Функциональное описание самоуправления
Вообще, функциональное описание касается физиологии, динамизма анализируемой системы, помогает раскрыть взаимодействие происходящих в ней процессов в пределах функциональных циклов. Функционально весь цикл самоуправления состоит из неразрывно взаимосвязанных процессов организации, управления и самоорганизации. Следовательно, исходя из схемы взаимодействия и развития выше перечисленных процессов, функциональная структура системы самоуправления описывает связи функций органов самоуправления. Определенное конкретное соотношение и коммуникации связей данных органов управления, осуществляющих процессы организации, управления и самоорганизации, определяются предметом, иерархической ступенью и уровнем самоуправления в ней, а также количественным соотношением субъекта и объекта управления.
Информационное описание процесса самоуправления. Данное описание раскрывает механизм народовластия.
Так, важнейшими элементами механизма народовластия являются: социальная активность трудящихся; законодательные акты, общегосударственные решения, нормы и нормативы; принципы самоуправления (руководящая роль представительных органов, выбор основного, первоочередного звена, главного направления деятельности, совместные согласованные действия, сознательный, научно обоснованный отбор всего нового, прогрессивного, демократический централизм); методы самоуправления (авторитарно-организационные, в основе которых заложено волевое начало или, что то же самое, при наличии административного аппарата — административные, экономические и социальные); функции органов самоуправления; информационная структура системы самоуправления.
Морфологическое описание процесса самоуправления. Описание в данном контексте включает рассмотрение таких элементов, как представительные, государственные, общественные и административно- хозяйственные органы самоуправления (федеральные, республиканские (региональные), местные); творческий потенциал трудящихся; совокупность кадров руководящих органов самоуправления (руководителей) и хозяйствующих субъектов; морфологическая структура самоуправления.
15. СУЩНОСТЬ САМООРГАНИЗАЦИИ
Самоорганизация является самостоятельным предметом исследования в теории организации вследствие преимуществ, сформированных в процессе ее функционирования. Самоорганизация неразрывно связана с самоуправлением. Рассмотрение самоорганизации может быть основано на различных подходах.
Самоорганизация как процесс представляет собой формирование, поддержание или ликвидацию совокупности действий, которые приводят к созданию устойчивых производственных и межличностных отношений в коллективе в результате свободного выбора принятых правил и процедур.
Самоорганизация как явление представляет собой комплекс элементов, используемых для реализации программы или цели. В качестве таких элементов могут рассматриваться неформальные структуры управления, участники этого процесса, ресурсы и т.д. Сущность самоорганизации может быть раскрыта путем рассмотрения ее характеристик.
Функциональное описание самоорганизации, подобное описание процесса самоорганизации характеризует совокупность процессов, при помощи которых реализуется переход индивидуума или системы из низшего в высшее состояние. К этим процессам относятся самообучение, самовоспитание, изучение опыта, системный анализ и обобщение практики, исследование законов хозяйственного развития, нормализация (систематизация, классификация, унификация, типизация, стандартизация, нормирование).
Информационное описание процесса самоорганизации. Такое описание позволяет изобразить механизм самоорганизации, который определяет важнейшие направления научно-технического прогресса, формирует понятия и нормализует вещи, свойства, отношения. Механизм самоорганизации основан на системном подходе и взаимодействии результатов реализации процессов организации и управления; действии объективных законов развития; законодательных актов, конституционных решений, норм и нормативов; принципов самоорганизации (организаторской и воспитательной роли партии власти, активного участия граждан в самоорганизации, сознательного искусственного отбора всего нового, прогрессивного, использования полной, объективной и достоверной информации, предварительной нормализации частей в целом, научного обоснования внутренних и внешних противоречий, концентрации сил и средств на разрешении основных противоречий); приемов познания (наблюдения, эксперимента, анализа и синтеза, индукции и дедукции, восхождения от абстрактного к конкретному); критериев отбора нового, прогрессивного; функции органов самоорганизации; информационной структуры системы самоорганизации.
Морфологическое описание процесса самоорганизации. Морфологическое описание самоорганизации характеризует взаимодействие следующих элементов: научных, проектных, исследовательских, учебных, воспитательных организаций; активистов- организаторов; кадров профессиональных исследователей, педагогов, консультантов, нормировщиков, организаторов; морфологической структуры самоорганизации. Такое описание самоорганизации характеризуется иерархичностью. Описание организационной схемы представляется на стольких иерархических уровнях, на скольких требуется для целостного представления об основных свойствах системы. В составе иерархического отображения целостного процесса может существовать такой уровень, на котором предыдущие описания, применяемые на более высоких уровнях, являются непригодными. Поэтому необходимо использовать принципиально новый способ описания.
В таком порядке осуществляются взаимосвязь и взаимодействие структурных элементов процесса самоуправления, и таковой является в нем роль процесса самоорганизации.
