Анализ и оперативно-статистический учет
Планирование деятельности предприятия
Основу деятельности любого промышленного предприятия составляет производство.
Производство – процесс создания различных видов экономического продукта.
Производство – действующее предприятие, производящее продукцию.
Производство – это функциональное подразделение, которое создано в соответствие с выполняемыми работами и подчинено функциональному руководителю.
В современных рыночных отношениях планирование деятельности всех предприятий является важной основой их развития, т.к. действующие цены на все продукты и ресурсы свободно устанавливаются самими конкурирующими производителями.
Каждое предприятие самостоятельно решает, какие товары, в каких количествах производить в предстоящем плановом периоде. В результате этого в процессе планирования обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции, величиной рыночного спроса на товары и услуги и объемом их предложения предприятиями.
В связи с тем, что в рыночной экономике, ориентирующей каждого производителя и предпринимателя на максимальное удовлетворение потребностей своих товаров и получение прибыли, возникают новые задачи перед внутрифирменным планированием предприятия:
· Достижение полного объема производства и занятости имеющихся ресурсов
· Рациональное использование человеческого потенциала, производственных фондов, материальных запасов, рабочего времени, технологических методов, денежных средств, информационных возможностей.
Понятие «планирование деятельности предприятия» имеет 2 смысла:
1 – общеэкономический. Планирование – это механизм, в рамках которого главным координатором действий его участников являются цены, которые определяют выгодные для продавцов и покупателей объемы, способы производства и потребления товаров. Предприятие подчинено закону спроса и предложения
2 – конкретно управленческий. Он является основной функцией менеджмента, в которой выявляются необходимые для их достижения средства, разрабатываются методы наиболее эффективные в конкретных условиях. Сущность планирования в данном случае проявляется конкретизацией целей развития предприятия и каждого подразделения на установленный период, определением хозяйственных задач, выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов для решения поставленных задач.
Планирование характеризуется рядом определений.
Планирование – процесс составления планов, контроль за ходом реализации и корректировка в зависимости от меняющихся условий работы.
План – документ, отражающий стратегию и тактику развития производства на определенный период и является руководством к действию.
План предприятия – заранее разработанная система мероприятий, предусматривающая сбалансированное взаимодействие ресурсов, объем, методы, последовательность и сроки выполнения работ по производству и реализации продукции и оказанию услуг.
Спланировать работу предприятия – сделать прогноз на определенный период времени и в течение этого времени осуществлять контроль за ходом реализации.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что рыночный механизм не только не отвергает планирование, а поднимает на более высокую ступень любое хозяйственное решение, требует тщательного технико-экономического обоснования.
Рынок предъявляет более жесткие требования к планированию, перемещает работу по планированию в первичное звено.
В рыночной экономике сущность планирования заключается в следующем:
§ Каждая фирма может выбрать из множества вариантов плана один – наиболее подходящий (стратегический план)
§ Реализация плана осуществляется на основе решений, принятых сегодня (заключенных договоров)
§ Главной предпосылкой процесса планирования должен стать принцип самофинансирования и самодостаточности.
§ Реализация плана всеми подразделениями
§ Контроль за ходом выполнения, своевременная корректировка в связи с изменяющимися условиями функционирования предприятия
При обосновании планов могут разрабатываться: гипотеза ® прогноз ® концепция ® программа ® план
Гипотеза позволяет подготовить основу для научного прогнозирования, характеризует вероятностное поведение исследуемых объектов и их качественные стороны.
Прогноз, по сравнению с гипотезой, более четок, имеет значительно большую определенность, обязательные качественные и количественные характеристики, составляется с достаточно большой достоверностью, исходным материалом являются социальные и экономические прогнозы.
Концепция – способ трактовки наиболее вероятных социально-экономических процессов в обществе, стране.
Программа – экономический документ, в котором определяются проблемы в виде экономических и социальных мероприятий, заданий по срокам их исполнения, подкрепленных материально-техническими и др. ресурсами, экономической оценкой. В отдельных случаях программы могут быть составной частью прогноза или плана, но чаще всего – это самостоятельный документ в виде целевых программ, в которых выделяются приоритетные направления развития отрасли, региона, предприятия, чаще всего целевые программы имеют отраслевую принадлежность, разрабатываются для создания и развития различных агрохолдингов, кооперативов.
