Доверьте богу свои сожаления

Позвольте мне рассказать вам одну старую португальскую исто­рию.

В крошечной деревеньке жил один старик. Он был беден, но ему все завидовали из-за прекрасного белого коня, которым он владел. Даже король завидовал такому сокровищу. Люди предлагали за коня невероятные деньги, но старик всегда отказывался. «Этот конь - для меня не просто конь, - отвечал он им, - он как друг. Как можно про­дать друга? Он для меня не имущество» Старик был беден и искуше­ние велико, но он никогда не соглашался продать коня.

Однажды утром лошади не оказалось в стойле. Вся деревня при­шла к старику. «Ты старый глупец, - насмехались они, - мы говорили тебе, что кто-нибудь украдет твоего коня. Ты беден, как же ты наде­ялся сохранить такое великолепное животное? Лучше бы ты продал его. Мог ведь запросить любую цену. А теперь коня нет, и тебе оста­лось только плакать над своим несчастьем».

Старый человек ответил: «Не торопитесь с выводами. Ясно толь­ко, что коня нет в стойле. Это все, что мы знаем, остальное - это пред­положения. Откуда вы знаете, что это несчастье? Как вы можете су­дить?»

Люди не сдавались: «Не делай из нас дураков! Может мы и не философы, но тут не нужно философствовать, чтобы понять, что здесь произошло. Твоего коня нет - это факт, и это твое несчастье».

Старик заговорил снова: «Я знаю только, что стойло пусто и коня нет. Остальное мне не известно. Проклятие это или благословение, сказать не могу. Мы видим лишь обрывок целого. Кто может ска­зать, что будет потом?»

Жители деревни смеялись. Они всегда думали, что этот старик глуп; иначе он продал бы коня и жил бы припеваючи. А он был бед­ным дровосеком, кое-как перебивался в постоянной нужде. Теперь ясно, что он просто безумный.

Через две недели конь вернулся. Его не украли, он убежал в лес. Он не только сам вернулся, но и привел за собой еще дюжину диких лошадей. И снова жители деревни собрались вокруг дровосека и го­ворили: «Старик, ты был прав, а мы нет. Мы спутали благословение с проклятием. Прости нас».

Он ответил: «И снова вы заходите слишком далеко. Скажите только, что конь вернулся. Скажите только, что дюжина коней при­шла вместе с ним, но не судите. Откуда вам знать, благословение ли это? Вы видите только часть картины. Не зная всей истории, как мож­но судить? Если вы прочли только одну страницу, как понять всю книгу? Вы видите только отрывок! Не говорите, что это благослове­ние. Никто не знает. Я довольствуюсь тем, что знаю. Неизвестное меня не беспокоит».

«Возможно, старик и прав»,- сказали они. Но где-то в глубине души продолжали считать, что он ошибается. Они-то знают, что это благословение: конь привел двенадцать диких лошадей! Немного ра­боты, и животных можно приручить, обучить, и продать за большие деньги.

У старика был сын, единственный сын. Молодой человек начал объезжать диких коней. Через несколько дней он упал с одного из них и сломал обе ноги. И снова жители деревни собрались вокруг старика и стали рассуждать.

«Ты был прав, - сказали они, - двенадцать коней - не благослове­ние, это проклятие. Твой единственный сын сломал обе ноги, и те­перь ты, старый, остался без помощника. И стал беднее, чем прежде».

И снова старик ответил: «Не торопитесь рассуждать. Скажите только, что мой сын сломал обе ноги. Кто знает, благословение это или проклятие? Никто не знает. Мы видим лишь часть целого».

Через несколько недель страна вступила в войну с соседним го­сударством. Всех молодых людей в деревне призвали в армию. И толь­ко сына старика не взяли, потому что он болен. Враг был силен, и люди боялись, что никогда более не увидят своих сыновей. И снова они собрались вокруг старика, и плакали, потому что их сыновей по­слали на войну. «Ты был прав, старик, - со слезами кричали они, - Бог знает, что ты прав. Вот доказательство. Бог благословил твоего сына - у него ноги сломаны, но, по крайней мере, он с тобой. А наши сыно­вья ушли навсегда».

И снова старик ответил им: «Почему вы так решили? Никто не знает. Можно сказать только одно: ваши сыновья пошли на войну, а мой нет. У кого хватит мудрости, чтобы распознать, благословение это или проклятие? Только Бог знает».

Старый дровосек довольствовался тем, что знает, и не беспоко­ился о том, чего не мог понять. Эпиктет сказал: «Я всегда доволен своими обстоятельствами, потому что считаю, что Бог лучше знает, что выбрать для меня».