16. КОРПОРАЦИЯ
Корпорация — это организация (союз организации), целью которой является защита интересов и привилегий участников. Она образует самостоятельное юридическое лицо. Современное законодательство устанавливает за корпорацией право выступать в качестве юридического лица независимо от ее владельцев.
Корпорация как юридическое лицо может от своего имени подписывать контракты, брать кредиты, выдавать ссуды и т.д.
Отдельные акционеры корпорации не несут ответственности за ее действия.
Такой механизм независимого существования позволяет компании нормально функционировать при наличии огромного числа индивидуальных акционеров,
В современных условиях корпорация — это, как правило, материнская компания с сетью дочерних обществ, отделений, филиалов, агентств и прочих хозяйственных образований, имеющих различный юридический статус и разную степень хозяйственно-оперативной самостоятельности.
Формы и методы управления корпорацией. Акционеры корпорации не осуществляют руководство компанией непосредственно.
Они делегируют такое право президенту (генеральному директору), однако при этом оказывают влияние на его решения, используя право своего голоса.
Акции корпорации часто являются голосующими. Как правило, акционеры избирают совет представителен (совет директоров, правление), который контролирует деятельность руководства.
Совет обычно правомочен не только нанимать и увольнять управляющих, но и пересматривать и даже отменять их решения.
По корпоративному законодательству правление обязано представлять интересы избирающих его пайщиков, но не администрации.
Одной из важнейших особенностей большинства корпораций является то, что их акции могут свободно продаваться и покупаться на рынке.
Преимущества создания корпорации. С помощью корпораций решаются следующие проблемы экономической системы страны:
1)проблема привлечения капитала для осуществления крупных проектов. В странах с развитой рыночной экономикой корпорация сама способна изыскать необходимые средства, привлекая сбережения тысяч и даже миллионов индивидуальных инвесторов. Участие в корпорации имеет ряд выгод: во-первых, четко определяется доля собственности, которую впоследствии можно продать, и, во-вторых, акционеры несут лишь ограниченную ответственность по обязательствам корпорации;
2) проблема диверсификации (распределения) риска. Поскольку каждый инвестиционный проект предполагает определенный риск, инвестор предпочитает поделить свои сбережения на части, вложив их в большое число компаний, и т .о. снизить степень риска. Существование корпораций, акции которых свободно покупаются и продаются, создает благоприятные условия для диверсификации риска.
Современная практика корпоративного управления. В настоящее время во многих корпорациях происходит укрепление первичных производственно-хозяйственных звеньев. Установление пределов децентрализации в корпорациях во многом объясняется необходимостью сокращения издержек производства и накладных расходов. Усилению влияния высшего звена руководства способствуют ужесточение финансового контроля и тесная увязка организационной структуры управления с процессом общекорпорационного планирования производственно-хозяйственной деятельности. Главная черта происходящих изменений в организации высшего звена управления — освобождение его от выполнения значительного числа функций оперативного руководства, которые могут оыть организационно отделены от задач стратегического, перспективного характера. Уменьшается число подразделений, находящихся в прямом подчинении главного руководителя.
17. КОНЦЕРН
Объединения хозяйственных организаций позволяют существенно повысить эффективность функционирования хозяйственных систем, Одной из форм объединения организаций является концерн.
Концерн — это объединение организаций, связанных посредством системы участия в капитале каждого участника, финансовых связей, договоров об общности интересов, патентно-лицензионных соглашений, тесного производственного "сотрудничества в некоторых сферах хозяйствования. Концерн — это прежде всего финансово-экономическое целое, обусловленное органическим единством систем управления и финансового контроля: Это одна из самых жестких форм интеграции организаций (за исключением треста).
Характерные особенности концерна. При создании концерна централизуются многие функции — финансово-экономическое управление, проведение научно-технической политики, ценообразование, использование производственных мощностей, социальная политика и др.
При этом головная компания концерна создается в виде холдинговой компании (преимущественно как смешанный холдинг) или на основе взаимодействия преобладающего и зависимых (ассоциированных) обществ.
В рамках концерна полностью контролируется текущая деятельность образующих ее компаний, хотя входящие в концерн компании фактически остаются самостоятельными юридическими лицами (в форме акционерных или иных хозяйственных обществ или товариществ), а фактически подчинены единому хозяйственному руководителю.
Концерны подразделяются на несколько типов.
1. С позиции участия в капитале. По данному критерию выделяют: концерн подчинения (это концерн, организованный в виде материнской и дочерних компаний, такие концерны создаются, как правило, для объединения производств по технологической цепочке): концерн координации (концерн, состоящий из сестринских обществ, создаваемый путем взаимного обмена их акциями. В рамках такого концерна все ого члены оказывают взаимное влияние на проводимую им политику. Такой концерн создается в целях интеграции финансовой деятельности, инновационной, инвестиционной и кадровой политики, согласованного производственного функционирования и развития организации. В составе таких, концернов могут присутствовать связанные технологические цепочки предприятий, и по своей сути он становится близок к такой форме интеграции компаний; как конгломерат
2. По распределению полномочий» На основе данною критерия выделяют: субординационный концерн (концерн, о котором руководство происходит из определяющего влияния одного из предприятий}; равноправный концерн (концерн, в котором существует единое руководство, но ни одно предприятие в отдельности не может оказывать определяющего влияния на другое, либо при наличии «запрещающего меньшинства», когда обе организации перекрестно владеют не менее чем 25% акций АРУ друга, либо когда обе организации являются договаривающимися сторонами предпринимательского договора).
3. По механизму формирования. На основе данного деления выделяют концерны, которые могут создаваться как в результате горизонтального, гак и вертикального объединения субъектов с особо выраженным профильным производственным ядром экономической деятельности.
4. В зависимости от характера интеграционных связей между участниками. По этому критерию принято выделять:
вертикальный концерн (концерн, объединяющий организации из разных отраслей, связанных последовательностью технологического процесса производства готового продукта);
горизонтальный концерн (концерн, объединяющий хозяйственные организации одной отрасли, производящие одну и ту же продукцию или осуществляющие производство одной и той же стадии).
18. ХОЛДИНГ
В теории организации формы объединения организаций являются самостоятельными объектами исследования. Одним из таких объектов является холдинг.
Холдинг — это объединение организаций, основанное на том, что одна компания владеет контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления. Холдинг является управленческим и финансовым ядром современных корпораций, конгломератов и иных организационных структур рынка.
Характерные особенности холдинга. Холдинг может держать под контролем значительное число компаний, различающихся по сферам деятельности и отраслевой принадлежности суммарный капитал которых может значительно превышать активы материнской компании. Главным органом управления холдинговой компании выступает общее собрание акционеров, а ее исполнительным органов является правление. Правление холдинга, состоящее из директоров подконтрольных дочерних обществ, направляет политику и осуществляет контроль холдинговой системы в целом на основе пакетов акций, которыми оно владеет. Головная компания вырабатывает стратегию, формулирует цели развития, осуществляет координационные и коммуникационные связи между субъектами холдинговой системы, ведет единое финансовое руководство для оптимального распределения и использования финансовых ресурсов и привлечения капитала, подбор и утверждение высшего управленческого персонала, аудиторскую деятельность, управление всеми видами ресурсов. Вопросы тактики находятся в компетенции ее дочерних обществ, имеющих самостоятельность в принят ии решений.
Преимущества холдинга. Холдинговые компании обладают следующими преимуществами: холдинг является более простым с юридической точки зрения и сравнительно менее дорогостоящим способом обретения контроля над другой фирмой по сравнению со слиянием, поглощением или покупкой активов другой фирмы; при создании холдинга материнская компания учитывает мнение дочернего общества; создание дочерних обществ, контролируемых холдингом, дает возможность компании в целом получить необходимые юридические основания для проникновения на рынки стран, в которых деятельность подобных корпоративных структур ограничена, Холдинги различаются по следующим критериям:
1) по характеру деятельности. На основе данного критерия холдинги подразделяются на чистые и смешанные, или оперативные. Так, чистые холдинги ограничивают свою хозяйственную деятельность только контрольно-управленческими функциями по отношению к дочерним обществам. Смешанные холдинги, кроме того, могут выполнять и разнообразные функции, связанные с различными видами предпринимательства в промышленной, торговой, транспортной и других сферах. Диверсифицированная холдинговая компания — это холдинговая компания, дочерние общества которой не имеют между собой функциональных и технологических связей и относятся к разнообразным отраслям экономики. В данном случае холдинговая компания ведет исключительно финансовое управление деятельностью дочерних обществ, а все остальные вопросы решаются управленческим персоналом каждого дочернего общества в рабочем порядке самостоятельно;
2) по формам собственности. На основании данного критерия холдинги подразделяются на государственные, частные и смешанные государственно-частные структуры. Государственные холдинги выполняют разнообразные задачи, которые ставятся государством перед хозяйствующими субъектами, входящими в холдинг, в соответствии с национальными интересами. Государственные холдинги могут организовываться в различных отраслях путем создания субхолдингов.
19. ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ
Одной из форм объединения организаций является финансово-промышленная группа.
Финансово-промышленные группы (ФПГ) - это форма объединения хозяйственных организаций, которая представляет собой диверсифицированную многофункциональную структуру, образующуюся как результат объединения капиталов предприятий, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов, а также других организаций для максимизации прибыли, повышения эффективности производственных и финансовых операций, роста конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, упрочения системы технологических и кооперационных связей, повышения экономическою потенциала участников.
