Развитие правового регулирования противодействия недобросовестной конкуренции в России в царский и советский периоды
Первые опыты правового регулирования противодействия определенным формам недобросовестной конкуренции наблюдались в России еще в царский период. Понятие недобросовестной конкуренции не было известно российскому царскому праву как самостоятельное понятие и правовой институт. Как указывал В.Н. Шретер в отношении законодательства о недобросовестной конкуренции: «…оно не в состоянии удовлетворять даже самые скромные запросы: защита только зарегистрированного (курсив наш. – Авт.) товарного знака, несколько более расширенная защита фирмы, если ею пользуются в качестве товарного знака, и общее признание практикой исключительного права на фирму – этим почти исчерпан перечень специальных норм, затрудняющих некоторые проделки недобросовестных конкурентов»[32].
Тем не менее российское право содержало немало механизмов, с помощью которых можно было эффективно противодействовать отдельным проявлениям недобросовестной конкуренции. Русскому праву была известна защита зарегистрированного товарного знака, защита фирмы, если ею пользуются в качестве товарного знака, общее признание практикой исключительного права на фирму. Как отмечает С.А. Паращук: «…нормы, направленные на защиту товарного знака, содержались в ст. 16119 Устава о промышленности, в ст. 1354 Уложения о наказаниях. Имелось также правило ст. 670 т. X Законов гражданских, устанавливающее борьбу с «очернением» купца и предприятия как особенно опасного проявления недобросовестной конкуренции: если вследствие личной обиды и оскорбления обиженный понес ущерб в кредите или имуществе, то обидевший или оскорбивший его обязан вознаградить сии потери и убытки по усмотрению и определению суда»[33]. Кроме того, Устав о промышленности защищал от недобросовестной конкуренции, в частности, права патентообладателей или обладателей привилегий на изобретения (так нередко назывались патенты на исключительные права использования изобретений в царской России), права на промышленные рисунки и изображения. Устав о промышленности устанавливал механизмы защиты таких прав, в частности, возможность их судебной защиты. Таким образом, русскому праву были известны гражданско-правовые, уголовно-правовые механизмы защиты прав хозяйствующих субъектов от недобросовестной конкуренции, а также административно-правовые, связанные с регистрацией объектов исключительных для установления режима защищенной от конкуренции монополии, исключительности права на использование этих объектов, в том числе для защиты от посягательств со стороны недобросовестных конкурентов. Следует отметить, что Россия в предреволюционный период готовилась к вступлению в Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности 1883 г., устанавливающую промышленный союз государств для взаимной охраны их граждан и организаций от недобросовестной конкуренции на территории государств-членов промышленного союза. В начале XX в. Россия имела двусторонние соглашения, устанавливающие на основе взаимности механизмы противодействия отдельным видам и формам недобросовестной конкуренции, связанным с нарушением исключительных прав, практически со всеми участниками Парижской конвенции. Со своей стороны Россия в тот период во многом обеспечивала иностранным промышленникам и торговцам защиту от недобросовестной конкуренции в большей степени, чем обеспечивалась такая защиты русским предпринимателям иностранными государствами. На эту странную и невыгодную для русских предпринимателей ситуацию красноречиво указывал выдающийся русский юрист, специалист в области прав на объекты интеллектуальной деятельности (изобретения) проф. А.А. Пиленко: «…кроме одного единственного постановления Россия ныне уже гарантирует иностранцам больше прав, чем сколько установлено конвенцией 20 марта 1883 г. И поэтому повторяю, для меня совершенно остается тайной вопрос: почему Россия до сих пор не примкнула к Союзу 1883 г.?»[34]. Претендовать же на полноценную защиту властями иностранных государств прав наших соотечественников от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных предпринимателей Россия могла только после вступления в Парижскую конвенцию.
Нормальное развитие правового регулирования противодействия недобросовестной конкуренции, в том числе процесс вступления России в Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности 1883 г., были прерваны потрясениями российских революций. Как отмечалось выше, идеология советского периода препятствовала развитию российского законодательства против недобросовестной конкуренции и правовой науки в данной области, поскольку в принципе отвергала конкуренцию и рыночные отношения в рамках советского хозяйства, а конкурентное право рассматривалось как явление буржуазной правовой действительности. Однако на короткий период нэпа, когда большевики были вынуждена из-за острого экономического кризиса вернуться к практике рыночного хозяйства, в советском праве появились и некоторые механизмы противодействия недобросовестной конкуренции как распространенному в условиях рынка правонарушению.
