Бюджетные кредиты государственным и муниципальным унитарным предприятиям
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»
Работу выполнила:
студентка М.В. Вострецова _____________________(подпись)
ИПСУБ, гр. ЗС-061000-32(К)
Проверила:
Н.С. Ишманова _____________________(подпись)
Ижевск – 2012г.
Вариант 1
3.Участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются: Президент Российской Федерации, органы законодательной власти, органы исполнительной власти, органы денежно - кредитного регулирования, органы государственного финансового контроля, государственные внебюджетные фонды, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, а также бюджетные учреждения, государственные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов. Бюджетный процесс на федеральном уровне является ориентиром, под который подстраивается бюджетный процесс на региональном уровне, а под него в свою очередь подстраивается бюджетный процесс на муниципальном. Федеральный бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Составление проекта федерального бюджета основывается на:
- Бюджетном послании Президента Российской Федерации;
- прогнозе социально-экономического развития;
- основных направлениях бюджетной и налоговой политики;
- прогнозе сводного финансового баланса.
Первый этап формирования федерального бюджета - разработка и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики России на очередной финансовый год. Второй этап формирования федерального бюджета - распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов и по получателям бюджетных средств. С 15 июля по 15 августа года Правительство РФ рассматривает проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также ряд других документов, представленные Министерством финансов, Министерством экономики, другими федеральными органами исполнительной власти и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу. Рассмотрение и утверждение бюджета должно начаться не позднее 26 августа. В течение суток со дня внесения проекта бюджета в Государственную Думу он направляется в Комитет по бюджету для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям Бюджетного кодекса. Совет Государственной Думы на основании заключения Комитета по бюджету принимает решение о том, что проект федерального закона о федеральном бюджете принимается к рассмотрению Государственной Думой либо подлежит возвращению в Правительство РФ на доработку. Доработанный законопроект со всеми необходимыми документами и материалами должен быть представлен в Государственную Думу Правительством России в десятидневный срок. Далее проект бюджета направляется Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации, которому на принятие решения отводится 14 дней. Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Принципиальное отличие федерального бюджета от региональных и муниципальных - наличие секретных статей расходов, что накладывает определенные ограничения на бюджетный процесс.
4. В накопительной системе, являющейся дополнением к установленной государством социальной или базовой, ресурсы, обеспечивающие выплату пенсии, формируются из взносов застрахованного лица и приращенного капитала. Средства, которые накапливаются на протяжении активной деятельности работающего, а также доходы от инвестиций, будут использованы для выплаты пенсий. Данную систему можно разделить на три составляющие: аккумулирование взносов, размещения их на рынке для получения инвестиционного дохода и, наконец, выплата пенсии. Таким образом, размер будущей пенсии будет напрямую зависеть от пенсионного вклада застрахованного и от правильного управления данными средствами. Накопительные механизмы при формировании накопительной пенсии широко применяются во всем цивилизованном мире, в том числе в бывших странах “социалистического лагеря” и даже некоторых бывших союзных республиках. Кстати, и в самой России есть немалый исторический опыт такой системы пенсионного обеспечения. Еще в восьмидесятые годы прошлого столетия Общество для содействия русской промышленности и торговли поставило вопрос об устройстве в России государственной пенсионной кассы для трудящихся. пенсия по выслуге лет. нынешняя система является распределительной и базируется на принципах “солидарности поколений”. Следует также отметить, что принимаемые меры по реформированию пенсионной системы обеспечили лишь устойчивость системы на текущий период, но не устранили принципиальные ее недостатки, связанные с несоответствием размера пенсии результатам труда и объемам поступивших платежей. Среди прочих принципов реформы пенсионной системы можно выделить следующие:
- в целях обеспечения равных возможностей для разных возрастных когорт ныне работающих, при формировании расчетного пенсионного капитала конвертации подлежат их пенсионные права, гарантированные действующим пенсионным законодательством;
- индексация пенсий, а также расчетного пенсионного капитала граждан осуществляется с учетом показателей роста средней заработной платы в стране и темпов инфляции.
