Унитарные некоммерческие организации
ФОНД – не имеющая членства унитарная некоммерческая организация. Учреждается гражданами и (или) ю.лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследует благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
Устав должен содержать сведения о наименовании, включающем слово "фонд", месте нахождения, предмете и целях деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. Устав фонда может быть изменен высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя. Устав фонда может быть изменен решением суда, принятым по заявлению органов фонда или госоргана, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда, если сохранение устава в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при его учреждении, а высший коллегиальный орган фонда или учредитель фонда не изменяет его устав.
Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Используется для целей, определенных в уставе, поэтому ежегодно фонд обязан опубликовывать отчеты о его использовании. Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам учредителей. В целях обеспечения целевого использования имущества реорганизация допущена законом лишь для негосударственных пенсионных фондов. Фонд может быть ликвидирован в предусмотренных законом случаях только на основании решения суда, в том числе, если: 1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; 2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; 3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом. В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе, за исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда.
Органы фонда. Высший коллегиальный орган фонда наделен исключительной компетенцией, в частности, принимает решения о создании фондом хозяйственных обществ и об участии в них; о создании филиалов и представительств; об одобрении совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом; об изменении устава фонда, если эта возможность предусмотрена уставом (п.1 ст. 123.19 ГК), которая может быть расширена законом или уставом. Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление). Исполнительные органы фонда решают вопросы, не входящие в исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда. Специфика в наличии Попечительского совета, который является органом фонда, осуществляющим свою деятельность на общественных началах. Попечительский совет осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. Суханов Е.А.:Религиозные организации отнесены к унитарным юридическим лицам, несмотря на то, что в некоторых конфессиях они могут формироваться на началах фиксированного членства. Дело в том, что и в этих (относительно немногочисленных) случаях они все равно не становятся корпорациями в гражданско-правовом смысле, ибо не являются объединениями отдельных лиц, добровольно созданными ими на основе имущественных взносов для достижения общей цели. Вместе с тем следует подчеркнуть, что в гражданско-правовом статусе религиозных организаций не произведено (и не предполагалось производить) никаких изменений в сравнении с действующим законодательством. // Статья: Комментарий к ст. 65.1 - 65.3 ГК РФ (Суханов Е.А.) ("Вестник гражданского права", 2014, № 3)
Религиозные объединения в соответствии с ФЗ от 26.09.1997г. (ред. от 02.07.2013) "О свободе совести и о религиозных объединениях» отделены от государства, не участвуют в деятельности политических партий, создаются как религиозные группы и религиозные организации. Дополнительные требования (ограничения) к учредителям (участникам) религиозной организации и порядок регистрации религиозного объединения в качестве ю. лица (включая дополнительные основания отказа в регистрации) установлены ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях». Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями, не противоречащими закону. Порядок образования органов религиозной организации, их компетенция, порядок принятия ими решений, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются уставом религиозной организации и внутренними документами – в соответствии с ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях». Религиозная группа – добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории России совершеннолетних граждан РФ или иных лиц для совместного исповедания и распространения веры, действующее без государственной регистрации и прав ю.лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляют в пользование группы ее участники. Лица, намеренные преобразовать религиозную группу в религиозную организацию, уведомляют о создании религиозной группы органы местного самоуправления для контроля за ее деятельностью: последняя может быть запрещена по решению суда при наличии оснований для ликвидации религиозной организации. По истечении 15 лет существования в качестве религиозной группы возможна ее государственная регистрация как религиозной организации с наделением статусом ю.лица – при наличии в ее составе не менее 10 участников, отвечающих требованиям, предъявляемым к учредителям ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях» и соблюдении установленного этим законом порядка создания религиозной организации.Религиозной организацией (ст. 123.26 ГК) признаны: 1) добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории России граждан РФ или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированноев установленном законом порядке в качестве ю. лица (местная религиозная организация), 2) объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также 3) созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный им руководящий или координирующий орган.Местная религиозная организация создается не менее чем десятью совершеннолетними гражданами-учредителями, которые создали религиозную группу, просуществовавшую на соответствующей территории не менее 15 лет, что подтверждается справкой органов местного самоуправления, после чего утвердили устав, в установленном порядке обратились для государственной регистрации и прошли религиоведческую экспертизу. Централизованнаярелигиозная организация создается не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией.
Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества – пожертвованного, созданного ими за счет собственных средств, приобретенного по иным предусмотренным законом основаниям. Религиозные организации вправе: – производить, приобретать, распространять религиозную литературу, иные предметы религиозного назначения; – пользуются исключительным правом учреждения организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения; – осуществлять благотворительную деятельность. Выступают собственниками зданий, земельных участков, объектов производственного, социального, благотворительного, культурно просветительского назначения, предметов религиозного назначения и иного имущества, необходимого для их деятельности. Специфика режима имущества религиозных организаций: на принадлежащее им движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов. Перечень такого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации по предложениям религиозных организаций. Учредители религиозной организации не сохраняют имущественные права на имущество, переданное ими этой организации в собственность, и не отвечают по обязательствам религиозных организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам своих учредителей
Религиозная организация не может быть преобразована в ю.лицо другой организационно-правовой формы. Ликвидация религиозной организации возможна по общим основаниям, установленных для законом для ликвидации ю.лиц, и дополнительным основаниям, предусмотренным ФЗ О свободе совести и о религиозных объединениях».
