По обычным видам деятельности
Цель анализа – выявление резервов повышения и причин изменения финансовых результатов по обычной деятельности. Целью анализа может являться определение прогнозных финансовых результатов, которое необходимо для потенциальных инвесторов и собственников организации. Источники информации – форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» (раздел «Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)»), Пояснительная записка.
Наиболее стабильной составляющей финансовых результатов является прибыль (убыток) от продаж, поскольку она формируется под влиянием доходов и расходов по обычным видам деятельности. В связи с этим прогноз по показателю прибыли от продаж будет наиболее точен. Прогнозирование осуществляется путем построения тренда, что позволяет:
1) определить среднюю прибыль за пять и более лет, выравнивающую неустойчивые факторы;
2) определить максимальную минимальную прибыль;
3) дать оценку развитию организации (циклическое, с тенденцией роста или спада).
Обычно используют трендовые таблицы, составленные на основе отчетов о прибылях и убытках, которые корректируются путем устранения влияния таких факторов, как:
1) изменений учетной политики (случай довольно редкий, поскольку основания изменения учетной политики строго регламентированы ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»);
2) случайных и (или) форс-мажорных изменений слагаемых финансового результата;
3) изменений формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» в различные годы.
Срок хранения первичных документов составляет 5 лет [1]. Поэтому глубина трендового анализа не может быть более пяти лет. Достоверный трендовый анализ по данным финансовой отчетности, в основном, может быть проведен только при наличии соответствующей информации в Пояснительной записке.
Анализ финансовых результатов, направленный на выявление причин их нежелательной величины и изменений, проводится в три этапа. Каждый этап предполагает сопоставление показателей за исследуемый и за предыдущий период.
Первый этап.Оценивается эффективность обычной деятельности путем расчета рентабельности реализованной продукции
, (7.1)
где – прибыль от продаж;
С – полная себестоимость реализованной продукции (сумма себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие и управленческие расходы).
Рентабельность реализованной продукции более наглядно характеризует финансовый результат, чем абсолютная величина прибыли (убытка), поскольку учитывает расходы, произведенные для получения этого результата.
При наличии в форме №2 информации о прибыли и себестоимости отдельных видов продукции следует провести анализ их рентабельности и сделать вывод о видах продукции, по которым деятельность наиболее и наименее эффективна. При расчете рентабельности отдельных видов реализованной продукции коммерческие и управленческие расходы учитываться не должны, поскольку относятся ко всем видам продукции в целом (7.2).
, (7.2)
где – валовая прибыль от продаж -го вида продукции;
– производственная себестоимость реализованной продукции -го вида.
Второй этап. Оценивается изменение результатов деятельности на основе динамики двух показателей: 1) экономического эффекта – прибыли от продаж; 2) экономической эффективности – рентабельности реализованной продукции.
Динамика данных показателей может быть разнонаправленной. В этом случае при формулировании вывода об изменении эффективности деятельности следует основываться на динамике прибыли от продаж. Это обусловлено тем, что целью предпринимательской деятельности является получение прибыли. Организация может пойти на увеличение прибыли, даже если расходы при этом возрастут в большей степени, так как они будут возмещены в сумме выручки. И наоборот, уменьшение прибыли свидетельствует о снижении экономического результата деятельности, даже если при этом расходы уменьшатся в большей степени и рентабельность повысится.
Третий этап.Выявляются факторы, влияющие на величину и динамику финансовых результатов.
Если рентабельность реализованной продукции и прибыль от продаж изменяются разнонаправлено, то одной из причин изменения финансового результата является изменение объема реализации продукции. Это имеет следующее объяснение. Рентабельность реализованной продукции характеризует прибыль, на которую увеличивают себестоимость продукции при формировании ее цены. Уменьшение рентабельности реализованной продукции при одновременном увеличении суммы прибыли означает, что расходы возросли в большей степени, чем прибыль. Значит, уменьшилась прибыль, «закладываемая» в цену продукции. Таким образом, причиной увеличения прибыли был рост количества реализованной продукции. Рассмотрим противоположный случай – увеличение рентабельности реализованной продукции при одновременном снижении прибыли. В этом случае причиной снижения прибыли является уменьшение количества реализованной продукции.
Причиной низких финансовых результатов может являться нерациональное осуществление расходов. Для точного вывода о целесообразности расходов необходим их детальный анализ, который невозможно провести на основе финансовой отчетности. Поэтому анализ ограничивается изучением показателей структуры расходов с целью выявления их нехарактерных величин. Как правило, должна быть невысокой доля «прочих» расходов, так как они не связаны с использованием средств и предметов труда, рабочей силы.