В новой пенсионной системе единая государственная пенсия будет выполнять роль социальной гарантии в части обеспечения минимальных средств к существованию, а основу доходов пенсионеров составят фактически накопленные ими в период активной трудовой деятельности средства, причем сумма заработка, учитываемого при определении размера трудовой пенсии, не будет ограничиваться, а при исчислении данного заработка будет приниматься во внимание весь период трудовой деятельности.
Вариант 8
1. Аудиторский контроль (аудит) - это независимый вневедомственный финансовый контроль, проводимый аудиторской фирмой, имеющей лицензию на осуществление аудиторской деятельности. Основная задача аудита - установление достоверности, полноты и реальности бухгалтерской и финансовой отчетности, а также соблюдение финансового законодательства. Следует отметить, что аудиторский контроль представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм), осуществляющих независимые вневедомственные проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказывающих другие аудиторские услуги. Такая деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимых специально уполномоченными на это госорганами. Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона РФ «Об аудиторской деятельности» - основной целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухучета законодательству Российской Федерации. [3] В зависимости от того, кто осуществляет контроль, аудит подразделяют на внутренний и внешний. Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой и направлен на повышение эффективности управленческих решений по экономичному и рациональному использованию ресурсов организации с целью максимизации прибыли и рентабельности. Особенности внутреннего аудита в том, что, во-первых, он проводится внутри организации ее же специалистами-аудиторами; во-вторых, организуется по желанию руководства для получения информации, служащей основанием для принятия управленческих решений; в-третьих, расходы на его проведение финансируются самой организацией. Следовательно, при проведении внутреннего аудита государство получает реальную возможность обеспечить высокое качество и достоверность бухгалтерского (финансового) учета и отчетности, правильность исчисления и взимание налогов и других обязательных платежей, не расходуя при этом средств бюджета. Но это совсем не значит, что внутренний аудит подменяет государственный бюджетно- финансовый контроль, осуществляемый специально уполномоченными госорганами. Что касается внешнего аудита, то его выполняют специальные аудиторские фирмы или отдельные аудиторы по договору с органами налоговой инспекции и другими органами, банками и другими кредитными учреждениями, страховыми обществами и т.д. Причем основной задачей внешнего аудита, который проводится на платной основе, является не только установление достоверности и вынесение заключения по финансовому отчету проверяемой организации, но и разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков и нарушений финансово-хозяйственной деятельности, а также предложений по улучшению и повышению финансовых результатов. Аудиторский контроль (аудит) может быть обязательным и добровольным (инициативным). Так, обязательный аудит проводится в случаях, прямо установленных законодательством Российской Федерации, или по поручениям государственных органов. Обязательной проверке подлежат: все акционерные общества; банки и другие кредитные учреждения, страховые организации и общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, внебюджетные и иные фонды; экономические субъекты, имеющие в уставном капитале долю иностранного капитала; и т.п. Аудит информирует руководство экономического субъекта и государственные органы - заказчиков аудита - о состоянии деятельности проверяемого субъекта, позволяет субъекту выйти на новый уровень своего развития, выдержать рыночную конкуренцию, избежать многих проблем во взаимоотношениях с государственными органами и т.п. По результатам аудита составляют аудиторское заключение, имеющее силу официального документа.
Аудиторская организация — это коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (п. 1 ст. 3 Федерального закона N 307-ФЗ)
Задачи внутреннего аудита
Современный внутренний аудит способен и должен выполнять разнообразные и масштабные задачи. Во-первых, он оценивает систему внутреннего контроля в части достоверности информации, соблюдения законодательства, сохранности активов, эффективности и результативности деятельности отдельных операционных и структурных подразделений. Во-вторых, проводит анализ и оценку эффективности системы управления рисками и предлагает методы снижения рисков. В-третьих, оценивает соответствие системы корпоративного управления компании принципам корпоративного управления. Одним из важнейших направлений деятельности внутреннего аудита становится аудит информационных систем (информационных технологий). Внутренний аудит может многое, но не является универсальным решением всех проблем компании. Например, внутренний аудит:
- не может ликвидировать или идентифицировать все случаи человеческих ошибок или злоупотреблений, но может минимизировать их вероятность и увеличить вероятность их скорого обнаружения посредством аудита систем/процедур;
- не может аудировать каждый бизнес-процесс каждый год, но может оптимизировать выбор проверяемых областей/подразделений на основе проведения предварительного риск-анализа;
- не должен разрабатывать процедуры для подразделений/отделов компании, поскольку это отрицательно влияет на независимость внутреннего аудита, но может анализировать процедуры, разработанные другими подразделениями/отделами, на предмет их эффективности в рамках системы внутреннего контроля компании.
