Реструктуризация, основанная на внутренних факторах
В рамках управления стоимостью предприятие должно рассматриваться с точки зрения того, приносит ли оно доход, превышающий стоимость привлечения его капитала, или нет.
Смысл управления денежным потоком и стоимостью предприятия заключается в создании новой стоимости.
Управление стоимостью требует регулировать баланс наравне с отчетом о прибылях и убытках и поддерживать разумное равновесие между долгосрочными и краткосрочными целями деятельности предприятия. Если управление стоимостью внедрено и организовано должным образом, корпорация получает огромные выгоды. Такое управление, по сути, представляет собой непрерывную реструктуризацию, направленную на достижение максимальной стоимости.
Процесс реструктуризации, основанной на внутренних факторах можно представить следующей схемой. Данная схема справедлива при допущении о том, что в основе формирования стоимости лежит механизм, описанный в методе дисконтированных денежных потоков.
Рис. 4. Процесс реструктуризации, основанный на внутренних факторах[29]
Рассмотрим более детально приведенную схему.
Управление стоимостью осуществляется в соответствии с конкретными стратегиями развития предприятия: операционной, инвестиционной и финансовой. Очевидно, что стратегии напрямую связаны с видами деятельности, от которых формируются денежные потоки организации.
При этом применяются два подхода: лидерство по затратам и дифференциация.
Первый подход заключается прежде всего в строгом контроле затрат предприятия и максимальном повышении эффективности производства;
второй - в концентрации усилий предприятия на производстве и реализации продукции, не имеющей конкурирующих аналогов.
Операционная стратегия.
При первом подходе "лидерство по затратам", когда разрабатывается операционная стратегия, оптимальными являются следующие приемы:
· сокращение доли постоянных затрат путем экономии на административных и накладных расходах;
· оптимизация связей с поставщиками с целью дополнительной экономии на затратах;
· увеличение своей доли на рынке для достижения экономии на масштабах по каждому виду деятельности;
· обеспечение конкурентоспособных цен на реализуемую продукцию.
Второй подход "дифференциация" в рамках операционной стратегии предполагает главным образом использование потенциала увеличения цены и тем самым маржи валовой прибыли в тех сегментах рынка, где есть ощутимое преимущество перед конкурентами.
Инвестиционная стратегия.
При первом подходе, когда используются инвестиционная стратегия, рекомендуется:
· минимизировать остаток денежных средств;
· стимулировать дебиторов к сокращению средних сроков погашения задолженности;
· минимизировать уровень товарно-материальных запасов, но без ущерба для бесперебойного выполнения заказов клиентов;
· экономить на использовании основных средств (например, арендуя машины и оборудование, а не покупая их);
· продавать избыточные неиспользуемые активы.
При втором подходе рекомендуется:
· связать управление дебиторской задолженностью с ценовыми факторами;
· добиваться у поставщиков наиболее выгодных условий погашения кредиторской задолженности.
Здесь же рекомендуется инвестировать средства в специальные активы, необходимые для дифференциации.
Финансовая стратегия.
В обоих подходах стратегия ориентирована на:
· создание оптимальной структуры капитала;
· выбор наиболее дешевых способов финансирования заемного и собственного капитала;
· максимальное сокращение факторов делового риска.
Последовательное осуществление того или иного варианта стратегий приводит к максимальному увеличению денежного потока и, как следствие, к повышению стоимости предприятия.
Технология реализации реструктуризации следующая[30]:
1. Оценка стоимости организации «как есть» с помощью метода дисконтированных денежных потоков.
2. Потенциальная стоимость с внутренними улучшениями. Здесь проводится финансовый анализ деятельности организации с целью выявления факторов, «движущих стоимость», и разработка стратегий для увеличения стоимости организации на основе внутренних факторов.
3. Потенциальная стоимость с внутренними и внешними улучшениями. Разработка стратегий для увеличения стоимости организации на основе внешних факторов.
4. Оптимальная реструктурированная стоимость.