Величину управленческих расходов можно сопоставить с суммой расходов на оплату труда. Первая должна быть существенно ниже второй. В противном случае можно предположить нерациональность расходования соответствующих средств. С этих же позиций оценивается динамика расходов. Для прогнозной оценки рациональности коммерческих расходов их темп прироста можно сопоставить с темпом прироста выручки от продаж. Если выручка увеличивается равными или бо́льшими темпами, чем коммерческие расходы, то следует сделать вывод об эффективности данных расходов. Особенное внимание следует обратить на динамику расходов, величина которых несущественно зависит от объема реализованной продукции (амортизация, управленческие и «прочие» расходы). Они должны изменяться в значительно меньшей степени, чем сумма других расходов, зависящих от выручки и самой выручки.
При анализе необходимо учитывать, что сделанные выводы являются лишь предположительными, это обусловлено невозможностью отражения в отчетности всех необходимых данных, позволяющих оценить целесообразность осуществления различных расходов.
Формы представления данных для анализа финансовых результатов по обычным видам деятельности на примере ОАО «Металлургический завод» приведены в таблицах 7.1 и 7.2.
Таблица 7.1 – Доходы, расходы и финансовые результаты по обычным видам деятельности
предприятия за 2007 и 2008 годы
Показатель | 2008 год | 2007 год | Изменение | ||||
абс. велич., тыс. руб. | доля, % | абс. велич., тыс. руб. | доля, % | абс., тыс. руб. | доли, % | темпа прирос-та, % | |
1. Выручка (за вычетом НДС и т.п.), в том числе: | 405 087 | 100,0 | 262 043 | 100,0 | 143 044 | 0,0 | 54,6 |
а) от продажи продукции кузнечно-прессового производства | 242 594 | 59,9 | 125 522 | 47,9 | 117 072 | 12,0 | 93,3 |
б) от продажи товаров | 58 132 | 14,4 | 47 645 | 18,2 | 10 487 | –3,8 | 22,0 |
в) от реализации услуг по переработке металла в штамповки | 51 991 | 12,8 | 51 816 | 19,8 | –7,0 | 0,3 | |
г) от реализации услуг по обеспечению тепловой энергией | 22 598 | 5,6 | 15 298 | 5,8 | –0,2 | 47,7 | |
2. Производственная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, в том числе: | 294 994 | 100,0 | 190 126 | 100,0 | 104 868 | 0,0 | 55,2 |
а) продукции кузнечно-прессового производства | 163 910 | 55,6 | 79 934 | 42,0 | 83 976 | 13,6 | 105,1 |
б) товаров | 49 603 | 16,8 | 40 847 | 21,5 | –4,7 | 21,4 | |
в) услуг по переработке металла в штамповки | 33 793 | 11,5 | 32 632 | 17,2 | –5,7 | 3,6 | |
г) услуг по обеспечению тепловой энергией | 19 049 | 6,5 | 14 270 | 7,5 | –1,0 | 33,5 | |
3. Валовая прибыль, в том числе: | 110 093 | 100,0 | 71 917 | 100,0 | 38 176 | 0,0 | 53,1 |
а) от продажи продукции кузнечно-прессового производства | 78 684 | 71,5 | 45 588 | 63,4 | 33 096 | 8,1 | 72,6 |
б) от продажи товаров | 7,7 | 9,5 | –1,8 | 25,5 | |||
в) от реализации услуг по переработке металла в штамповки | 18 198 | 16,5 | 19 184 | 26,7 | –986 | –10,2 | –5,1 |
г) от реализации услуг по обеспечению тепловой энергией | 3,2 | 1,4 | 1,8 | 245,2 | |||
4. Коммерческие расходы | 2,0 | 1,7 | 0,3 | 82,9 | |||
5. Управленческие расходы | 52 481 | 14,8 | 34 525 | 15,1 | 17 956 | –0,3 | 52,0 |
6. Полная себестоимость (стр. 2+4+5) | 354 574 | 100,0 | 228 532 | 100,0 | 126 042 | 0,0 | 55,2 |
Окончание таблицы 7.1
Показатель | 2008 год | 2007 год | Изменение | ||||
абс. велич., тыс. руб. | доля, % | абс. велич., тыс. руб. | доля, % | абс., тыс. руб. | доли, % | темпа прирос-та, % | |
7. Прибыль (убыток) от продаж | 50 513 | 12,5 | 33 511 | 12,8 | 17 002 | –0,3 | 50,7 |
8. Расходы по обычным видам деятельности за год, в том числе относящиеся к нереализованной продукции, к незавершенному производству: | 100,0 | 100,0 | 0,0 | 55,2 | |||
а) материальные затраты | 251 658 | 71,0 | 157 992 | 69,1 | 1,9 | 59,3 | |
б) затраты на оплату труда | 51 749 | 14,6 | 34 311 | 15,1 | –0,5 | 50,8 | |
в) отчисления на соц. нужды | 22 076 | 6,2 | 13 048 | 5,7 | +0,5 | 69,2 | |
г) амортизация | 12 535 | 3,5 | 3,8 | –0,3 | 44,6 | ||
д) прочие затраты | 16 556 | 4,7 | 14 510 | 6,3 | –1,6 | 14,1 |
Примечание. Показатель «доля» рассчитывается следующим образом:
1) как доля в выручке (стр. 1) для показателей в стр. 1а – 1г, 7;
2) как доля в производственной себестоимости (стр. 2) для показателей в стр. 2а – 2г;
3) как доля в валовой прибыли (стр. 3) для показателей в стр. 3а – 3г;
4) как доля в полной себестоимости (стр. 6) для показателей в стр. 4, 5;
5) как доля в общей сумме расходов по обычным видам деятельности (стр.8) для показателей в стр.8а –8д.
