Стабилизационная программа
ГЛАВА 2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРИЗИСОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Что случилось однажды, может никогда больше не случиться. Но то, что случилось два раза, непременно случится и в третий.
П. Коэльо
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРИЗИСОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды.
Причинами кризисов могут послужить различные факторы, которые можно разделить на две основные группы:
1. внешние (не зависящие от деятельности предприятия);
на социально-экономические факторы общего развития страны
рост инфляции;
нестабильность налоговой системы;
нестабильность регулирующего законодательства;
снижение уровня реальных доходов населения;
рост безработицы;
рыночные факторы;
снижение емкости внутреннего рынка;
усиление монополизма на рынке;
нестабильность валютного рынка;
рост предложения товаров-субститутов;
прочие внешние факторы;
политическую нестабильность;
стихийные бедствия;
обострение криминогенной ситуации.
2. внутренние (зависящие от деятельности предприятия)факторы возникновения кризиса:
1. Управленческие (высокий уровень коммерческого риска; недостаточное знание конъюнктуры рынка; неэффективный финансовый менеджмент; неэффективное управление издержками производства; отсутствие гибкости в управлении; недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности).
2. Производственные (необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса; устаревшие и изношенные основные фонды; низкая производительность труда; высокие энергозатраты; перегруженность объектами социальной сферы).
3. Рыночные (низкая конкурентоспособность продукции; зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей). Конечно, все вышеперечисленные факторы могут лежать в основе кризиса предприятия, но большее влияние на состояние предприятия оказывают управленческие факторы. Кратко основные внутренние причины кризиса и пути выхода из него представлены в табл. 1 [17].
СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ПРОГРАММА
В результате кризиса предприятие может потерять свою платежеспособность. Для восстановления платежеспособности предприятия применяется стабилизационная программа. Сроки ее осуществления для предприятия, находящегося в зоне ― ближнего банкротства, крайне ограничены, ведь резервных фондов у него уже, как правило, нет, а финансовые вливания извне исключены. Именно здесь начинают проявляться принципиальные отличия антикризисного управления от обычного. В состоянии кризиса предприятие все свои решения должно принимать быстро и с максимально возможной эффективностью. Основными путями повышения эффективности здесь становится максимизация или экономия денежных средств. При этом максимизация денежных средств может и должна осуществляться мерами, неприемлемыми с позиций обычного управления: допускаются любые потери (в том числе и будущие), ценой которых можно добиться восстановления платежеспособности предприятия сегодня. Это можно изобразить графически (рис. 2). Наступление кризиса означает превышение расходования денежных средств над их поступлением в условиях отсутствия резервов покрытия.
Стабилизационная программа призвана управлять активами предприятия для заполнения разрыва между их расходованием и поступлением. Заполнение ―кризисной ямы может быть осуществлено и увеличением поступления денежных средств (максимизацией), и уменьшением текущей потребности в оборотных средствах (экономией). Рассмотрим мероприятия стабилизационной программы, обеспечивающие решение этой задачи. Увеличить денежные средства предприятия можно путѐм перевода активов предприятия в денежную форму. При этом возможен ряд шагов: