Выбор темы контрольной работы
Тематика контрольных работ разрабатывается и утверждается кафедрой экономики и финансов. Студент может выбрать тему из предложенного списка либо предложить свою собственную тему, однако в любом случае она должна быть согласована с руководителем.
При самостоятельном выборе темы контрольной работы следует учитывать ее научную и практическую значимость, личные интересы студента, опыт его работы по бухгалтерскому управленческому учету, а также возможность использования данного исследования в дальнейшем при написании выпускной квалификационной работы.
Тема контрольной работы утверждается кафедрой и научным руководителем. Сроки выполнения работы устанавливаются кафедрой и являются обязательными для студентов.
Если научные и практические интересы студента не лежат в плоскости какой-либо конкретной темы, то он руководствуется приведенной ниже таблицей.
Распределение тем и задач контрольной работы
|
Номера задач определяются в соответствии с первой буквой фамилии студента.
4. Тематика контрольных работ
1. Учет и контроль издержек производства и продаж продукции по центрам ответственности.
2. Сущность затрат и их классификация в бухгалтерском управленческом учете.
3. Содержание калькулирования и его роль в управлении производством.
4. Выбор и проектирование системы управленческого учета в организации.
5. Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
6. АВС-метод учета затрат и калькулирования.
7. Попередельный метод учета затрат и калькулирования.
8. Попроцессный метод учета затрат и калькулирования.
9. Учетная политика в системе управленческого учета организации.
10. Сущность и принципы нормативного метода учета затрат и калькулирования.
11. Система «стандарт-кост» и нормативный метод учета затрат и калькулирования.
12. Современные системы учета и калькулирования неполной ограниченной себестоимости.
13. Особенности системы «директ-костинг» и практика ее применения на российских предприятиях.
14. Калькулирование себестоимости с полным отнесением затрат.
15. Бюджетирование как средство координации деятельности всех структурных подразделений организации.
16. Структура генерального бюджета организации, порядок и особенности его разработки.
17. Организация контроля затрат и анализа деятельности организации по данным бухгалтерского управленческого учета.
18. Принятие краткосрочных управленческих решений по данным бухгалтерского управленческого учета.
19. Анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли в управленческом учете.
20. Проблемы принятия долгосрочных управленческих решений по капиталовложениям с учетом особенностей инвестиционных проектов.
21. Организационные аспекты бухгалтерского управленческого учета.
22. Управленческий учет снабженческо-заготовительной деятельности.
23. Управленческий учет производственной деятельности.
24. Управленческий учет финансово-сбытовой деятельности.
25. Нормирование, планирование, контроль и анализ производственных затрат.
26. Управленческий учет в принятии решений предпринимательской деятельности.
27. Система внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса.
28. Трансфертное ценообразование в системе управленческого учета.
5. Практическая часть
Задача 1
ООО «ПромТоргСнаб» занимается оптовой продажей соков торговой марки «Depsona», пользующихся повышенным спросом у покупателей, и несет такие затраты, как транспортные расходы, расходы на рекламу, амортизация, покупная стоимость проданных товаров, заработная плата и премии работников организации.
1. Определите, к какому типу относятся перечисленные выше затраты.
2. По данным, представленным в табл. 1, с помощью метода «мини - макси» определите переменную и постоянную составляющие в составе смешанных затрат.
3. Сформируйте отчет о финансовых результатах ООО «ПромТорг- Снаб» при объеме продаж 4 тыс. штук, используя маржинальный подход.
Таблица 1 Отчет о финансовых результатах ООО «ПромТоргСнаб» за три месяца
|
Задача 2
Компания «Сирень» занимается производством мыла. Продукция проходит обработку в двух подразделениях — мыловаренном цехе (А) и цехе брикетирования (Б). Данные по мыловаренному цеху представлены в табл. 2.
