Продаем шкворчание, а не бифштекс
«Продавайте шкворчание, а не бифштекс» — это переиначенная формула показа, а не рассказа. Ловкость рук завораживает людей гораздо больше, чем документальные свидетельства. Человеку свойственно желание перенестись из скучной рутины в сказочную страну. И реклама предоставляет ему такую возможность. Продайте людям идею, нарисуйте им картину и хотя бы на мгновение пригласите в рай. Воспользовавшись рекламируемым товаром, они снова вернутся на землю!
И подсознательно потребители подозревают это. Поэтому копирай-терам приходится тратить все больше усилий для того, чтобы овладеть их душами. Огромное количество товаров требует, чтобы на них обратили внимание. Так что копирайтер может претендовать лишь на очень незначительный объем памяти потребителя. Поэтому рекламодатели предпочитают издавать душераздирающие вопли, пытаясь привлечь к себе внимание и обеспечить продажу в течение короткого времени. Они не могут рассчитывать на то, что потребитель запомнит их.
Более мудрые рекламодатели работают не спеша, создавая торговую марку. Они в течение нескольких лет тратят на это деньги, закладывая их в бюджет. И каждая следующая реклама соединяется в сознании потребителя с общим впечатлением, которое рекламодатель хочет создать о своем товаре. Такой подход требует терпения, денег, хорошего стратегического мышления и приносит плоды лишь по прошествии длительного времени. Многие ли рекламодатели могут себе это позволить?
Вы когда-нибудь ели фирменное яйцо?
Вряд ли. И я вам могу объяснить, почему.
Много лет тому назад в одно известное агентство обратились фермеры из Махарашты с предложением заняться рекламой их яиц. Рекламная кампания должна была быть поддержана ведущей маркетин говой фирмой, которая являлась клиентом агентства. При этом следует отметить, что продажа яиц в штате является очень тонким процессом, так как цены на них широко варьируются — от крайне высоких летом до самых низких в холодные месяцы. Имейте это в виду! Кроме того, есть английские яйца и местные яйца, яйца вегетарианские и невегетарианские, оплодотворенные и неоплодотворенные. Что еще больше усугубляет проблему.
Задача агентства состояла в том, чтобы разобраться со всем этим и начать рекламную кампанию в соответствии с предложенными маркетинговыми целями, заключавшимися в стабилизации цен, обозначении каждого вида яиц и установлении торговой марки кооперативной ассоциации фермеров. До этого времени в Бомбее (или Мумбае, как его теперь называют) продавались яйца только одного вида (неоплодотворенные), которые приобретались верхушкой общества и назывались «венценосными». В агентстве не только не пробовали их, но даже о них не слышали.
Клиент, имевший интересы в сфере производства корма для животных, разработал маркетинговую стратегию и попросил агентство придумать название яйцам из Махараштры, а также способ их продажи.
Наилучшим способом представления творческих идей фермерам были признаны аудиовизуальные средства информации. Агентство не сомневалось в том, что озвученная видеопрезентация воодушевит их.
Начальником финансового отдела был высокий дородный сикх, получивший образование в американском колледже. Единственной приметой его национальности являлась толстая кадха, красовавшаяся на массивном запястье. Он был лысым, носил очки в золотой оправе, курил марихуану и был убежден в том, что он прежде всего поэт и художник и лишь временно занимается рекламным бизнесом. К проблеме яичного маркетинга он подошел с тем же равнодушием, с каким отбрасывал очередное стихотворение.
«Январь, февраль, май, июнь, — прогрохотал он на весь отдел, обращаясь к начинающему сотруднику, — яичная презентация состоится 16-го. Просто собери весь материал, а я встречусь с тобой в аудитории в 6 часов вечера. Прамод достанет проектор, а я договорюсь о том, чтобы машина заехала за тобой в пять». И с этими словами он отбыл, вероятно, дописывать свою очередную картину.
