Современная концепция ярмарок и выставок

В настоящее время наиболее часто ярмарка (от нем. Jahrmarkt - ежегодный рынок) рассматривается как кратковременное мероприятие, периодически проводимое, как правило, в одном и том же месте, в целях привлечения значительного числа фирм (экспонентов) одной или нескольких отраслей, представляющих образцы своих товаров (экспонатов) для их демонстрации, ознакомления и заключения торговых сделок. Из приведенного определения выставки следует, что основной ее задачей является демонстрация достижений в одной или нескольких областях человеческой деятельности. Таким образом, из сказанного выше следует, что, если одной из основных задач ярмарки является заключение прямых торговых сделок по образцам, то одной из основных задач выставки является создание благоприятных условий для продажи товаров по их образцам. При этом, если основными покупателями на ярмарках являются представители оптовой торговли, то покупателями на выставках - конечные потребители. Данные задачи можно успешно решать, если тщательно обосновать необходимость участия в тех или иных ярмарках и выставках, на должном уровне организовать подготовку и проведение выбранных мероприятий, а также эффективно использовать результаты, полученные во время ярмарок и выставок.

1.Социально-экономические основы ярмарочно-выставочной деятельности.Влияние государства, торгово-промышленной палаты и профессиональных ассоциаций на развитие ярмарочно-выставочной деятельности в России. Ярмарочно-выставочная деятельность как инструмент макроэкономической и инвестиционной политики.

Государственная поддержка выставочной деятельности может быть оказана в следующих формах:

- организационной;

- финансовой: в форме финансовой поддержки участия российских организаций в выставочно-ярмарочных мероприятиях; в форме оказания финансового содействия модернизации и реконструкции материально технической базы выставочной деятельности;

- информационной.

Организационная поддержка со стороны государства должна оказываться:

при подготовке и проведении приоритетных с точки зрения российской экономики выставочно-ярмарочных мероприятий на территории Российской Федерации (мероприятий федерального, регионального и межрегионального значения);

при организации участия российских организаций в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом, имеющих наиболее важное значение с точки зрения торгово-политических и экономических интересов Российской Федерации.

Организационная поддержка со стороны федеральных органов исполнительной власти оказывается выставочно-ярмарочным мероприятии, имеющим приоритетное значение для развития отрасли, региона ни и Российской Федерации в целом.

Необходимо учитывать, что организационная поддержка выставочно-ярмарочного мероприятия тесно связана с информационной поддержкой и может выражаться:

в оказании содействия со стороны федеральных органов исполнительной власти в привлечении российских организаций - участников выставки (ярмарки);

В формировании организационного комитета - исполнительной дирекции, подготовке распоряжения Правительства Российской Федерации для подготовки наиболее значимых выставочно-ярмарочных мероприятий с целью координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, повышения уровня мероприятия, придания ему статуса государственной поддержки;

В привлечении представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам и посольств Российской Федерации в иностранных государствах, представительств Торгово-промышленной палаты Российской Федерации за рубежом к организации выставочно-ярмарочных мероприятий за рубежом, а также к приглашению иностранных участников для международных выставок и ярмарок на территории Российской Федерации.

Финансовая поддержка выставочных мероприятий; Федеральный орган исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации непосредственно возложена координация работы федеральных органов исполнительной власти и организаций в области выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации и за рубежом, ежегодно готовит предложения с целью предусмотреть в проекте федерального бюджета Российской Федерации на очередной год финансовые средства на развитие выставочно-ярмарочной деятельности.Комиссия Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности рассматривает и утверждает подготовленный вышеуказанным федеральным органом исполнительной власти совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, организациями и ведомствами перечень выставочно-ярмарочных мероприятий на очередной год, на которых планируются российские экспозиции с частичным финансированием за счет средств федерального бюджета.

Финансовая поддержка участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях осуществляется в пределах средств, предусматриваемых как в федеральном бюджете Российской Федерации, так и в бюджетах субъектов Федерации, а также за счет средств участников и спонсоров выставочно-ярмарочной деятельности.