Таблица 2
Информация о затратах мыловаренного цеха
Вид затрат | Величина затрат |
1. Незавершенное производство на 01.06.20ХХ г, ед. | 10 000 |
2. Прямые затраты на материалы: | |
100% готовности, тыс. руб. | 22 000 |
3. Добавленные затраты (прямые затраты на оплату труда и общепроизводственные расходы): | |
20% готовности, тыс. руб. | 4 500 |
4. Итого на 01.06.20ХХ г, тыс. руб. | 26 500 |
5. Изделия, начатые в июне, ед. | 100 000 |
6. Изделия, законченные в течение июня и оформленные как готовые, ед. | 80 000 |
7. Незавершенное производство на 30.06.20ХХ г (определить) | |
8. Прямые затраты на материалы: | |
100% готовности, тыс. руб. | |
9. Добавленные затраты: | |
33,3% готовности | |
10. Затраты, произведенные в течение июня: | |
прямые затраты на материалы, тыс. руб. | 198 000 |
добавленные затраты, тыс. руб. | 158 400 |
1. Рассчитайте количество эквивалентных изделий за месяц (условных единиц готовой продукции), предположив, что организация использует метод средневзвешенной.
2. Определите затраты на одно эквивалентное изделие и в целом по мыловаренному цеху за месяц. Проверьте правильность произведенных расчетов.
Задача 3
Данные о затратах, понесенных ОАО «Термопласт» на производство обогревателей
|
ОАО «Термопласт» занимается производством обогревателей двух видов — масляных и водяных. Информация о затратах, понесенных организацией-изготовителем на их производство, представлена в табл. 3. Таблица 3
1. Рассчитайте полную себестоимость одной единицы обогревателей каждого вида и всего объема выпущенной продукции. Величина косвенных расходов на конец периода составила 289 274,47 руб., в том числе:
- общехозяйственные расходы — 127 281,92 руб.;
- общепроизводственные расходы — 161 992,55 руб.
При распределении косвенных затрат в качестве базы распределения выберите заработную плату производственных рабочих.
2. Определите выручку от продаж обогревателей, если цена масляного обогревателя составляет 40 руб., а водяного — 31 руб., предположив, что остатки готовой продукции на конец отчетного периода отсутствуют.
3. Рассчитайте прибыль ОАО «Термопласт», исчисленную исходя из калькулирования полной себестоимости.
Задача 4
Часовой завод ОАО «Полет» производит два вида продукции — часы наручные и часы настенные — на одном и том же оборудовании с использованием аналогичных производственных процессов. Продукция различается по объемам производства. Часы наручные — крупносерийный продукт, производимый крупными партиями, а часы настенные — мелкосерийный.
Данные о вводимых материалах, объемах производства и затратах на различные виды деятельности представлены в табл. 4.
Таблица 4 Показатели, характеризующие производственный процесс ОАО «Полет»
|
Используя информацию, представленную в табл. 4, рассчитайте себестоимость продукции ОАО «Полет» традиционным методом и по системе АВС. Сравните полученные результаты и обоснуйте причину их расхождений.
Задача 5
В производственном цехе ОАО «Метиз» имеются два станка — токарный станок с ЧПУ (А) и токарно-винторезный станок (Б), работающие с разной производительностью. Эксплуатационные издержки станков составляют 1,85 и 2,85 руб./ч соответственно. На них могут производиться три разных изделия — винты (X), болты (Y) и гайки (Z).
1. Определите производственную программу для каждого станка по выпуску конкретного изделия по данным табл. 5:
а) методом выбора решения на основе максимизации прибыли;
б) методом выбора решения на основе «упущенных возможностей».
Таблица 5 Показатели производственного цеха ОАО «Метиз»
2. Сформулируйте соответствующие управленческие решения. |
Задача 6
Основным видом деятельности ООО «Модный стиль» является изготовление головных уборов. Известно, что производство бейсболок с надписью «СОЧИ-2014» характеризуется показателями, указанными в табл. 6.
Показатели деятельности ООО «Модный стиль» |
Таблица 6
|
1. Постройте статический бюджет для 3072 ед. продукции, отчет о доходах и расходах по данному виду деятельности при фактическом объеме выпуска 3000 ед. и гибкий бюджет.