Итак, впервые в отечественной истории понятие «недобросовестная конкуренция» появляется в законодательстве России в советский период. Несмотря на некоторую парадоксальность появления первых российских норм о недобросовестной конкуренции именно в советское время, все же представляется, что внутренняя логика этого факта вполне понятна. С одной стороны, переход к нэпу вынуждал большевиков принимать свойственные рыночной экономике правовые механизмы и регуляторы, и, следовательно, в том или ином виде и механизмы противодействия недобросовестной конкуренции. А с другой – появление понятия недобросовестной конкуренции в праве нэпа и механизмов противодействия этому явлению было подготовлено опытом правового регулирования в данной области Российской империи и многолетней теоретической работой ученых-специалистов в данной области, таких, как В.Н. Шретер, сделавших немало для совершенствования правового регулирования недобросовестной конкуренции в царский период, и продолжавших питать отечественную правовую мысль в нелегких для нормального развития права условиях советского времени.
Впервые понятие недобросовестной конкуренции было применено в России в Уголовном кодексе РСФСР 1922 г., который устанавливал ответственность за некоторые виды недобросовестной конкуренции, указывая не только на конкретные виды, но и на само это понятие. Статья 199 УК РСФСР предусматривала уголовную ответственность за самовольное пользование в целях недобросовестной конкуренции чужим товарным, фабричным или ремесленным знаком, рисунком, моделью, а равно и чужой фирмой или чужим наименованием. Данное преступление было помещено в главе VI «Имущественные преступления» и каралось принудительными работами на срок до одного года или штрафом в тройном размере против извлеченной от самовольного пользования выгоды[35]. Подобные санкции сегодня весьма распространены в конкурентном праве различных государств, в том числе в России. Современное российское конкурентное законодательство право использует институт так называемых оборотных штрафов за нарушения конкурентных норм, в том числе за недобросовестную конкуренцию. Согласно ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ («Недобросовестная конкуренция») в качестве санкции для юридических лиц, совершивших акт недобросовестной конкуренции, выразившийся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, применяется штраф в размере от 1/100 до 15/100 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 100 тыс. рублей. (Подробнее о механизмах правовой защиты от недобросовестной конкуренции см. в Лекции 15.)
Уголовный кодекс РСФСР в редакции 1926 г. в ст. 178 сохранил уголовную ответственность за те же формы недобросовестной конкуренции, что и в УК 1922 г. Согласно данной статье за самовольное пользование в целях недобросовестной конкуренции чужим товарным, фабричным или ремесленным знаком, рисунком, моделью, а равно и чужой фирмой или чужим наименованием, наступала ответственность в виде принудительных работ на срок до шести месяцев или штрафа до 3 тыс. рублей. Как видим, в новой редакции Кодекса санкции были смягчены. Срок принудительных работ был снижен с одного года до шести месяцев, а вместо «оборотных» штрафов бы установлен штраф не в процентном, а натуральном показателе – до 3 тыс. рублей[36].
Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. уже не содержал статей об ответственности за недобросовестную конкуренцию, однако нельзя сказать, что этому Кодексу были совершенно чужды вопросы недобросовестной конкуренции. Статья 155 УК РСФСР 1960 г. предусматривала уголовную ответственность за незаконное пользование товарными знаками. Согласно данной статье незаконное пользование чужим товарным знаком наказывалось исправительными работами на срок до шести месяцев или штрафом до 300 рублей[37]. Следует отметить, что современный УК РФ 1996 г. также включает статью за незаконное использование товарных знаков. Еще несколько статей УК РФ предусматривают ответственность за некоторые другие общественноопасные деяния, такие как нарушение патентных прав, коммерческой тайны, которые могут совершаться в целях недобросовестной конкуренции, например. Однако понятие недобросовестной конкуренции для уголовно-правового противодействия отдельным ее видам действующий Уголовный кодекс не использует.
