2тыс. тенге. По результатам контроля возмещено 2280,7 тыс. тенге, восстановлено 5 095,2 тыс. тенге.
ГУ «Управление сельского хозяйства Западно-Казахстанской области»
Проведенным контролем установлены нарушения на сумму 358 525,9 тыс. тенге, из них подлежит возмещению 70 тыс. тенге, возмещено 70 тыс. тенге.
В нарушение п.7 ст. 44 Бюджетного кодекса РК. от 04.12.2008г. № 95-IV недоиспользованные целевые трансферты, выделенные из республиканского бюджета в сумме 140 676,9 тыс. тенге, не были возвращены в вышестоящий бюджет, выделивший их, до 1 марта текущего финансового года за счет остатков бюджетных средств на начало года.
Согласно решения сессии областного маслихата от 16.04.2014г.№ 17-3 по счету к оплате №2572016/14-352 от 24.04.2014г. был произведен возврат неиспользованных (недоиспользованных) целевых трансфертов в общей сумме 140 676,9 тыс. тенге.
Согласно отчетов и предоставленного письма АО «Национальная компания «Социальная – предпринимательская корпорация «Орал» от 29.10.2014 г. №1590 установлено, что на основании платежного требования, выставленного АО «Продовольственная контрактная корпорация» №222 от 01.10.2013 года, было перечислено 217 779,0 тыс. тенге в счет погашения задолженности перед Продкорпорацией, образовавшейся по договору займа № 12/ЗКО от 14.09.2011 года, в целях исполнения решения Специализированного межрайонного экономического суда ЗКО от 17 июня 2013 года.
Таким образом, нарушен принцип результативности, установленный п.6 ст.4 Бюджетного кодекса РК от 04.12.2008 года № 95-IV, прямые и конечные результаты бюджетной программы на сумму 217 779, 0 тыс. тенге не достигнуты.
ГУ «Акжаикское государственное учреждение по охране лесов и животного мира»
По результатам проведенного тематического контроля в Учреждении выявлены нарушения бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан на общую сумму 599,4 тыс. тенге,из них подлежит возмещению20,8 тыс.тенге,восстановлению 578,6 тыс.тенге,которые в ходе контроля восстановлены.
В нарушение п.7 ст.97 Бюджетного Кодекса РК №95-IV от 4.12.08 г., сумма дебиторской задолженности за 2013 год на общую сумму 20,8 тыс.тенге не возвращена в доход местного бюджета.
В нарушение п.232 приказа Министра Финансов РК от 3.08.2010г.№393 «Правила ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях» и постановления правительства РК от 11.08.2009 г. №1210 «Об утверждении норм расходов горюче-смазочных материалов и расходов на содержание автотранспорта», необоснованно списаны на затраты учреждения запасные части на общую сумму 578,6тыс.тенге.
РГУ «Департамент государственных доходов по Западно-Казахстанской области», ГУ «Управление государственных доходов по г. Уральску», «Департамент экологии по Западно-Казахстанской области Комитета экологического регулирования, контроля и государственной инспекции в нефтегазовом комплексе Министерства энергетики Республики Казахстан»
Произведен контроль по вопросам правильности исчисления и контроля за своевременностью уплаты сбора за эмиссию в окружающую среду и сверхнормативные выбросы в окружающую среду, а также оценки, хранения, учета имущества, перешедшего в собственность государства по отдельным основаниям в вышеуказаных объектах контроля.
В ходе контроля, проведенного в ДГД по ЗКО, установлены факты недопоступления в местный бюджет платы за эмиссии в окружающую среду в общей сумме 549,8 тыс. тенге, из которых в ходе контроля обеспечено поступление в сумме 442,9 тыс. тенгеи по которым выставлено 17 уведомлений камерального контроля по КБК 105316, оставшаяся сумма была полностью возмещена после контроля.
Анализ результатов контрольных мероприятий показал,что должностными лицами объектов контроля не принимались надлежащие меры по соблюдению законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, включая меры по сохранности активов; положений Бюджетного кодекса Республики Казахстан, Правил исполнения бюджета и его кассового обслуживания и иных нормативных правовых актов.
