Понятие и структура муниципального бюджета
Муниципальные финансы – совокупность денежных средств, которыми располагает орган местного самоуправления для решения задач, возложенных на него государством и местным населением.
Муниципальные финансы включают:
1) средства местного бюджета;
2) государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;
3) другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.
Муниципальные финансы основываются на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности.
Бюджеты муниципальных образований относятся к местным бюджетам. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением органы местного самоуправления осуществляют самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования. В этих бюджетах могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Доходная часть муниципальных бюджетов состоит из собственных доходов, а также поступлений от регулирующих доходов и средств по взаимным расчетам. В нее входит также финансовая помощь в виде дотаций, субвенций, субсидий, средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований. Собственные доходы включают местные налоги и сборы, другие собственные доходы.
К собственным доходам местных бюджетов также относятся: доходы от приватизации и реализации муниципального имущества; доходы от сдачи в аренду муниципального имущества; платежи за пользование недрами и природными ресурсами на территории муниципального образования; штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты; государственная пошлина; не менее 50% налога на имущество предприятий; подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; доли федеральных налогов.
Расходы муниципальных бюджетов делятся на две части: бюджет текущих расходов (содержание и капитальный ремонт ЖКХ, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, образования, культуры, спорта и другие расходы) и бюджет развития муниципальных образований (включаются расходы, связанные с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие территорий, и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством). Контроль за осуществлением местных бюджетов осуществляют органы законодательной власти.
Муниципальный заказ на выполнение работ, оказание услуг, финансируемых за счет средств местного бюджета, размещается по результатам открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления. Заказчиком по муниципальному заказу на выполнение работ, оказание услуг, финансируемых за счет средств местного бюджета, выступают органы или должностные лица местного самоуправления.
К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся:
1) нормативы отчислений от регулирующих доходов;
2) дотации и субвенции местным бюджетам;
3) средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;
4) средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, предоставленное органам местного самоуправления законодательно, на деле может быть реализовано только путем использования конкретных финансовых инструментов, включая налоги, и с учетом конкретного уровня централизации финансовых ресурсов на том или ином уровне бюджетной системы. В данном вопросе необходимо исходить из тех минимальных обязательств, выполнение которых не может быть поставлено под сомнение ни на федеральном, ни на региональном, ни на местном уровнях.
В настоящее время сложилась ситуация, при которой финансовая база местных бюджетов недостаточна для покрытия текущих расходов муниципальных образований. Поэтому доходная часть местных бюджетов состоит не только из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, а включает, как правило, финансовую помощь в различных формах.
Поскольку органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов, необходимо создать механизмы стимулирования оптимального распределения муниципальных средств для решения наиболее острых социально-экономических проблем муниципальных образований.
Правовое регулирование финансовой самостоятельности муниципальных образований
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.
Доходная часть минимальных местных бюджетов формируется путем закрепления на долговременной основе федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации доходных источников. Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов.
Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ.
Органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами наделены следующими функциями:
1) регулируют отношения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, между федеральным бюджетом и местными бюджетами – в рамках федеральных целевых программ;
2) участвуют в решении вопросов местного значения путем выполнения федеральных целевых программ и региональных программ;
3) распределяют средства, выделяемые для финансирования федеральных целевых программ и региональных программ и других мероприятий, между муниципальными образованиями, осуществляют контроль за эффективным и целевым использованием этих средств;
4) разрабатывают государственные минимальные социальные стандарты, устанавливают социальные нормы;
5) оказывают методическую помощь органам местного самоуправления в работе по формированию и исполнению местных бюджетов;
6) осуществляют контроль за соблюдением органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации.
Представительные органы местного самоуправления наделены следующими правами:
1) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливать или отменять местные налоги и сборы, изменять порядок их уплаты и предоставлять льготы по ним;
2) получать в местный бюджет предусмотренные законами Российской Федерации и субъектов РФ налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования.
Межбюджетные отношения органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации строятся на следующих принципах:
1) взаимной ответственности;
2) применения единой для всех муниципальных образований методологии с учетом их местных особенностей;
3) выравнивания доходов муниципальных образований;
4) максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков;
5) компенсации местным бюджетам в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти;
6) повышения заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов местных бюджетов;
7) гласности.
При решении вопроса об оказании финансовой помощи муниципальным образованиям органы государственной власти субъекта РФ осуществляют проверку обоснованности предоставления финансовой помощи, достаточность мер по увеличению доходов местных бюджетов, соблюдению законодательства Российской Федерации по расходованию средств местных бюджетов, включая их целевое использование.
