МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. Задачи товара на рынке
Высокое
Среднее
Задачи товара на рынке
Таблица 16
Повышенная значимость товара
Низкое
Доброкачественный товар
Низкая значимость товара
Низкая
Прочное внедрение
Средний уровень
Блеф
Средняя
Наценки
Завышенные цены
Ограбление рынка
Высокая
Цена
В. Максимизация тенденций прибыли. Например, в стратегии «снятия сливок» с постепенным снижением цены, привлекая новые группы потребителей. Решение задачи максимизации возможно при условии высокого спроса, эластичности спроса, высокого качества товара, невысокого уровня издержек, непривлекательности товара для конкурентов.
Г. Прочное внедрение на рынке, например, с помощью низких и средних цен возможно при условиях высокой эластичности спроса и непривлекательности низких цен для конкурентов.
Д. Завоевание лидерства может проявляться в увеличении доли рынка (обычно с помощью понижения цены с ее последующим повышением) или в росте качества товара.
Е. Обеспечение выживания фирмы может оказаться важнее прибыли. Эффективным деловым средством в этом случае может быть «вилка цен» — разделение товара на три ценовые программы (иногда — просто названием, иногда незначительными модификациями качества): по прежней цене, по завышенной и по заниженной цене.
РЕШЕНИЕ — ВЫБОР ЦЕНЫ
Стратегическое решение по ценам прежде всего касается типа цены.
Вводить пробные цены целесообразно, но опасно, так как потом от них, возможно, будет трудно отказаться.
Дифференцированные цены вводятся в случае легкой сегментации рынка. Льготные цены способствуют стимулированию рынка и активизации конкретных групп потребителей. Этим же целям служат скидки:
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
II привилегированные (например, постоянным клиентам); 11 за скорость расчетов (скидки сконто); Ш за расчет наличными (так как цены в кредит выше); 11 за количество приобретенного товара (прогрессирующая скидка, бонус); Ш торговые скидки (за учет, за складирование и т. д.); 11 сезонные.
Зачеты действенны, например, при сдаче клиентом фирме старого товара.
Дискриминационные цены могут устанавливаться по различным основаниям: по покупателям (например, детям, инвалидам, пенсионерам, ветеранам), по месту приобретения (например, в зале, в городе), по времени недели (различию цен в выходные и в будни) или суток (дневные, вечерние, ночные цены).
Затем определяется вид цены: IS розничные и оптовые (могут быть в 2-3 раза ниже
розничных); II для внутреннего и внешнего рынков; Ш контрактные (договорные) цены могут быть твердыми, с последующей фиксацией, подвижными (при изменении условий), скользящими (присматривающимися). Далее определяются базисные условия цен (обязательства сторон), например, чьи и в чем издержки на транспорт, на страховку и т. д.
И, наконец, определяются валютные цены, цены платежей, страховки от валютных рисков.
Чем более развита экономика, чем насыщенней рынок, чем ниже степень эластичности спроса по ценам, тем слабее роль ценовой стратегии по сравнению с товарной, сбытовой, продвижения. В такой ситуации следует избегать ценовой конкуренции за счет большей сегментации рынка, лучшего позиционирования товара, повышения его качества.
Например, в музейных учреждениях Англии и все более — США цена за билеты играет все меньшую роль в экономическом механизме их работы. С посетителей берется незначительная или просто символическая плата, а доход обеспечивается от так называемого членства (membership), клубов друзей с привилегиями в зависимости от размера взноса. Или полный отказ от билетов дополняется системой пожертвований. Или цена билета
6. МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
дифференцируется по профессии посетителей, или их возрасту (дети и пожилые — бесплатно). Либо вводятся бесплатные дни в году или на неделе. Во всех этих случаях ценовая стратегия фактически переходит в стратегию продвижения и public relations.
Можно говорить о существенной роли неценовых факторов в ценовой стратегии. Как писал А. Смит, реальная цена всего, что необходимо человеку, — это усилия и трудности по приобретению этого товара. Поэтому можно говорить и о цене усилий, затрат физической и нервной энергии, времени. При одинаковой цене товаров или услуг могут быть различными расходы на транспорт, время, затраченное на дорогу. И эти расходы могут существенно менять отношение к собственно цене.
Кроме того, цена обычно воспринимается как показатель качества товара (услуги). Поэтому низкие цены могут не привлекать осторожного покупателя.
6.5.
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНЫЙ
АНАЛИЗ КАК СИНТЕЗ ТОВАРНОЙ
И ЦЕНОВОЙ СТРАТЕГИИ
Если товарная стратегия ориентирована на решение преимущественно проблем потребителя с помощью конкретного товара, то ценовая стратегия решает преимущественно проблемы производителя. Однако главная особенность рыночного феномена товара заключается в его способности удовлетворяя потребности потребителя, удовлетворять потребности производителя в одновременном решении их проблем.
Поэтому особый интерес представляет функционально-стоимостный анализ (ФСА) — маркетинговая технология, сопрягающая цели потребителя и производителя. Оптимизацию качества товара ФСА сочетает с оптимизацией затрат. Первое направлено на четкое соответствие характеристик товара требованиям потребителя. Второе — прежде всего на снижение издержек и одновременное повышение конкурентоспособности. В этом плане ФСА предполагает интеграцию двух классов задач, решаемых в рамках товарной и ценовой стратегий маркетинга. ФСА может рассматриваться как синтез этих двух стратегий, как единая программа повышения эффективности дея-
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
тельности фирмы. Связь ФСА с эффективностью наглядно выражена в формуле эффективности:
П Ц 3
где Э — эффективность, П — потребности, Ц — цели, Р — результаты деятельности, а 3 — затраты, необходимые для их получения. Каждая из этих величин может характеризоваться в различных показателях. Главное же то, что эффективность как одна из центральных идей управления есть характеристика менеджмента, позволяющая достичь результатов, в наибольшей степени соответствующих поставленным целям с наименьшими затратами. Нетрудно заметить, что формула эффективности может быть упрощена:
Ц _Р Р = Р^ Р
"п'ц'з ~п з'
а эффективность сведена к экономичности и социальной результативности. Однако промежуточная роль целей важна именно с менеджментной и маркетинговой точек зрения: целесообразности целей, их направленности на реализацию требований рынка и общества (ц/п), и результативности менеджмента, достижения поставленных целей (р/ц).
Товарная стратегия, вырабатывая цели фирмы, соответствующие нуждам потребителя, решая проблемы потребителя, устанавливает фактически соотношение ц/п, а ценовая стратегия, решая проблемы экономичности деятельности фирмы, конкретизирует соотношение р/з.
Таким образом, ФСА является междисциплинарным по своей сути полем деятельности социологического, социально-психологического, психологического, экономического, культурологического, инженерного подходов. С операциональной точки зрения ФСА состоит из ряда этапов:
1) На подготовительном этапе решаются задачи сегментации, поиска идеи товара, формулировки целей, формирования команды ответственных разработчиков, их стимулирования, определения сроков разработки. За работы на этом этапе обычно отвечает само руководство фирмы, а также работники маркетинговых служб.
2) Информационный этап (силами маркетологов и привлеченных специалистов — социологов, психологов
6. МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
и других экспертов) заключается в сборе всей необходимой информации о потребителе, конкурентах, аналогичных товарах и услугах, создании необходимых информационных баз данных (ИБД), картотек, досье.
3) Аналитический этап (силами маркетологов, специалистов по ФСА, экспертов) — определение функциональной структуры товара, разработка дерева целей товара (каузального и композиционного); выявление причинно-следственных связей, синтез функций старого товара и требуемых функций (в случае модификации). Итогом этого этапа, центральным моментом ФСА является построение функциональной модели товара. Она включает в себя целенаправленную систему функций, существенных и несущественных для потребителя. По сути дела, ФСА в этой модели предстает как переход от классификационного дерева целей концепции товара через его каузальное дерево целей (структуру причинно-следственных связей) к композиционному дереву целей (конструкции, композиции частей, образующих целое).