Благодаря хорошо отлаженному механизму агентства работа над яичной презентацией продолжалась. Агентство выступило с целым рядом предложений — начиная от наклеек на автомобили, кончая выпуском листовок.
И вот наступил великий день. Презентация началась с показа пятиминутного ролика, включающего сюжет о том, как первая яичница получилась из яйца, снесенного египетской курицей на раскаленный камень в пустыне Сахара, литературную аллюзию (Омлет или Принц Датский) и медицинские рекомендации («Забудь про болезни — нет яйца полезней»,«Съедая в день одно яйцо, забудешь доктора лицо»). Фермеры бесстрастно взирали на экран, хотя кое у кого из клиентов ролик явно вызвал улыбку.
Затем агентство перешло к основной части, объяснив, как поместить яйца в общую корзину потребительских товаров под фирменным наименованием «Королевское яйцо» и распространить этот бренд по всем городам Махараштры. Что несомненно будет способствовать усвоению привычки есть яйца даже среди представителей низшего класса (кто устоит перед названием «Королевское яйцо»?) и, соответственно, увеличит их потребление на душу населения. И, соответственно, чем больше будет съедено яиц, тем выше окажется доход. И представители агентства с самодовольным видом вернулись на свои места в ожидании аплодисментов.
Это произвело настоящий фурор в среде фермеров.
Перекрикивая друг друга, они начали подсчитывать, сколько пайсов принесет им каждое яйцо за вычетом оплаты рекламы, и результаты у всех получались разные. Клиент пытался перекричать фермеров, одновременно заверяя их в безошибочности маркетинга и дистрибьютерских возможностях. «Королевские яйца» окажутся на столах даже в тех семьях, которые в настоящее время не употребляют яйца, а доходы фермеров во много раз превзойдут затраты. Этот тезис был встречен скептическими отмашками и новым взрывом криков. Представители агентства молча наблюдали за тем, как превращаются в прах все их усилия.
Через полтора часа ожесточенных споров фермеры покинули помещение, чтобы больше уже никогда не появиться. Клиент оплатил презентацию и теперь пользуется ею как учебным пособием для обучения менеджеров. Что до моей роли в этой истории, то я получила от Муби Исмаил мраморное пресс-папье в форме яйца, которое до сих пор стоит на моем столе. А яйца в Махараштре до сих пор продаются в разное время года по разным ценам. (Эта история произошла на самом деле.)
Исследование рынка вне всяких сомнений говорит о том, что яйца - это ничтожный товар, который в ближайшем будущем вообще перестанут покупать. Во-первых, они неустойчивы и легко перекатываются, во-вторых, слишком хрупки и требуют специальной упаковки, в-третьих, похожи друг на друга и, в-четвертых, их трудно разбивать.
Роберт Плискин (1963)
Проверьте свое знание торговых марок
Знаете ли вы рекламодателей, создавших бренды для следующих категорий товаров?
Категория товаров | Название бренда | Рекламодатель |
Туалетное мыло | ||
Стиральные порошки | ||
Сигареты | ||
Текстиль | ||
Мужская одежда | ||
Бытовая техника | ||
Телевизоры | ||
Холодильники | ||
Масло | ||
Косметика | ||
Обувь | ||
Осветительные приборы | ||
Оборудование для земляных работ | ||
Электроника | ||
Сталь | ||
Автомобили | ||
Авиакомпании | ||
Туристические агентства | ||
Гостиницы | ||
Банки | ||
Телекоммуникации | ||
Курьерские службы | ||
Рекламные агентства |
♦ Почему вы запомнили эти бренды?
♦ Какие рекламные кампании вы помните?
♦ Помните ли вы изображение или текст?
♦ Сколько времени уже существуют эти бренды, на ваш взгляд?
♦ Согласится ли ваша мама с вашими ответами?
♦ А ваш дед?
