Практическая работа №5. Нравственные требования, предъявляемые к судьям и правосудию
1. Ознакомьтесь с русскими пословицами и поговорками:
Законы святы, да судьи супостаты.
Что мне законы, коли судьи знакомы
В суд ногой - в карман рукой.
Не суда бойся, бойся судьи!
Не бейся с сильным, не судись с богатым.
Неправдою суд стоит.
Земля любит навоз, лошадь овес, а судья принос.
Ах, судья, судья: четыре полы, восемь карманов!
Судейский карман - что поповское брюхо.
Утиного зоба не накормишь, судейского кармана не наполнишь.
В суд пойдешь - правды не найдешь.
Не ходи в суд с одним носом, ходи с приносом.
Перед Богом ставь свечку, перед судьею - мешок!
Богатому идти в суд - трын трава; бедному - долой голова.
У наших судей много затей.
Судиться - не Богу молиться: поклоном не отделаешься.
Судья - что плотник: что захочет, то и вырубит.
Где суд, там и неправда.
1. Какое отношение к судьям отражено в них? Чем оно обусловлено? Соответствует ли оно современным взглядам нашего населения на существующую судебную систему?
2. Могли бы Вы привести примеры пословиц и поговорок, положительно характеризующих служителей Фемиды?
2. Рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы:
Вьетнамская народное сказание гласит:
"Жил в давние времена простой студент по имени Дан Кон Хат. Он квартировал в чужой семье и, как всякий прилежный студент, вставал очень рано. Однажды, проснувшись, он увидел, как соседка во дворе развешивает для просушки белье. Но едва она ушла со двора, как появилась другая соседка и стащила развешанное.
Вечером женщины стали браниться, одна обвиняла другую в воровстве. Ни до чего не добранившись, они решили пойти в деревенский храм, где обитал дух Тьен Вуонг, чтобы поклясться перед ним в своей невиновности. Так они и сделали. Взяли с собой подарки, одна - курицу, другая - вареный рис, и пошли.
Дан Кон Хат достал свою кисточку для письма и сделал запись об этой истории. Вскоре после этого он уехал сдавать экзамен, а вернувшись, застал воровку в добром здравии и благополучии.
"Теперь я знаю, чего стоит справедливость духов! - с усмешкой подумал студент. - Они бессильны даже наказать за ложную клятву".
Он пошел к храму, постучал в дверь - и вдруг Тьен Вуонг предстал перед ним.
- Эх, доктор, доктор, - сказал дух, качая головой. - Когда ты станешь мандарином - неужели у тебя хватит совести сделать человека несчастным из-за двух штук белья?"
1. Как Вы поняли мораль этого сказания?
2. Должен ли суд быть гуманным? Закреплено ли такое требование к судье в Кодексе судейской этики?
3. Каковы должны быть пределы гуманизма судьи?
3. Рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы:
"Если судить людей, не останется времени на то, чтобы их любить" (Мать Тереза).
1. Согласны ли Вы с этим утверждением?
2. Справедливо ли оно по отношению к судьям?
3. В чем проявляться профессиональная деформация судей? Каковы ее причины?
4. Рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы:
Существует мнение, что "Верховный суд - это группа юристов, которые исправляют ошибки других судов и увековечивают свои собственные".
1. Как Вы считаете, должны ли к судьям высших судебных инстанций страны предъявляться повышенные требования морально-этического порядка? Можно ли, наоборот, признать, что к мировым судьям предъявляются менее строгие требования по сравнению с другими судьями?
2. Считаете ли Вы нравственно оправданным существование системы судебных прецедентов? Что Вы можете сказать по поводу приведенного высказывания в свете последнего вопроса?
5. Рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы:
Индийское сказание гласит:
"Однажды в беседе с падишахом Бирбал сказал:
- Владыка мира! Ежели я когда провинюсь, то пусть меня судят люди, которых я сам назначу.
Падишах согласился.
Рад был вазир, крепко верил он слову падишаха.
Вскорости падишах осерчал за что-то на Бирбала. Решил он вазира наказать - наложить на него штраф в несколько тысяч рупий. Проведал Бирбал о замысле падишаха и все загодя обдумал.
Зовет падишах Бирбала на суд.
- Бирбал! Недостойно ты поступил, и будет тебе за твою вину наказание - денежный штраф.
Бирбал не стал отпираться, повинился.
- Ну раз ты и сам признаешь свою вину, я накажу тебя непременно.
Владыка мира! Сами вы не можете меня наказать, - напомнил Бирбал. - Придется вам позвать судей, которых я назначу.
- Ладно. Выбирай пятерку3, и я велю им судить тебя. Что они ни решат, я непременно согласен.
- Моими судьями будут пятеро чамаров. Я приму от них любое наказание.
Удивился падишах.
- Как! Разве могут вершить суд такие низкородные люди?! Почему ты не выбираешь ростовщиков, торговцев?
Но Бирбал стоял на своем: пусть судят чамары.
Созвали во дворец чамаров - пять старшин из пяти деревень. Падишах растолковал им, в чем Бирбал провинился, и велел его судить. Бедняги не ждали такой великой чести, обрадовались несказанно.
Стали судьи совет держать.
- Ну, други, - говорит один чамар, - Бирбал нас всегда гнет и мнет, как его душе угодно, а нынче он к нам в руки попался. Надо его так проучить, чтобы вовек не забыл.
- Присудим ему заплатить семь двадцаток да еще одно десятку5сверх того, - молвил другой чамар.
- Эка ты куда хватил! - с опаской сказал другой судья. - Да ведь его хозяйство прахом пойдет, пустим человека по миру. На нашей совести будут слезы его детей. По мне, так хватит с него и пяти двадцаток.
Вах! Вот так пожалел! - подивился третий судья. - Да разве ж это мало?! Где он возьмет такую уйму денег? И три двадцатки - целая мошна. Коли нет вашего согласия, то накиньте еще десятку. И такие- то деньжищи отдать, поди глаза на лоб полезут.
- Не согласный я с вами. Поменьше присудить надо, - сказал четвертый чамар.
Пятый судья поддакнул четвертому. Спорили они, спорили и порешили: пусть Бирбал заплатит две двадцатки и сверх того еще десятку.
Потом старший из судей почтительно сложил руки и промолвил:
- Защитник бедных! Мы долго думали, держали совет промеж себя и в один голос порешили это дело. Коли приказать соизволите, я оглашу приговор.
Падишах приказал огласить приговор.
- Благодетель наш милостивый! Велика вина господина вазира, и кара поделом должна быть - тяжка. Мы и присудили ему кару - вовек не забудет: две двадцатки и сверх того десятку. И срок уплаты - одна неделя. Нелегко будет Бирбалу справиться с таким бременем, потому да будет наш взор к нему милостив.
Падишах в душе хвалил Бирбала за ум и хитрость. Отпустил он чамаров и, усмехаясь, подошел к Бирбалу. Взглянул на него и вдруг расхохотался. Гнева как не бывало. "Назначенную чамарами кару - пятьдесят рупий - бери не бери, все одно", - рассудил падишах и простил Бирбала.
В глазах падишаха провинность вазира была очень велика, а такие - то деньги для обоих были мелочью. Другое дело - бедные чамары. Они на тысячи и считать-то не умели. Как чамар не трудись, как ни ломай спину, а больше чем сорок-пятьдесят рупий за год не соберет. По своим доходам они и счет ведут. Об этом-то и подумал Бирбал, когда назначил чамаров своими судьями."
1. Согласны ли Вы с тем, что уровень жизни судьи оказывает влияние на принимаемое им решение. Можете ли Вы в качестве доказательства привести современные примеры проявления этой тенденции.
2. Укажите, в зависимости от чего, по Вашему мнению, должен определяться доход судьи. Что опаснее для правосудия - низкооплачиваемые судьи или, наоборот, высокооплачиваемые?
3. Считаете ли Вы, что в том числе по указанным соображениям присяжные заседатели не определяют меру наказания?
6. Рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы:
Китайская народная легенда гласит:
"Один чиновник сказал Цяо Шуню:
- Я на тебя сердит. Ты отнимаешь у меня весь заработок. Давай померимся с тобой хитростью. Кто проиграет дело, тот будет наказан.
- Хорошо, - согласился Цяо. - Сделаем так: ты будешь мой отец, а я твой сын. Я дам тебе две пощечины, а ты за это пожалуешься на меня в суд. (В Китае за нанесение побоев отцу полагалась смертная казнь - прим. А.Т.).
Чиновник решил, что в таком деле он, конечно, возьмет верх, и согласился.
Они сделали, как договорились, и пришли на суд к уездному начальнику. Тот выслушал чиновника и обрушился было с угрозами на Цяо. Но тот ничего не отвечал, только разводил руками. Начальник неожиданно изменил тон и велел служителям задать палок истцу.
Чиновник никак не мог понять, почему он проиграл дело. Тогда Цяо показал ему свои ладони. Лишь тут чиновник заметил, что на одной из них был написан иероглиф "лазание"№, а на другой "зола", что вместе значило "кое-кто заводит шашни с женщиной".
Стоило уездному начальнику увидеть эту надпись, как он вынес приговор в пользу Цзяо."
В чем значение распространения требований профессиональной этики судьи на его внеслужебное поведение?
7.