Характерные особенности ФПГ. Структура управления ФПГ отличается децентрализацией управления при одновременном повышении удельной эффективности организационных структур отдельных звеньев, входящих в группу, четким конкретным распре делением полномочий и ответственности, надежными механизмами принятия согласованных управленческих решений. Путем включения научно-исследовательских и опытно-конструкторских подразделений в структуру ФПГ сокращаются сроки внедрения научно-технических разработок в массовое производство. Путем организации единой маркетинговой службы ликвидируются разрывы в снабженческо-сбытовой цепочке, в результате чего ускоряется оборот капитала.
Существуют следующие способы создания финансово-промышленных групп:
1) по инициативе участников. Данный способ является наиболее распространенным и заключается в добровольном объединении капиталов отдельных участников и учреждении акционерного общества представляющего собой вновь созданную организационную структуру со всеми экономико-правовыми полномочиями и соответствующей юридической и хозяйственной ответственностью;
2) добровольное объединение. Состоит в добровольной передаче участниками создаваемой финансово-промышленной группы пакетов своих акций в подчиненное управление одному из участников группы, в основном банку или финансово- кредитному институту;
3) инициированное объединение. Данный способ заключается в приобретении одним из участников группы пакетов акций других предприятий и организаций, в результате чего они становятся участниками финансово-промышленной группы. Такое приобретение пакетов акций редко носит добровольный характер и может быть связано с распространенными в настоящее время процессами слияний и поглощений одних компаний другими.
Преимущества финансово-промышленных групп: происходит укрепление технологической цепочки, начиная от добычи сырья до выпуска конечной продукции, усиливается интегрированность производства; диверсификация деятельности способствует большей устойчивость предприятий группы и повышает конкурентоспособность их продукции; создаются реальные предпосылки и возможности для оптимальной реструктуризации производства; появляются реальные перспективы аккумулирования значительного капитала с целью достижения поставленных производственных и финансовых целей; появляются реальные возможности мобильного управления финансовыми ресурсами в рамках финансово-промышленной группы; происходит целенаправленное перераспределение капитала между различными подразделениями финансово-промышленной группы в соответствии со стратегическим выбором группы; увеличиваются финансовая сила группы, ее финансовая устойчивость и способность с максимальной эффективностью использовать авансированный капитал.
Распространение тенденции к объединению приводит к изменению структуры народного хозяйства. В результате процессов объединения получают развитие те отрасли, которые характеризуются наилучшими экономическими показателями.
20. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ
Заметную роль в мировом хозяйстве играют транс- национальные корпорации (ТНК).
Транснациональная корпорация — вид корпорации, которая переросла национальные рамки и ведет свою деятельность в мировом масштабе при помощи сети филиалов и дочерних предприятий в разных странах.
Характерные особенности ТНК. ТНК является компанией с зарубежными активами. Механизм образования подконтрольных зарубежных предприятии (дочерних обществ и филиалов) основывается на экспорте капитала крупнейшими национальными корпорациями. Транснациональные корпорации функционируют в основном в виде международных трестов и концернов, с помощью которых создается обширная сеть подконтрольных зарубежных предприятий. Такие объединения необходимо отличать от межнациональных корпораций которые образуются в результате слияния капитала различного национального происхождения. Важнейшей характерной особенностью транснациональных корпораций является их преимущественно производственная направленность. ТНК — это компания, ведущая операции в глобальном масштабе при помощи своих филиалов и дочерних предприятий, В состав ТНК входят предприятия, которые являются собственниками средств производства или контролируют производственные мощности, находятся вне пределов страны, где расположена штаб-квартира ТНК. Часто предприятия •-• участники ТНК не являются акционерными или частными, они могут быть также кооперативными или государственными организациями. Основной орган ТнК правление, которое сохраняет значительный контроль над системами управления дочерних компаний и их маркетинговой политикой. Готовая продукция и технологии сначала разрабатываются для внутреннего рынка, потом распространяются на другие страны со схожими рыночными характеристиками, затем распространяются повсеместно.
История развития ТНК. Первые транснациональные корпорации появились в 1890-х гг. Основой их формировании был вывоз крупнейшими монополиями капитала из государств. В итоге начали создаваться зарубежные производственные филиалы. В 1980-х гг. транснациональные корпорации уже играли существенную роль в системе международных экономических отношений. Большинство транснациональных компаний накопили огромный опыт эффективного организационного развития. ТНК достигают успехов в управлении-зарубежными организациями, сочетая международную интеграцию производства и мобильную гибкость управления. Основу ТНК составляют взаимозависимость ресурсов и функций подразделений организации, набор эффективных интеграционных механизмов их взаимодействия, мощная корпоративная поддержка и хорошо продуманная стратегия управления в глобальном масштабе,
ТНК и государство. Многие страны нуждаются в иностранных инвестициях и поэтому стимулируют их привлечение. Популярными примерами стимулирования выступают налоговые льготы и скидки на ранней стадии деятельности иностранных организаций, поощрение размещения мощностей в менее развитых районах государства, защита имущества от экспроприации, определенные гарантии от дискриминационного применения законов. Одновременно на деятельность некоторых иностранных компаний в отдельной стране местные власти могут наложить запретные санкции.
