Законодательная основа, структура и организационные принципы функционирования банковской системы Российской Федерации
· + Федеральный закон № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 03.02.1996.
· Федеральный закон № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002.
· Федеральный закон № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999.
· Федеральный закон № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23.12.2003.
Кредитная система РФ состоит из банковской системы и специальных кредитных финансовых институтов. К ним относятся: страховые компании, пенсионные фонды, финансовые и инвестиционные компании, кредитные союзы и кооперативы, трастовые и лизинговые компании, факторинговые компании, ломбарды.
Банковская система – совокупность различных видов банков, банковских институтов, КО с их взаимоотношениями, образующих единое целое и работающих в рамках общего кредитного механизма государства. Это система функционирования совокупности банков, сложившаяся исторически, закрепленная национальными законами и основанная на единых правилах.
Это включенная в экономическую систему страны единая и целостная совокупность КО, каждая из которых выполняет свою особую функцию, проводит перечень операций и сделок, что обеспечивает максимальное количество банковских продуктов.
Современная банковская система является двухуровневой, что соответствует рыночному типу хозяйствования.
1й уровень – ЦБ РФ (Банк России)
2й уровень – КО, которые представлены коммерческими банками, небанковскими КО, филиалами и представительствами иностранных банков.
Сформирована в 1987 году в результате реформы.
Существовавшая до 1987 года система была сформирована на следующих принципах, которые соответствовали распределительной системе:
· Государственная монополия банковского дела
· Максимальное развитие сети банковских учреждений.
· Демократический централизм в организации банковских операций и в управлении банками
· Сосредоточение всех денежных операций в банках и осуществление расчетов только через банки
· Выполнение банками валютных операций на основе валютной монополии государства.
Недостатки банковской системы распределительного типа хозяйствования:
· Монополизм в осуществлении банковских операций
· Выполнение банками роли второго государственного бюджета
· Отсутствие прав у клиентуры в выборе банка (по месту нахождения)
· Отсутствие коммерческого кредита
Реформирование банковской системы осуществлялось в 2 этапа:
На первом этапе ставилась задача отделения эмиссионной деятельности государственного банка от обслуживания клиентуры и придания гос банку статуса ЦБ. Были созданы 5 специальных банков (банков 2го уровня): Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Агропромбанк СССР и Сбербанк СССР.
Второй этап: перевод банков на хозрасчет и самофинансирование, освоение новых методов работы.
Недостатки первого этапа:
1. Реформа проводилась административным путем (сферы влияния были поделены административно)
2. Все банки продолжали находиться в государственной форме собственности
3. Продолжала существовать распределительная система ресурсов между банками
4. Отсутствие прав у клиентуры в выборе банка
5. Гос. Банк продолжал оставаться в подчинении правительства и не мог проводить свободную денежно-кредитную политику
В 1988г. Был принят закон о кооперации СССР
В начале 90х – закон о предприятиях СССР (предоставление возможности хозяйствующим субъектам самостоятельно распоряжаться своим имуществом)
Новые частные коммерческие банки создавались либо на паевой, либо на акционерной основе.
Новые банки регистрировались в гос. Банке, там же они получали лицензию.
Параллельно с новыми частными коммерческими банками начался процесс акционирования действующих гос. спец. банков. Территориальные филиалы стали преобразовываться в самостоятельные.
Гос. Банк был выведен из подчинения правительству и получил экономическую самостоятельность.
Новая банковская система была построена на следующих принципах банковской системы рыночного типа:
1. Отсутствие государственной монополии на банковское дело и создание банков на основе любой формы собственности
2. Иерархичность построения банковской системы с выделением ЦБ, как 1 уровня, и 2 уровня
3. Работа коммерческих банков в условиях взаимодействия с внешней средой
4. Государственное регулирование деятельности банков сочетается с самостоятельностью
5. Открытость и транспонентность деятельности банков
Классификационный критерий | Типы банковских систем | Модели банковских систем | Классы банковских систем | Уровни банковских систем |
Соответствие типу экономики | - рыночная | 2 уровня | ||
- переходная | ||||
- распределительная | 1 уровень | |||
Соответствие конкурентной среде | - конкурентная - олигопольная - монопольная | |||
Соответствие территориальному разделению | - национальный - наднациональный - мировой | |||
Соответствие характеру взаимоотношений с промышленностью и корпорациями | - открытого рынка - внутреннего корпоративного контроля | |||
По уровню специализации | - универсальные -специализированные | |||
По степени развития | - интенсивные - экстенсивные |
В соответствии с законом о банковской деятельности в качестве принципов организации банковской системы записано:
1. Двухуровневая система
2. Универсальность деятельности банков
В состав банковской системы входят: ассоциации банков, банковские группы и холдинги.
Ассоциации банков – общественная некоммерческая организация, членами которой являются коммерческие банки. Они создаются с целью обмена опытом, представляют интересы банковского сообщества в органах законодательной, исполнительной и судебной власти.
Банковские группы – неявляющиеся юридическими лицами объединения кредитных организаций, в которых одна кредитная организация прямо или косвенно оказывает существенное влияние на решения, принимаемые органами других кредитных организаций.
Банковские холдинги – неявляющиеся юридическими лицами объединения юридических лиц с участием кредитных организаций, в которых одна организация (не кредитная) имеет возможность прямо или косвенно оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления участников холдинга.
На 01.01.10 в РФ 165 банковских групп, 32 банковских холдинга, куда входят 255 кредитных организаций.
2.Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015года: цели, задачи, ожидаемые результаты развития
-увеличение минимального размера собственного капитала банка: с 1 января 2012 года минимальный размер капитала банка увеличится до 180 млн рублей (вновь до 300 млн рублей, а для действующих к 2015)
- приватизация госбанков, а также по снижению доли государственного сектора в банковской системе. В среднесрочной перспективе предлагается сократить участие государства в капиталах (при сохранении контроля за деятельностью) Сбербанка, ВТБ и Россельхозбанка.
-в рамках работы по совершенствованию системы страхования вкладов (ССВ) будет рассмотрен вопрос о целесообразности расширения круга субъектов, на которых распространяется защита, предоставляемая ССВ, за счет индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица.
В целях реализации международных подходов к финансовому регулированию также определяются сроки внедрения новых регулятивных стандартов Базельского комитета по банковскому надзору («Базель II» и «Базель III»).
В соответствии со стратегией, к концу 2015 года российским банковским сектором могут быть достигнуты следующие показатели деятельности: активы к ВВП – более 90% (при 74,5% по состоянию на 1 января 2011 года), капитал к ВВП – 14-15% (10,4%), кредиты нефинансовым организациям и физическим лицам к ВВП – 55-60% (41%).
власти готовы ввести ответственность для собственников банков за принятие решений, приведших к выводу активов и банкротству кредитных организаций
«Сейчас ответственность несут руководители банка, в том числе глава банка, главный бухгалтер и другие менеджеры, за вывод активов или преднамеренное банкротство. То есть наемные менеджеры подписывают документы и несут наказание. А наказание должен нести тот, кто принимает решения — это и члены совета директоров, и акционеры банка.