Введение. Ольга Николаевна Епифанова — руководитель и единоличный собственник преуспевающей торговой фирмы «Шик» — получила предложение принять участие в очередном
Ольга Николаевна Епифанова — руководитель и единоличный собственник преуспевающей торговой фирмы «Шик» — получила предложение принять участие в очередном туре Всероссийского конкурса «Женщина — директор года». О конкурсе, организованном по инициативе Ассоциации женщин-предпринимателей России, в Архангельске знали многие, Уже в течение нескольких лет представительницы области становились победительницами конкурса, направленного на «выявление и поощрение женщин, добившихся значительных успехов в деятельности своего предприятия; занимающихся решением социальных проблем, благотворительной деятельностью, конкретной общественной работой».
Что и говорить, предложение выглядело заманчивым, но принять его было не просто. Областной этап конкурса начинался уже через 2 недели, а по условиям конкурса необходимо было представить большой пакет документов, начиная с автобиографии и заканчивая показателями, подтверждающими экономическую эффективность предприятия, рост численности персонала. Необходимо представить свою компанию как социально ответственную, но что такое социально ответственный бизнес? О каких «социальных проблемах» должна идти речь? Как трактовать и оценивать «благотворительную деятельность» и «конкретную общественную работу»? В чем еще состоит социальная ответственность?
Ольга Николаевна прекрасно понимала, что времени на подготовку документов катастрофически мало. Согласиться с предложением — целых две недели не чувствовать «биения пульса» бизнеса, каждодневно проявляющегося в выборе потребителей, настроении персонала и действиях конкурентов. Отвергнуть предложение — породить ненужную напряженность в отношениях с властями — организаторами конкурса, прежде всего с председателем Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Администрации Архангельской области. Да и что греха таить, отвергнуть приглашение — упустить редкий шанс заявить о себе и своем бизнесе не только на региональном, но и на общероссийском уровне. Иными словами, само участие в конкурсе предстало для Ольги Николаевны еще одной управленческой проблемой. К тому же, если писать о себе, то что, как, в какой форме? Может быть, просто рассказать, как все было на самом деле?
Директор и ее компания: «Я через все прошла сама!»
О.Н.: «Яродилась на Валдайской возвышенности, откуда берет начало Волга. Выросла в семье военного. В Архангельск приехала в 1988 г. Служила в Советской Армии в войсках связи и мечтала об офицерских погонах, но повороты в истории страны в начале 90-х годов многих заста-вили изменить свои стремления. Не оказалась исключением и я. Очень кстати пришлось мое торговое образование, полученное еще до службы в армии в Симферопольском техникуме советской торговли. Результат — первая торговая точка на улице Поморской в 1992 г., которая положила начало развитию целой сети магазинов «Шик». Колоссальное напряжение с выходом на предел человеческих возможностей — цена подобных успехов. Что же мне удалось за 10 лет развития собственного бизнеса и собственного духовного роста?
В «мирной жизни» я была рядовой Советской Армии, а мой муж Владимир работал в научно-исследовательском институте. Простая ячейка бывшего советского общества, живущая без излишеств. И вот настал голодный 1992 г. Бывшие учителя, инженеры, врачи, устав ждать зарплату, вышли на неровную стезю предпринимательства. Пять часов утра. Холодно и темно. Я, с трудом распрямив спину, переставляю ящик. Рынок постепенно заполняется хмурыми, невыспавшимися торговцами. Они, как и я, пришли сюда зарабатывать свой кусок хлеба. Дома, в коммуналке, остался двухмесячный ребенок с семнадцатилетней беременной няней.
Многие знакомые отвернулись от нашей семьи, когда узнали, что мы занялись торговлей. Это занятие посчитали недостойным. Мы с мужем рассудили, что будет недостойно умереть от голода или сесть на шею родителям. Мои родители — очень хорошие люди. Если бы я попросила о помощи, они содержали бы меня и по сей день. Но мне было стыдно.
Как-то раз мне позвонила мама из Феодосии и спросила, сколько прислать лимонов: килограмм или два. Что-то меня толкнуло, и я сказала: «Десять». В то время я уже ждала второго ребенка. Денег не было вовсе. Получив посылку, я подпортившиеся лимоны оставила себе, с остальными вышла к магазину «Полюс». Надо познать всю бездну отчаяния, которую ощутила я, впервые выйдя с ящиком на улицу — торговать. Ко мне выстроилась очередь, меня гоняла милиция за несанкционированную торговлю. Ящик лимонов был продан за три часа. Но что можно было сделать с этими деньгами?
И тогда я решила продать все. То есть буквально все, что можно было продать из своего дома. Муж начал ездить за товаром в Москву, как и многие тогда. Я торговала всем: канцелярскими товарами, одеждой, женским бельем, бытовой химией. Никогда не торговала алкоголем, хотя знающие люди советовали: деньги хорошие. У меня была очень набожная бабушка, и она говорила мне с детства, что алкоголь — это большой грех. Еще бабушка внушила мне, что самая большая ценность — это Человек.
Мне очень важны и интересны люди, которые у меня работают. Те продавцы, которые воспитаны лично мною, до сих пор лучшие. Дело не в технологиях обучения — я в них частичку души вложила. Я очень требовательный человек. И упрямый.
Я продавала товар на рынке, стоя за прилавком с огромным животом. Родилась дочка. Когда ей исполнилось два месяца, я снова вышла на работу. Ночами стирала пеленки, вела учет, распределяла товар по точкам, разбиралась с грузчиками. Иногда ела. Первый год жизни дочери я почти не помню, жила как автомат. Эти воспоминания даже не вызывают у меня никаких эмоций. Как будто это было не со мной. Зато сейчас никто из моих сотрудников не скажет мне, что у них невыносимые условия работы. Потому что я знаю: никто из них не перенес то, что пережила я. Никто из них не бедствовал, как я. Никто из них не сидел на воде и на крупе. Они не таскали ящики на девятый этаж. Никто из них не может сказать мне, что мне все легко досталось. Именно поэтому я вправе требовать от людей хорошей работы. Я через все прошла сама!».
Вернувшись в реальность из нахлынувших воспоминаний, Ольга Николаевна еще раз внимательно посмотрела на перечень документов. Необходима информация о компании — конкретная и достоверная.
Компания начала свое существование в 1993 г. как «ЧП Епифанова», объединявшее лишь две торговые точки. В 1996 г., став первым предприятием Архангельска, открывшим специализированную торговлю косметикой и парфюмерией, компания приняла «заграничное» название «Мэри-лин». В 1998 г. появилось современное название, которое не имело исторической связи с одноименной фирмой-производителем, а родилось из строчки известной когда-то песенки «Шик, блеск, красота!». Название оказалось удачным еще и потому, что фирмы «Красота» и «Блеск» уже существовали на рынке парфюмерной и косметической продукции, следовательно, «Шик» автоматически попадала на первую позицию в упомянутой
«ранжированной» строчке.
Ныне ООО Компания «Шик» представляет собой крупное торговое оптово-розничное предприятие, действующее на рынке города Архангельска и Архангельской области. Компания оказывает услуги населению и другим торговым фирмам по приобретению парфюмерных и косметических товаров, хозяйственных товаров, посуды, текстиля и товаров для дома.
«Шик» является официальным дистрибьютором таких известных фирм, как «Жилетт», «Колгейт», концерн «Калина», «Невская косметика», «Свобода», «Линда», «Нефис Косметик», «ЭРА-Тосно», «Ро-колор», «Русская нота», «Арт Визаж», «Новая Заря». Количество наименований продаваемых товаров — более 8000.
Компания старается поддерживать отечественного товаропроизводителя: 60% всей реализуемой продукции производится российскими фирмами. «Шик» тесно сотрудничает с местными предприятиями, в основном с целлюлозно-бумажными комбинатами, расположенными на территории Архангельской области.
По состоянию на начало 2003 г. компания насчитывала 28 розничных торговых точек: 10 павильонов, 12 отделов, магазин элитной парфюмерии «Рив Гош», магазин подарков «Талисман», 4 магазина самообслуживания. Это крупнейшая розничная сеть Архангельска по торговле парфюмерными и косметическими товарами как по количеству торговых точек, так и по объему продаж. Розничные торговые точки охватывают практически все районы города.
База клиентов оптового отдела фирмы содержит более 280 компаний. Количество торговых точек, расположенных в Архангельской области и покупающих товары у «Шик», превышает 470. Только в городах Архангельск, Северодвинск и Новодвинск фирма обслуживает около 200 магазинов и специализированных отделов, гарантируя им бесплатную доставку товаров в течение 48 часов. При этом фирма предлагает отсрочку платежа до 14 дней, принимает заказы по телефону, по факсу ипо электронной почте, максимально ориентируясь на ожидания заказчиков.
Компания эффективна. Ее суммарный товарооборот в 2002 г. составил 191 миллион рублей, что в 2,6 раза превысило показатели 2000 г. При этом важно отметить, что компания существует преимущественно за счет собственных средств, доля которых в ее финансировании составляет 80%.