Финансовая поддержка развития материально-технической базы выставочной деятельности:По мнению Минэкономразвития России, с целью финансовой поддержки развития и совершенствования материально-технической базы выставочной деятельности необходимо рассмотреть вопрос о разработке программы развития материально-технической базы выставочно-ярмарочной деятельности.

Указанная программа должна содержать данные о состоянии всех выставочных комплексов Российской Федерации, их характеристики, описание проводимых выставочных мероприятий, экономико-финансовые показатели, расчет прибыли и убытков за предшествующий год, общую оценку финансового состояния комплекса, потребность в финансировании текущей деятельности, бюджетной эффективности комплекса за предшествующий год, проект развития комплекса с экономико-финансовыми показателями, план ввода дополнительных мощностей, план-график инвестиций, оценку экономического эффекта от реформирования выставочной деятельности комплекса и перспективы развития комплекса.

Основное внимание в указанной программе должно быть уделено вопросам привлечения инвестиций, в том числе, иностранных, дня осуществления проектов, связанных с реконструкцией и модернизацией выставочных комплексов, а также обоснованию возможности выделения с этой целью финансовых средств из федерального и региональных бюджетов.Информационная поддержка: Основной задачей информационной поддержки является создание интегрированной информационной системы обеспечения выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации опирающейся на:

  • информационные ресурсы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и ее зарубежных представительств;единые телекоммуникационные комплексы представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах;
  • информационные возможности межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации, отраслевых ассоциаций и союзов экспортеров;
  • информационные возможности федеральных органов исполнительной власти (в частности, ресурсы уполномоченных Минэкономразвития России в субъектах Федерации, региональные представительства ряда других федеральных органов исполнительной власти).

Эта консолидированная информационная система позволит организовать информационное обеспечение российских товаропроизводителей потенциальных участников выставочно-ярмарочных мероприятий - по широкому спектру представляющих практический интерес вопросов, в том числе, с использованием международной сети Интернет и средств массовой информации. Данная система должна будет охватывать как подготовку и проведение выставок и ярмарок на территории Российской Федерации, так и содействие участию российских организаций в выставочных мероприятиях за рубежом. При организации российского участия в приоритетных выставках за рубежом особую роль призваны сыграть представительства Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах. В их функции входит развертывание информационной кампании в средствах: массовой информации страны пребывания о предстоящем участии в выставка; российских организаций, привлечение к предстоящему событию в выставке потенциальных иностранных партнеров российских товаропроизводителей-экспортеров, а также предоставление российским организациям подробных данных об условиях участия в соответствующем мероприятии.

2. Классификация ярмарочно-выставочных мероприятий.

Выставка – это демонстрация достижений материальной и духовной жизни общества с целью их рекламы и внедрения в практику. Сегодня выставка – одно из важнейших средств коммуникации и, чем шире это коммуникационное пространство, тем лучше для предприятия.

Торгово-промышленная выставка – кратковременное мероприятие, периодически проводимое в одном и том же месте, в рамках которого значительное количество предприятий с помощью образцов дают представительную картину предложения товаров/услуг одной или нескольких отраслей и стремится информировать конечных потребителей о своей фирме и ее продукции с конечной целью содействия продажам.

В отличие от ярмарок, которые зародились как мероприятие рыночного характера, основной целью которого являлся сбыт, выставки возникли как средство публичной демонстрации тех или иных достижений человечества, вначале они носили сугубо просветительский характер, но по мере развития приобрели ярко выраженную коммерческую направленность.

Цель выставки-продажи — демонстрация, показ и представление с последующей реализацией новых видов продукции, товаров, подготовка новейшей информации и создание условий для установления деловых контактов с потенциальными покупателями.

Главная задача выставочно-ярмарочной деятельности - помогать росту конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.