Выбор агентства
Давайте посмотрим, как работает принцип показа, а не рассказа, когда вы принимаете решение заняться рекламой и оказываетесь перед выбором — в какое агентство пойти. Прежде всего следует оглядеться и составить список местных рекламных агентств. Возможно, вы расположите их в зависимости от величины. Ни одно агентство не рассказывает о себе, зато оно демонстрирует, каково оно, с помощью своей рекламы и кадровой политики. (Хорошую компанию можно отличить по ее сотрудникам!) Возможно, у вас есть друзья, работающие в агентствах.
Чем выписанные вами агентства отличаются друг от друга помимо размеров?
Агентство А выпускает очень броскую и даже шокирующую рекламу. Агентство В искусно создает бренды.
Агентство С в основном занимается проведением кампаний в общественной сфере.
Вы еще некоторое время наводите справки и беседуете с разными людьми. Возможно, вы начинаете изучать недавние кампании, проведенные этими агентствами. И рано или поздно вы начинаете ощущать, что собой представляет каждое из них, хотя вы в них еще и не работаете. Вы составляете свои представления на основании того или иного профиля клиентуры, статей, которые печатаются в коммерческих журналах, и бесед с людьми, работающими в этой сфере. Таким образом, вы еще не попробовали бифштекс, но уже ощущаете его аромат и слышите его шкворчание на сковородке. И если вы достаточно голодны, вы последуете за своим носом.
Именно это происходит с людьми, на которых обрушивается реклама. Их начинают привлекать шкворчание и аромат, которые и заставляют приобрести тот или иной товар (бифштекс).
Рекламное творчество и заключается в том, чтобы продавать шкворчание.
Бывший генеральный директор Lintas и известный театральный деятель Герсон да Куна делится своими мыслями о том, чем для него является творчество.
Как продать весну
Существует множество мнений относительно того, что такое «творчество». Однако лишь немногие из них дают полезное о нем представление. Очень часто этим словом пользуются для определения какой-нибудь уловки, или его определения настолько индивидуальны, что лишены какого бы то ни было смысла и имеют спекулятивный характер, призванный привлечь внимание. Любые нововведения должны быть осмыслены. Творчество должно быть актуальным. (В данном случае речь идет о прикладном творчестве, а не о революционных отказах от традиций и условностей, свойственных так называемому «изобразительному искусству».)
Осознать, что такое творчество, мне помог один старый анекдот. В нем говорится о двух слепых нищих, которые сидят в парке на разных скамеечках. Рядом с каждым лежит шляпа, в которую они собирают милостыню. На груди одного из них висит объявление: «Я — слепой». Его шляпа почти пуста. На груди другого написано: «Стоит весна, а я слепой». И его шляпа заполнена монетами.
Вот этот второй нищий и стал для меня символом творчества, которое является осмысленным соединением двух ранее никогда не соединявшихся элементов. Весна, соединенная со слепотой, породила образ огромной силы и пафоса, естественно, во имя совершенно конкретной цели. На другом уровне тем же самым занимается поэзия, вызывая удивление и создавая совершенно новые аналогии.
Это определение или по крайней мере объяснение креативного процесса обладает прикладным значением. Оно объясняет, как составить хороший текст, написать действенную рекламу, найти решение для трудноразрешимой проблемы и даже то, как сделать тот или иной жизненный выбор. Ищите несоединимые компоненты для разрешения проблем.
Меня всегда смущало загадочное, мистическое отношение к творчеству: потребность в бархатном полумраке, воссоединении с природой, обязательном наличии «настроения». Однако предшествующий опыт или подготовительные исследования могут оказаться в этом смысле гораздо более полезными. Я понял, что погружение в фактический материал порой приводит к появлению блестящих идей. В связи с этим вспоминается рекламная кампания, которую мы когда-то проводили в Lintas для пропаганды протеиновой диеты для беременных и кормящих женщин. Исследователь, знакомивший нас с технической подоплекой, выдвинул идею, на основании которой и была создана блестящая реклама. На ней в профиль была изображена беременная женщина, и внизу расположен текст: «Когда ваш ребенок родится, ему будет уже девять месяцев». Эта реклама гласила о необходимости потребления белка мамой, для того чтобы ребенок был здоровым.
