Введение. Ольга Николаевна Епифанова — руководитель и единоличный соб­ственник преуспевающей торговой фирмы «Шик» — получила предложе­ние принять участие в очередном

Ольга Николаевна Епифанова — руководитель и единоличный соб­ственник преуспевающей торговой фирмы «Шик» — получила предложе­ние принять участие в очередном туре Всероссийского конкурса «Женщи­на — директор года». О конкурсе, организованном по инициативе Ассоци­ации женщин-предпринимателей России, в Архангельске знали многие, Уже в течение нескольких лет представительницы области становились победительницами конкурса, направленного на «выявление и поощрение женщин, добившихся значительных успехов в деятельности своего пред­приятия; занимающихся решением социальных проблем, благотворитель­ной деятельностью, конкретной общественной работой».

Что и говорить, предложение выглядело заманчивым, но принять его было не просто. Областной этап конкурса начинался уже через 2 недели, а по условиям конкурса необходимо было представить большой пакет доку­ментов, начиная с автобиографии и заканчивая показателями, подтверж­дающими экономическую эффективность предприятия, рост численности персонала. Необходимо представить свою компанию как социально ответ­ственную, но что такое социально ответственный бизнес? О каких «соци­альных проблемах» должна идти речь? Как трактовать и оценивать «благо­творительную деятельность» и «конкретную общественную работу»? В чем еще состоит социальная ответственность?

Ольга Николаевна прекрасно понимала, что времени на подготовку документов катастрофически мало. Согласиться с предложением — це­лых две недели не чувствовать «биения пульса» бизнеса, каждодневно проявляющегося в выборе потребителей, настроении персонала и дей­ствиях конкурентов. Отвергнуть предложение — породить ненужную на­пряженность в отношениях с властями — организаторами конкурса, прежде всего с председателем Комитета по делам женщин, семьи и моло­дежи Администрации Архангельской области. Да и что греха таить, от­вергнуть приглашение — упустить редкий шанс заявить о себе и своем бизнесе не только на региональном, но и на общероссийском уровне. Иными словами, само участие в конкурсе предстало для Ольги Николаев­ны еще одной управленческой проблемой. К тому же, если писать о себе, то что, как, в какой форме? Может быть, просто рассказать, как все было на самом деле?

Директор и ее компания: «Я через все прошла сама!»

О.Н.: «Яродилась на Валдайской возвышенности, откуда берет начало Волга. Выросла в семье военного. В Архангельск приехала в 1988 г. Служила в Советской Армии в войсках связи и мечтала об офицерских погонах, но повороты в истории страны в начале 90-х годов многих заста-вили изменить свои стремления. Не оказалась исключением и я. Очень кстати пришлось мое торговое образование, полученное еще до службы в армии в Симферопольском техникуме советской торговли. Результат — первая торговая точка на улице Поморской в 1992 г., которая положила начало развитию целой сети магазинов «Шик». Колоссальное напряжение с выходом на предел человеческих возможностей — цена подобных успе­хов. Что же мне удалось за 10 лет развития собственного бизнеса и собственного духовного роста?

В «мирной жизни» я была рядовой Советской Армии, а мой муж Владимир работал в научно-исследовательском институте. Простая ячейка бывшего советского общества, живущая без излишеств. И вот настал голод­ный 1992 г. Бывшие учителя, инженеры, врачи, устав ждать зарплату, вышли на неровную стезю предпринимательства. Пять часов утра. Холодно и темно. Я, с трудом распрямив спину, переставляю ящик. Рынок постепен­но заполняется хмурыми, невыспавшимися торговцами. Они, как и я, при­шли сюда зарабатывать свой кусок хлеба. Дома, в коммуналке, остался двухмесячный ребенок с семнадцатилетней беременной няней.

Многие знакомые отвернулись от нашей семьи, когда узнали, что мы занялись торговлей. Это занятие посчитали недостойным. Мы с мужем рассудили, что будет недостойно умереть от голода или сесть на шею роди­телям. Мои родители — очень хорошие люди. Если бы я попросила о помощи, они содержали бы меня и по сей день. Но мне было стыдно.

Как-то раз мне позвонила мама из Феодосии и спросила, сколько прислать лимонов: килограмм или два. Что-то меня толкнуло, и я сказала: «Десять». В то время я уже ждала второго ребенка. Денег не было вовсе. Получив посылку, я подпортившиеся лимоны оставила себе, с остальными вышла к магазину «Полюс». Надо познать всю бездну отчаяния, которую ощутила я, впервые выйдя с ящиком на улицу — торговать. Ко мне выст­роилась очередь, меня гоняла милиция за несанкционированную торговлю. Ящик лимонов был продан за три часа. Но что можно было сделать с этими деньгами?