Географическая и транспортная доступность выставки - немаловажный фактор ее успеха. Выставочному бизнесу всегда сопутствует соблазн организации специализированных площадок в местах торговой и деловой активности крупных городов. Даже при очень высокой стоимости земли, компактно спланированные выставочные залы относительно небольшой площади, вполне конкурентоспособны и идеально соответствуют формату тематических выставок.

Организаторы выставок или выставочные операторы - это основная движущая сила всей выставочной деятельности. Именно они придумывают выставочные бренды, арендуют выставочную площадь, обеспечивают привлечение участников и посетителей выставок.
Всемирные выставки - события достаточно редкие - они проходят раз в два-четыре года.. Торгово-промышленные выставки привносят много нового в гостиничный бизнес.

Для определения классификации выставки по отраслям экономики существует общепринятый в международной практике классификатор, который является основой при отраслевой классификации выставок международными выставочными и профессиональными объединениями (Союз выставок и ярмарок России, стран Балтии и СНГ, Союз международных выставок и ярмарок, Общество добровольного контроля статистических данных (ФКМ и др.).

Многоотраслевые ярмарки:

ярмарки технических и потребительских товаров;

ярмарки технических товаров;

ярмарки потребительских товаров.

Специализированные выставки и ярмарки:

сельское хозяйство, лесоводство, рыболовство, виноградарство, садоводство, планировка садов, парков и соответствующее оборудование;

продукты питания, напитки и табак, общественное питание и соответствующее оборудование;

текстиль, обувь, кожа, драгоценности и соответствующее оборудование;

строительство, оснастка и комплектация и соответствующее оборудование;

товары для внутренней отделки, для дома и соответствующее оборудование;

здравоохранение, гигиена, охрана труда и соответствующее оборудование;

защита окружающей среды, безопасность, очистка, коммунальные службы и соответствующее оборудование;

транспорт, перевозки и соответствующее оборудование;

информация, системы связи, оргтехника, образование, бытовая электроника и соответствующее оборудование;

спорт, развлечения, досуг и соответствующее оборудование;

другая промышленность, торговля, бытовое обслуживание и соответствующее оборудование;

наука и техника;

искусство, антиквариат.

Выставки товаров народного потребления.

Классификация выставок в целом призвана всего лишь помочь сориентироваться в мире ярмарок и выставок и свидетельствует о том, что выставки весьма неоднородны. Каждая конкретная выставка обладает в конечном итоге собственной индивидуальностью и характерными чертами, изменяющимися с течением времени.

3. Характеристика основных выставочных комплексов России.