Этот пример учит и еще одному: содержание вашего высказывания должно быть таким же художественным, как и форма выражения. Мы не склонны задумываться о внутриутробном развитии ребенка. А автор данного рекламного текста в художественной форме обращал на это внимание.
В то же время форма выражения может оказаться искомым золотым сечением. И я могу это проиллюстрировать воспоминаниями о начале своей творческой деятельности. Креативный директор ведущего в то время рекламного агентства объяснял нам, что составление рекламы требует такого же вдохновения, как и поэзия. «Например, — говорил он, — я могу сказать что-нибудь такое: красивые женщины должны рожать много дочерей, чтобы мы всегда были окружены красотками». И это будет пошлостью. Но то же самое может быть выражено так, как это сказал Шекспир в своем первом сонете: «От дивных дев мы жаждем продолженья,/Чтоб Роза красоты не умирала». Мысль та же самая, но выражена она в незабываемой форме.
Разминка
Необходимо получить ощутимое представление о товаре. Воспользуйтесь следующим упражнением как мостиком для перехода к креатив-
ному мышлению. Как вы сможете убедиться, здесь представлены необходимые вам данные.
Возьмите обычный кирпич и тщательно его рассмотрите.
Вы можете продолжить представленный ниже список, а затем перейти к другим предметам по собственному выбору.
Строительство Гиря Подпорка Закладной камень Стойки для ворот |
Необычное применение
Скульптура/ваяние
Гравировка Цветной порошок
А теперь выполните такое же упражнение для пяти еще каких-нибудь предметов, например ножа, цветочного горшка, молотка и ручки.
Потом составьте список из еще 55 предметов.
Чувствуете, как это сложно?
Вот вы и начинаете становиться копирайтером.
Чем больше вы думаете, тем сильнее и подвижнее становятся клетки вашего мозга. Копирайтинг — это очень увлекательное занятие!
Задание
Упражнение по «глубокому проникновению» должно выполняться после вышеописанного задания. Вы только выиграете от последовательного выполнения заданий. Они являются своеобразными строительными блоками, которые преследуют не только развлекательные, но и обучающие цели. Поэтому расслабьтесь и представьте себе, что сидите на занятиях по обучению копирайтеров.
Глубокое проникновение
Это интересное упражнение преследует несколько целей. Оно будет способствовать обострению вашего умения концентрироваться, объяснит вам значение перспективы и научит принципу показа, а не рассказа. Я требую от своих учеников, чтобы они выполнили как минимум по 15 таких упражнений... возможно, именно поэтому у меня так мало учеников! Что делать?
Найдите в журнале, газете или книге картинку, которая вам нравится. Только не рекламную.
Не должно это быть и живописью в духе Сальвадора Дали. Иными словами, выберите нестилизованное, реалистическое и захватывающее изображение чего бы то ни было.
Внимательно рассмотрите картинку. Затем опишите ее (не более ; пятисот слов), вместив в свой рассказ как можно больше информации. Закончив работу, положите картинку в конверт и заклейте его.
Попросите кого-нибудь из тех, кто не видел эту картинку, прочитать ваш текст. Затем откройте конверт, покажите картинку и спросите читавшего, совпадает ли сложившийся у него образ с изображением. Возможно, его ответ удивит вас.
Далее я привожу пример этого упражнения. Описанная картинка расположена на следующей странице. Только не смотрите на нее, пока не прочитаете текст.
Бесшумно войдите в мир, где настоящее таинственным образом связано с будущим. Это маленький темный мирок, залитый лишь золотистым мерцанием, освещающим головы двух женщин, занятых древним ритуалом.
За покрытым скатертью столиком сидит дама, в руках которой находится все. Перед ней — орудие ее профессии — стеклянный шар на золотой подставке. Обратите внимание на то, как она рассматривает ладонь клиентки, сидящей напротив. Она не обычная предсказательница, стремящаяся лишь к тому, чтобы получить деньги. Нет, ее манеры величественны, а перламутровое ожерелье указывает на ее состоятельность. И действительно, весь ее вид свидетельствует о благоденствии. Это крупная, но изысканная женщина. Ее лоб не изборожден морщинами, а тени на веках подчеркивают выразительность глаз. Она облачена в темное платье, а на ее голове красуется золотой тюрбан.
Что можно сказать о ее клиентуре? Она не из тех, кто принимает всех подряд. Вот, например, посетительница, которая сидит сейчас напротив нее. Ее фигура тоже овеяна изысканной одухотворенностью. Она одета в дорогое черное платье с глубоким треугольным вырезом на спине.
Ее угольно черные волосы собраны сзади в элегантный узел. Она отнюдь не производит впечатления отчаявшегося человека. Ей не больше тридцати, и у нее стройная фигура. Что ее заставило сюда прийти?
Что ей уготовано в будущем?
Бенджамин Борджес
Считаете ли вы, что это описание дает точное представление об изображении на фотографии?
В чем, на ваш взгляд, заключаются его недостатки?
Достаточно ли глубоко проник автор в характеры двух женщин?
Попробуйте проделать это упражнение с той же самой картинкой и покажите свой текст приятелю, еще не видевшему фотографии.
Выполняйте это упражнение как можно чаще.
Каждый раз проверяйте результаты на постороннем человеке и просите его оценить вашу работу по десятибалльной системе. Если вы получаете 9 из 10, значит, вы начинаете понимать смысл «показа, а не рассказа».
Анатомия печатной рекламы
Однажды один чрезвычайно умный и энергичный руководитель агентства, одновременно возглавлявший креативный отдел, сказал мне о своих учениках: «Я не стремлюсь к тому, чтобы они писали так же, как я; я хочу, чтобы они писали на уровне рекламных кампаний, отмеченных премиями и наградами».
И несмотря на то, что в тот момент я была абсолютно ошеломлена его словами, я решила заняться изучением роликов, отмеченных премиями. Эти тексты бросали вызов моим собственным креативным возможностям и в каком-то смысле заставляли меня вернуться назад. Для того чтобы понять, как составить рекламный текст, его надо разобрать на составные части.
Возможно, это вас кое-чему научит. Хотя я предпочитаю, чтобы основы рекламного дела изучались, начиная с азов, то есть чтобы сначала закладывался фундамент, а потом на нем возводилось все строение. И раз уж вы выбрали эту книгу, вам придется следовать моим предложениям. И, может быть, в один прекрасный день вы прославитесь.
Я понял, что написать доклад о рекламном деле гораздо проще, чем составить хорошее рекламное объявление.
Лео Барнетт
Большинство людей считают себя специалистами в области рекламы. Спросите своего парикмахера, что он думает о какой-нибудь рекламной кампании, и он тут же даст вам понять, что прекрасно разбирается в рекламе. И в определенном смысле он прав. Потому что реклама прежде всего адресована читателю, каковым и является ваш парикмахер. Мы, практики и создатели рекламы, обрушиваемся на потребителей со всех сторон — со страниц газет, с плакатов, киноэкранов и даже с экранов телевизоров, врываясь в их домашнюю частную жизнь. Так почему же они должны быть лишены права выражать свое мнение относительно нашей деятельности?
Выбирайте себе
«Parker»
To, что вы хотите сказать, стоит этого. |
так же аккуратно,
как выбираете слова.
(Изучите рекламу ручек «Parker» на этой странице.)
Даже прохожий на улице с легкостью распознает рекламу. В самом приближенном виде реклама, публикующаяся в печатных изданиях, может быть разделена следующим образом:
A. Заголовок.
B. Изображение.
C. Текст.
D. Логотип.
E. Подпись.
(Изучите рекламу ручек «Parker» на этой странице.)