УЧРЕЖДЕНИЕ – не имеющая членства унитарная НО, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учредитель назначает руководителя – единоличный исполнительный орган. По решению учредителя в учреждении могут быть созданы подотчетные ему коллегиальные органы: их компетенция, порядок создания и принятия решений определяются законом и уставом учреждения. В автономном учреждении может быть система органов
Действует на основе устава или положения; обладает целевой правоспособностью. При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.
Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, как закрепленное собственником за учреждением, так и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления.
В зависимости от того, кем создано, в каком порядке финансируется и отвечает по своим обязательствам различают частные учреждения и публичные – государственные и муниципальные.
Частное создается физическим или ю.лицом, полностью или частично финансируется учредителем, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при недостаточности которых субсидиарную ответственность несет собственник его имущества. Может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд.
Государственные учреждения могут быть созданы РФ или субъектом РФ, муниципальные – муниципальным образованием на базе государственной и муниципальной собственности, порядок их финансирования определен законом. Государственное (муниципальное) учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным; изменение типа учреждения не является реорганизацией, но отражается в уставе.
Казенное учреждение наименее самостоятельно, создается в сферах национальной обороны, обеспечения безопасности государства, психиатрической помощи населению, пенитенциарной системы и др., финансируется по смете, субсидии и бюджетные кредиты не предоставляются. Может осуществлять приносящую доходы деятельность, если это предусмотрено в учредительном документе, но доходы от нее поступают в бюджет. Казенное учреждение не вправе распоряжаться имуществом без согласия собственника и не вправе выступать учредителем (участником) ю. лиц. Отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Бюджетные учреждения вместо работы по смете оказывают услуги на основе государственного (муниципального) задания в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры. Задание утверждает учредитель в соответствии с уставными видами деятельности учреждения, которое не вправе отказаться от его выполнения. Финансируется выполнение задания в виде субсидий из бюджета с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных учредителем или приобретенных за счет выделенных учредителем средств. Вправе сверх задания (в определенных ФЗ случаях и в пределах задания) за плату выполнять для граждан и ю.лиц работы (оказывать услуги), относящиеся к основным видам деятельности; доходы от платных работ и услуг принадлежат учреждению.
Автономное учреждение создается для выполнения работ, оказания услуг при осуществлении органами госуд. власти и местного самоуправления их полномочий в названных сферах, а также в сфере социальной защиты, занятости населения и в иных (п. 1 ст. 2 ФЗ-174 от 3 ноября 2006 г "Об автономных учреждениях"). Учредитель не имеет права на доходы от его деятельности и использования закрепленного за ним имущества, хотя и закрепляет за учреждением недвижимое и особо ценное движимое имущество. Особо ценное движимое – имущество, без которого осуществление уставной деятельности учреждения будет существенно затруднено. Относит имущество к особо ценному учредитель при принятии решения о закреплении имущества за учреждением или решения о выделении средств на его приобретение. Недвижимое и особо ценное движимое имущество учитываются отдельно от иного имущества автономного учреждения. Доходы должны использоваться для реализации целей создания.
По своим обязательствам и бюджетное и автономное учреждения отвечают закрепленным за ними на праве оперативного управления имуществом, за исключением:
автономное – недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним собственником или приобретенных учреждением за счет выделенных собственником средств;
бюджетное – недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило и за счет каких средств приобретено, иособо ценного движимогоимущества, закрепленного за учреждением собственником или приобретенного учреждением за счет выделенных собственником средств.
Собственник имущества бюджетного и автономного учреждений несет субсидиарную ответственность лишь по обязательствам автономных и бюджетных учреждений, связанным с причинением вреда гражданам, – и лишь при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание.
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ КОМПАНИИ. Структура и правила деятельности ППК не будет существенно отличаться от госкомпании и госкорпораций. Правила инвестирования временно свободных средств для публично-правовых компаний сохранят в таком же виде, как для госкорпораций и госкомпаний. Госкомпании и госкорпорации могут быть реорганизованы в публично-правовые компании (ППК) на основании закона.
ППК– унитарные некоммерческие организации, которые наделены публично-правовыми функциями и полномочиями, но как участники гражданско-правовых отношений создаются на основании отдельного закона либо решения Правительства для проведение госполитики, оказание госуслуг, управление госимуществом, реализации особо важных проектов и госпрограмм и др., не преследуя цели извлечения прибыли. ППК, созданные на основании закона, не будут иметь учредительных документов. Их правовое положение будет определяться соответствующим законом.