Важным этапом для развития отечественного правового регулирования общественных отношений в сфере недобросовестной конкуренции в советский период и последующее время стало подписание СССР в 1965 г. Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г., присоединиться к которой Россия намеревалась еще в период империи. Следует отметить, что вступление в данную Конвенцию состоялось при председателе Совета министров СССР А.Н. Косыгине, замечательном человеке и талантливом руководителе, одной из светлых голов в эшелонах высшего руководства советской эпохи, возглавлявшего Совмин СССР с 1964 по 1980 г. А.Н. Косыгин сделал немало грамотных шагов, которые были возможны в условиях советского режима, для оживления экономики и развития хозяйственной жизни, и, как часто бывает в таких случаях, нередко сталкивался с непониманием своих действий со стороны менее одаренных коллег и руководителей страны. Конвенция предусматривала обязанность членов, образовавших в рамках данной Конвенции союз государств по охране промышленной собственности, принятия внутренних правовых мер для охраны граждан и организаций стран-участниц конвенции от указанных в ней форм недобросовестной конкуренции. Следует отметить, что Парижская конвенция не связывала страны-участницы способами защиты от недобросовестной конкуренции. Это могло быть и специальное законодательство против недобросовестной конкуренции, и законодательство об охране интеллектуальной или промышленной собственности; главное, чтобы оно действительно могло предоставить заинтересованным лицам и организациям, обладателям прав промышленной собственности эффективную защиту от недобросовестной конкуренции. СССР шел по второму пути. В это время в стране не было никаких специальных норм, направленных против недобросовестной конкуренции как самостоятельного явления, однако существовало законодательство, защищавшее некоторые права в области промышленной собственности, в частности, права на товарные знаки, фирму и др.
Первые, после статей УК РСФСР 1926 г., нормы против недобросовестной конкуренции как самостоятельного явления появились в СССР на закате его существования, в 1988 г. В п. 2 постановления Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. № 1405 «О дальнейшем развитии государственных, кооперативных и других общественных организаций» Государственной внешнеэкономической комиссии Совета министров по представлению Министерства внешнеэкономических связей СССР предоставлялось право приостановления экспортно-импортных операций производственных кооперативов в случаях, когда имеет место недобросовестная конкуренция. В пункте 7 Положения о Министерстве внешнеэкономических связей СССР, утвержденном постановлением Совета министров СССР от 28 февраля 1989 г., отмечалось, что министерство правомочно вносить в Госкомиссию СМ СССР предложения о приостановлении экспортно-импортных операций не только производственных кооперативов, но также предприятий, объединений и иных организаций, в случаях, когда имеет место недобросовестная конкуренция. В постановлении Совета министров СССР от 7 марта 1989 г. № 50 «О мерах по государственному регулированию внешнеэкономической деятельности» указывалось, что приостановление внешнеэкономических операций может осуществляться в виде запрета исполнения конкретной сделки или временного приостановления таких операций нарушителя на срок до одного года. С.А. Паращук обращает внимание на значение опыта СССР по пресечению недобросовестной конкуренции в области внешнеэкономических связей применительно к современному развитию конкурентного права, конкурентного регулирования и международному взаимодействию России с другими государствами, в частности, странами СНГ. Он полагает, что данный опыт «важен еще и потому, что члены бывшего Союза, а ныне участники Содружества Независимых Государств заявили о сохранении сложившихся внешнеэкономических связей с другими странами. Это имело важное значение для сближения позиций различных стран-участников Конвенции по вопросам защиты от недобросовестной конкуренции»[38]. Переход СССР к рыночным преобразованиям обусловил появление в законодательстве норм о монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, распространяющихся на советские предприятия и кооперативы. Так, в постановлении Совета министров СССР от 16 августа 1990 г. № 835 «О мерах по демонополизации народного хозяйства в СССР» содержалось запрещение конкретных видов указанных правонарушений. Нормы о монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции содержались также в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. В соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 5 Основ не допускалось использование предпринимателями гражданских прав в делах ограничения конкуренции, в том числе совершение недобросовестных действий, направленных на ущемление законных интересов лица, ведущего аналогичную предпринимательскую деятельность, и потребителей (недобросовестная конкуренция).
В период 1990–1991 гг., начиная с указанных выше актов, в России развивается и формируется современная системы правового регулирования конкуренции и монополии. В 1990 г. создается специализированный антимонопольный орган, а в 1991 г. принимается специализированный антимонопольный закон в области правового регулирования конкуренции и монополии – Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». С конца 80-х – начала 90-х гг. начинается формирование нового конкурентного законодательства России.
Здесь мы прервем наше историческое повествование о развитии правового регулирования недобросовестной конкуренции в России. Далее мы продолжим эту тему в рамках повествования о становлении современной системы конкурентного права России. А пока остановимся на вопросах отечественного регулирования размещения публичных заказов в царский и советский периоды истории России.