Качественные методы принятия управленческих решений.
В большей части качественные (неформальные) методы базируются на интуиции менеджера. Их преимущество состоит в том, что принимаются они оперативно, недостаток - неформальные методы не гарантируют от выбора ошибочных (неэффективных) решений, поскольку интуиция иногда может подвести менеджера.
Они основаны на логике, здравом смысле и опыте, при которых выявляется новая существенная информация.
Метод Сократа — позволяет извлекать скрытую в человеке информацию с помощью искусных наводящих вопросов. Применяются при недоступности или отсутствии условий для использования формализованных методов принятия реализации управленческих решений.
Метод индукции, т.е. переход от частного к общему. При этом проблема разделяется на несколько относительно простых подпроблем. Для каждой подпроблемы формируются набор задач и набор соответствующих решений. Считается, что при успешном выполнении всех решений проблема будет разрешена в целом.
Данные методы практически целиком относятся к искусству в управленческой деятельности. Эти методы эффективны, если руководитель смог так разделить проблему, что получившиеся подпроблемы являются типовыми (штатными) для конкретной компании и имеется типовая методика их реализации.
К качественным методам также можно отнести следующие:
Мнение жюри – соединение и усреднение мнений экспертов в различных сферах. Неформальная разновидность данного метода – «мозговой штурм». Мнение дилеров или предприятий сбыта очень ценно, так как они имеют дело непосредственно с конечными потребителями и знают их потребности.
Модель ожидания потребителя – прогноз, основанный на результатах опроса клиентов организации.
Метод экспертных оценок. По данному методу эксперты из различных областей заполняют опросник по данной проблеме. Затем им дают опросники, заполненные другими экспертами, и просят пересмотреть свое мнение либо аргументировать первоначальное. Процедура проходит 3-4 раза, пока в результате не будет выработано общее решение.
6. Сущность и виды капитала. Структура капитала: сущность, классификация, критерии оптимизации, теории.
Капитал – это сумма средств, авансированных в активы с целью получения прибыли. По принадлежности предприятию выделяют собственный и заемный капитал. СК характеризует общую стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на праве собственности и используемых им для формирования определенной части активов. СК включает в себя различные по своему экономическому содержанию, принципам формирования и использования источники финансовых ресурсов: уставный, добавочный, резервный капитал. Кроме того, в состав СК входит нераспределенная прибыль; фонды специального назначения и прочие резервы. ЗК общества характеризует привлекаемые для финансирования развития предприятия на возвратной основе денежные средства или другие имущественные ценности. Структура ЗК: кредиты банков; займы; кредиторская задолженность; лизинг; коммерческие бумаги. По формам инвестирования различают капитал в денежной, материальной и нематериальной формах, используемый для формирования уставного капитала при создании новых предприятий, увеличении объема их уставных фондов.
По объекту инвестирования выделяют основной и оборотный виды капитала предприятия. По формам собственности выделяют частный и государственный капитал, инвестированный в предприятие в процессе формирования его уставного капитала. По организационно – правовым формам деятельности выделяют следующие виды капитала: акционерный капитал; паевой капитал (капитал партнерских предприятий – ООО, коммандитных и т.д.) и индивидуальный капитал (капитал индивидуальных предприятий – семейных и т.д.). По характеру использования собственником выделяют потребляемый («проедаемый») и накапливаемые (реинвестируемый) виды капитала. Потребляемый капитал представляет собой отток средств предприятия (выплаты дивидендов, процентов, социальные нужды предприятия и его работников). Накапливаемый капитал характеризует различные формы его прироста в процессе капитализации прибыли, дивидендных выплат и т.д.
Структура капитала — структура средств предприятия, полученных за счет различных источников долгосрочного финансирования. Оптимизация структуры капитала является одним из сложных этапов в управлении финансовой деятельностью предприятия. Она происходит по следующим критериям: 1)Оптимизация структуры капитала по критерию максимизации уровня финансовой рентабельности; 2)Оптимизация структуры капитала по критерию минимизации уровня финансового риска; 3)Оптимизация структуры капитала по критерию минимизации его стоимости. Лауреаты Нобелевской премии Франко Модильяни и Мертон Миллер, которые в своих работах, впервые опубликованных в 1958 г., сделали вывод о независимости стоимости фирмы и общей стоимости капитала от структуры источников финансирования в условиях идеального рынка капитала. Об этом говорит первая теорема Модильяни—Миллера: стоимость компании не зависит от структуры капитала компании. Действительно, если не принимать во внимание неэффективность рынка, налоги, издержки банкротства, нерациональность экономического поведения участников и другие несовершенства, то идеального (оптимального) соотношения не существует. В этих обстоятельствах структура капитала компании не играет роли.
Далее Модильяни и Миллер смягчили свои первоначальные ограничения, исследовав то, что происходит с компанией, когда меняется отношение заемных средств к акционерному капиталу, и на этой основе сделали вывод, что определяет стоимость акционерного капитала. Вторая теорема Модильяни—Миллера: стоимость акционерного капитала компании является прямой линейной функцией структуры капитала и зависит главным образом от трех факторов: требуемого процента прибыли на активы компании (экономической рентабельности), стоимости заемных средств и от соотношения заемного капитала к собственному.
Далее были приняты во внимание налоги ((налог на прибыль корпораций), и это позволило выявить определенные преимущества заемного финансирования, проявляющиеся в том, что проценты за использование заемных средств подлежат вычету из общей суммы облагаемого налогом дохода, что создает тем самым условия уменьшения налога. И чем выше налог на доходы, тем выгоднее заемное финансирование, и наоборот.
Первая теорема Модильяни—Миллера с учетом фактора налогообложения выражается в следующем: V L = Vu+ TC * D, где Vl — стоимость компании, где действует финансовый леверидж; Vu — стоимость компании, не имеющей долга; Т с — ставка корпоративного налога;
D — размер долга.
Вторая теорема Модильяни—Миллера с учетом налогов выражается следующей формулой:
Re=Ra + ( Ra — R D ) x D/E x (1 — Тс)
где R E — стоимость акционерного капитала;
R A — стоимость капитала компании, не имеющей долга;
Rd — стоимость долга;
D/E — отношение долга к акционерному капиталу;
Т с — ставка корпоративного налога.
Цель управления в краткосрочной перспективе – удовлетворение потребностей в приобретении необходимых активов. В долгосрочной – оптимизация структуры капитала для минимизации его стоимости и максимизации стоимости фирмы при допустимом уровне риска.