В уставе ППК, созданной на основании решения Правительства РФ, будет указано, какую деятельность и в каком порядке данная компания имеет право осуществлять. При этом ППК лишены права самостоятельно создавать и ликвидировать филиалы и представительства: эти решения принимает Правительство. Правительство определяет перечень разрешенных объектов инвестирования, порядок совершения сделок, порядок контроля за инвестированием, правила опубликования отчетов об итогах инвестирования (п. 3.2 ст. 7.1 и п. 9 ст. 7.2 ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"). Высший орган управления ППК – наблюдательный совет – будет утверждаться Правительством и осуществлять общее управление компанией – утверждать стратегии деятельности компании, годовые отчеты, порядок использования ее доходов и т.п. Текущую деятельность компании осуществляют ее генеральный директор и правление (если решением о создании ППК предусмотрено наличие правления).
По мнению А.Л.Маковского, «рассматривать публично-правовые компании как сложившиеся, достойные широкого применения в будущем организационно-правовые формы пока нет оснований. Единственный признак, который отличает ППК как особую организационно-правовую форму – компания может осуществлять публичные полномочия и функции. Возникают вопросы: Может ли такая компания осуществлять публичные функции в отношении тех, с кем она вступает в гражданско-правовые отношения? Если может, то каковы гарантии ее контрагентов от того, чтобы они не потерпели ущерб от осуществления ею публично-правовых функций? Если публично-правовая компания действует в то же время как юридическое лицо гражданского права, то она действует, подчиняясь только тем нормам, которые установлены для обычных субъектов гражданского права, или же она подчиняется специальным правилам гражданского законодательства, установленным для субъектов публичного права, – ст. 16, ст. 1069 ГК об ответственности за причинение вреда актами власти и ряду других подобных норм? Если это организации, которые осуществляют публичные функции, т.е. функции власти, то чьи функции они осуществляют? Ответа на все эти вопросы пока нет» // см. Об уроках реформирования Гражданского кодекса России (Маковский А.Л.) ("Вестник гражданского права", 2013, N 5) {КонсультантПлюс
Суханов Е.А.:Упомянутые в абз. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК РФ публично-правовые компании стали еще одной новой, самостоятельной разновидностью унитарных юридических лиц. Их появление автор не относит к числу достижений новой редакции гл. 4 ГК РФ. «ГК РФ пока нигде не раскрывает их статус более подробно, ибо предполагается принятие специального Федерального закона "О публично-правовых компаниях" По существу речь идет о попытках сохранения под видом "публично-правовых компаний" государственных корпораций и государственной компании, правовой статус которых определяется специальными законами (а также ст. 7.1 и 7.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях") и практически полностью выведен из-под действия общих норм ГК РФ о юридических лицах. Критика этой ситуации содержалась в Концепции развития гражданского законодательства, однако п. 6 ст. 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ сохранил ее в неизменном виде. Положительным можно считать лишь то обстоятельство, что этим законодатель фактически продекларировал отказ от активно навязывавшейся современному отечественному законодательству категории "юридические лица публичного права" (что могло повлечь за собой лишь новые, дополнительные трудности и вопросы)». // Статья: Комментарий к ст. 65.1 - 65.3 ГК РФ (Суханов Е.А.) ("Вестник гражданского права", 2014, № 3)
АВТОНОМНЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ Суханов Е.А.: «Автономные некоммерческие организации (далее - АНО) в новой редакции ГК РФ по существу стали учреждениями в традиционно общепринятом понимании, т.е. унитарными организациями-собственниками, которыми (в отличие от фондов) управляют их учредители (см. особенно ст. 123.25 ГК РФ и комментарий к ней). Ранее существование АНО как особого вида юридических лиц вызывало сомнения в своей обоснованности, ибо из сравнения содержания п. 1 ст. 7 и п. 1 ст. 10 Федерального закона "О некоммерческих организациях" вытекала полная идентичность их гражданско-правового статуса и статуса фондов. Теперь эта несуразность устранена, а существование АНО как самостоятельного вида юридических лиц стало вполне оправданным. Уточнение статуса АНО, несомненно, относится к числу достижений новой редакции гл. 4 ГК РФ. // Статья: Комментарий к ст. 65.1 - 65.3 ГК РФ (Суханов Е.А.) ("Вестник гражданского права", 2014, № 3)
АНО создаются в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. АНО может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) ю.лицами на основе добровольных имущественных взносов. В случаях, предусмотренных федеральными законами. Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана. Надзор за деятельностью АНО осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном уставом. АНО может быть создана путем преобразования ю. лица другой организационно-правовой формы.
Имущество, переданное автономной НО ее учредителями, является собственностью автономной НО. Учредители не сохраняют прав на переданное ими имущество и не отвечают по обязательствам созданной ими АНО, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами. Если учредителем автономной некоммерческой организации является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, порядок участия их представителей в органах управления АНО устанавливается Правительством, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.
Литература
Комментарий к ст. 65.1 - 65.3 ГК РФ (Суханов Е.А.) ("Вестник гражданского права", 2014, № 3)
Об уроках реформирования Гражданского кодекса России (Маковский А.Л.) ("Вестник гражданского права", 2013, N 5) {КонсультантПлюс
Т.В. Сойфер (доктор ю.н., профессор) Экономическая деятельность некоммерческих организаций и ее гражданско-правовое обеспечение //Консультант Плюс