Стабилизационная программа

ГЛАВА 2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРИЗИСОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Что случилось однажды, может никогда больше не случиться. Но то, что случилось два раза, непременно случится и в третий.

П. Коэльо

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРИЗИСОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды.

Причинами кризисов могут послужить различные факторы, которые можно разделить на две основные группы:

1. внешние (не зависящие от деятельности предприятия);

 на социально-экономические факторы общего развития страны

 рост инфляции;

 нестабильность налоговой системы;

 нестабильность регулирующего законодательства;

 снижение уровня реальных доходов населения;

 рост безработицы;

 рыночные факторы;

 снижение емкости внутреннего рынка;

 усиление монополизма на рынке;

 нестабильность валютного рынка;

 рост предложения товаров-субститутов;

 прочие внешние факторы;

 политическую нестабильность;

 стихийные бедствия;

 обострение криминогенной ситуации.

2. внутренние (зависящие от деятельности предприятия)факторы возникновения кризиса:

1. Управленческие (высокий уровень коммерческого риска; недостаточное знание конъюнктуры рынка; неэффективный финансовый менеджмент; неэффективное управление издержками производства; отсутствие гибкости в управлении; недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности).

2. Производственные (необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса; устаревшие и изношенные основные фонды; низкая производительность труда; высокие энергозатраты; перегруженность объектами социальной сферы).

3. Рыночные (низкая конкурентоспособность продукции; зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей). Конечно, все вышеперечисленные факторы могут лежать в основе кризиса предприятия, но большее влияние на состояние предприятия оказывают управленческие факторы. Кратко основные внутренние причины кризиса и пути выхода из него представлены в табл. 1 [17].

стабилизационная программа - student2.ru

стабилизационная программа - student2.ru

СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ПРОГРАММА

В результате кризиса предприятие может потерять свою платежеспособность. Для восстановления платежеспособности предприятия применяется стабилизационная программа. Сроки ее осуществления для предприятия, находящегося в зоне ― ближнего банкротства, крайне ограничены, ведь резервных фондов у него уже, как правило, нет, а финансовые вливания извне исключены. Именно здесь начинают проявляться принципиальные отличия антикризисного управления от обычного. В состоянии кризиса предприятие все свои решения должно принимать быстро и с максимально возможной эффективностью. Основными путями повышения эффективности здесь становится максимизация или экономия денежных средств. При этом максимизация денежных средств может и должна осуществляться мерами, неприемлемыми с позиций обычного управления: допускаются любые потери (в том числе и будущие), ценой которых можно добиться восстановления платежеспособности предприятия сегодня. Это можно изобразить графически (рис. 2). Наступление кризиса означает превышение расходования денежных средств над их поступлением в условиях отсутствия резервов покрытия.

стабилизационная программа - student2.ru

Стабилизационная программа призвана управлять активами предприятия для заполнения разрыва между их расходованием и поступлением. Заполнение ―кризисной ямы может быть осуществлено и увеличением поступления денежных средств (максимизацией), и уменьшением текущей потребности в оборотных средствах (экономией). Рассмотрим мероприятия стабилизационной программы, обеспечивающие решение этой задачи. Увеличить денежные средства предприятия можно путѐм перевода активов предприятия в денежную форму. При этом возможен ряд шагов:

Наши рекомендации