Во многих случаях исполнительное руководство склонно рассматривать внутренний аудит как ресурс, решающий управленческие задачи по построению системы контроля. Это не может не вызывать опасений по поводу объективности внутреннего аудита, поскольку в этом случае внутренним аудиторам предстоит фактически оценивать то, что они сами разрабатывают и внедряют. Подчеркнем еще раз, что построение системы внутреннего контроля не входит в задачу внутреннего аудита, являясь непосредственной задачей менеджмента. Внутренний аудит может оказывать консультационную поддержку на этапе разработки систем/процедур и этим приносить неоценимую пользу компании, но не должен нести ответственность за создание и поддержание системы контроля. Сегодня происходит трансформация внутреннего аудита в инструмент оценки рисков, наблюдается смещение акцентов от оценки отдельных операций к оценке рисков в деятельности организации в целом. Какие задачи решает внутренний аудит в области управления рисками? Во-первых, внутренние аудиторы в ходе различных видов аудитов предоставляют аудиторские рекомендации, позволяющие предотвратить риск или снизить его до приемлемого уровня. Во-вторых, внутренние аудиторы проводят оценку надежности и эффективности системы управления рисками. В-третьих, внутренние аудиторы при соблюдении определенных условий могут помогать менеджменту в разработке и внедрении системы управления рисками компании. Однако здесь, как и в случае с системой внутреннего контроля, следует иметь в виду, что анализ и управление рисками - это задача менеджмента компании, в решении которой внутренний аудит оказывает содействие менеджменту.
2. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ — систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, определяемая природой государственного бюджета. Виды бюджетной классификации: министериальная(по министерствам, ведомствам), предметная или отраслевая, экономическая — по хозяйственным признакам или элементам производства, смешанная (сочетание ведомственной и отраслевой), целевая (по экономическим и социальным программам, на оборону, транспорт, науку и т. п.)
3. Чем различаются прямые и косвенные налоги. Налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны. Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственных организаций начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором. По мере развития государства налоговая система стремительно развивалась, и уже в 70-80-е годы XX века в западных странах распространилась и получила признание бюджетная концепция исходящая из того, что налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Рост налогового бремени может приводить к росту государственных доходов только до какого - то придела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями. - Фискальная - изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели.
Хочу отметить так же и функции налогов:
- Стимулирующая - при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных.
- Регулирующая - регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой.
- Распределительная и перераспределительная - При помощи налога распределяет и перераспределяет национальный доход. Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные.
- Социальная функция - за счет налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры: освобождение от налогов отдельных физических и юридических лиц.
- Контрольная - при помощи налогов осуществляется контроль за деятельностью предприятия, формирование затрат и прибыли. Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб. Регулирующую и стимулирующую функции называют экономической функцией. Такое разграничение функций налогов носит целевой характер, так как все функции переплетаются и осуществляются одновременно. Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемыми законодательными органами власти. Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоев населения. В результате реформы налоговая система России строится на сочетании прямых и косвенных налогов. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, косвенные -включаются в виде надбавки на цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем. При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком, вносящем налог непосредственно в казну; при косвенном - субъектом налога становится продавец товара (услуги), выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги).