Логика, формы, задачи планирования и прогнозирования
Логика прогнозирования и планирования представляет упорядоченную последовательность, взаимосогласованность и научную обоснованность процедур, разработки прогнозов, программ, планов.
Важное место в логике прогнозирования занимает научный анализ объекта, который может быть представлен или выполнен в виде 3-ех основных стадий:
· На стадии ретроспекцииисследуется история создания и функционирования объекта, проводится полный сбор информации
· На стадии диагноза строятся экономические и экономико-математические модели для прогнозирования. В процессе решения задач подбираются наиболее приемлемые методы прогнозирования.
· На стадии проспекции проводится экспертная оценка, предлагаемых вариантов прогнозов, возможный сценарий реализации, развития.
Планирование и управление являются важнейшими функциями руководства.
На начальном этапе деятельности первичным является руководство, а его производным – планирование, только оперативное планирование становится функцией управления.
Основные формы классификации современной плановой системы
Формы планирования классифицируются с учетом уровня оперативного управления.
По уровню управления различают планы:
- глобальные
- общегосударственные
- региональные
- отраслевые
- хозяйствующих субъектов
В зависимости от поставленной цели:
- тактическое
- стратегическое
Классификация современных форм планирования
№ | Классификационный признак | Форма планирования |
Тип социально-экономической системы | Преимущественно директивно-централизованные с элементами самостоятельности объектов планирования; преимущественно индикативные в сочетании с директивностью | |
Значимость целей планирования | - стратегическое планирование - тактическое планирование | |
Срок действия разрабатываемых планов | - долгосрочное планирование - среднесрочное планирование - текущее планирование - оперативное планирование | |
Сфера деятельности (многоаспектность планирования) | - производственное планирование - финансовое планирование - кредитно-банковское планирование - инновационное планирование - социальное планирование | |
Масштаб планирования (уровень управления) | - международное планирование - общегосударственное планирование - отраслевое планирование - региональное планирование - корпоративное планирование - внутрихозяйственное планирование | |
Методология планирования | - системное планирование - ситуационное планирование - генетическое планирование - нормативное планирование | |
Типология планирования (временная ориентация) | - реактивное планирование - инактивное планирование - преактивное планирование - интерактивное планирование |
В практике планирования развития предприятия выделяют 4 основных вида типологии планирования:
1) Реактивное планирование (возврат к прошлому). Представители этого направления отрицают использование всего нового в процессе деятельности предприятия.
2) Инактивное планирование (инертность) – удовлетворенность настоящим
3) Преактивное планирование (упреждение) – ориентировано в основном на будущее. В этом случае планирование на предприятии осуществляется сверху вниз, на высших уровнях иерархии предприятия формируются цели и стратегии, затем определяются цели низших уровней предприятия и разрабатываются планы или программы их действия
4) Интерактивное планирование сводится к проектированию будущего и поиску путей его достижения.
В настоящее время предприятие само ответственно за организацию планирования своего развития, повышается роль таких показателей, как себестоимость, окупаемость, норма прибыли на капитал, объем продаж, наличность, ликвидность.
Планированием на предприятии занимаются руководители всех уровней управления – экономисты-менеджеры, специалисты разных категорий от применяемых теоретико-методологических положений, методических и практических рекомендаций, состава персонала, его профессиональной подготовки, предпринимательских способностей зависит организационно-экономическое и финансовое состояние предприятия.
В 1995 г. был принят ФЗ «О государственном прогнозировании и прогнозах социально-экономического развития РФ». В последующие годы были приняты правительственные и ведомственные нормативные акты по вопросам регламентирования планирования. Предприятия возвратились к разработке производственно-финансовых планов. На федеральном и региональном уровнях управления вошли в практику прогнозы и программы развития, начал складываться новый для России тип индикативного планирования (рекомендательного) в замен директивного.
Планирование в условиях рынка осуществляется снизу вверх с учетом предложений товаропроизводителей.
В обязанности отраслевых региональных департаментов входит: постоянное выполнение организационно-методического и нормативно-информационного обеспечения экономического планирования.
Основные задачи планирования заключаются в:
- изучении теории и методологии планировании, совершенствовании методики и практики разработки планов
- находить пути и способы эффективного решения конкретных хозяйственных задач
- определить направления развития отрасли, предприятия, возможности повышения эффективности производства
Роль плановых работников объясняется следующими причинами:
1)Возрастание инвестиционного и наукоемкого характера современного производства
2)Усиление в условиях конкурентности приоритета качества и научно-технического уровня продукции
3)Возрастанием в труде предпринимательских начал
4)Усилением коллективного характера труда
Система показателей и расчетов в планировании
Показатель – это форма выражения конкретного задания, содержащегося в управленческом решении.