Такие меры применяются к компаниям, имеющим плохую международную репутацию и не желающим осуществлять значительные финансовые вложения в экономику этой страны.
Объективно от ТНК требуется инвестировать капитал в местные отрасли и (или) принимать участие в совместных проектах с местными партнерами, принимать на руководящие должности местных работников, осуществлять передачу технологий, способствовать развитию локальных рынков.
21. СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Под совместным предприятием понимают международную организацию, создающуюся двумя или несколькими национальными организациями с целью наиболее полного использования потенциала каждой из сторон в интересах максимизации полезного экономического эффекта их деятельности. Совместное предприятие является разновидностью предприятий с иностранными инвестициями. Действующее российское законодательство определяет совместное предприятие как предприятие с долевым участием российских и иностранных инвесторов.
Роль совместных предприятий в экономике. В настоящее время совместные предприятия являются эффективным средством привлечения передовых иностранных технологий и современного управленческого опыта. При помощи совместных предприятий облегчается экспорт капитала, реализуются инвестиционные проекты, ведение которых не под силу одной организации. Практика показывает, что продуктовые рынки в новых регионах легче осваиваются с помощью местных партнеров. Кроме того, предприятия с долевым участием иностранных и национальных акционеров в большинстве случаев пользуются налоговыми льготами.
Характерные особенности совместных предприятий. Важной особенностью управления совместным предприятием является равноправие сторон входе принятия решений, контрольных функциях за деятельностью фирмы, стратегическом планировании деятельности. Структура управления совместного предприятия представляет собой одну из традиционных форм управления организациями (функциональную, дивизиональную, матричную, региональную и др.). Организационная структура управления определяется характером деятельности, количеством сторон, принявших участие в создании совместного предприятия, степенью диверсификации производства и предоставляемых услуг.
Характерные признаки совместного предприятия: оно создается с помощью инвестиции двух или большего числа материнских фирм; является юридически самостоятельной единицей, не при надлежащей полностью ни одной из материнских фирм; контроль ведется совместно материнскими фирмами; материнские фирмы юридически не зависят друг от друга; главное правление размещается вне пределов страны, в рамках которой международное совместное предприятие функционирует.
Формы организации международных совместных предприятий: образование международных совместных предприятий; создание дочерней компании в другой стране; приобретение действующей компании и превращение ее в родственную дочернюю фирму; подписание лицензионного контракта с национальной фирмой; соглашение о размещении производства и реализации продукции; соглашение о технологиях; соглашение о научных исследованиях; соглашение по совместной разработке продукции и услуг; соглашение о совместном управлении; соглашение на сдачу объекта «под ключ».
Аргументы в пользу организации совместных предприятий: усиление позиций организации на рынке путем объединения ресурсов компаний (эффект масштаба); сокращение предпринимательского риска путем его распределения; выход на новые рынки; приобретение необходимой информации и технологий; кооперирование и предотвращение конкурентной борьбы, которая влечет за собой более высокие затраты; получение конкурентных преимуществ; приобретение опыта и знаний. Иностранные партнеры при организации совместного предприятия получают возможность экспортировать продукцию на защищенный протекционистскими мерами государства местный рынок, удовлетворяют свои потребности в местных материальных ресурсах и рабочей силе. Одновременно местная материнская организация реализует свои интересы, связанные с получением необходимого дохода в твердой (конвертируемой) валюте и эффективным развитием смежных производств.
22. ПОНЯТИЕ СТРУКТУРЫ
В теории организации используется множество базовых понятий, на которых строится рассмотрение многих аспектов деятельности организационных систем. Одним из таких понятий является понятие «структура».
Структура — это упорядоченное соотношение между элементами системы. Организация как система может быть представлена в виде совокупности взаимосвязанных подсистем (элементов), которые образуют единое целое. Структуру организации определяют состав, расположение и характер отношений между элементами.
Элементами структуры в организации являются отдельные работники, функциональные подразделения, службы и другие звенья аппарата управления организацией.
Отношения между элементами структуры осуществляются путем установления устойчивых связей, которые принято делить на горизонтальные и вертикальные.
Горизонтальным связям характерны согласования и отражения отношений между равными по положению в иерархии компонентами организации. Их относят к числу одноуровневых.
Главное назначение горизонтальных связей состоит в том, чтобы способствовать наиболее эффективному взаимодействию частей организации при решении возникающих между ними проблем.
Вертикальные связи представляют собой связи подчинения. Такие связи объединяют иерархические уровни управления и служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации в процессе отношений коммуникации. Вертикальные связи могут носить линейный или функциональный характер.