Чтобы обрести покой в испытаниях и неопределенности, нужно принять свою ситуацию, принять то, чему любящий Бог определил случиться в нашей жизни. Большинство из нас способны на это после прививки против болезни «если б только...».

ИЗБЕГАЙТЕ «ЕСЛИ БЫ»

Джим не позволил сожалениям «если бы» одолеть себя, хотя они постоянно ему угрожали. Джим и его семья оставили все, чтобы по­ехать в Африку миссионерами. Там он заразился вирусом, похожим на синдром хронической усталости. Он болел двенадцать лет, шесть из которых был прикован к постели. Тридцать пять докторов с трех континентов осматривали его, но никто так и не смог его вылечить. Энергии у Джима хватало лишь на пару часов работы в сутки, все остальное время он был вынужден беречь силы.

Прошлым летом эта прекрасная семья навестила нас. Пока Лоис и девочки совершали поездку в Колорадо Спрингс, Джим остался у нас и читал в своей комнате. Иногда он присоединялся к нам, но обыч­но мог подняться по лестнице только раз в день. И это после двенадцати лет страданий. Казалось бы, этому человеку должны быть свой­ственны: горечь, жалость к себе, раздражительность, гнев... Но я уви­дела совсем иное. Физическая болезнь не заставила его усомниться в Божьем замысле, он не позволял себе размышлять над пустыми воп­росами: «Вот если бы мы не поехали в Африку...» Он принял угото­ванное Богом. Лоис однажды спросила Джима, тогда прикованного к постели: «Тебе не жаль себя?» Он ответил: «Жалость к себе отбирает слишком много сил. А у меня и так мало энергии, чтобы тратить ее понапрасну».

Как много времени мы тратим на жалость к себя, раздумывай: «Если бы моя ситуация была иной?» Джим не позволял себе сомне­ваться и сожалеть о прошлом. Он довольствовался тем, что Бог уго­товил ему.

Маленькая прекрасная книжка «Зеленый лист во время засухи» - это сага о «если бы». Когда коммунисты в 1947 году приказали всем миссионерам покинуть Китай, Артур и Вильма Мэтьюз как раз при­ехали в отдаленную часть страны и не смогли покинуть ее со всеми. Их коллеги успели уехать и сомнения начинали мучить их: «если бы» не пришло это письмо с приглашением. Если бы Артур не подписал воззвание о мире во всем мире, которое вызвало гнев властей. Если бы...»

Вильму настолько ошеломило их положение, настолько парали­зовали все «если бы», что на Пасху не в состоянии была петь гимн о Боге. Ей казалось, что Господь оставил их. Однажды сидя в одиноче­стве в своей серой кухне, она открыла брошюру Симпсона, «Если» в вашей жизни...» и прочла рассказ о смерти Лазаря и о том, как Мар­фа упрекнула Иисуса: «Господи, если бы только Ты был здесь, мой брат не умер бы». А Иисус мог быть там; Он был неподалеку. Он знал о болезни Лазаря, и Он позволил ему умереть.

Вильма поняла великую истину: сомнения присутствуют в жиз­ни каждого - Бог что-то мог бы сделать иначе, если Ему было бы угод­но. Ему принадлежит вся власть, и однако Он часто допускает сомне­ния. Богу угодно противопоставить «если» Вильмы Своему «если», как это произошло с Марфой. Иисус говорил Марфе: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» (Иоан. 11:40). Марфа хотела, чтобы Лазарь спасся от смерти; Христос хотел, что­бы Лазарь восторжествовал над смертью.

Два года спустя семье Мэтьюз позволили оставить Китай. Воп­реки суровым испытаниям и ужасным обстоятельствам они не подда­лись сомнениям. Направив мысли к Своему Любящему Отцу и Вла­дыке, тем самым они обрели душевный покой, и Бог прославился в них.

Снова и снова повторяя «если бы только», мы наносим себе ду­ховный вред. Мы погружаемся к омут сожалений, зацикливаясь на том, чего у нас нет, вместо того, чтобы думать о благословениях, ко­торые есть. Мы забываем, что Бог уже даровал нам. Заразившись бо­лезнью «а если бы», мы теряем способность ясно мыслить. Посмот­рим на пример израильтян.