Таблица 6а Расчет и анализ отклонений
|
2. Проведите факторный анализ отклонений фактической прибыли от статического плана и заполните табл. 6а.
а
Задача 7
Руководство ООО «ТПЗ-Сервис» приняло управленческое решение о запуске в производство нового вида продукции. В связи с этим необходимы комплектующие детали, которые можно приобрести по цене 45 руб. за штуку либо изготовить самостоятельно, что потребует приобретения станка отечественного (А) или иностранного (Б) производства с характеристиками, указанными в табл. 7.
Таблица 7 Характеристика станков, которые предполагает закупить ООО «ТПЗ-Сервис»
|
1. Определите, какой из трех вариантов оптимален по критерию затрат.
2. Рассчитайте критический объем производства при каждом варианте.
3. Определите, изменится ли управленческое решение, если выяснится, что в конце срока эксплуатации станок А можно будет продать за 60 000 руб.
4. Дайте необходимые комментарии по ходу решения.
Задача 8
ОАО «БытХим» производит стиральный порошок пяти наименований — «Taid», «Миф», «Persil», «Sorti», «Ariel». Изменение ассортимента выпускаемой продукции не представляется возможным. Накладные расходы составляют 41 400 руб., из них 50% — постоянные затраты.
1. По данным, представленным в табл. 8, проанализируйте рентабельность каждого вида порошка для исключения из ассортимента убыточного в условиях недозагрузки производственных мощностей.
Таблица 8 Информация о затратах и объеме производства каждого вида порошка в ОАО «БытХим»
|
2. Решение задачи произведите на основе учета полной себестоимости и метода «директ-костинг».
3. Сделайте соответствующие выводы о целесообразности применения указанных методов.
Задача 9
ОАО «Русский сахар» с целью увеличения доли на рынке рассматривает инвестиционный проект, срок реализации которого составляет пять лет. Затраты, связанные с проектом, оцениваются в 25 000 тыс. руб. Организация планирует выпускать 10 000 т продукции. Переменные затраты на единицу продукции — 2 тыс. руб., постоянные затраты на год — 1300 тыс. руб., цена реализации единицы продукции — 3,2 тыс. руб.
Оцените эффективность инвестиционного проекта, учитывая, что ставка дисконтирования составляет 15%, среднеотраслевой темп инфляции — 9%, годовые амортизационные затраты — 550 тыс. руб., ставка налога на прибыль — 20%.
Задача 10
ОАО «Добрые традиции» выпускает несколько видов продукции с одинаковыми технологическими свойствами: пряники «Сладкие», галеты «Особые», сухари «Сахарные», баранки «Горчичные», печенье «Земляничное». Затраты на изготовление продукции ОАО «Добрые традиции» за отчетный период составили 78 000 руб.
По данным табл. 10 определите себестоимость каждого вида продукции двумя методами:
а) методом распределения;
б) методом эквивалентных коэффициентов.
Таблица 10 Результаты выполнения производственной программы ОАО «Добрые традиции»
|
Задача 11
Перед менеджментом туристической фирмы ООО «Ветер странствий» поставлена управленческая задача — выявить факторы, оказывающие отрицательное влияние на величину прибыли по данным основного и гибкого бюджетов.
Необходимые данные для выявления причин снижения прибыли представлены в табл. 11.
Таблица 11 Исходные данные для выявления причин снижения прибыли, тыс. руб.
|
1. На основе информации, представленной в табл. 11, проведите анализ причин снижения прибыли туристической фирмы методом цепных подстановок.
2. Установите методом цепных подстановок влияние изменения цены тура на выручку от продаж.
3. Определите влияние изменения удельных переменных издержек (норм затрат) на величину переменных издержек.
4. Разработайте в упрощенном виде трехлетний бюджет показателей деятельности ООО «Ветер странствий», исходя из следующих условий:
а) при разработке бюджета используйте данные, представленные в табл. 11а.