Линейные связи — это связи, которые отражают движение управленческих решений и информации между руководителями организации, т.е. лицами, которые полностью отвечают за деятельность организации или ее структурных подразделений.
Функциональные связи — это связи, которые имеют место по линии движения информации между
23. ПАРАМЕТРЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
Основными параметрами организационных структур являются следующие характеристики.
1. Сложность. Данный параметр характеризует степень дифференциации организационной системы на основе разделения труда как по горизонтали (число функции, отделов, должностей), по вертикали (число уровней иерархии), так и по территории (число местоположений).
Преимущества специализации: способствует совершенствованию трудового процесса, поскольку его исполнитель имеет возможность до мельчайших деталей разобраться в сущности выполняемой задачи; позволяет определить наиболее важные, критические области деятельности в организации; облегчает сам процесс формализации выполняемой работы.
Недостатки специализации: отвлекает общую цель организации от конкретного работника и становится причиной излишнего функционализма; требует большей координации деятельности; сверхспециализация способствует развитию внутриличностной ориентации и тем самым порождает различия в культуре труда;
2. Формализация. Данный параметр организационной структуры характеризует набор средств, которые организация использует для ограничения свободы выбора работников в процессе их деятельности. Формализация поведения — это один из способов стандартизации процесса труда и регламентации деятельности работников организации, ведущий к вертикальной дифференциации труда и предполагающий разделение процесса исполнения и процесса замысла текущей трудовой деятельности путем различных спецификаций.
Существуют три формы формализации:
1) формализация, связанная с содержанием труда. Возможна применительно к конкретному рабочему месту.
Она предполагает определение последовательности связанных этапов работ и их временной продолжительности;
2) формализация, связанная с процессом труда. Она наблюдается в тех организациях, в которых используются наборы методов и процедур в форме инструкций;
3) формализация поведения в организации. Реализуется путем регламентирующих правил и процедур, в которых определяется поведение во всех возможных ситуациях в организации.
3. Централизация. Данный параметр организационной структуры управления служит основанием для деления организационных структур на централизованные; и децентрализованные. Под централизацией понимают концентрацию прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий преимущественно на верхнем уровне руководства организацией. Децентрализация, напротив, характеризует ситуацию, когда в организации наблюдаются передача или делегирование ответственности за ряд ключевых решений, а также и передача соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления организацией.
Степень централизации или децентрализации в организации измеряется с помощью таких переменных, как число решений, принимаемых на каждом уровне управления; возможность решения для организаций в целом; степень контроля за исполнением принятого решения. Как правило, абсолютная централизация или децентрализация присутствуют в организации редко.
Преимущества централизации: облегчает вертикальную координацию т..к. решения спускаются сверху), позволяет использовать более богатый опыт и лучшее понимание целей организации, усиливает руководство, т.к. способствует концентрации власти на верхних уровнях организационной структуры.
Недостатки централизации: централизованное принятие решений занимает больше времени, чем децентрализованное. Децентрализация дает больше стимулов работникам низовых уровней управления и является одним из эффективных способов подготовки кандидатов к выдвижению на руководящие должности.
отдельными составными частями организации и обеспечивают информацией функции координации.
Структура организации охватывает различные процессы (управление, производство и др.). Между участниками данных процессов распределяются соответствующие задачи, функции и ответственность за их выполнение. Согласно данному положению структуру организации можно рассматривать как форму распределения разных видов деятельности между ее компонентами и координации деятельности этих компонентов, имеющей целью достижение целей организации Известно, что одна и та же структура не может в одинаковой мере подходить для всех типов организаций. Однако каждое предприятие (учреждение) имеет структуру, которая приспособлена к достижению ее конкретных целей. Структура организации может фиксироваться в виде организационной схемы, которая иногда называется также органиграммой. Она показывает, как. устроена организация. Графически подобная система может быть представлена путем изображения горизонтальных и вертикальных линий и боксов. Боксы в такой схеме определяют виды деятельности людей. Линии схемы указывают на связи между ними.
Формальная и неформальная структура. Формальная структура представляет собой официальный план выполнения задач, приводящих к достижению целей. Термин «формальный» предполагает, что организационная структура целенаправленно разрабатывается менеджерами для достижения стратегических целей. Неформальная структура представляет собой организационные характеристики и взаимоотношения, которые не являются составными частями формальной структуры, однако влияют на успехи организации в достижении ее целей,
Неформальной структуре не свойственна иерархия власти, поскольку связи в ней являются общественными. Подобная структура не опирается на формальные правила, управление ею строится с помощью общественных норм.
24. БАЗОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ
В числе основных характеристик любой организационной системы выступают структурные параметры. Структура как самостоятельный системный элемент может быть представлена как совокупность элементов.