Таблица 7.2 – Показатели рентабельности реализованной продукции предприятия
за 2007 и 2008 годы, процент
Показатель рентабельности реализованной продукции | 2008 год | 2007 год | Абсолютное изменение |
Продукции, товаров, работ, услуг в целом | 14,2 | 14,7 | –0,4 |
Продукции кузнечно-прессового производства | 48,0 | 57,0 | –9,0 |
Товаров в оптовой торговле | 17,2 | 16,6 | 0,6 |
Услуг по переработке металла в штамповки | 53,9 | 58,8 | –4,9 |
Услуг по обеспечению тепловой энергией | 18,6 | 7,2 | 11,4 |
Рентабельность реализованной продукции в целом невысока и в 2008 году составляет 14,2%. В 2007 году она была примерно на том же уровне.
В то же время рентабельность реализованной продукции и услуг основного вида деятельности высокая. Так, рентабельность реализованных услуг по переработке металла в штамповки составляет в 2008 году 53,9%, в 2007 году 58,8%, рентабельность реализованной продукции кузнечно-прессового производства в 2008 году составляет 48%, в 2007 году 57%. В 2008 году имеет место снижение рентабельности продукции и услуг основного вида деятельности, но их рентабельность остается высокой. Значительно ниже рентабельность реализованных товаров в оптовой торговле: в 2008 году – 17,2%, в 2007 году 16,6%. Также невысока рентабельность реализованных услуг по обеспечению тепловой энергией: в 2008 году 18,6%, в 2007 году 7,2%. Следовательно, причиной низкой рентабельности реализованной продукции в целом является значительная доля низкорентабельной продукции, не относящейся к основному виду деятельности. Так, доля продукции, не относящейся к основному виду деятельности, составляет в 2008 году 32,9 % (100%–55,6%–11,5%), в 2007 году 40,8% (100%–42,0%–17,2%) (доля расходов по основному виду деятельности в общей производственной себестоимости). Снижение доли низкорентабельной продукции способствует повышению прибыли. Но за исследуемый период рентабельность реализованной продукции в целом существенно не изменилась. Следовательно, изменения в структуре реализованной продукции были несущественными.
В 2008 году объем реализованной продукции кузнечно-прессового производства увеличился на 105,1%. Это привело к увеличению прибыли от реализации данной продукции на 72,6%. Объем оказанных услуг по переработке металла в штамповки и прибыль от реализации данных услуг существенно не изменились. Однако увеличение объема данных услуг позволило бы увеличить прибыль, так как услуги по переработке металла в штамповки имеют наибольшую рентабельность. В 2008 году на 21,4% увеличился объем реализации товаров в оптовой торговле, что привело к пропорциональному увеличению прибыли от их реализации. На 33,5% увеличился объем реализованных услуг по обеспечению тепловой энергией. Прибыль от реализации данных услуг возросла в значительно большей степени, но ее доля в общей сумме прибыли остается незначительной.
В 2008 году результат деятельности организации значительно повысился, так как прибыль от продаж возросла на 50,7%. в то же время рентабельность реализованной продукции существенно не изменилась. Следовательно, увеличение прибыли произошло за счет увеличения количества реализованной продукции (товаров, работ, услуг), что подтверждается увеличением выручки от продаж на 54,6 %.
Из всех постоянных расходов значительна доля управленческих – в 2008 и в 2007 годах она примерно одинакова и составляет 14,8%. Суммы управленческих расходов в 2007 и в 2008 годах примерно равны расходам на оплату труда. Это дает основание предположить, что управленческие расходы осуществляются нерационально. Управленческие расходы возрастают прямо пропорционально объему реализации. Так, в 2008 году объем реализации увеличился на 55,2%, а управленческие расходы – на 52%. Для увеличения объема производства значительный рост управленческих расходов не требуется. Поэтому, можно предположить, что их увеличение является нерациональным.
Коммерческие расходы незначительны.
Таким образом, эффективность деятельности организации является низкой по причине нерациональной структуры реализуемой продукции, и высоких управленческих расходов. Резервом повышения финансовых результатов является устранение этих недостатков. За исследуемый период эффективность деятельности значительно возросла вследствие увеличения объема реализации продукции. Изменения в структуре реализуемой продукции не привели к существенному изменению рентабельности реализованной продукции в целом. Фактором снижения финансовых результатов был существенный рост управленческих расходов.