Изучение потребления на базе бюджетов домашних хозяйств
Потребительские расходы домашних хозяйств являются частью денежных расходов, направленных на приобретение потребительских товаров и услуг. Учет производится по полной стоимости товаров и услуг, независимо от того, полностью или частично они были оплачены на момент приобретения и для каких целей они предназначались (для личного потребления или передачи другому домохозяйству). В составе потребительских расходов не учитываются расходы на покупку произведений искусства, антиквариата и ювелирных изделий, приобретенных в качестве капиталовложений, оплата материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых или подсобных помещений, являющиеся инвестициями.
Расходы на питание в домашних хозяйствах складываются из денежных расходов на покупку продуктов, предназначенных для личного потребления внутри домохозяйств, расходов на питание вне дома и стоимости натуральных поступлений продуктов питания.
Расходы на непродовольственные товары в домашних хозяйствах состоят из денежных расходов на покупку непродовольственных товаров, предназначенных для личного потребления внутри домохозяйств, и стоимости натуральных поступлений, оцененной со слов опрашиваемых.
Расходы на алкогольные напитки в домашних хозяйствах включают как денежные расходы на покупку алкогольных напитков, предназначенных для личного потребления внутри домохозяйств, так и стоимость алкогольных напитков, поступивших в домохозяйство в натуральном выражении в результате собственного производства, в качестве подарка и т.п.
Денежные расходы домашних хозяйств представляют собой сумму фактических затрат, произведенных членами домохозяйства в течение учетного периода обследования, и включают в себя потребительские расходы, а также расходы, не связанные с потреблением.
Прирост (уменьшение) финансовых активов домашних хозяйств - расчетный показатель, основанный на определении сальдо между суммой сбережений, сделанных домохозяйствами за счет собственных доходов, и суммой израсходованных накоплений и привлеченных заемных средств в финансовых организациях и у частных лиц в период обследования.
Располагаемые ресурсы домашних хозяйств – это совокупность денежных доходов домохозяйств, сумм израсходованных накоплений и привлеченных (заемных) средств и стоимости натуральных поступлений.
В целом показатель располагаемые ресурсы домашних хозяйств трактуется как объем денежных и натуральных (в стоимостной оценке) средств, которыми располагали домашние хозяйства для финансирования своего потребления и создания сбережений в период обследования.
Таблица 4 - Структура располагаемых ресурсов домашних хозяйств в 2010 году
Располагаемые ресурсы (в среднем на члена домашнего хозяйства в месяц, руб.) | из них, в процентах | |||||
валовой доход | в том числе | сумма привлеченных средств и израсходо-ванных сбережений | ||||
денежный доход | стоимость натуральных поступлений | |||||
продуктов питания | товаров и услуг | |||||
Уральский федеральный округ...................... | 18288,1 | 86,0 | 82,6 | 2,4 | 1,0 | 14,0 |
Курганская область................ | 10376,7 | 91,7 | 83,1 | 6,2 | 2,4 | 8,3 |
Свердловская область................ | 17551,7 | 89,0 | 85,6 | 2,3 | 1,1 | 11,0 |
Тюменская область................ | 24881,4 | 80,5 | 78,5 | 1,5 | 0,5 | 19,5 |
в том числе: Ханты-Мансийский авт. округ.................... | 30560,4 | 77,8 | 76,8 | 0,6 | 0,4 | 22,2 |
Ямало-Ненецкий авт. округ.................... | 28824,3 | 89,7 | 88,7 | 0,4 | 0,6 | 10,3 |
Челябинская область................ | 14900,5 | 89,6 | 85,4 | 3,0 | 1,2 | 10,4 |
Таблица 5 - СТРУКТУРА РАСХОДОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ НА КОНЕЧНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ
Расходы на конечное потребление (в среднем на члена домашнего хозяйства в месяц, рублей) | из них, в процентах | ||||||||
домашнее питание | в том числе | алкогольные напитки и табачные изделия | одежду и обувь | жилищно- коммуналь- ные услуги и топливо | |||||
денежные расходы | стоимость натураль- ных пос- туплений продуктов питания | из них | |||||||
поступлений из личного подсобного хозяйства | получен- ных по-дарков и других поступ-лений | ||||||||