В числе основных элементов структуры выделяют:
1) операционный центр. Такой элемент структуры образуется из работников, деятельность которых напрямую связана с производством товаров или услуг. В данном элементе осуществляются такие виды работ, как закупочная деятельность, процесс изготовления продуктов (создания услуг), распределение (реализация через каналы сбыта) продуктов или услуг, а также работы, касающиеся непосредственной поддержки основных стадий процесса производства (складирование сырья и материалов, инструментальное и транспортное обслуживание и др.). В рамках операционного центра присутствует самая развитая стандартизация. Степень ее охвата зависит от специфики деятельности организации;
2) стратегическая вершина (центр). В составе этого элемента структуры рассматриваются работники и подразделения, которые ответственны за разработку и реализацию комплекса долгосрочных целей организации, распределение ресурсов как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Данный элемент объединяет в себе директора (президента), его помощников и заместителей, совет директоров и т.п. Главными задачами стратегической вершины выступают непосредственный контроль за деятельностью организации, эффективное управление внешней средой, выработка оптимальной стратегии развития организации.
Стратегический центр имеет более широкое видение функционирования организации. Работа данного элемента характеризуется минимумом повторяемости и стандартизации деятельности, огромной свободой выбора в принятии решений и длительной широтой последствия решений.
Однако и значение последствий его решений для всей организации более значительно.
Промежуточное звено. Данный элемент структуры выполняет функции по передаче комплекса решений стратегического центра и обеспечению их реализации. Он обеспечивает поддержку информационных потоков обоих центров. Среднее звено образуется в результате пересечения линий иерархического подчинения, начинающихся непосредственно под стратегической вершиной и доходящих до линейных руководителей первого уровня, которые представляют среднее звено. Как правило, характер работы всех линейных руководителей характеризуется большей степенью детализации. Он по содержанию близок к процессу труда, период последействия принимаемых решений обычно является коротким.
Техноструктура. Под техноструктурой в данном случае понимается деятельность аналитиков (плановиков и др.), заключающаяся в воздействии на текущую работу других членов организационной системы. Они находятся вне рамок процесса труда, и их ответственность касается стандартизации деятельности. Аналитиков представляют технологи, плановики, механики и т.д.
Персонал поддержки. Данный базовый элемент структуры выполняет функции, которые связаны с косвенной поддержкой функционирования основного производства. В качестве примера таких подразделений можно привести юридический отдел, канцелярию, редакционно-издательский отдел в университетах и др. Причиной существования подобных подразделений в структуре является стремление организаций к интеграции всех аспектов своей жизнедеятельности и уменьшению неопределенности внешнего окружения.
Аппарат управления любой организации составляет совокупность первых трех элементов. Все перечисленные элементы структуры могут быть реализованы совместно и иногда одним и тем же членом коллектива.
25. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ
Организационная структура управления — это совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координацией функционирования системы управления, разработкой и реализацией управленческих решений. В рамках организационной структуры управления регламентируется выполнение таких функции, как выполнение бизнес-плана, инновационного проекта, разделение и кооперация управленческой деятельности , в рамках которой происходит процесс управления.
Структуры управления должны отражать цели и задачи организации, функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления с учетом ограничений внутренней и внешней среды.
Построение организационной структуры базируется на функциях управления и определяется принципом первичности функций и вторичности органа управления.
Она имеет характер пирамиды, т е. содержит несколько уровней управления. Чем выше уровень управления, занимаемый руководителем, тем меньше его работники заняты решением конкретных технических задач и тем больший удельный вес в структуре рабочего дня работников занимает решение вопросов по оценке перспектив развития производства, выработке тактики и стратегии управления.
Элементы организационной структуры управления: самостоятельное структурное подразделение — административно обособленная часть, выполняющая одну или несколько функций управления;
звено управления — одно или несколько подразделений, которые необязательно обособленны административно, но выполняют определенную функцию управления;
управляющая ячейка — отдельный работник управления (или самостоятельное структурное подразделение), выполняющий одну или несколько специальных функций менеджмента.
Связи между элементами: горизонтальные (носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми); вертикальные (связи подчинения, которые возникают при наличии нескольких уровней управления, делятся на (линейные) и (функциональные).
Все основные аспекты строения и деятельности организации определяет цель как главный системообразующий фактор и ее подцели. Каждый элемент имеет свою задачу, обладает ресурсом для ее достижения и выполняет свою строго определенную функцию, структура же обеспечивает порядок и взаимодействие элементов для осуществления их функций. Элементы единой системы выделяются в процессе ее структуризации, при этом каждая система допускает возможность различных сечений в соответствии с заданными критериями. Организационная структура является одним из этих сечений. Среди основных можно выделить также технологический, производственный, финансовый, социальный и информационный виды структур.
Технологическая структура — структура организации, определяющаяся характером материально-энергетических процессов, типом используемого оборудования, специализацией используемых мощностей.
Производственная структура — структура, показывающая упорядоченную совокупность производственных подразделений, элементов производственно-технической базы с точки зрения их пространственного расположения.