Органы государственной власти осуществляют контроль за расходованием средств, выделенных ими муниципальным образованиям на выполнение федеральных целевых и региональных программ, а также в форме субвенций.
Фонд финансовой поддержки муниципальных образований создается в бюджете субъекта РФ. Средства фонда формируются путем отчислений от федеральных и региональных налогов, поступающих в бюджет субъекта. Средства фонда распределяются с учетом численности населения муниципального образования, доли детей дошкольного и школьного возраста и доли лиц пенсионного возраста в этой численности, площади территории муниципального образования, уровня душевой обеспеченности бюджетными средствами муниципального образования.
Средства в местные бюджеты перечисляются из фонда ежемесячно.
В финансово-кредитной сфере органы местного самоуправления наделены следующими правами:
1) выбирать из числа банков уполномоченный банк путем проведения открытого конкурса;
2) осуществлять эмиссию муниципальных облигаций и жилищных сертификатов;
3) выдавать предусмотренные местным бюджетом ссуды юридическим и физическим лицам при условии обеспечения финансирования расходной части местных бюджетов;
4) получать в кредитных организациях краткосрочные и долгосрочные кредиты на условиях, согласованных с представительными органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления не имеют права передавать средства местного бюджета и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в уставный капитал кредитных организаций.
В законодательстве РФ предусмотрен целый спектр местного налогообложения, допускающий возможность выбора из предложенного перечня тех налогов, которые в наибольшей степени отвечают интересам развития конкретных территорий.
В налоговом кодексе РФ предусмотрено сокращение или оптимизация общего числа налогов. Взят прицел на отказ от наименее эффективных местных налогов.
Межбюджетные отношения органов местного самоуправления и региональных органов строятся на принципах взаимной ответственности, применения единой для всех муниципальных образований методологии, учитывающей индивидуальные особенности, выравнивания доходов муниципальных образований.
Конституционные положения получили развитие в ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в РФ». Он регламентировал основные источники доходов местного бюджета, в доходную часть которого зачисляются местные налоги, сборы и штрафы. Закон особо выделил право органов местного самоуправления на получение платежей, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, а так же подтвердил право на образование внебюджетных фондов и участие в кредитных отношениях.
Характеристики муниципальных займов и кредитов
Муниципальный займ – привлечение финансовых ресурсов региональными и местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.
Договор муниципального займа заключается путем приобретения гражданином или юридическим лицом выпущенных органом местного самоуправления муниципальных облигаций. Выпуск муниципальных облигаций обеспечивается муниципальным имуществом и средствами местных бюджетов. Государство не несет ответственности по обязательствам муниципального образования, а муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам государства.
Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год. Предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления не должна превышать 15% объема расходной части местного бюджета. Краткосрочные заимствования в любой форме не могут производиться до утверждения местного бюджета на текущий финансовый год.
Существуют две главные формы муниципальных займов:
1) выпуск муниципальных ценных бумаг;
2) ссуды.
Ссуды могут предоставляться либо по бюджетной линии – бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов, либо коммерческими банками.
В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг является основной формой муниципального займа, это дешевле, чем брать ссуду в коммерческом банке, за счет предоставляемых по этим ценным бумагам налоговых льгот.
Основными гарантиями платежеспособности местных органов власти по принятым обязательствам являются их право устанавливать и взимать налоги и пошлины, наличие муниципальной собственности и право на взимание выручки от эксплуатации этой собственности. Наиболее популярными моделями займов местных органов власти являются:
1) Жилищные и телефонные займы составляют наиболее многочисленную группу – 57% от общего количества выпусков. Средства, полученные от реализации облигаций, используются главным образом для финансирования строительства жилых домов.
2) Арбитражные займы – вторая по численности группа займов – около 16% от общего количества выпусков. Их доля в общем объеме эмиссий – 7%. В данной форме наиболее четко проявляется во многом спекулятивный характер рынка региональных и местных займов. Арбитражные займы могут заметно различаться по декларируемым целям. Это может быть финансирование социальных программ, промышленно-инвестиционных проектов и т.п.
3) Промышленные (социальные) инвестиционные займы пока немногочисленны – около 8% от общего количества выпусков. Такое положение объясняется главным образом отсутствием по-настоящему привлекательных и прибыльных инвестиционных проектов, а также тем, что в условиях высокого уровня инфляции инвестиции в реальный сектор экономики имеют отрицательную доходность.