Таблица 11а
|
Нормы расходов и прибыли на единицу продукции |
б) в первом прогнозном году начинается реализация нового тура, в результате чего общий объем продаж в данном году увеличится на 30%, а постоянные затраты возрастут на 5%;
в) в последние два года общий объем продаж будет возрастать на 15%, а постоянные затраты останутся на прежнем уровне.
Задача 12
ЗАО «МаксиДент» оказывает платные стоматологические услуги. Организационная структура предприятия включает два производственных подразделения (отделения) — хирургическое и терапевтическое, а также три непроизводственных службы — администрацию, автоклавную (стерилизационную) и прачечную.
Информация о затратах подразделений ЗАО «МаксиДент» представлена в табл. 12.
Таблица 12 Затраты ЗАО «МаксиДент» в разрезе каждого центра ответственности
|
1. Распределите затраты непроизводственных подразделений между производственными секторами:
а) методом прямого распределения затрат;
б) методом пошагового распределения;
в) методом взаимного распределения (двусторонним).
2.При распределении затрат прямым методом за базу распределения примите выручку производственных подразделений, считая, что доля терапевтического отделения в общей выручке ЗАО «МаксиДент» составляет 65%, а хирургического — 35%.
3.При распределении затрат пошаговым методом исходите из того, что услуги администрации потребляются всеми подразделениями, а услуги прачечной — тремя подразделениями.
В процессе распределения используйте следующую информацию:
■ численность администрации — 10 чел., хирургического и терапевтического отделений — по 15 чел., автоклавной и прачечной — по 5 чел.;
■ потребности хирургического и терапевтического отделений в чистых медицинских халатах — 30 шт., автоклавной — 15 шт.;
■ потребность в стерильных комплектах медицинских инструментов — по 23 шт. в каждом отделении.
4.При распределении затрат двусторонним методом автоклавную и прачечную объедините в одно подразделение — хозяйственный блок.
Задача 13
ООО «Электрон» занимается производством микрокалькуляторов. В прошлом году продано 25 000 штук по цене 775 руб. каждый. Общие затраты составили 16 275 тыс. руб., из которых 4650 тыс. руб. считаются постоянными.
Пытаясь улучшить свой продукт, фирма собирается заменить в следующем году одну из деталей стоимостью 77,5 руб. на новую стоимостью 139,5 руб. Для увеличения производственной мощности ООО «Электрон» необходимо приобрести новую машину, стоимость которой составляет 558 тыс. руб., срок службы — 6 лет, амортизация начисляется линейным методом.
1. Определите критический объем продаж прошлого года (в натуральном выражении).
2. Рассчитайте количество единиц продукции прошлого года при условии получения прибыли в размере 4340 тыс. руб.
3. Определите объем продаж в случае, если организация оставляет неизменной цену продаж и принимает предложенные мероприятия.
4. В случае неизменности цены и одобрения предложенных мероприятий определите объем продаж, при котором прибыль останется на уровне прошлого года.
5. Если организация собирается сохранить прежний уровень маржинального дохода, то какую продажную цену она должна установить, чтобы компенсировать увеличение расходов на материалы?
Задача 14
Организационная структура ОАО «ЖилДорМаш» включает два первичных места возникновения затрат — котельную (А) и ремонтный цех (Б), которые оказывают друг другу взаимные услуги в объеме 20% их общей величины. Одновременно 50% произведенной тепловой энергии отпускается в основной цех № 1 и 30% в основной цех № 2. Ремонтный цех выполнил для этих цехов услуги в одинаковом объеме, то есть по 40% их общей величины.
Собственные затраты указанных подразделений за отчетный период составляют:
- котельная (А) — 800 тыс. руб.;
- ремонтный цех (Б) — 600 тыс. руб.;
- основной цех № 1 — 1000 тыс. руб.;
- основной цех № 2 — 2000 тыс. руб.
1. Составьте уравнения валовых затрат в местах их возникновения.
2.Отразите на счетах учета затрат этих подразделений исходные данные и результаты расчетов.