Государственный финансовый контроль
Инструментом финансового контроля государства в материально-финансовой сфере является организуемый им государственный финансовый контроль. С его помощью контролируется полнота выполнения обязательств физических и юридических лиц перед государством (посредством налогового, таможенного, валютного контроля); проверяется соблюдение органами государственной власти, юридическими и физическими лицами требований финансового законодательства; осуществляется контроль за целевым, эффективным и рациональным использованием государственных средств; анализируется финансовое состояние государственных организаций и организаций с государственным участием, эффективность использования ими государственных финансовых и материальных ресурсов; проводится бюджетно-финансовый контроль и др.
Главной целью государственного финансового контроля является контроля состоит в обеспечении органов государственной власти и общества всеобъемлющей и достоверной информацией о формировании и использовании государственных средств.
Государственный финансовый контроль выполняет следующие основные задачи:
• проверка своевременности и полноты образования фондов
•государственных средств;
• выявление резервов роста финансовых ресурсов государства;
•проверка сохранности, эффективности и целевого использования фондов государственных средств;
•обеспечение возврата незаконно использованных государственных средств и поступления доходов от их использования в бюджеты и внебюджетные фонды;
• контроль за прохождением государственных средств в сфере денежного обращения;
• проверка выполнения международных финансовых обязательств государства;
•экспертиза проекта государственного бюджета и контроль за исполнением принятого бюджетного закона;
•финансовая экспертиза проектов законов, других нормативных правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы государственных средств или влияющих на формирование и использование фондов этих средств;
•предоставление органам государственной власти информации о результатах проведенного контроля;
•сотрудничество с органами государственного финансового контроля иностранных государств и международными организациями, занимающимися вопросами государственного финансового контроля;
•подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области государственного финансового контроля. Для решения указанных задач проводится контроль за:
• соблюдением действующего законодательства в области налогообложения юридических и физических лиц;
• предоставлением и законностью использования льгот по налогообложению, государственных дотаций и иных преимуществ;
• соблюдением финансовой дисциплины;
• правильностью ведения бухгалтерского учета;
• сохранностью материальных и денежных ресурсов;
• экономным использованием государственных средств;
• недопущением фактов бесхозяйственности, расточительности, приписок и финансовых злоупотреблений;
• полнотой поступления бюджетных ресурсов из различных источников;
• целевым и экономным расходованием бюджетных ресурсов;
• обращением государственных средств в банках и иных кредитно-финансовых учреждениях;
• финансовой эффективностью использования государственной собственности, проведением приватизации;
• состоянием и эффективностью использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов государственных предприятий и учреждений.
Объектами государственного финансового контроля являются денежные отношения, возникающие в связи с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (и его организаций)и использованием этих средств на удовлетворение нужд государства и всего общества.
Государственному финансовому контролю подлежат:
• органы государственной власти (в том числе их аппараты);
• государственные предприятия и учреждения, а также предприятия, учреждения и организации с участием государства;
• предприятия, организации, учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии;
• государственные бюджетные и внебюджетные фонды;
• органы местного самоуправления, предприятия и организации вне зависимости от видов и форм собственности, а также физические лица, если они получают, перечисляют, используют государственные средства или управляют ими, имеют предоставленные законодательством или органами государственной власти налоговые, таможенные или иные льготы и преимущества;
• общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации в части, связанной с получением, перечислением, использованием государственных средств или управлением ими, а также в части предоставленных законодательством или органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ;
• предпринимательские структуры и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.
Государственный финансовый контроль реализуется при помощи создаваемой государством системы органов государственного финансового контроля. Эта система представляет собой элемент общей структуры контрольных органов государства и вместе с тем выступает как важнейшая часть того финансового механизма, с помощью которого государство реализует свою финансовую политику.
Контроль за деятельностью исполнительной власти в материально-финансовой сфере возлагается на представительные органы власти. Он предусматривает, в частности, выполнение следующих функций:
• контроль источников поступления бюджетных ресурсов;
• контроль расходования бюджетных ресурсов;
• контроль эффективности использования государственной и муниципальной собственности, проведения ее приватизации и национализации;
• контроль использования средств внебюджетных фондов и счетов;
• контроль за обращением средств бюджета и государственных внебюджетных фондов в банках и иных кредитно-финансовых учреждениях;
• контроль эффективности предоставления и законности использования льгот по налогообложению, государственных дотаций и иных финансовых преференций;
• пресечение расточительства и финансовых злоупотреблений законодательными методами посредством нейтрализации лазеек в действующем законодательстве.
Как правило, определенную часть перечисленных функций представительные органы осуществляют опосредованно через специальный институт государственного финансового контроля — счетные палаты. Счетные палаты действуют независимо от исполнительной власти, осуществляя внешний контроль за ее деятельностью. Многообразие финансовых отношений, субъектом которых выступает государство, обусловливает широкую сферу деятельности государственного финансового контроля. Это бюджетный, налоговый, денежно-кредитный, валютный, страховой, таможенный и другие виды финансового контроля, осуществляемого государственными органами в пределах своей компетенции. Перечень задач, решаемых органами государственного финансового контроля, весьма разнообразен. Это обстоятельство предопределяет разделение функций между институтами государственного финансового контроля путем закрепления за каждым органом определенной сферы деятельности, т.е. его компетенцию.