«И пришли сыны Израилевы, все общество, в пустыню Син в первый месяц, и остановился народ в Кадесе, и умерла там Мариам и погребена там. И не было воды для общества, и собрались они против Моисея и Аарона; и возроптал народ на Моисея и сказал: о, если бы умерли тогда и мы, когда умерли братья наши пред Господом! зачем вы привели об­щество Господне в эту пустыню, чтобы умереть здесь нам и скоту нашему? и для чего вывели вы нас из Египта, чтобы привести нас на это негодное место, где нельзя сеять, нет ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок, ни даже воды для питья?» (Числ. 20:1-5). У израильтян возникла проблема: нет воды. (Обычно болезнь «если бы только» начинается в результате реальной проблемы.) Вме­сто того чтобы обратиться к Богу, они все внимание отдали пробле­ме. И это исказило их мышление. Они потеряли способность видеть все в истинном свете и начали с тоской оглядываться на Египет. Не­вообразимо! Они ненавидели Египет, когда жили там: они жили в рабстве, им приходилось все время работать, выносить издеватель­ства надсмотрщиков и многое другое.

Когда израильтяне стали уделять все внимание тому, чего нет, их единственная проблема стала расти как грибы после дождя, пока наконец не превратилась в длинный список жалоб. «Если б только» мы возвратились в Египет. «Если б только» у нас было вино, мясо и вкусная еда. Надоела эта манна». В конце списка они, наконец, указа­ли на реальную проблему - нет «даже воды для питья».

Мне легко понять их ворчание. Со мной происходит то же са­мое - мозг получает один отрицательный сигнал и умножает его во много раз, пока я не начну испытывать жалость к себе. Именно так случилось с израильтянами. Их жалобы посыпались как горох.

Это те же люди, которые видели десять казней Египетских, руку Божью, поразившую фараона, свидетели того, как чудесным образом расступились воды Красного моря. Когда у них не было пищи, Бог кормил их, послав манну. День за днем в течение сорока лет еврейс­кие хозяйки собирали то, что давал Бог. Думаете, они радовались тому, что не нужно покупать, мыть, чистить, готовить? Нет, своем неверии они жаловались на «нехватку воды». Они начисто забыли о Божьей верности.

Конечно их потребность в воде была вполне законной, но глаза израильтян были обращены на саму проблему, а не на Того, Кто ее разрешит. Если Бог в силах заставить воды Красного моря рассту­питься, то уж конечно Он мог дать им небольшое количество питье­вой воды. Но взор их обращен к проблеме, а не к Богу, творящему чудеса.

Книга Чисел 20:12 рассказывает о том, как Бог наказал постоян­ные жалобы: Моисей и Аарон не введут народ в землю обетованную. Почему? «И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не пове­рили Мне, чтобы явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему».

Бог серьезно относится к нашей вере. Он хочет, чтобы мы дове­ряли Ему, независимо от ситуации, независимо от того, какова наша участь. Моей подруге Дарле это делать было очень тяжело.

ПРИНИМАЯ УДЕЛ, НАЗНАЧЕННЫЙ БОГОМ

Несколько лет назад я получила от Дарлы следующее письмо.

«Наша история похожа на роман. Я была уверена, что Роб - тот человек, которого Бог предназначил для меня, и что наш брак будет длиться вечно. Мы знали друг друга с детства, и наша замечательная дружба расцвела романтическими отношениями.

Но четырнадцать лет спустя это «вечное счастье» сразила же­стокая реальность. Я застала Роба в постели с молодой девушкой, нашей подругой. Нет слов, чтобы выразить мое горе, боль и опустоше­ние. Жизнь ушла из меня, когда я увидела моего мужа с моей подругой в нашей постели. Оказалось, что мой муж, веривший в Иисуса Хрис­та, верил и в прелюбодеяние.

Роб просил прощения, обещал, что это никогда не повторится. И я простила его, поверив, что наш брак может возродиться и даже стать крепче. Я знала, что нашим мальчикам нужен отец, и я его по-прежнему любила и нуждалась в нем.

Следующие несколько лет были для меня «русскими горками». Второе имя Роба - «очаровательный». Он непревзойденный лгун, и я верила ему.

Год назад я снова узнала, что он поддерживает отношения с дру­гой женщиной и попросила его уехать. Меня захлестнули смятение и позор. Теперь все об этом узнают, в том числе и наши сыновья. Мы оба были активными членами церкви, проводили Библейские занятия и вос­питывали людей. Что скажут люди о нашем христианском свидетель­стве?