Государственное акционерное общество «Всероссийский выставочный центр». ВВЦ – это уникальный памятник истории и культуры нашей страны, одна из крупнейших выставочных площадок России. Календарь выставок ВВЦ включает более 100 мероприятий различной тематической направленности: выставка-ярмарка «Регионы России», Всероссийская межотраслевая выставка отечественных товаров «Покупайте российское» и др. На территории выставки работает 19 павильонов. Закрытое акционерное общество «Экспоцентр». Ежегодно «Экспоцентр» организует в России более 60 выставок и ярмарок различного масштаба. В них принимают участие свыше 12 тыс. фирм, в том числе 60% зарубежных (из 90 стран), на общей площади 350 тыс.кв. м. По количеству участников, представленных экспонатов, иностранных экспонентов и посетителей некоторые международные специализированные выставки «Экспоцентра» не только являются ведущими в странах СНГ, но и превосходят по масштабам многие известные выставки и ярмарки, организуемые в других странах Восточной Европы. Открытое акционерное общество «Ленэкспо». На выставках ежегодно бывает более 1 млн чел. из самых разных городов и стран, и число посетителей постоянно растет. Ежегодно «Ленэкспо» организует 23 выставочных мероприятия, на которых свои экспозиции представляют примерно 7 тыс. фирм из 50–60 государств мира. Десяти выставкам присвоен знак МСВЯ за высокопрофессиональный уровень организации и достижения в развитии экономики. Комплекс состоит из девяти современных выставочных залов общей площадью 30 тыс. кв. м, семь из которых расположены в красивейшей бухте Финского залива. Культурно- выставочный центр «Сокольники». Сегодня КВЦ «Сокольники» – в числе ведущих выставочных организаций России. Сотрудничество с профессионалами – отраслевыми министерствами, организациями, ассоциациями, союзами – позволяет КВЦ в максимальной степени концентрировать на выставках продукцию отраслевых рынков: строительного, мебельного, этикеточного, упаковочного, полиграфического. площадь тринадцати павильонов выставочного центра – 33 тыс. кв. м. Девять выставочных павильонов соединены переходами и составляют единый выставочный комплекс, оборудованный современными средствами связи, инженерными сетями и удобными подъездными путями. Выставочный комплекс «Гостиный Двор». Сегодня – это один из крупнейших центров бизнеса, торговли и отдыха, оборудованный по международным стандартам, располагающийся в 150 м от Кремля. В то же время – это уникальный памятник архитектуры и один из символов Москвы, в котором таким образом проявилась связь времен. Комплекс имеет характерную планировочную структуру с большим внутренним двором, трехъярусными галереями, объединяющими расположенные по периметру двора торговые помещения. выставочная площадь комплекса – 12 тыс. кв. м. . Открытое акционерное общество «Сибирская ярмарка». «Сибирская ярмарка» по общему числу участников и посетителей выставок – третий-четвертый выставочный центр в стране и первый за Уралом. «Сибирская ярмарка», являясь инструментом маркетинга, предлагает участникам своих выставок-ярмарок реальный механизм определения значимости их новых технологий и проектов. Кроме того, позитивная роль выставочной деятельности отмечается в нейтрализации таких негативных факторов, как большая географическая удаленность Новосибирска от центра и международных границ. География участников «Сибирской ярмарки» – самая широкая в России. Открытое акционерное общество «СибЭкспоЦентр». является ведущей выставочно-ярмарочной организацией в Восточной Сибири и специализируется на подготовке и проведении выставок, ярмарок, форумов, конференций, бизнес-туров, аукционов, семинаров, симпозиумов, презентаций и других коммерческих и научно-просветительских мероприятий в Сибирском регионе и за рубежом. Открытое акционерное общество «Центр международной торговли».

4. Этапы планирования участия в выставке.

Решение предприятия о продвижении своих коммерческих интересов посредством участия в торговых ярмарках или выставках, зависит, прежде всего, от двух следующих факторов:

1. От тенденции к участию в ярмарках/выставках, наблюдающейся в отрасли, к которой это предприятие принадлежит.

2. От масштабов, в которых основные конкуренты предприятия используют ярмарки и выставки в качестве средства продвижения своей продукции на рынке.

Существующая тенденция такова: крупные предприятия предпочитают строго отраслевые ярмарки/выставки, используют большие стенды и участвуют в этих мероприятиях систематически, в противоположность им малые и средние предприятия участвуют в ярмарках/выставках нерегулярно и ограничиваются обычно мероприятиями местного масштаба. В то же время современный уровень развития ярмарок предоставляет малым и средним предприятиям широкие перспективы. Речь идет не только о все увеличивающемся количестве региональных ярмарок или выставок, но и об отраслевых ярмарках.

Таким образом участие в выставках или ярмарках для мелких фирм это:

1) средство завоевания всеобщей известности и место встречи с покупателями и специалистами, которые заинтересованы в получении информации, ищут новые товары и услуги, а возможно и готовы немедленно разместить заказ,

2) возможность встретиться с руководителями верхнего эшелона и побеседовать в спокойной и неформальной обстановке без отвлечения на подчиненных и телефонные звонки,

3) уникальный шанс напрямую пообщаться с большим количеством конечных потребителей.

В общем виде ярмарочная или выставочная деятельность предприятия последовательно реализуется на таких этапах:

Принятие решения об участии (определение целей).

Этап подготовки участия.

Наши рекомендации