Плановые показатели не могут устанавливаться произвольно, они должны соответствовать определенным требованиям:
ü охватывать все стороны и аспекты развития предприятия
ü обеспечивать единство и обязательность определенных показателей (утвержденных, расчетных и информационно-ориентированных)
ü обеспечивать сопоставимость и сводимость различных разделов плана
ü ориентировать предприятие на поддержание рациональных пропорций и рост социально-экономической эффективности
В планировании на предприятии АПК выделяют следующие группы показателей:
1) Натуральные и стоимостные (расчет потребности в семенах, удобрениях и т.д.)
2) Количественные и качественные показатели (отражают объем, масштаб, размер производства, интенсивные и структурные факторы, эффективность производства)
Они подразделяются на: экономические и технико-производственные, характеризуют технико-производственную характеристику, мощность, расходы сырья, производительность труда, капиталоотдачу
3) Абсолютные показатели характеризуют содержание плановых заданий в абсолютных величинах (объем производства продукции, размер з/п, посевные площади) выражаются в натуральных и стоимостных показателях
4) Относительные показатели характеризуют динамику соответствующих величин, их структуру, измеряются в относительных величинах (%-ах роста или прироста, снижения) позволяют выявить сложившиеся и будущие тенденции развития
5) Утвержденные показатели – договорные, доведенные до предприятия вышестоящей организации, по которым оценивается выполнение плана
6) Частные и обобщающие – позволяют оценить выполнение плана, определить экономическую эффективность функционирования предприятия (темп роста прибыли, валовой и товарной продукции, уровень и динамика производительности труда, с/с, капиталоемкость продукции и т.д.)
Плановые расчеты применяют как в текущем, так и в перспективном планировании.
Наиболее распространенные в практике планирования следующие методы:
§ По фактически достигнутому уровню – основан на произведении базового показателя и предполагаемого темпа его роста или снижения. Например, плановый уровень с/с 1 ц зерна можно определить умножением фактической с/с за предыдущий год на возможную величину темпа ее снижения. Недостаток – не предусматриваются возможные изменения с/с по статьям затрат, не учитываются изменения, которые могут произойти в будущем
§ Метод планирования на основе укрупненных экономических расчетов предполагает обоснование планового показателя путем анализа составляющих его величин и определяющих их факторов. Например, валовой сбор зерна зависит от посевной площади и урожайности, выделение системы факторов, влияющих в плановом периоде на размер, структуру посевных площадей, уровень урожайности, позволяют определить плановый объем валового сбора зерна
Совершенствование структуры посевных площадей предусматривает полное освоение севооборота, рациональная структура посевных площадей позволяет без дополнительных инвестиций достичь существенной прибавки урожая.
На урожайность зерновых культур оказывают влияние многочисленные факторы:
- рациональное применение минеральных и органических удобрений, средств борьбы с вредителями и болезнями
-повышение доли высокоурожайных сортов
-совершенствование структуры посевных площадей, освоение севооборотов
-оптимальная агротехника возделывания
-организация труда и его оплаты
Показатели повышения урожайности от того или иного фактора устанавливаются в соответствие с нормативами или рекомендациями научно-исследовательских учреждений, а также на основе анализа влияния этих факторов в отчетном периоде.
Факторы, влияющие на изменение продуктивности животных:
o кормовая база (улучшение)
o улучшение условий содержания скота
o приобретение новых высокопродуктивных пород, организация собственного воспроизводства стада
o внедрение опыта передовых предприятий района, области, совершенствование технологии производства
o организация труда и его оплаты
Сущность и структура объектов планирования на предприятии
Объектом планирования на предприятии является его деятельность, под которой понимается выполнение им своих функций.
Основными функциями являются:
1) Производственная (хозяйственная) деятельность, направленная на производство и реализацию различных видов продукции, услуг и получение прибыли для удовлетворения экономических и социальных интересов собственника имущества и членов трудового коллектива.
Предприятие может осуществлять любой вид деятельности, если они не запрещены законодательством и отвечают целя, предусмотренным в уставе предприятия.
