Неопределенность и риски. Риски в торговом бизнесе. Защита от рисков
В общем случае под риском понимают возможность наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего за собой различного рода потери.
В предпринимательской деятельности под "риском" принято понимать вероятность потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности.
Виды рисков:
По времени возникновения риски распределяются на: ретроспективные, текущие и перспективные риски.
По факторам возникновения риски подразделяются на: Политические риски, Экономические
По характеру учета риски делятся на: внешние и внутренние
По характеру последствий риски подразделяются на: Чистые риски,Спекулятивные
В соответствии со сферами предпринимательской деятельности обычно выделяют:
Производственный; Коммерческий; Финансовый; Страховой риск.
Существование риска непосредственно связано с неопределенностью.
Неопределенность предполагает наличие факторов, при которых результаты действий непредсказуемы, а степень возможного влияния этих факторов на результаты неизвестна; это неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта.
Существуют несколько способов защиты риска, смягчения его последствий.
1 Диверсификация- Суть диверсификации сводится к тому, чтобы распределить риск между несколькими ви-дами деятельности или решениями. Допустим, что домашнее хозяйство располагает несколькими ваучерами и оно вынуждено решить проблему их рационального размещения. Такое домохозяйство ыожет существенно снизить риск если вложит ваучеры не в одно предприятие, а распределит их между несколькими инвестиционными фондами и акционерными компаниями, то есть будет придерживаться в своих действиях известного принципа - не следует класть все яйца в одну корзину.
2. Страхование - Уменьшить риск можно с помощью страхования. заключив договор страхования имущества или жизни со страховой кампанией, которую можно рассматривать как обычную фирму, максимизирующую прибыль. Страховые кампании, объединяя в крупных масштабах рискованные операции, продают страховые полисы, что позволяет им сформировать необходимый страховой фонд. Деятельность страховых кампаний учитывает то обстоятельство, что каждое отдельное страховое событие случайно и непредсказуемо.
В международной практике применяются три основных способа страхования рисков:
1.Односторонние действия одного из партнеров
2.Операции страховых компаний, банковские и правительственные гарантии
3.Взаимная договоренность участников сделки.
На выбор конкретного метода страхования риска влияют такие факторы, как:
- особенности экономических и политических отношений со стороной-контрагентом сделки
-конкурентоспособность товара
-платежеспособность контрагента сделки
-действующие валютные и кредитно-финансовые ограничения в данной стране
- срок покрытия риска
- наличие дополнительных условий осущесвления сделки
- перспективы изменения валютного курса или процентных ставок на рынке
3. Информация - И, наконец, в-третьих, снижение риска может быть обеспечено путем получения дополнительной информации, касающейся выбора и возможных результатов., выбор в случае неопределенности результата основан на ограниченной и несовершенной информации. Если поток информации будет расширен и она будет доступна потребителю, то последний получает возможность сделать лучший прогноз предстоящих событий, а, следовательно, и уменьшить риск. Поэтому информацию можно рассматривать в качестве специфического товара, имеющего определенную цену
35. Экономический потенциал торговой организации и показатели его характеризующие.
Экономический потенциал – это совокупность производственных ресурсов торговой организации и максимально возможная способность их работников наиболее полно удовлетворять спрос населения на товары и услуги при высоком качестве торгового обслуживания и эффективном использовании имеющихся у них материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Количественными параметрами экономического потенциала торговли и торговой организации являются:
- объем и структура товарооборота
- наличие и размер товарных запасов
- численность и профессионально-квалификационный состав работников
- финансовые ресурсов
- объем активов
- ликвидность организации
- объем и структура основных фондов, их техническое состояние и показатели воспроизводства
- обеспеченность населения региона торговыми и складскими площадями и емкостями хранилищ
- обеспеченность торгово-техническим оборудованием
Экономический потенциал зависит от способности кадров оказывать высококачественные услуги, от наличия собственного капитала, от инновационных способностей и информационной способности.
47. Конкурентоспособность торговой организации и показатели ее характеризующие.
Конкурентоспособность — это реальная или потенциальная способность и возможности предприятия проектировать, производить и сбывать в тех условиях, в которых ему приходится действовать, товары и услуги по своим ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательные для покупателя, чем товары конкурентов с целью максимизации прибыли.
Показатели:
1) финансовое состояние
- Уровень платежеспособности (ликвидности)
- Уровень финансовой устойчивости
- Уровень оборачиваемости активов
- Уровень прибыльности
2) соответствие используемого производственно (торгово)-технологического процесса современным технологиям
- Выработка на 1 работника
- фондовооруженность
- фондоотдача
- коэффициент износа
- Нагрузка на 1 м кв. торговой площади
- коэффициент реализации товаров
- уровень доходности и др.
3) организация и управление
- число принимаемых решений
- Система связи и подчинения
- Коэффициент текучести управленческих кадров
- Количество АРМ, функций, процессов в системе управления и др.
4) эффективность маркетинга
- доля рынка
- Уровень издержек обращения
- Коэффициент общего удовлетворения спроса
- Коэффициент рентабельности
- Качество поступающей информации о рынке и др.
5) стимулирование труда
- Доля работников на сдельной оплате
- Уровень расходов на обучение
- Средняя заработная плата
- Коэффициент трудоемкости - Коэффициент стабильности кадрового состава и др.
48. Стратегии, реализуемые торговой организацией на внутреннем и внешнем рынках.
Внутренний рост. Этот стратегический план исходит из предположения, что организация делает правильные вещи и эту деятельность целесообразно расширять. При этом предполагается, что организация обладает достаточными ресурсами для развития. Существуют четыре стратегии:
1) Более глубокое внедрение на рынок (концентрация). Такая стратегия требует от компании концентрации на том, чтобы делать в большем масштабе и лучше то, что обеспечивает успех компании, и она целесообразна, когда:
- имеющиеся рынки не насыщены конкретным товаром или услугой, предлагаемыми компанией;
- количество имеющихся покупателей может быть значительно увеличено;
- доля рынка у основных конкурентов становится меньше, в то время как продажи по отрасли в целом растут;
- существует тесная связь между объемом продаж и затратами на маркетинг в стоимостном выражении;
2) Развитие рынка. В этом случае компания представляет на уже освоенные рынки различные модификации товаров. Эта стратегия приемлема, если:
- доступны новые каналы распределения — надежные, недорогие и качественные;
- организация имеет успех в том, что она делает;
- существуют новые неоткрытые или ненасыщенные рынки;
- у организации есть необходимый капитал и трудовые ресурсы для того, чтобы расширить производство;
- организация имеет избыточные производственные мощности.
3) Разработка нового товара. Стратегия предполагает значительные модификации продукта или добавление новых к существующим продуктам с целью развить свое присутствие на рынке. Она используется тогда, когда:
- фирма начинает новую деятельность;
- организация имеет удачные товары, которые находятся в стадии зрелости своего жизненного цикла;
- есть смысл предложить новые (улучшенные) товары, исходя из положительного опыта продаж существующих товаров и услуг;
- организация действует в отрасли, характеризующейся быстрым технологическим развитием.
4) Обновление. Эта стратегия связана со значительными изменениями в товарах или услугах. Включает замену существующих товаров новыми, что означает новый жизненный цикл товара.
Внешний рост. Этот вариант стратегического развития обычно реализуется посредством приобретений, слияний и образования совместных предприятий или может включать приобретения или договоренность с компаниями, которые находятся в начале или в конце с точки зрения существующей цепочки создания ценности данной компании — от производителей сырья до конечных потребителей. Обычно организацию подталкивают к внешнему росту результаты анализа внешней среды: в ней обнаруживаются условия, позволяющие сочетать сильные стороны организации и возможности все более активно управлять элементами внешней среды, вплоть до включения некоторых из них в состав компании. Выделяются следующие стратегии внешнего роста:
1) Горизонтальная интеграция. Стратегия означает, что компания приобретает или сливается с основным конкурентом или с какой-либо другой компанией, действующей на той же стадии цепочки создания ценности.
2) Вертикальная интеграция. Стратегия обычно включает приобретение компании, которая снабжает фирму сырьем или является покупателем ее продуктов и услуг. Это может осуществляться в обратном направлении относительно цепочки создания ценности (т.е. в направлении контроля над поставками сырья) или в прямом направлении (в направлении контроля за сетью распределения).
3) Концентрическая диверсификация. Включает внедрение в области товаров или услуг, которые связаны с существующими товарами или услугами, через технологию или маркетинг. Эта стратегия обеспечивает возможность синергии, т.е. ситуации, когда общий результат превосходит сумму отдельных результатов двух видов деятельности. Ее целесообразно использовать, когда:
- основная отрасль деятельности организации испытывает уменьшение объема продаж и прибылей за год;
- добавление новых, но связанных с имеющимися, товаров значительно стимулирует продажи имеющихся товаров, могут быть предложены по высоко конкурентным ценам;
- производимые организацией товары находятся в стадии упадка их жизненного цикла;
- в организации имеется сильная команда управляющих.
4) Конгломератная диверсификация. Стратегия включает вход компании в сферы товаров или услуг, которые напрямую не связаны с существующими технологиями или рынками. Она считается стратегией высокого риска при следующих условиях:
- в отрасли, в которой в основном действует организация, наблюдается сокращение годовых объемов продаж и прибыли;
- организация имеет капитал и талантливых управляющих для успешной конкуренции в новой отрасли производства;
- организация имеет возможность приобрести не связанное с ней предприятие, являющееся привлекательной возможностью вложения средств;
- существующие рынки организации для реализации выпускаемых продуктов насыщены;
- законодательство, ограничивающее конкуренцию, может быть использовано против организации, которая исторически концентрировалась в одной отрасли.
49. Система ограничений и экономические условия, определяющие возможность и эффективность торговой деятельности.
Экономические условия, влияющие на эффективность:
- уровень и структура ВВП
- уровень цен на товары
- динамика производства товаров народного потребления и с/х производства
- изменение денежных доходов, расходов и сбережений
- изменение численности и состава населения
- рациональность использования ресурсов
- эффективность организации товародвижения
- развитие торговой сети и уровень обеспеченности населения торговыми площадями
- производительность труда работников торговли
- состояние приватизации в отрасли
- внедрение новых технологий
- качественный состав работников торговли
- доля продажи товаров отечественного производства
Система ограничений:
- правовая (антимонопольное законодателство, правила сертификации продукции, регламент проведения гос.закупок, правила работы бирж и др.)
- финансово-экономическая (налоги, кредиты, льготы, дотации, гос.программы и др.)
- социальная (уровень минимальной з/пл, размеры пенсий, пособий, выплат и др.)
50. Глобализация и интернационализация и их влияние на развитие мировой и национальной торговли.
Интернационализация — это усиление взаимосвязи и взаимозависимости экономик отдельных стран, влияние международных экономических отношений на национальные экономики, участие стран в мировом хозяйстве.
Глобализация представляет собой более высокую стадию интернационализации. Глобализацию мировой экономики можно охарактеризовать как усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер и процессов мировой экономики, выражающееся в постепенном превращении мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний.
Процессы глобального развития, в рамках которых структуры национального производства и финансов становятся взаимозависимыми, ускоряются в результате увеличения числа заключенных и реализованных внешних сделок. Глобализация, охватившая все регионы и секторы мирового хозяйства, принципиально изменяет соотношение между внешними и внутренними факторами развития национальных хозяйств в пользу первых. Ни одна национальная экономика независимо от размеров стран (крупные, средние, малые) и уровня развития (развитые, растущие или переходные) не может больше быть самодостаточной, исходя из имеющихся факторов производства, технологий и потребности в капитале. Ни одно государство не в состоянии рационально формировать и реализовывать экономическую стратегию развития, не учитывая приоритеты и нормы поведения основных участников мирохозяйственной деятельности.
В видимой перспективе глобализация повлечет за собой:
* интенсификацию интеграционных региональных процессов;
* большую открытость экономических систем государств, в настоящее время еще не полностью осуществивших либерализацию хозяйственной деятельности;
* беспрепятственный доступ всем участникам на любые рынки;
* универсализацию норм и правил осуществления торговых и финансовых операций;
* унификацию регулирования и контроля за рынками;
* стандартизацию требований к перемещению капитала, инвестиционному процессу и всемирной платежно-расчетной системе.
Преимущества глобализационных процессов:
- углубление специализации и международного разделения труда
- экономия на масштабах производства
- выигрыш от свободной торговли на взаимовыгодной основе, удовлетворяющей все стороны.
- глобализация, усиливая конкуренцию, стимулирует дальнейшее развитие новых технологий и распространение их среди стран.
- обострению международной конкуренции.
- повышение производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне и распространения передовых технологий
- возможность странам мобилизовать более значительный объем финансовых ресурсов, поскольку инвесторы могут использовать более широкий финансовый инструментарий на возросшем количестве рынков.
- серьезная основа для решения всеобщих проблем человечества
Негативные последствия:
- неравномерность распределения преимуществ от глобализации в разрезе отдельных отраслей национальной экономики;
- возможная деиндустриализация национальных экономик;
- возможность перехода контроля над экономикой отдельных стран от суверенных правительств в другие руки, в том числе к более сильным государствам, ТНК или международным организациям;
- возможная дестабилизация финансовой сферы, потенциальная региональная или глобальная нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне.
- увеличение технологического отставания от развитых стран;
- рост социально-экономического расслоения, маргинализацию (т.е. разрушение государственного общества, представляющее собой процесс распада социальных групп, разрыв традиционных связей между людьми, потерю индивидами объективной принадлежности к той или иной общности, чувства причастности к определенной профессиональной или этнической группе);
- обнищание основной массы населения;
- усиление зависимости менее развитых стран от стабильности и нормального функционирования мирохозяйственной системы;
- ограничение ТНК способности государств проводить национально ориентированную экономическую политику;
- рост внешнего долга, прежде всего международным финансовым организациям, который препятствует дальнейшему прогрессу.
9. Понятие, состав, значение товарооборота оптовой организации и факторы, определяющие его объём и структуру. Цель, задачи управления оптовым товарооборотом.
Оптовый товарооборот – это стоимость продажи товаров несобственного производства без видоизменении юридическим лицам, их обособленным подразделениям и индивидуальным предпринимателям с целью дальнейшей перепродажи или профессионального использования.
Цель анализа – определение роли оптовой торговли в равномерном и полном выполнении объемов розничного товарооборота, обеспечении бесперебойного завоза товаров в розничную торговую сеть и рационализации процессов товародвижения.
- оценка выполнения алана и динамики товарооборота по общему объему и видам
- изучение роли и позиции оптовой организации на рынке в районе ее деятельности
- оценка равномерности развития оптового товарооборота по периодам года
- анализ соблюдения схем и звенности продвижении товаров в розничную торговую сеть
- изучение динамики и изменений в структуре оптового товарооборота
- расчет и оценка влияния факторов на изменение оптового товарооборота
- выявление упущенных возможностей и определение резервов роста
- разработка комплекса мероприятий по увеличению и оптимизации оптовой реализации товаров в указанием конкретных исполнителей
Главная задача планирования – определить как потребность организации в товарах в соответствии с номенклатурой, так и источники их поступления.
Методы планирования:
- предварительно определяют общую потребность организаций-покупателей зоны обслуживания в товарах данной группы и возможности для ее покрытия, минуя оптовую организацию
- рассчитывают плановую реализацию товаров с помощью коэффициентов эластичности оптового товарооборота к розничному по отдельным товарным группам, если прослеживается четкая тенденции зависимости развития их оптового товарооборота от розничного в зоне деятельности оптовой организации
- можно сначала планировать общий объем оптового товарооборота а затем рассчитать объемы продаж по товарным группам.
- обязателен расчет объема оптового товарооборота оп периодам года.
Социальная ответственность торгового бизнеса — ответственность субъектов торгового бизнеса за соблюдение норм и правил (в области этики, экологии, милосердия, человеколюбия, сострадания и т. д.), влияющих на качество жизни отдельных социальных групп и общества в целом.
Ответственность наступает в результате игнорирования или недостаточного внимания субъектов к требованиям и запросам общества.
Социальная ответственность — это не правило, а этический принцип, который должен быть задействован в процессе принятия решения и основывается на моральных нормах и ценностях, приобретенных в процессе социализации.
Получение прибыли и ее максимизация субъектами рынка возможны лишь через реализацию целей общества, т.е. при удовлетворении предъявляемого населением и обществом спроста на товары и услуги. Должен соблюдаться критерий – более полное удовлетворение личных и общественных потребностей в товарах и услугах при высокой культуре торговли и рациональном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Формы проявления:
– предоставление потребителям товаров и услуг высокого качества;
– обеспечение безопасности труда, выплата заработной платы в соответствии с законодательством, инвестирование в развитие человеческого потенциала;
– соблюдение законодательства (трудового, налогового, экологического и т. п.);
– внимание к общественным интересам и общепринятым ценностям;
– вклад в развитие гражданского общества через партнерские программы.