Маршалл Маклуган называл рекламу «наскальной живописью XX века». Печатная реклама может быть как цветной, так и черно-белой. Она может иметь разные форму и размер. Она может быть отпечатана типографским способом, может содержать рисунки, иллюстрации и фотографии, она может быть снабжена заголовком или заключена в рамку, но как бы она ни выглядела, читатель распознает ее мгновенно. Люди также узнают логотипы, или символы, компаний, которыми отмечены рекламные обращения.
Кое-что о логотипах
Слово «логотип» происходит от греческого «logo», что означает «слово», и действительно, логотип из одного слова очень многое говорит о компании. Если картинка содержит в себе тысячу слов, то логотип или символ выражает общий дух, культуру и цель компании. Кому не известны изображенные здесь знаменитые логотипы?
Печатная реклама
Вы когда-нибудь задумывались о том, какое количество печатной рекламы обрушивается на читателей? Поэтому было бы полезным разделить ее на виды и категории. В рекламных агентствах она классифицируется так, как представлено ниже. Большинство этих категорий, как нетрудно заметить, самоочевидно и не нуждается в пояснениях. Кроме того, я привожу некоторые образцы печатной рекламы. Внимательно рассмотрите их, обращая особое внимание на размещение заголовков, изображений, подписей и логотипов в каждом конкретном случае.
финансовая реклама
Лизинг, финансирование, займы и предоставление кредитов, реклама банков, а также разных форм страхования.
Правовая реклама
Реклама, информирующая людей об их правах.
Рубричная реклама
Мелкие объявления о продаже, поиске помощников, брачные объявления, объявления о сдаче внаем и трудоустройстве.
Реклама ходовых товаров
Реклама ходовых потребительских товаров, таких, как лапша, напитки,
мыло, одежда.
Корпоративная реклама
«Примите участие в борьбе за Всемирный кубок чистоты»
Две рекламы шампуня «Clinic»
Дразнящая реклама
Серия рекламных объявлении, которая может быть напечатана в одной газете в один и тот же день или в течение нескольких дней, поэтапно отражающая сообщение рекламодателя.
Комиксы
Серия рекламных текстов с картинками, которые очень хорошо действуют, особенно при рекламе детских товаров.
Реклама потребительских товаров длительного использования
Реклама товаров, за которые потребитель должен выложить существенную сумму, — стиральных машин, телевизоров, машин, домов.
Стимулирующая реклама
Реклама, направленная на осуществ-
Реклама потребительских товаров длительного использования: часы «Cartier» |
лепие краткосрочной продажи, например при распродаже запасов в виде
конкурса, бесплатного или «связанного» предложения.
Рекламные сувениры
Реклама, которую рекламодатель печатает на сувенирах или программках, издаваемых по какому-то определенному случаю, например для рок-концерта, проводящегося с благотворительными целями.
Реклама в форме редакционной статьи
Постер из рекламной кампании Coca-Cola Dazzling White |
Рекламный материал, представленный в форме редакционной статьи, как это бывает во многих женских журналах или в «The Reader's Digest».
Реклама прямого отклика
Реклама, которая требует непосредственного ответа от читателя и, как правило, имеет в конце купон, который должен быть заполнен.
Скрытые предложения
Пусковая реклама зубной пасты «Отбеливающий гель и зубная паста в одном тюбике» |
Рекламодатель «прячет» предложение в основном тексте — трюк, который используется для проверки того, дошла ли реклама до целевой аудитории.
Пусковая реклама
Реклама нового или усовершенствованного товара.
Важно
Не путать виды рекламы с методиками, которые используются при разработке печатной рекламы.
Креативный подход
Для всех вышеперечисленных видов рекламы можно пользоваться целым рядом креативных подходов или методов. Например, для пусковой рекламы или рекламы в редакционной статье можно воспользоваться методом «рекомендации» — высказыванием одобрения какого-
нибудь известного лица. Далее приводятся наиболее распространенные методы.
Метод рекомендации
Для подтверждения достоинств марочного товара используется мнение известных и авторитетных лиц или обычных покупателей, которые удовлетворены им.
Метод стиля жизни
Главной привлекательной особенностью является стиль жизни, как это делается при рекламе сигарет, текстиля или алкогольных напитков.