4) Конструктивный этап, на котором разрабатываются технологические, методические и т. п. варианты реализации товара.
5) Оценочный этап — выбор оптимальных решений в технике — экономических показателях относительно возможностей производства (сметы, калькуляции, издержки).
6) Этап анализа конъюнктуры рынка, включая анализ емкости, эластичности спроса по целям, цены и другим вопросам ценовой стратегии.
7) Внедрение — этап организации нововведения, принятия необходимых организационных решений, документов, подготовки и мотивации персонала, рыночной апробации, рекламной кампании и т. д.
Приведем пример — фрагмент ФСА в маркетинге развлечений. Он касается центрального момента — синтеза модели (образа товара):
Н сегментация: обеспеченные молодые люди от 18 лет;
Ш ценности (нужды): развлечения, престижное общение, подтверждение собственного статуса;
В идея товара: высококачественный престижный досуг обеспеченных людей;
II функциональная модель товара (дерево целей) (схематично изображена на рис. 35).
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
—С Безопасный досуг "Vj-
К Престижные акции \г-тЛ|,,|;,тет,.,Н|1^,,^ии,;,......^;;
Свой круг общения
Dr
<
Членство
Hi
-Г Служба охраны \
<
<
Приемы
Z3
Презентации
Стабильность
—ГВысокий уровень сервиса\-
ггь /5----------С Создан!
л;л;.:л;.:.:.;.;гс|:' Л'л'л'.'.'.'л'л'
Праздники
Создание собственных традиций
Еда
Бар
( Престиж ные
С
Зрелища
Редкие экзотические
Уют
3 2
Звезды эстрады
Шоу
К
Развлечения
>
-С
<
Карты
Рулетка
Кегельбан
'—^Фирменная «Изюминка» Jjj-
Рис. 35 Функциональная модель товара
<
Комфорт
Бега
<
Коктейль
rrJ$
Из чего складывается цена: издержки + прибыль. Режим реализации цены:
1. Членские взносы — имеют недостаток в условиях инфляции, вначале нет гарантированных клиентов.
2. Входные билеты — снижают уровень заведения.
3. Пригласительные билеты — возможны только на отдельные акции.
4. Кредитная карточка гостя (с расчетом на выходе) — наиболее оптимальна.
Меры public relations при внедрении:
11 для потенциальных клиентов — серия приемов и презентация;
Ш для субподрядчиков и партнеров — приглашения по телефону, фото- и видеосувениры;
11 СМИ — отказ от рекламы;
II население и микрорайон — благотворительные акции для детей, пенсионеров.
6. МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
fi fi _^_^^—
СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
Эта стратегия решает задачи распределения и распространения товара, реализации его приобретения потребителем. Задачи эти составляют три основные проблемы: каналы распределения, товародвижение (доставка) и собственно реализация.
Совершенствование сбыта может достигаться различными путями — как за счет самостоятельного выхода на потребителя, развития деловых связей и т. д., так и с помощью различных посредников: агентов и специальных фирм. Последний путь — путь специализации и разделения труда — способствует большей интенсивности, профессионализации сбыта. Посреднические фирмы, не производящие непосредственно услуг, располагают специально оборудованными залами, площадками, службами и т. д. Однако этот путь, освобождающий творческие коллективы от несвойственных им функций, чреват утратой прямых связей с потребителем. Кроме того, ответственность за качество услуг в конечном счете ложится на производителя. В общем виде поэтому можно говорить о трех подходах к стратегии реализации: во-первых, это может быть стратегия собственного сбыта, во-вторых, стратегия посреднического сбыта, в-третьих — стратегия смешанного сбыта. Важнейшим компонентом реализации и продвижения товаров и услуг является реклама. Эта чрезвычайно важная и развитая сфера современного бизнеса рассматривается в специальном учебном пособии.
КАНАЛЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
Каналы распределения (КР) — это система фирм или лиц, берущих на себя право собственности на товар или помогающих другим передать его на пути товара от производителя к потребителю.