Основным видом деятельности является производственная, которая включает стадии:
- Исследование и разработки. На этой стадии рождаются идеи развития новых или улучшения существующих изделий
- Производство. Происходит превращение ресурсов и идей в конечную продукцию.
- Маркетинг, обеспечивающий надежный прогноз спроса через систему заключенных договоров, полученных заказов
2) Социальная деятельность обеспечивает условия для воспроизводства работника и реализации его интересов.
Состоит из:
-политики оплаты труда
-обеспечения безопасных условий труда
-подготовки
-переподготовки и повышения в квалификации кадров работников и служащих
-формирования штатного расписания
-формирования трудового коллектива
3) Экологическая – направлена на снижение и компенсацию отрицательного воздействия его производства на природную среду. Финансирование данных мероприятий производится за счет собственных средств или иных источников.
В практике внутрихозяйственного планирования можно выделить 3 направления плановой работы:
v Прогрессивное планирование (снизу вверх). Планирование осуществляется от низших уровней иерархии предприятия к высшим. Низшие структурные подразделения сами составляют детальные планы своей работы, которые затем интегрируются на верхней ступени предприятия, образуют план предприятия
v Ретроградное (сверху вниз). Плановая работа подразделений осуществляется исходя из плана предприятия путем детализации его показателей сверху вниз по иерархии. Структурные подразделения должны преобразовать поступающие к ним планы вышестоящих уровней в планы подразделений.
v Встречное планирование предусматривает разработку планов в 2 этапа:
- Сверху вниз (проводится текущее планирование по главным целям)
- Снизу вверх (составляется окончательный план по системе детализированных показателей)
Критерием эффективности планирования является степень использования плана на практике, как руководство к действию.
Многие руководители и специалисты отмечают, что планы предприятий «не работают». Это происходит главным образом потому, что планы охватывают длительный период, распространяются на большие системы, сталкиваются с большим числом процессов и событий. В связи с этим в системе планирования необходимо обеспечивать постоянную корректировку планов в соответствии с изменениями внешней среды и внутренних условий. С этой целью могут использоваться автоматизированные системы корректировки планов, а также программы по составлению планов.
Система внутрихозяйственного планирования на предприятии включает:
Исходные материалы
1.1.Научно-производственные рекомендации, системы ведения хозяйства
1.2.Показатели федеральных региональных программ
1.3.Основные фактические показатели уровня развития предприятия и его подразделений
1.4.Нормы и нормативы взятые по предприятию и из нормативно-справочной литературы
1.5.Договорные обязательства и государственный заказ
Перспективное планирование
2.1.План организационно-хозяйственного устройства (10 – 15 лет)
2.2.План развития
2.3.Стратегический план (5-15 лет)
2.4.Бизнес-планирование (3-5 лет)
Годовое тактическое планирование
3.1.Годовой производственно-финансовый план
3.2.Производственный план подразделений цехов
3.3.Бизнес-план
Оперативное планирование
4.1.Технологические рабочие планы по периодам работ
4.2.Плановые задания производственным участкам, цехам на декаду, месяц, квартал
4.3.Ежедневные планы-наряды
4.4.Технологические карты по отраслям
Организация внутрифирменного планирования. Функции планово-экономического отдела.
Основные функции экономиста в области планирования:
1) В области планирования:
1.1. Организация и общее руководство разработкой перспективных и текущих планов предприятия
- Подготовка предложений для утверждения руководством предприятия, порядка, сроков и участников разработки планов
- Разработка производственной программы между участками и цехами
- Обеспечение согласованности и взаимной увязки планов участков цехов, служб предприятия
1.2. Внесение соответствующих корректировок в планы производственных подразделений, план предприятия в случае изменения производственно-хозяйственной ситуации
В области организации планово-экономической работы
a. Организация материального стимулирования на предприятии и политики оплаты труда
b. Организация коммерческого и хозяйственного расчета на предприятии и производственных участках
c. Организация работ по нормированию на предприятии:
-Систематизация нормативных затрат на изготовление продукции
-Участие в разработке прогрессивных плановых технико-экономических норм и нормативов и доведение их до участков цехов служб предприятия
-Использование справочно-нормативной литературы
d. Ценообразование на продукцию предприятия
-Составление нормативных калькуляций (с/с продукции), контроль за внесением в них всех текущих изменений
-Разработка и представление на утверждение внутризаводских цен
-Подготовка заключений по проектам оптовых цен на поставляемую продукцию предприятию
-Установление цен на продукцию предприятия
-Анализ цен, выявление убыточных и высокорентабельных изделий, разработка мероприятий по ликвидации убыточности, внесение предложений о пересмотре цен на высокорентабельные изделия, подготовка и представление для утверждения новых цен на продукцию
e. Организация разработки мероприятий по эффективному использованию производственных мощностей предприятия в материальных и трудовых ресурсах по использованию всех резервов производства.