Прямые налоги в свою очередь разделяются на реальные, уплачиваемые с отдельных видов имущества, и личные, взимаемые с юридических и физических лиц у источника дохода или по декларации; при этом одни из прямых налогов уплачиваются только юридическими лицами, другие - только физическими, а третьи - теми и другими. Косвенные налоги по характеру тоже не однородны; в их состава выделяются акцизы, причем они могут быть индивидуальными (по отдельным видам и группам товаров) и универсальными, фискальные монополии и таможенные пошлины. Косвенные налоги отличаются простотой взимания; их применение дает фискальный эффект даже в условиях падения производства. Использование в единой системе разнообразных по объектам обложения и методам исчисления прямых и косвенных налогов позволяют государству полнее реализовать на практике все функции налогов: под налоговым воздействием оказывается и имущество предприятий, создающее материально - техническую основу их деятельности, и потребляемые в производстве разные виды ресурсов, и рабочая сила, и получаемый доход. Примером косвенного налогообложения могут служить налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, и др. Поступления косвенных налогов в казну прямо не привязано к результатам финансово-хозяйственной деятельности субъекта.
К недостаткам косвенных налогов можно отнести следующие:
1. Обременение для многосемейных — фактически оплата налога осуществляется главой семьи, а формируется всеми членами семьи. Прямые налоги облагают среднюю налогоспособность, косвенные же осуществляют принцип самообложения, поскольку с помощью косвенных налогов плательщик сам регулирует индивидуальную налогоспособность.
2. Политические — поскольку право взимания косвенных налогов почти никогда не оспаривается. Объектом политической борьбы, как правило, выступает подоходный налог или налог на прибыль.
3. Социально-экономические — косвенные налоги падают на отдельные лица непропорционально их капитала или дохода, чрезмерно обременяя низкооплачиваемые слои населения.
4. Предпринимательские — косвенные налоги в условиях развитых рыночных отношений ограничивают размер прибыли предпринимательства, так как в условиях конкуренции не всегда возможно повышение цены на величину косвенных налогов, особенно в случаях повышения ставок этих налогов.
4. Пенсионное обеспечение – одна из серьезнейших проблем, которые постоянно находятся в поле зрения правительства любой из развитых стран. Обострение внимания к этому аспекту социальной политики связано с общими для большинства государств причинами: демографическими изменениями, выражающимися в увеличении продолжительности жизни и постарении населения; ростом «пенсионной нагрузки» на работающее население, которая подошла во многих случаях к грани, за которой любая экономическая деятельность становится нецелесообразной, расширением теневого рынка труда, занятые в котором, по сути дела, являются иждивенцами во всяком государстве.
Существующая система тарифов пенсионного страхования по старости, инвалидности и потери кормильца, по мнению законодателей различных развитых стран, не отвечает требованиям современного развития социального страхования и обеспечения.
Реформы пенсионных систем уже начались в Германии, США, Италии, Франции, Японии, Венгрии, Польше, Чехии. Они сводятся к различным комбинациям следующих мер:
· плавное повышение пенсионного возраста;
· снижение размеров отдельных видов пенсий;
· увеличение размеров страховых взносов и периодов страхования;
· обособление институтов социального страхования социальной помощи;
· ограничение практики досрочного выхода.
5. Бюджетный кредит – это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах (ст. 76 Бюджетного кодекса РФ). Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.
Бюджетная ссуда - согласно БК РФ бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
Бюджетные кредиты государственным и муниципальным унитарным предприятиям
1. Бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются государственным или муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующими бюджетами.
2. Получатели бюджетного кредита обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в установленные сроки.
3. Получатели бюджетного кредита обязаны предоставлять информацию и отчет об использовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных (представительных) органов.
4. Органы, исполняющие бюджет, либо иные уполномоченные органы ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов по получателям бюджетных кредитов.
6. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Центрального банка являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов;
3) операции на открытом рынке (купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки);
4) рефинансирование банков (кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей);
5) валютное регулирование (купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег);
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения (установление лимитов на рефинансирование банков и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций).
Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое Центральным банком, является одним из элементов экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Оно нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы. В законах о Центральных банках особо подчеркивается их ответственность за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты. Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный Банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.