Реализация возможна по различным каналам: Я непосредственно фирмой: вразнос, посылками, через свои магазины, кассы и т. п. Но такой путь может быть сложен или дорог. Часто более эффективно вхождение в развитую систему посредничества дилерских и дистрибьюторных систем, агентств, контор и т. п.; II через одного посредника: в розничной торговле или агента по реализации и сбыту (брокера);
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Ш через опт в сочетании с розницей (например, с помощью дистрибьюторов и дилеров); ID через опт, мелкий опт и розницу; Щ смешанным образом.
В сфере культуры широко распространена реализация в записи (аудио, видео), с использованием СМИ. Примером может служить обеспечение актеру возможности предложить услуги кино, театру, ТВ, шоу-бизнесу, концертным организациям. Для политика КР — структуры, облегчающие его доступ на ТВ, в прессу, общение с избирателями.
КР могут быть интегрированы в различной степени: Ш корпоративные КР — вся сбытовая сеть принадлежит
фирме, II управляемые фирмой КР,
И договорные КР: добровольные, кооперативные и обладающие торговыми привилегиями. Помимо такой «вертикальной» интеграции КР возможна их «горизонтальная» интеграция как объединение усилий.
В функции любых КР входят: НО распределение и сбыт товара, Ш участие в маркетинге, Ш контакты и переговоры, Ш реклама и стимулирование продажи, Ш участие в планировании товарного ассортимента, Ш финансирование издержек по сбыту с принятием на
себя некоторых рисков, Ш обслуживание товара, в складирование и хранение, II участие в ценообразовании.
Собственно стратегическое решение относительно КР касается:
11 структуры КР, их глубины и характера интеграции, 11 типов посредников, И числа посредников, И интенсивности сбыта,
11 селективности сбыта и исключительных прав (ограничивающих число дилеров или исключающих некоторых из них на конкурентной основе), Ш мотивации посредников и торговых агентов, стимулирование их работы.
6. МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
При выборе посредника следует убедиться, что он не является посредником конкурентов. Предпочтительно отдать право на посредничество специалистам, им также более известным. Немаловажны также источники финансирования посредника, степень материально-технической оснащенности, уровень квалификации, география КР. Договор целесообразно заключать на 1 год.
ТОВАРОДВИЖЕНИЕ
Имеется в виду доставка товара посредникам или потребителю (экспедиция) и сопровождающая ее деятельность. Товародвижение должно обеспечивать своевременность доставки товара, его сохранность, возможность замены дефектного товара. Решения по товародвижению должны давать ответы на вопросы: II Как работать с заказчиком? (Методика заказов) В Где хранится товар? (Складирование) В Какой запас товара необходим? (Товарные запасы) Ш Каков порядок отгрузки и доставки? (Транспортировка)
РЕАЛИЗАЦИЯ
Решения в этой части касаются организационных структур КР и режима их работы: II розничная торговля,
II торговля с помощью заказов по каталогам (через почту), II заказы (в том числе по каталогам) через демонстрационные залы,
В оптовая торговля с помощью агентов, брокеров и дилеров,
II торговые агенты — продавцы или коммивояжеры. Важно определить место оказания услуг, его оснащение, благоустройство, возможность создания новых точек. Не менее важно время потребления: время дня, день недели, режим (с перерывом или без).
6.7. СТРАТЕГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ
Продвижение складывается из трех блоков деятельности, каждый из которых использует свои специфические технологии и предполагает свой специфический профессионализм: коммуникации, режима и стимулирования продаж.