Уральский федеральный округ | 11100,3 | 29,8 | 26,0 | 3,8 | 2,8 | 1,0 | 2,6 | 10,6 | 10,9 |
Kурганская область | 6945,2 | 37,7 | 28,5 | 9,2 | 8,0 | 1,2 | 2,0 | 9,6 | 10,3 |
Cвердловская область..................... | 11330,1 | 29,8 | 26,3 | 3,5 | 2,7 | 0,8 | 2,9 | 8,8 | 9,2 |
Tюменская область. | 13264,0 | 27,7 | 24,9 | 2,8 | 2,1 | 0,7 | 2,8 | 12,1 | 11,7 |
в том числе: Ханты-Мансийский авт.округ.................. | 15251,1 | 23,1 | 21,9 | 1,2 | 0,8 | 0,4 | 2,9 | 12,3 | 10,4 |
Ямало-Ненецкий авт. округ................. | 18716,3 | 28,2 | 27,7 | 0,5 | 0,1 | 0,4 | 3,3 | 11,5 | 12,8 |
Челябинская область..................... | 9819,0 | 30,8 | 26,3 | 4,5 | 2,9 | 1,6 | 2,2 | 11,4 | 12,6 |
Таблица 6 - СТРУКТУРА РасходОВ на покупку непродовольственных товаров
Расходы на покупку не- продовольственных товаров (на члена домо хозяйства в месяц, руб) | в том числе расходы на покупку (в процентах) | |||||||
одежды, обуви, белья, тканей | телерадиоаппаратуры и др. | транс- портных средств | мебели, домашнего оборудования и др. | строительных материалов | топлива | табачных изделий | медицинских товаров, предметов гигиены | др. товаров |
Уральский федеральный округ................................ | 4120,3 | 28,2 | 10,4 | 19,3 | 13,0 | 3,7 | 7,9 | 2,3 | 11,7 | 3,5 |
Kурганская область................... | 2569,2 | 25,5 | 7,0 | 27,1 | 12,0 | 2,7 | 9,7 | 1,9 | 11,7 | 2,4 |
Cвердловская область................... | 4209,8 | 23,3 | 9,7 | 28,7 | 11,1 | 1,9 | 7,6 | 2,4 | 11,6 | 3,7 |
Tюменская область................................ | 4854,8 | 32,8 | 12,0 | 13,3 | 13,1 | 3,2 | 7,9 | 2,8 | 11,5 | 3,4 |
в том числе: Ханты-Мансийский авт.округ................ | 5897,0 | 31,6 | 12,2 | 17,7 | 11,1 | 1,2 | 8,7 | 2,7 | 11,3 | 3,5 |
Ямало-Ненецкий авт. округ............... | 6379,9 | 33,5 | 15,3 | 10,1 | 15,3 | 3,8 | 5,0 | 3,3 | 9,4 | 4,3 |
Челябинская область................... | 3709,0 | 29,8 | 9,8 | 11,9 | 15,8 | 7,0 | 8,2 | 1,7 | 12,2 | 3,6 |
Таблица 7 - СТРУКТУРА РАСХОДОВ НА ПОКУПКУ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ
Расходы на покупку продуктов питания (на члена домохозяйства в месяц, руб.) | в том числе (в процентах) | |||||||||
хлебные продукты | картофель | овощи и бахчевые | фрукты и ягоды | мясо и мясо- продукты | рыбу и рыбопродукты | молоко и молочные продукты | сахар и кондитерские изделия | яйца | масло расти- тельное и другие жиры | чай, кофе, безалкогольные напитки и др. |
Уральский федеральный округ................................. | 2881,6 | 15,8 | 1,0 | 6,7 | 7,9 | 28,5 | 5,8 | 15,5 | 6,7 | 1,5 | 1,6 | 9,0 |
Kурганская область................................. | 1979,8 | 18,3 | 0,5 | 4,7 | 7,1 | 27,3 | 4,8 | 14,6 | 9,7 | 1,6 | 2,5 | 8,9 |
Cвердловская область.................... | 2983,7 | 16,1 | 0,7 | 6,0 | 7,8 | 27,4 | 6,0 | 16,0 | 7,2 | 1,4 | 1,7 | 9,7 |
Tюменская область | 3304,4 | 15,1 | 1,4 | 8,6 | 8,1 | 28,6 | 6,3 | 14,4 | 5,9 | 1,5 | 1,4 | 8,7 |
в том числе: Ханты-Мансийский авт.округ................. | 3335,6 | 13,4 | 1,6 | 10,0 | 8,5 | 29,0 | 7,2 | 13,8 | 5,1 | 1,5 | 1,2 | 8,7 |
Ямало-Ненецкий авт. округ................ | 5179,8 | 13,3 | 2,3 | 10,0 | 9,8 | 27,0 | 5,8 | 14,1 | 6,4 | 1,3 | 1,5 | 8,5 |
Челябинская область.................... | 2583,8 | 15,9 | 0,9 | 5,8 | 7,9 | 30,2 | 5,2 | 16,4 | 6,4 | 1,5 | 1,5 | 8,3 |
Рассматривая данные таблицы можно сказать, что Курганская область находится на последнем месте по Располагаемым ресурсам (в среднем на одного члена домашнего хозяйства в месяц), отставание от лидера – Ханты – Мансийского автономного округа составляет 20183,7 руб. Однако, доля валового дохода в структуре располагаемых ресурсов составляет 91,7 %, что выше, чем в других регионах.
Что касаемо расходов на конечное потребление (в среднем на члена домашнего хозяйства в месяц), то Курганская область находится так же на последнем месте. Это связано с тем, что доходы так же не велики.
Наибольший процент на покупку непродовольственных товаров в Курганской области приходится на транспортные средства 27,1 %, а самое наименьшее по табачным изделиям 1,9 %.
Самым потребляемым продуктом питания в Курганской области является мясо и мясопродукты 27,3 %; меньше всего картофеля 0,5 % от общих расходов на покупку непродовольственных товаров.