Проведенная работа по систематизации факторов, повлиявших на нарушения законодательства, позволила обобщить следующие причины выявленных нарушений.
Во-первых, это недоработки при осуществлении управленческих функций администраторами бюджетных программ, которые привели не только к нарушениям бюджетного законодательства, но и правил организации и ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Во-вторых, отсутствует должный контроль со стороны руководителей администраторов бюджетных программ, бюджетных организаций.
В-третьих, недостаточный профессионализм должностных лиц, ответственных за реализацию бюджетных программ и эффективное освоение бюджетных средств, а также текучесть кадров.
Оценка основных параметров областного бюджета за 2014 год и результаты контрольно-аналитической работы органов государственного финансового контроля позволяют сделать следующие основные выводы и сформировать предложения.
Выводы органа государственного финансового контроля:
1. В 2014 году ключевые параметры областного бюджета, в целом реализованы, что позволило обеспечить работу государственных органов и бюджетных организаций.
2. Исполнение областного бюджета по поступлениям на 1 января 2015 года сложилось на уровне 117 944,1 млн. тенге, или 100,4 %к скорректированному годовому плану
3. В структуре доходов областного бюджета в 2014 году доля налоговых поступлений составила 28,3%, поступления трансфертов из республиканского бюджета составила 70,6%.
3. Фактические расходы составили 117 264,2 млн. тенге или 99,8% к скорректированному годовому плану. Не освоено 291 323,3 тыс. тенге.
4. Остатки бюджетных средств по итогам 2014 года сложились всего в размере 728 692,8 тыс. тенге.
Предложения и рекомендации органа государственного финансового контроля:
- администраторам бюджетных программ обеспечить соблюдение финансовой дисциплины, а также повысить уровень профессиональной подготовки государственных служащих и должностных лиц бюджетных организаций в сфере бухгалтерского учета и законодательства о государственных закупках;
- администраторам бюджетных программ обеспечить контроль за соблюдением условий соглашений о результатах по целевым трансфертам из республиканского бюджета в части их эффективного и полного использования при реализации мероприятий, указанных в программных документах;
- уполномоченным органам обеспечить контроль за своевременным отчислением части чистого дохода подведомственных предприятий (ГККП, ГКП на праве хозяйственного ведения, ГКП на праве оперативного управления) и дивидендов ТОО и АО с участием государства;
- администраторам бюджетных программ повысить качество управления государственными финансами в части минимизации количества и объёмов внесения изменений в планы финансирования в течение финансового года, недопущения дебиторской и кредиторской задолженности;
- управлению экономики и бюджетного планирования ЗКО не допускать фактов необоснованного занижения прогнозных показателей, планировать доходную часть бюджета на основании обоснованных расчетов с учетом налогооблагаемой базы, роста месячного расчетного показателя и фактического объема поступлений предыдущего года;
- управлению финансов ЗКО обеспечить контроль за сохранностью и рациональным, эффективным использованием государственных активов, находящихся в коммунальной собственности;
-департаменту государственных доходов по ЗКО КГД МФ РК в целях исполнения прогнозных показателей уточненного бюджета провести работу по разработке и реализации комплекса дополнительных мер, направленных на увеличение налогооблагаемой базы, улучшение эффективности налогового администрирования и снижению недоимки по местным налогам согласно плана мероприятий утвержденного акимом Западно-Казахстанской области;
- в случае допущения грубых нарушений законодательства РК с учетом рекомендаций, предложений, представлений и постановлений ревизионной комиссии, выносить данный вопрос на рассмотрение постоянных комиссий, либо на сессии областного маслихата с заслушиванием ответственных должностных лиц администраторов бюджетных программ с внесением рекомендаций в соответствующие государственные и правоохранительные органы для принятия соответствующих мер реагирования и при необходимости рассмотрения вопроса «О соответствии занимаемой должности».