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
КОММУНИКАЦИЯ
Коммуникация имеет целью обеспечение благоприятной среды реализации проекта, программы, разъяснения целей, мотиваций возможностей. Тем самым повышается статус и репутация фирмы, привлекаются перспективные спонсоры. Поэтому главные задачи коммуникативной стратегии:
A. Уточнение сил, групп влияния, инстанций среды фирмы, от которых зависит успех или неудача проекта.
Среда включает в себя:
И микросреду фирмы: руководящий персонал, специалисты, работники, младший обслуживающий персонал;
11 рыночную среду: клиенты, конкуренты, поставщики, торговые посредники, консультанты и консалтинговые фирмы, кредитно-финансовые учреждения;
В властные структуры (представительные, исполнительные, судебные, государственные и муниципальные);
1! средства массовой информации (электронные СМИ, печать, радио);
II общественные организации (партии, движения, союзы, гражданские группы действия);
II местные группы (население);
II широкая публика.
Б. Определение их интересов и соответствие (или несоответствие) их целям данной программы.
B. Определение факторов, действующих в среде фирмы: II экономических (состояние экономики страны, региона), В природных,
II экологических, В научно-технических, В политических, В правовых,
В социальных и демографических, В культурных (в том числе традиционные ценности национально-этнических культур, субкультуры, ценностей их динамики), которые проявляются в отношении людей к себе самим, жизни, к другим людям, к обществу, к природе, к мирозданию. Г. Определение мер и форм работы по согласованию интересов фирмы с ее средой, разъяснение мотиваций, целей программы, ее перспектив. Делается это с помощью методов и форм общественных связей (public relations), включающих:
6. МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
1Ш информационные листы и релизы,
Ш связи с прессой (интервью, статьи, информации, разъяснения),
II пресс-конференции,
II приемы и презентации,
II обращения, личные контакты,
11 политическое лобби,
II акции, в том числе праздники,
Ш спонсорство, благотворительность,
II выставки,
Ш экскурсии,
II фото-, кино- и видеоматериалы.
Главное отличие public relations в рамках маркетинговых программ от собственно public relations состоит в том, что первые формируют благоприятный образ товара (программы, проекта), общественное мнение по отношению к нему, а вторые — все то же самое,, но относительно фирмы в целом. Поэтому первые имеют коммерческую ориентацию и финансируются в рамках данной программы, а вторые — из стратегического бюджета фирмы.
Хорошим примером роли мероприятий PR является маркетинг главной сенсации 1999 киногода — американского фильма «Ведьма из Блэра» про трех студентов киноинститута, которые в 1994 г. поехали в глухую провинцию, чтобы сделать учебный фильм про легендарную и ужасную ведьму, и которые пропали, оставив только сделанные ими пленки, которые потом случайно были обнаружены. Фильм, съемки которого обошлись по официальным данным в 40 000 долларов, а по неофициальным — даже в 20 000 долларов, принес только на одном американском прокате 140 000 000 долларов, став самым рентабельным за всю историю кино. (Знаменитый «Титаник» собрал 600 млн долларов в США и 1800 млн долларов по миру, но он и стоил 300 млн долларов.) Самым неожиданным было то, что американцы ринулись смотреть картину, в которой играют трое совершенно неизвестных актеров, которая снята ручной камерой, изображение в которой мечется, а то и вовсе пропадает. Однако при мизерных затратах на производство фильма на его раскрутку было вложено 15 млн долларов. Для начала публику убедили в «легендарности» ведьмы. Была придумана и растиражирована через Интернет двухсотлетняя история ее кровавых злодеяний. Был сфабрикован документальный фильм о ней, будто бы снятый в конце 1940-х. Отдельной книгой был опубликован дневник пропавшей героини, словно бы найденный вместе с ее рюкзаком, причем страницы рукописного дневника воспроизведены в книге факсимильно. В университетских городках были расклеены листовки с портретами исчезнувших студентов и просьбами помочь полиции любыми сведениями.
В результате многие зрители и впрямь уверовали в документальность съемок. И лишь когда фильм заработал вполне достаточно, публике дали понять, что речь идет о мистификации, и явили ей живых артистов, котсрые для вящего правдоподобия выступили в фильме под своими именами. Без всей этой пиаровской мифологии (например, в России) этот весьма средний фигьм воспринимается в прокате совершенно иначе. В США же «Ведьма из Блэра» явила современную модель в высшей степени эффективного маркетинга.