Метод решения проблемы
Особенно эффективно эта реклама действует на телевидении, дающем возможность увидеть, что было «до» и что стало «после». Обычно для этого используется разделение экрана, когда на одной его половине демонстрируется то, что было до употребления товара, а на другой — то, что стало после.
Однако для какого бы вида рекламы вы ни работали, существует один креативный метод, который применим во всех случаях. Я называю его методом Бернбаха.
Метод Бернбаха
Превращение негатива в позитив
Иногда кажется, что ничего не получается и вы не можете найти в товаре ничего уникального и неповторимого. Вы вынуждены иметь дело с какой-нибудь очередной старой моделью. Или вам всучивают «лимон» — кампанию, в которой никто не хочет участвовать. Вы можете «зависнуть», а можете выйти на улицу и купить себе книгу под названием «Позитивное мышление».
«Некрасив лишь на первый взгляд» |
Билл Бернбах из компании Doyle Dane & Bernbach вошел в историю рекламы благодаря тому, что сумел превратить негатив в позитив. Его метод заключался в том, что
бы превратить недостатки товара в его достоинства. Образцами этого могут служить старые рекламы компаний Lufthansa и Volkswagen. Этот метод предполагает, что вы откровенно сообщаете читателю о недостатках товара, но преподносите их как его достоинства. Volkswagen представлял маленький неказистый автомобиль со слабым двигателем и необычным кузовом. Но в то же время он потреблял меньшее количество бензина. Агентство ничего не скрывало, и ему удалось вызвать симпатию к «маленькому жуку».
Всемирный фонд дикой природы
Это рассказ о том, как новичок (негатив) в 1972 г. получил премию Рекламного клуба за лучшую рекламу на английском языке (позитив). То же самое может произойти и с вами. Начальник креативного отдела Косси Розарио был болен, и я была предоставлена сама себе, когда в агентство пришел клиент — мистер Фьютгалли, возглавлявший индийское отделение Всемирного фонда дикой природы. Он хотел заняться спасением индийских тигров, которых оставалось все меньше и меньше. Требовалось провести кампанию по информиро-
В Индии осталось всего 2000 тигров. Как это случилось? Еще 50 лет тому назад в Индии было 40 000 тигров. Однако с ростом популярности охоты их поголовье начало катастрофически сокращаться.
Дикая природа является частью национального достояния. Если мы сейчас ничего не предпримем, наши дети смогут увидеть тигра только в книжке.
Рожденный свободным |
приговорен к смерти
Что вы можете сделать для того, чтобы спасти их?
1. Вступить во Всемирную организа
цию дикой природы. Членские взносы
равняются всего лишь 10 рупиям в год,
и вы будете получать бесплатные ин
формационные бюллетени.
2. Прекратить покупать меха и кожу.
Попытайтесь в этом же убедить своих
друзей.
3. Напишите письмо министру, отве
чающему за охрану лесов в вашем
штате, и потребуйте создать природо
охранные зоны.
4. Сталкиваясь со случаями безжалост
ного уничтожения природы, сообщайте
о них егерям и отсылайте копию своего
сообщения в редакцию местной газеты.
Когда вы закончите читать этот текст,
в Индии останется уже 1999 тигров. Поэтому действуйте без промедления.
ванию общественности. И единственная загвоздка заключалась в том, что она должна была быть бесплатной! Алик Падамси согласился выполнить работу за «бесплатно» и поручил ее новичку, так как все остальные были слишком заняты, намереваясь лично проследить за моей работой.
Я стала думать и нашла очень симпатичное изображение тигриной головы. Я прикрепила фотографию к листу бумаги, а художник вписал ее в перекрещивающиеся линии мишени. В это время в городе демонстрировался фильм «Рожденная свободной» о львице Эльзе. И это подсказало мне заголовок, а Алик помог написать текстовую часть. Славное было время!
Мистеру Фьютгалли реклама очень понравилась, но денег у него по-прежнему не было. Однако случилось так, что Алик показал рекламу случайно зашедшему к нам в агентство председателю Hindustan Lever. Она произвела на него настолько сильное впечатление, что он согласился напечатать ее в «The Times of India». Последующие события уже вошли в историю. Lintas выдвинул ее на соискание премии Рекламного клуба, и она ее получила.
Это был самый потрясающий день в моей юности. Я до сих пор помню длинную черную юбку и блузку с блестками, которую для этого случая сшила мне мама. Алик впервые угостил меня вином, и я беседовала со старшим менеджером Hindustan Lever. А потом — о, вершина славы! — я увидела в вечерних новостях, как министр информации и вещания И. К. Гужраль, позднее ставший премьер-министром, вручает мне премию.
Примечание читателю. Мой издатель считал, что печатать в этой книге мою фотографию будет нескромным, однако именно такие мелкие награды и придают обаяние рекламному делу. Ибо люди работают не только ради получения денег, но еще и во имя удовлетворения и признания. В частности, и написание этой книги является, надеюсь, не бесплодными усилиями любви. Так что простите, если вам покажется, что я излишне поглощена собой.
В этот день в клубе вручались куда как более значительные премии, однако на следующий день в отчете «The Times of India» была опубликована именно моя фотография как самого молодого лауреата. И когда изумленный Герсон да Куна спросил меня: «Джун, как это тебе удалось?», я только ухмыльнулась: «Это моя тайна». Но на самом деле, поскольку я некоторое время работала журналистом, то была знакома со всеми газетчиками, и все они были очень рады моему успеху.
Air-India
Мисс Джун Валладарес из компании Lintas, получившая в субботу премию за лучшую рекламу на английском языке от рекламного клуба Бомбея. Гужраль: Придайте рекламе социальную мотивацию Государственный министр информации и радиовещания И. К. Гужраль заявил в субботу в Бомбее, что средства массовой информации могут стать эффективным орудием для осуществления социальных преобразований. «Средства массовой информации могут поднимать вопросы сохранения окружающей среды и поддержания законов и порядка», — сказал он. Господин Гужраль произнес свою речь на седьмом ежегодном вручении национальных премий в области рекламы. Он заявил, что социально мотивированные кампании в основном проводятся государственными агентствами, в то время как частный сектор занят продвижением товаров широкого потребления. Господин Гужраль заявил, что средства массовой информации должны стремиться к увязыванию социально мотивированных кампаний с продажей потребительских товаров. В противном случае реклама может привести лишь к расцвету потребительства, что является нежелательным. Рекламный клуб вручил 20 премий в 11 номинациях. Номинация «Новация в средствах массовой информации» осталась без победителя. В этом году были добавлены две новых номинации «Наружная реклама»и «Целостность кампании:Председатель наградного комитета А. Н. Сензаявил, что в этом году в клуб поступило 728 заявок от 52 организаций. |
Вот еще один пример того, как негатив может превращаться в позитив. Эта реклама также получила премию. На этот раз она на все сто процентов была плодом деятельности копирай-тера. Рекламный щит авиакомпании Air-India в Бомбее меняется каждую неделю. Он служит не только для рекламы перевозчика, но и для того, чтобы обращать внимание людей на насущные вопросы дня, включая деятельность благотворительных организаций. В ту неделю, о которой говорю я, внимание было уделено Национальной ассоциации слепых. Этот рекламный текст был написан без какой бы то ни было помощи креативного директора и тут же был одобрен, как внутри агентства, так и клиентом.
Программа достижения
благосостояния
Никто не одобрял чрезвычайного положения, объявленного в 1975 г. Ин-дирой Ганди. Но приказ есть приказ, и агентству НТА было поручено подготовить кампанию, которая разъясняла бы меры, предпринятые правительством. За время презентации, длившейся менее пяти минут, госпоже Ганди было представлено четыре или пять проектов кампании. Не говоря ни слова, она обошла стол, на котором были разложены рекламные