Я потеряла опору в жизни, и вдруг оказалась одинокой матерью с двумя обиженными и раздраженными подростками, которых придет­ся одной растить настоящими мужчинами. Я чувствовала себя совер­шенно одинокой; я потеряла контроль над своей жизнью. Иногда я впа­дала в какое-то оцепенение, видела все как в тумане, не в силах была выполнять даже самые простые задачи. Я изо всех сил держалась за Бога, все время задавая Ему множество вопросов: «Если бы только» эти семейные неурядицы исчезли! Как можно, что по Твой воле мы раз­велись, если Ты ненавидишь развод? Ты всемогущ; почему же Ты не из­менил Роба?»

Конец моей истории по-прежнему неизвестен. У меня нет отве­та на вопрос, почему Бог допустил наш развод, но он многому научил меня. Я поняла, что несу ответственность только за свои поступки. Я не могу руководить решениями мужа; лишь он сам может делать это. Я готова принять все, что уготовил мне Бог - и одиночество, и прими­рение».

Недавно я получила еще одно письмо от Дарлы и изумилась ее духовному росту. Она писала: «Я пытаюсь научиться покорности и согласию с Божьей волей в самых мельчайших подробностях своей жизни. Я не хочу растратить свою жизнь на печаль и бездействие из-за ситуации с мужем». Дарла решила свое жизненное предназначение доверить Богу.

И хотя я не была в такой ситуации, мне тоже трудно было при­нять свою участь. Сейчас по Божьей воле я еженедельно посещаю мануального терапевта и врача, принимаю массаж. Поскольку мы живем в сельской местности, каждый визит отнимает два- три часа. В мои планы не входила авария на дороге и травма, но таков Божий промысел. Он допустил аварию, поэтому я могу либо примириться с дискомфортом и пересмотреть свое расписание, либо ворчать и, тем самым, ухудшать свое состояние. Авария - незначительное событие. Можно ли сравнить его со страданиями Джима, смертью ребенка, неверностью мужа и невыразимой болью, которую многие люди ис­пытывают каждый день? Незначительное событие. Мелочь. Однако эта «мелочь» разрушила мою жизнь. Часто именно «мелочи» вызы­вают больше всего ворчания и недовольства. А душевный покой приходит через принятие Божьей воли.

ПОМНИ О ДЕЛАХ ГОСПОДА

Мы справимся с болью, которую Бог посылает нам, если будем помнить о качествах личности Бога и о том, что Он совершил в про­шлом. Когда сомнения и страхи вторгаются в мой рассудок, когда мука заполняет сердце, я обращаюсь к одному из своих любимых псал­мов. И Бог снова и снова ободряет меня. Прочтите Псалом 76 и вслу­шайтесь в исполненные боли слова псалмопевца: «Душа моя отказы­вается от утешения. Вспоминаю о Боге и трепещу; ...неужели навсег­да отринул Господь, и не будет более благоволить? неужели навсегда престала милость Его...» (Пс. 76:2-4, 8-9).

Эти вопросы звучат, как и мои. Но послушайте, как отчаяние псалмопевца сменяется хвалой, от жалости к себе он переходит к сла­вословию.

«Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чуде­сах Твоих древних; буду вникать во все дела Твои, размыш­лять о великих Твоих деяниях. Ты - Бог, творящий чудеса; Ты явил могущество Свое среди народов» (Пс. 76:12-14).

Буду вспоминать. Это ключ к вере. Многие ночи я провела с бумагой и ручкой в руках, заставляя себя вспомнить, что Бог сделал в прошлом, вспомнить Его верность. Когда я перечисляю для себя все, что Бог совершил прежде, это помогает мне верить Ему в насто­ящем.

Однажды такой темной ночью я записала в своем дневнике:

«Сейчас час ночи; не нахожу себе места, душа в тревоге - меня мучат вопросы и сомнения. Чувствую, что невыдержу и вот-вот взор­вусь. Я обращаюсь к Слову Твоему и читаю: «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?». Это обо мне - о впавшей в уныние душе. Я читаю: «Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя мое­го и Бога моего». Я знаю, мне нужно обратиться к Богу и верить Его обещаниям— я знаю, что не следует идти на поводу у своих чувств».

Но душа снова слабеет, ум снова устремляется к проблеме, а не к живому Богу. Мне хочется кричать от отчаяния. О чем бы я не пыта­лась думать, мысли возвращаются к моей боли. «О Господи! душа моя впала в уныние, обрати взор мой к Себе и Твоей верности».

Я буду вспоминать Твои прошлые свершения и Твою верность. Чтобы не забыть, я запишу все. Это поможет мне помнить о Твоей верности».