Анализ и оперативно-статистический учет
3.1. Контроль за выполнением плана участками, цехами, службами предприятия в течение года
3.2. Экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия
3.3. Организация оперативно-статистического учета
Принципы и методы планирования
Планирование – это функция управления, включающая комплекс работ:
ü анализ ситуаций и факторов внешней среды
ü прогнозирование
ü оценка и оптимизация альтернативных вариантов плана
ü разработка и реализация плана
Основным направлением развития экономики является активизация инновационной деятельности:
· выбор оптимальной стратегии фирмы на перспективу на основе альтернативных вариантов стратегического планирования
· применение научных подходов к формированию оптимальному по номенклатуре и ассортименту портфеля инноваций
· структуризация целей инновационной деятельности
· формирование организационно-технических и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение плана
· координация выполнения планов по заданиям, исполнителям, ресурсам, срокам
· стимулирование выполнения планов
Основные принципы планирования:
1) Преемственность стратегического и тактического планов в том, что тактический план является механизмом реализации стратегического плана. Данные виды планов могут повторять разделы стратегического плана, но число плановых показателей в них должно быть больше, они более детальные и охватывают менее короткий период планирования
2) Социальная ориентированность плана предусматривает наряду с техническими и экономическими проблемами решение проблем по экологической безопасности и социального развития коллектива
3) Ранжирование объектов планирования по их важности осуществляется с целью рационального использования имеющихся ресурсов.
4) Адекватность плановых показателей обеспечивается увеличением числа учтенных факторов при прогнозировании альтернативных плановых показателей, снижением ошибок и повышением точности прогнозов
5) Согласованность плана с параметрами внешней среды устанавливается с помощью анализа динамики факторов внешней среды и исследованием влияния этих факторов на плановые показатели
6) Вариантность плана связана с разработкой ряда альтернативных вариантов достижения одной и той же цели, выбора оптимального варианта, обеспечивающего достижение плановой цели с минимальными затратами
7) Сбалансированность плана, преемственность баланса показателей по иерархии: трудовых ресурсов, поступление и распределение ресурсов, денежных потоков
Экономическая обоснованность плана
9) Окончательный выбор варианта плана с точки зрения эффективности
10) Автоматизация системы планирования, применение современных информационных технологий, программ, хранение и передача информации
Прогнозирование и планирование экономики представляет собой сложный многоступенчатый процесс, в ходе которого должен решаться обширный круг социально-экономических и научно-технических проблем. Для этого необходимо использовать в сочетании разнообразные методы теории и практики плановой деятельности. За прошедшие годы накоплен набор различных методов, по оценкам ученых их насчитывается свыше 150, но на практике в качестве основных используются лишь 15-20.
По степени формализации методы экономического прогнозирования можно подразделить:
1) Интуитивные методы базируются на интуитивно-логическом мышлении, используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования или объект слишком прост и не требует трудоемких затрат.
Среди интуитивных методов широко используются:
- Метод экспертных оценок. В основу прогноза закладывается мнение коллектива специалиста, основанного на научном и практическом опыте. Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.
- Метод исторических аналогий и прогнозирования по образцу. Техника прогнозирования состоит в анализе высокоразвитой системы (страна, регион, отрасль) одного и того же приближенного уровня, который имеется в менее развитой аналогической системе. На основании истории развития изучаемого процесса высокоразвитой системы строится прогноз для менее развитой системы. Такие аналогии можно использовать при определении путей развития новых отраслей, видов техники, структуры производства и потребления.
2) Формализованные методы. Относятся методы экстраполяции и методы моделирования, которые базируются на математической теории.
Метод экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее. Различают:
- Формальная экстраполяция базируется на предположении о сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций, развитие объектов прогнозов.
- При прогнозной экстраполяции фактическое развитие увязывается с гипотезами о динамике исследуемого процесса с учетом изменения влияния различных факторов в перспективе. Данный метод чаще всего применяют на начальном этапе прогнозирования