7. Коммерческий кредит — исторически первая форма кредитных отношений. Практика отсроченного платежа в обмен на немедленно получаемые товары существовала еще на ранних стадиях развития товарного обмена. Коммерческий кредит (продажа товаров с отсрочкой платежа) возник и утвердился вследствие постоянного несовпадения потребностей экономических субъектов с их имеющейся в данный момент платежеспособностью. Совокупность микроэкономических отношений между хозяйственными субъектами по поводу предоставления (получения) коммерческого кредита составляет фундамент национальной кредитной системы. Коммерческий кредит — это товарная форма кредита, которая определяет отношения по вопросам перераспределения материальных ресурсов и характеризует кредитное соглашение между двумя субъектами хозяйственной деятельности. Коммерческий кредит предоставляется продавцом (производителем) покупателю (потребителю) в виде отсрочки оплаты за проданные товары (выполненные работы, предоставленные услуги). Субъектами коммерческого кредита являются:
- предприятие-поставщик (кредитор), которое предоставляет отсрочку платежа за свой товар;
- предприятие-покупатель (заемщик), которое передает кредитору вексель как долговое свидетельство и обязательство платежа.
В случае оформления коммерческого кредита с помощью векселя другие соглашения о предоставлении кредита не заключаются. Коммерческий кредит может также оформляться без использования векселей. В этом случае предоставление и погашение кредита осуществляется на условиях, предусмотренных договором между кредитором и заемщиком. Объектом коммерческого кредита являются реализованные товары, выполненные работы, предоставленные услуги, относительно которых продавцом предоставляется отсрочка платежа. Итак, объектом коммерческого кредита выступает капитал. Предоставление займов в товарной форме – специфическая черта коммерческого кредита. Характерной особенностью коммерческого кредита является то, что он осуществляется предприятиями по их собственному усмотрению и не подчиняется банковской системе. При коммерческом кредите субъекты кредитных отношений регулируют свои хозяйственные связи и могут создавать платежные средства в виде векселей — обязательств должника уплатить кредитору указанную сумму в определенный срок. Вексель является финансовым инструментом коммерческого кредита. Цель коммерческого кредита — ускорить реализацию товаров в условиях временного недостатка денежных средств у покупателей. Продажа (реализация) продукции на рынке — один из важнейших этапов воспроизведенного процесса. Привлекательность коммерческого кредита состоит в том, что продавец (производитель) получает возможность продавать свой товар даже при неблагоприятной конъюнктурной ситуации на рынке. Предоставляя кредит, продавец (производитель) в границах заключенного договора и в соответствии с его условиями осуществляет торговые поставки своему покупателю. Процент по коммерческому кредиту, как правило, ниже, чем по банковскому кредиту. Один товаропроизводитель предоставляет другому товаропроизводителю коммерческий кредит не просто для получения прибыли в виде процента, а прежде всего для того, чтобы ускорить реализацию собственной выработанной продукции. Коммерческий кредит предусматривает взаимосвязь торгового и кредитного соглашений. Он объединяет акт реализации товаров (услуг, работ) с отсрочкой платежа. Условия отсрочки платежа выступают важной частью торгового контракта. Экономические границы коммерческого кредита обусловлены, прежде всего, финансовым состоянием его субъектов: поставщик (кредитор) должен иметь соответствующие финансовые возможности для того, чтобы продавать свой товар с отсрочкой платежа, а плательщик (заемщик), получив товар, рассчитывает через определенный срок накопить соответствующие средства, чтобы полностью расплатиться с кредитором. Коммерческий кредит ограничен сроками и суммами, его объемы зависят от размеров финансовых ресурсов участников торговых соглашений. Процесс коммерческого кредитования завершается при погашении предприятием-плательщиком (поставщиком) задолженности по данным ссудам. Акт продажи считается незавершенным до тех пор, пока деньги не поступят в полной сумме с процентом продавцу (кредитору). Погашение коммерческого кредита может осуществляться путем:
- уплаты должником по векселю;
- передачи векселя соответственно действующему законодательству другому юридическому лицу (кроме банков и других кредитных учреждений);
- переоформления коммерческого кредита на банковский.
Коммерческие банки в своей работе используют векселя в расчетах, а также проводят с векселями кредитные и комиссионные операции.