Эндрю Мюррей составил себе «памятный» список. Это помога­ло ему сохранять ясность мысли в тяжелые дни и ночи. В 1895 году он был в Англии, страдая от ужасной боли в спине - результат трав­мы, перенесенной несколькими годами ранее. Однажды утром за зав­траком его хозяйка рассказала ему о соседке этажом ниже, которая пребывает в большом беспокойстве и хочет попросить у него совета. Эндрю Мюррей принес хозяйке лист бумаги со своими записями, и сказал: «Отдайте женщине этот совет. Я записал его для себя. Воз­можно, она найдет его полезным». Вот что он написал:

«Во времена горестей скажите: «Во-первых, меня сюда привел Гос­подь. По Его воле я нахожусь в этой теснине; здесь я и останусь сколь­ко потребуется.» Далее: «Он любит меня и заботится обо мне, и в этом испытании дарует мне благодать, чтобы я вел себя достойно, как Его дитя». Далее скажите: «Он превратит испытание в благословение, научит меня, чему угодно Ему, и произведет во мне благодать, которую Ему угодно даровать мне». И наконец скажите: «В назна­ченный час Он выведет меня отсюда. Как и корда - известно лишь Ему». Поэтому говорите себе: «Я здесь (1) по Божьему определению, (2) на срок, отведенный Им, (3) Он печется обо мне, (4) Он учит меня».

Эндрю Мюррей решил посвятить свое внимание не проблеме и своим сомнениям: «если бы только» я не страдал от этой боли». Он посвятил все внимание Богу и Его целям. Я запомнила его слова, что­бы всякий раз, когда испытываю искушение скатиться в трясину со­мнений, обратиться с ними к Тому, Кто их разрешает. Я не беспоко­юсь, я молюсь о своих проблемах.

О чем вы сожалеете, о чем тревожитесь? Произнесите эту мо­литву и отдайте все сомнения и сожаления Тому, Кто держит вас за правую руку, и в Чьей ладони все ваши «если».

«Отец Небесный, прости мое ворчание. Я знаю, я поступила как израильтяне в пустыне. Я стремлюсь размышлять о Тебе, а не о своих «если бы». Сделай меня мудрой, как старый дровосек - помоги доволь­ствоваться тем, что я знаю, и не переживать из-за того, что неизве­стно».

МОНИКА

Жан-Поль мог все свое время тоже мучиться вопросом «поче­му!» Однако он избрал иной путь. Он учил людей, и лицо его излуча­ет свет Божьей любви - другими словами описать это невозможно.

Моника никогда больше не видела своего сына. Она умерла, так и не узнав, как Бог ответил на ее молитвы. Но сегодня, я уверена, на небесах она радуется за сына.

Глаза Моники опухли от слез. Она не могла сдержать рыданий. «Нет, Господи, не может быть! Зачем? Мое сердце как будто разреза­ли надвое. Неужели Тебе угодно, чтобы я оставила сына здесь, в Ки­тае? Господи, почему? Ты дал его мне - зачем же забираешь теперь?» Пятнадцать лет назад Моника и Кристоф усыновили двухлетнего ки­тайского мальчика и назвали его Жан-Поль. Он был сиротой, и они стали его приемными родителями.

Материнское сердце разрывалось от боли. «Мы ему так нужны! Его вера еще слаба. Что с ним будет?» Моника опустилась перед Гос­подом на колени и стала молиться: «О Боже, я не понимаю, что про­исходит, но я вверяю своего сына Тебе. Будь отцом, матерью, всем для него». Семья возвращалась во Францию, и поскольку Жан-Поль был китайцем, Моника вынуждена была оставить его в Китае.

Это произошло в 1949 году, когда коммунисты принудили всех миссионеров покинуть страну. Джоди и я приехали в Китай в 1988. Мы встретились с Жан-Полем и узнали его историю. После того, как его приемные родители были вынуждены уехать, он обрел настоя­щую любовь к Господу Иисусу Христу и стал проповедовать. Он же­нился, имел детей. Но за веру его заточили в тюрьму на двадцать лет. И пока он был в заключении, коммунисты сумели убедить его жену, что он предатель. Она оставила его. Больше он никогда не видел ни ее, ни детей.

Все, кого он любил, от него отвернулись. Однако Жан-Поль по­ложился на Бога. Он стал странствующим учителем, который слу­жит тысячам людей в Китае; принимал участие в движении домаш­них церквей. Когда мы встретились с ним, он скрывался от тайной полиции.

Наши рекомендации