Финансовая структура — структура, описывающая упорядоченную совокупность финансовых отношений в ходе осуществления хозяйственной деятельности организации, обеспечивающая ее эффективное функционирование и развитие. Финансовая структура является результатом реализации концепции управления по центрам ответственности.
Компоненты, определяющие типология организационных структур: степень централизации — децентрализации механизма управления; степень сложности, характеризующаяся степенью горизонтальной и вертикальной дифференциация различных видов управленческой деятельности; степень формализации механизма управления.
26. ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ
Организационная структура управления представляется собой комплекс отделов и служб организации, занимающихся построением и координацией функционирования системы управления, разработкой и реализацией управленческих решений.
Для того чтобы организационная структура была адекватной требованиям рынка, необходимо соблюдать принципы (требования).
Принцип неизбежности организационных изменений. В соответствии с данным принципом считается, что структурные изменения в организации являются объективно необходимыми. Они должны быть связаны с главными стратегическими возможностями повышения эффективности системы: созданием новых видов продукции и технологий ее производства; изменением пропорций (долей) выпуска продукции, мощностей и технологий ее производства.
Принцип направленности организационных преобразовании. Учет данного принципа должен показать устранение рассогласования между структурой целей и структурой организации, которое быть либо превентивным, либо оперативным. Как правило, разработка мер организационного сопровождения стратегических планов развития организации уменьшает возможность появления и накопления дисфункций системы. Однако это не устраняет возможности появления проблем, поэтому ставит ситуационные задачи по их выявлению и решений.
Принцип сочетаемости скачкообразных и эволюционных процессов. Согласно данному принципу возможность структурных скачкообразных изменений в организации как реакции на возникшую проблему должна быть минимизирована. Это достигается путем повышения качества целеполагания и мерами по организационной поддержке концепции развития предприятия. Применение гибких организационных структур, позволяющих нейтрализовать скачкообразные процессы, уменьшает скорость распространения дисфункций в жестких структурах, Разработка проектов организационного сопровождения стратегических планов хозяйственной организации с учетом возможностей и угроз внешнего окружения делает процесс организационно- структурного развития систематическим.
Принцип комплексности организационных нововведений. Основываясь на данном требовании, следует знать, что реорганизация не может быть локализована в отдельных структурных блоках системы, она охватывает всю организацию и, как правило, носит глубокий качественный и необратимый характер. Вследствие этого внедрение организационных нововведений в организации желательно осуществлять на стадии зрелости организации, чтобы сохранившиеся положительные силы могли быть направлены на решение новых задач управления.
Принцип участия персонала в процессе организационных преобразований. Данный принцип предполагает необходимость открытых и честных дискуссий по ключевым вопросам организационных нововведений уже в ходе их проектной проработки, введение системы стимулирующих факторов, покрывающих возможные потери от их внедрения. Источником сопротивления является субъективный элемент системы. Именно поэтому мотивационный механизм его активизации является актуальной проблемой современного управления.
Принципы развития организационных структур управления должны находиться в соответствии с общими принципами организации систем, вытекать из законов организации как системы с упорядоченной внутренней структурой, представляющей особое единство с внешней средой, согласовываться с общими принципами управления предприятиями в части реализации такой функции, как организация. Данные принципы являются методологической и методической базой общей теории организации и организационного проектирования систем управления.
27. ЛИНЕИНАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ
Неотъемлемым элементом механизма управления любой организации является структура управления,
Организационная структура управления представляет собой совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координацией функционирования системы управления В данной структуре осуществляются разработка и реализация управленческих решений по выполнению бизнес плана, инновационного проекта. Организационная структура направлена на достижение целей организации.
Линейная структура управления — структура управления, в которой необходимое разделение системы управления на составляющие части осуществляется на основе производственного признака с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, широты номенклатуры продукции и других признаков (см. схему 1). Линейная структура встречается редко, в основном на небольших предприятиях, в условиях простой производственной структуры. С помощью четких линий подчинения и сравнительно коротких каналов коммуникаций обеспечивается эффективность функционирований линейной структуры.
Линейная структура управления
Особенностями линейной структуры управления являются оперативное принятие решений, узкий сектор управленческого воздействия, В ней присутствуют единство власти, распорядительства, ответственности за весь комплекс задач.
Недостатками линейной структуры управления являются чрезвычайно широкий диапазон выполняемых функций, переполнение коммуникаций информацией, невозможность концентрации однородных работ в масштабах фирмы.
Функциональная структура управления — структура управления, при которой руководители функциональных подразделений специализируются в определенной сфере управления предприятия и отвечают за реализацию соответствующих функций (см. схему 2). Данная структура применяется на однопродуктовых предприятиях, реализующих сложные и длительные инновационные проекты, средних и узкоспециализированных предприятиях, в научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях.