Благотворительная деятельность в сфере образования
Испокон веков на Руси славили тех, кто был способен оказать реальную финансовую поддержку образовательным учреждениям, «вложить капитал в детей», решить важные социальные проблемы, поддержав бедных, больных, инвалидов, обездоленных.
Сфера благотворительности, в том числе и благотворительность в сфере образования, подвержена повышенному общественному вниманию и контролю. Однако практика показывает, что многие благотворительные фонды, поддерживающие образовательные учреждения, работают юридически грамотно и снискали немалый авторитет. В соответствии с действующим законодательством, они публикуют ежегодные отчеты о деятельности. Их финансовая документация абсолютно прозрачна, и любой жертвователь может увидеть, куда пошли его деньги, а при желании проверить лично, действительно ли сделан ремонт в классах или куплена новая мебель. Для школы это особенно важно, так как полученные от родителей деньги не должны стать основой обогащения тех, кто участвует в их распределении.
Вместе с тем в стране становятся известны факты принудительного сбора денег на «нужды школы», формирования негативного отношения к детям, чьи родители не в состоянии выкроить из семейного бюджета хоть малую «толику» средств для педагога, порой плохо исполняющего даже прямые функциональные обязанности. Многочисленные пробелы в законодательстве, имеющиеся нарушения в части нерационального использования средств, добровольно переданных родителями в попечительский совет, - это и многое другое порождает массу проблем. А общественное мнение, как утверждают многие специалисты, подвержено слухам, часто склонно к преувеличениям и несправедливым обвинениям, и стоит хотя бы одной благотворительной организации нарушить законодательство, под подозрение автоматически попадают все.
Спонсорство, благотворительность, филантропия, предполагающая пожертвования бесприбыльным организациям (например, вклады в библиотеки, музеи, колледжи и прочее) всегда рассматривались как крайне необходимые для любого государства виды деятельности.
Спонсорство принято называть (от английского слова «sponsor», от латинского «spondeo» — ручаюсь, гарантирую) лицо или организацию, финансирующие проведение какого-либо мероприятия, видов деятельности
В настоящее время в РФ благотворительная деятельность регулируется Федеральным законом №135-Ф3 « О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г.
Законодателем закреплены и основные принципы благотворительной деятельности: обязательный контроль со стороны государства за деятельностью благотворительных организаций в обмен на предоставление им широкого спектра льгот; полная отчетность благотворительных организаций и формируемое на этой основе общественное доверие к ним. В законе не регламентируется благотворительная деятельность, что дает определенную свободу некоммерческому сектору в заполнении тех социальных ниш, которые в данный момент обойдены вниманием соответствующих государственных служб.
Принятие этого закона явилось важным шагом в развитии благотворительности в России.
Впервые деятельность некоммерческих организаций поставлена на законную основу и признана социально значимой.
Под «благотворительной деятельностью» в России законодатель понимает добровольную деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Согласно закону целями благотворительной деятельности являются:
- содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения; духовному развитию личности;
- содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-
психологического состояния граждан;
- содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта и т.д.
Направление денежных и других материальных средств, оказания помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.
Благотворители - лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:
- бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
- бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
- бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями - юридическими лицами.
Благотворители вправе определять цели и порядок использования пожертвований.
Добровольцы - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие).
При превышении доходов благотворительной организации над ее расходами сумма превышения не подлежит распределению между ее учредителями (членами), а направляется на реализацию целей, ради которых эта благотворительная организация создана.
Источниками формирования имущества благотворительной организации в соответствии со ст. 15 указанного закона могут быть: взносы учредителей благотворительной организации; членские взносы (для благотворительных организаций, основанных на членстве); благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме; доходы от внереализованных операций, включая доходы от ценных бумаг; поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством РФ, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями); доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности; поступления из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных фондов; доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией; труд добровольцев; иные не запрещенные законом источники.
В связи с изменением ситуации в сфере благотворительной деятельности, политизации ряда российских некоммерческих организаций, появлением новых видов благотворительной деятельности (филантропии, меценатства) в РФ подготовлен закон «О филантропии, меценатстве и волонтерстве», который расширит законодательную базу в указанной области правового регулирования.
В настоящее время очевидна необходимость более четкого правового регулирования различных видов благотворительных взносов, под которыми признается оказание благотворительной помощи путем передачи (перечисления) благополучателю средств без определения цели и порядка их использования.
Благотворительность рассматривается исключительно как добровольный вид деятельности, поэтому в ее отношении неуместно слово «должен». Необходимо помнить, что ни одно образовательное учреждение не вправе требовать деньги с родителей или проводить принудительные рейды по сбору средств на улучшение материальной базы. Кроме того, не стоит забывать, что создание соответствующих условий для образовательной деятельности не перестало быть «заботой» власти, государства, гарантирующего это и в образовательных стандартах.
Поставив задачу повысить инвестиционную привлекательность образования, российское государство в последние годы предприняло немало попыток качественно преобразовать материально-техническую базу образовательных учреждений, делая немалые денежные «вливания» в образовательные проекты.
Но благотворительная деятельность в образовании наткнулась на ряд противоречий:
1) между необходимостью широких инвестиций в модернизацию и развитие образования и их отсутствием в достаточной степени у государства;
2) между необходимостью участия в модернизации и развитии представителей национальной экономики, бизнеса, всех граждан и недостаточной проработанностью путей и форм этого участия, несформированностью культурного типа современного собственника, предпринимателя, его ориентации и ценностей в сфере образовании;
3) между потребностями образовательной практики в благотворительной деятельности и явно недостаточным уровнем научного осмысления этого феномена (не выявлены закономерности, принципы, отсутствуют социальные технологии становления и развития благотворительной деятельности).
Поэтому, несмотря на некоторое возрождение в последние годы меценатства и спонсорства в нашей стране, их дальнейшие перспективы без соответствующего юридического обеспечения выглядят не лучшим образом.
В современном спонсорстве и меценатстве нуждается правовое воспитание в сфере образования - организация последовательных мероприятий по формированию правомерного поведения детей, преподавания права в школе, дополнительное правовое образование, модернизация комплексов «школа-вуз» в правовом производстве».
Образовательное попечительство. Термин « образовательное попечительство» стал все чаще использоваться в педагогической практике образовательных учреждений. Стало понятно, что в условиях модернизации образования особой поддержки заслуживают инновационные образовательные организации, работающие в режиме развития. Примечательно и то, что нынешний этап возрождения образовательного попечительства опирается на вполне определенную, твердую культурную традицию. Не случайно лидеры и организаторы этого движения говорят о «благотворительном попечительстве», попечительстве как «филантропии в образовании», попечительских советах как «институтах меценатства в образовании». Однако если оценивать ситуацию на федеральном уровне, то встречаемся и с массой проблем: отсутствием должного взаимодействия между государственными и общественными структурами в организации федеральных экспериментальных площадок; под различными предлогами закрываются учреждения альтернативного обучения и воспитания, неординарно работающие школы.
Сегодня образовательное попечительство складывается, с одной стороны, как особый тип социально-профессиональной деятельности, а с другой - как средство образовательной политики, с помощью которого формируется социальный заказ на образование, обеспечивающий общественное согласие между обществом и государством.
Образовательное попечительство - это не только и не столько спонсорство. На уровне школьного совета - это прежде всего, принятие согласованных решений при создании образовательных программ - оценка её бюджета, ведение переговоров с главой администрации, нахождение способов, компенсирующих нехватку средств с применением современных менеджерских технологий.
Попечительский совет. Если попечительский совет - это группа влиятельных людей, пользующихся высоким авторитетом в местном сообществе или в стране в целом граждан, если они наделены властными полномочиями, финансами и способны конкурировать с органами управления образованием, ситуация оказывается более выгодной: у власти появляется новый партнер, государство и общество могут начать конструктивный диалог по ключевым вопросам образования.
Среди возможных видов деятельности перспективного общероссийского движения попечителей действительно стоит поддержать следующие: разработку экономических условий выгодности попечительства в образовании; создание крупных и мелких благотворительных фондов, дальнейшее развитие деятельности попечительских советов и шефских предприятий; разработку и реализацию проектов «партнерства бизнеса и образования». Главная стратегическая цель состоит в превращении системы образования в инвестиционную сферу, что открывает большие перспективы развития благотворительной деятельности, соединяющей отечественные культурные традиции с мировым опытом.
Модель становления благотворительной деятельности в совокупности функций и характеристик, видов и форм, принципов и направлений носит открытый характер.
Для образовательных учреждений наиболее цивилизованный способ получить помощь - тесное сотрудничество с благотворительными фондами, которые ведут благотворительные счета образовательных учреждений и выполняют весь спектр финансовой работы на современном, качественном уровне. Как будут использованы средства благотворителей образовательных учреждений, напрямую зависит от решений, принятых попечительским советом образовательного учреждения, важнейшего органа общественного самоуправления и контроля образовательного учреждения.
Постановлением Правительства РФ от 10.12.1999 г. № 1379 утверждено примерное положение о Попечительском совете образовательного учреждения. Согласно подпункту 1 пункта 4 положения Попечительский совет «содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития общеобразовательного учреждения». Однако такое понимание функций Попечительского совета сегодня воспринимается как узкое и одностороннее, ибо возможностей у этой формы управления в образовательном учреждении гораздо больше.
В настоящее время создана достаточная законодательная база для развития новых общественных форм управления образованием. Образование отнесено законодателем к некоммерческому сектору экономики, обязательные условия деятельности которого - открытость, свободный доступ к отчётным документам и привлечение общественности к управлению. Назначение попечительского совета - выражать, поддерживать и защищать интересы общества, субъектов образовательного процесса.
Организационно-правовые формы попечительских советов: общественная организация, орган общественной самодеятельности, некоммерческий фонд, некоммерческое партнёрство.
Выделим следующие ресурсные возможности способа взаимоотношения четырёх форм попечительского совета с системой управления образованием.
Попечительский совет в форме общественной организации или органа общественной самодеятельности в случае, если они не имеют статуса юридического лица, вправе функционировать в образовательном учреждении на основе Положения, принятого в форме локального акта. Права, обязанности, ответственность Попечительского совета в этом случае ограничены нормами Устава учебного заведения, точно так же, как и других органов самоуправления в образовательном учреждении: совета, педагогического совета, родительского комитета, профкома и др. - каждого в своей сфере. У всех советов одинаковый статус - это органы самоуправления. Они не могут принимать решений, обязательных для исполнения другими органами, иными словами, педсовет не может дать поручение попечительскому совету, а попечительский совет, в свою очередь, не может заслушивать отчет администрации. Попечительский совет может иметь лицевой счёт в бухгалтерии образовательного учреждения, его ведущая функция - привлечь источники внебюджетного финансирования. Только те финансовые средства, которые привлёк, он и может контролировать, но не иные средства и тем более - не бюджетные.
Если же учредители и члены попечительского Совета (в форме общественной организации или органа общественной самодеятельности) сочтут необходимым, они могут провести государственную регистрацию Совета и получить статус юридического лица. Это дает попечительскому совету полную самостоятельность и, в частности, право на владение собственным имуществом и финансовыми средствами. Некоммерческое партнерство - это форма, основанная на членстве некоммерческой организации, учреждения с физическими и юридическими лицами. Такие же лица могут быть его членами. Права, обязанности и ответственность Попечительского совета в форме некоммерческого партнёрства фиксируются в его Уставе и учредительных документах. При выходе из партнёрства его член вправе получить часть имущества в пределах его стоимости, внесенного им при поступлении, за исключением членских взносов.
Некоммерческий фонд - это объединение не граждан и юридических лиц, а имущества граждан и юридических лиц, которое они передают в собственность фонду для достижения общественно полезных целей. Учредителями некоммерческого фонда вправе стать граждане и любые юридические лица.
Следует отметить, что закон требует наличия у фонда специального внутреннего надзорного органа.
Подчеркнём, что попечительский совет любой организационной формы со статусом юридического лица совершенно независим от всех властных или управленческих органов. Он подчиняется только закону и собственному Уставу.
Модель многоканального финансирования попечительского совета:
• личные добровольные пожертвования физических лиц;
• финансовые и материальные взносы учредителей;
• регулярные членские взносы участников;
• завещания и целевые вклады физических лиц;
• доходы от собственной хозрасчётной деятельности;
• доходы от имущества организаций и физических лиц, переданного в пользование или оперативное управление;
• целевые инвестиции из бюджетных и внебюджетных фондов;
• гранты государственных, муниципальных, а также иностранных и международных неправительственных организаций;
• дивиденды и проценты, полученные по ценным бумагам, а также от реализации этих бумаг;
• кредиты банков, заёмные и привлечённые средства.
Финансовые средства, поступившие в фонд попечительского совета по этим и другим каналам, становятся его собственностью и направляются правлением попечительского совета на реализацию уставных целей совета. Одно из возможных направлений финансирования - это целевые образовательные программы. Они могут иметь форму факультативов, консультационных курсов, подготовительных отделений, методических разработок, именных стипендий и т.п. Их содержательные компоненты разрабатываются педагогическими и научными работниками, а финансирование осуществляется попечительским советом. Причём финансироваться может как процесс подготовки таких образовательных программ, так и процесс их реализации.
Попечительский совет решает следующие задачи:
• содействует материально-техническому обеспечению (строительству и ремонту объектов учебного, социально-бытового и другого назначения, приобретению оборудования, инвентаря, технических средств обучения, средств вычислительной техники);
• поддерживает инновационную и научно-исследовательскую деятельность;
• содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития учебного заведения;
• содействует организации набора учащихся, открытию новых направлений профильной подготовки учащихся.
Вопросы для самоконтроля
1. Понятие платных образовательных услуг.
2. Порядок определения платы за образовательные услуги.
3. Планирование внебюджетных доходов в образовании.
4. Благотворительность, спонсорство в сфере образования.
5. Каково участие попечительского Совета в общественном управлении образованием.