И тогда я решила продать все. То есть буквально все, что можно было продать из своего дома. Муж начал ездить за товаром в Москву, как и многие тогда. Я торговала всем: канцелярскими товарами, одеждой, жен­ским бельем, бытовой химией. Никогда не торговала алкоголем, хотя зна­ющие люди советовали: деньги хорошие. У меня была очень набожная ба­бушка, и она говорила мне с детства, что алкоголь — это большой грех. Еще бабушка внушила мне, что самая большая ценность — это Человек.

Мне очень важны и интересны люди, которые у меня работают. Те продав­цы, которые воспитаны лично мною, до сих пор лучшие. Дело не в техноло­гиях обучения — я в них частичку души вложила. Я очень требовательный человек. И упрямый.

Я продавала товар на рынке, стоя за прилавком с огромным животом. Родилась дочка. Когда ей исполнилось два месяца, я снова вышла на рабо­ту. Ночами стирала пеленки, вела учет, распределяла товар по точкам, раз­биралась с грузчиками. Иногда ела. Первый год жизни дочери я почти не помню, жила как автомат. Эти воспоминания даже не вызывают у меня никаких эмоций. Как будто это было не со мной. Зато сейчас никто из моих сотрудников не скажет мне, что у них невыносимые условия работы. Пото­му что я знаю: никто из них не перенес то, что пережила я. Никто из них не бедствовал, как я. Никто из них не сидел на воде и на крупе. Они не таскали ящики на девятый этаж. Никто из них не может сказать мне, что мне все легко досталось. Именно поэтому я вправе требовать от людей хорошей работы. Я через все прошла сама!».

Вернувшись в реальность из нахлынувших воспоминаний, Ольга Ни­колаевна еще раз внимательно посмотрела на перечень документов. Необ­ходима информация о компании — конкретная и достоверная.

Компания начала свое существование в 1993 г. как «ЧП Епифанова», объединявшее лишь две торговые точки. В 1996 г., став первым предприя­тием Архангельска, открывшим специализированную торговлю космети­кой и парфюмерией, компания приняла «заграничное» название «Мэри-лин». В 1998 г. появилось современное название, которое не имело истори­ческой связи с одноименной фирмой-производителем, а родилось из строч­ки известной когда-то песенки «Шик, блеск, красота!». Название оказа­лось удачным еще и потому, что фирмы «Красота» и «Блеск» уже суще­ствовали на рынке парфюмерной и косметической продукции, следова­тельно, «Шик» автоматически попадала на первую позицию в упомянутой

«ранжированной» строчке.

Ныне ООО Компания «Шик» представляет собой крупное торговое оп­тово-розничное предприятие, действующее на рынке города Архангельска и Архангельской области. Компания оказывает услуги населению и другим торговым фирмам по приобретению парфюмерных и косметических това­ров, хозяйственных товаров, посуды, текстиля и товаров для дома.

«Шик» является официальным дистрибьютором таких известных фирм, как «Жилетт», «Колгейт», концерн «Калина», «Невская космети­ка», «Свобода», «Линда», «Нефис Косметик», «ЭРА-Тосно», «Ро-колор», «Русская нота», «Арт Визаж», «Новая Заря». Количество наименований продаваемых товаров — более 8000.

Компания старается поддерживать отечественного товаропроизводи­теля: 60% всей реализуемой продукции производится российскими фир­мами. «Шик» тесно сотрудничает с местными предприятиями, в основ­ном с целлюлозно-бумажными комбинатами, расположенными на терри­тории Архангельской области.

По состоянию на начало 2003 г. компания насчитывала 28 рознич­ных торговых точек: 10 павильонов, 12 отделов, магазин элитной парфю­мерии «Рив Гош», магазин подарков «Талисман», 4 магазина самообслу­живания. Это крупнейшая розничная сеть Архангельска по торговле пар­фюмерными и косметическими товарами как по количеству торговых то­чек, так и по объему продаж. Розничные торговые точки охватывают практически все районы города.

База клиентов оптового отдела фирмы содержит более 280 компа­ний. Количество торговых точек, расположенных в Архангельской об­ласти и покупающих товары у «Шик», превышает 470. Только в горо­дах Архангельск, Северодвинск и Новодвинск фирма обслуживает около 200 магазинов и специализированных отделов, гарантируя им бесплат­ную доставку товаров в течение 48 часов. При этом фирма предлагает отсрочку платежа до 14 дней, принимает заказы по телефону, по факсу ипо электронной почте, максимально ориентируясь на ожидания заказ­чиков.

Компания эффективна. Ее суммарный товарооборот в 2002 г. соста­вил 191 миллион рублей, что в 2,6 раза превысило показатели 2000 г. При этом важно отметить, что компания существует преимущественно за счет собственных средств, доля которых в ее финансировании состав­ляет 80%.

Наши рекомендации