IV.1 Формы отчетности по результатам Практики
По результатам Практики, в течение пяти дней после ее окончания, студент обязан представить руководителю практики от Университета следующие документы, свидетельствующие о закреплении знаний, умений, приобретении практического опыта, об освоении профессиональных компетенций:
- отчет о прохождении Практики (в печатном виде и на электронном носителе);
- отзыв-характеристику по итогам Практики (см. Приложение 6);
- анкета-отзыв о деятельности обучающихся Московского Университета им. С.Ю. Витте, прошедших Практику в компании/организации (см. Приложение 7);
- анкета для обучающихся, прошедших Практику по месту постоянной работы (см. Приложение 8);
- иные документы, предусмотренные программой практики или полученные в организации в период прохождения практики, в т.ч. договор на практику в случае самостоятельного прохождения практики или по месту работы (см. Приложение 3).
Аттестация проводится в виде защиты студентом отчета по Практике в даты установленные расписанием. По результатам аттестации по Практике выставляется:
- практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности - дифференцированный зачет (зачет с оценкой).
- практика - научно-исследовательская работа - дифференцированный зачет (зачет с оценкой).
Для обучающихся с применением ЭО, ДОТ устанавливаются следующие особенности предоставления отчетной документации и проведения защиты отчетов по итогам практики:
- отчетные документы о практике размещаются в личном кабинете обучающегося в Системе дистанционного обучения (далее - СДО) в сроки, установленные учебным календарным графиком;
- руководитель практики от Университета течение 5-и дней после окончания практики должен проверить отчетные документы, сформулировать вопросы, в т.ч. уточняющие выполнение задания на практику и разместить их в виде комментариев в личном кабинете обучающегося в СДО;
- обучающийся в течение 3-х рабочих дней должен разместить в СДО ответы на заданные вопросы, которые оцениваются руководителем практики от Университета по 100-балльной шкале;
- выставленная руководителем практики от Университета оценка переводится в традиционную 4-х балльную шкалу, отражается в зачетно-экзаменационной ведомости и электронной зачетной книжке обучающегося.
Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие по ее итогам неудовлетворительную оценку, подлежат отчислению из вуза в установленном порядке как имеющие академическую задолженность.
Отчет о прохождении Практики, составленный по утвержденной форме.
Отчет по Практике должен состоять из:
1. Введения.
2. Двух разделов:
– Первый раздел должен отражать результаты прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
– Второй раздел должен отражать результаты прохождения практики – научно-исследовательской работы.
3. Заключения.
4. Приложений.
Основными требованиями, предъявляемыми к содержанию отчета по практике, являются следующие:
- во введении указываются: цель, место, дата начала и продолжительность практики, краткий перечень основных работ и заданий, выполненных в процессе практики;
- в основной части отчета дается описание основных результатов в период прохождения Практики (по типам) в соответствии с индивидуальными планами-заданиями и программой практики. В случае невыполнения индивидуального плана-задания по одному из типов практик отразить причины невыполнения. Основная часть содержит 2 раздела.
Пример структуры отчета по практике приведен в Приложении 9.
- в заключении необходимо описать навыки и умения, приобретенные за время практики; сделать индивидуальные выводы о практической значимости для себя пройденной практики.
Основными требованиями, предъявляемыми к оформлению отчета по практике, являются следующие:
- отчет должен быть отпечатан на компьютере через 1,5 интервала, номер шрифта - 14 Times New Roman, объемом 20-25 страниц машинописного текста;
- в отчет могут входить приложения (таблицы, графики, заполненные бланки, прайс-листы и т.п.) объемом не более 20 страниц (приложения (иллюстрационный материал) в общее количество страниц отчета не входят);
- качество напечатанного текста и оформление иллюстраций, таблиц должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения;
- фамилии, названия учреждений, организаций, фирм и другие имена собственные приводят на языке оригинала;
- страницы отчета нумеруют арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту, номер проставляется в правой нижней части листа без точки в конце номера;
- схемы, рисунки, таблицы и другой иллюстративный материал, расположенный на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц, но не засчитываются в объем работы;
- титульный лист (см. Приложение 9) включается в общую нумерацию страниц, однако номер страницы на титульном листе не проставляется;
- расчетный материал должен оформляться в виде таблиц, таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице, на все приводимые таблицы должны быть ссылки в тексте отчета, каждая таблица должна иметь заголовок. Рисунки (графики, схемы, диаграммы и т.п.) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные, на все рисунки должны быть даны ссылки в работе. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего отчета. Если в отчете только одна иллюстрация, то ее обозначают - «Рис.». Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера рисунка, разделенных точкой. Например, Рис. 1.1;
- при написании текста отчета кроме навыков, приобретенных за время практики, важно показать проблемы и противоречия, возникшие в ходе практики и предложить пути разрешения этих проблем.
Наиболее общими недостатками при прохождении практики и составлении отчета по ней являются:
– нарушение правил оформления отчетных документов (отчета о практике);
– отсутствие вспомогательных документальных материалов, подтверждающих проведение (выполнение) в ходе практики различных задач;
– отсутствие приложений (аналитических и вспомогательных таблиц);
– невыполнение выданного плана-задания на практику;
– расплывчатость заключений студента о прохождении практики;
– отсутствие списка литературы и указание в нем новых нормативных актов, учебников и учебных пособий, а также статей из специализированных журналов.