Так, контроль за использованием государственных (в первую очередь — бюджетных) средствна различных уровнях государственного управления (и, соответственно, бюджетной системы) осуществляют специальные службы, создаваемые соответствующими органами исполнительной власти (административный контроль) и представительной власти (парламентский или независимый контроль). Налоговый контроль возлагается на налоговые службы и его проведение регламентировано Налоговым Кодексом Российской Федерации (НК РФ) с 1999 г. с последующими изменениями).
Денежно-кредитный контрольобычно входит в компетенцию государственного (национального) банка страны. В России согласно Федеральному закону РФ от 2 декабря 1990 г. № 394-1
«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в редакции введенной в действии с 10.01.2016. (ФЗ № 426 от 30.12 2015 ) — в компетенцию Центрального банка Российской Федерации .
Валютный контроль, как правило, проводят органы валютного регулирования. В России согласно Федеральному закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. № 3615-1 (в ред. федеральных законов от 03.07. 2016 г. № 173-ФЗ ), функции органа валютного контроля выполняет Центральный банк Российской Федерации.
Страховой контроль осуществляют органы надзора за страховой деятельностью. В России согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июняа 20048 г. № 330 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 18 июня 1999 г. № 643) функции органа надзора за страховой деятельностью выполняет Министерство финансов Российской Федерации.
Таможенный контрольреализуют специальные таможенные органы, в России — Государственный таможенный комитет Российской Федерации и его подразделения. ТК ТС РФ от08. 05. 2015г.
Кроме того, финансовый контроль может быть частью функций и других органов государственной власти, например, прокуратуры.
Различные государственные ведомства, имеющие вертикальную структуру управления, для контроля за подведомственными организациями, как правило, организуют собственный внутриведомственный контроль.
По сфере компетенции можно выделить следующие виды государственного финансового контроля.
Общегосударственный финансовый контроль направлен на все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Он осуществляется органами государственной власти и государственного управления общей компетенции (например, прокуратурой), а также специальными контрольными органами, основной функцией которых является государственный финансовый контроль (например, налоговыми органами). Объектом этого контроля является прежде всего соблюдение финансового законодательства и финансовых интересов государства.
Особое место в этом виде контроля занимает налоговый контроль, эффективная организация которого во многом определяет полноту поступления финансовых ресурсов в распоряжение государства и, следовательно, возможность государства исполнять свои функции.
Важное значение имеет таможенный контроль. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при пересечении товарами таможенной границы.
Соблюдение валютного законодательства при валютных операциях обеспечивает валютный контроль.
Бюджетно-финансовый контроль проводится в бюджетно-финансовой сфере.Предметом контроля являются процессы формирования и использования финансовых ресурсов государства.
Контроль этих процессов включает контроль законности и эффективности использования государственных (прежде всего бюджетных) средств; контроль исполнения бюджетов всех уровней власти и бюджетов государственных внебюджетных фондов; контроль денежного обращения, использования кредитных ресурсов, состояния государственного внутреннего и внешнего долга и государственных резервов; контроль предоставления финансовых и налоговых льгот и преимуществ, сохранности и использования государственного имущества, закрепленного за государственными органами, предприятиями и учреждениями, и иного имущества, находящегося в собственности государства.
Основными задачами бюджетно-финансового контроля является контроль за:
поступлением средств в бюджет и внебюджетные фонды;
законностью, рациональностью и эффективностью использования средств бюджета и внебюджетных фондов органами государственной власти и организациями;
своевременностью исполнения доходных и расходных статей бюджета и внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
эффективностью использования государственной собственности, ее приватизацией или национализацией;
обоснованностью предоставления и законностью использования льгот по налогообложению, государственных дотаций и иных финансовых преференций;
а также пресечение расточительства, финансовых злоупотреблений, неэффективного использования государственных средств посредством обращения внимания законодательных органов на недоработки действующего законодательства или в предлагаемых к утверждению законопроектах.
Решение задач бюджетно-финансового контроля требует не только контрольно-ревизионной, но и экспертно-аналитической и информационной деятельности. Это обычно предусматривает:
проведение оперативного контроля за надлежащим исполнением бюджета;
анализ и исследование нарушений и отклонений при формировании доходов и расходовании средств бюджета, их причин и последствий, подготовку и внесение в представительные и исполнительные органы власти предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом;
финансовую экспертизу проектов бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, а также иных законов и нормативных правовых актов органов государственной власти, государственных программ, субсидий, контрактов, договоров, соглашений и иных документов, предусматривающих расходование средств бюджета или влияющих на его формирование и исполнение.
Ведомственный финансовый контроль — это внутренний контроль отдельных государственных ведомств (министерств, концернов, органов управления исполнительной власти). Его проводят специализированные подразделения, созданные внутри ведомств,— органы ведомственного финансового контроля. Объектом этого контроля является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, организаций и учреждений.