Неопределенность и риски. Риски в торговом бизнесе. Защита от рисков

В общем случае под риском понимают возможность наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего за собой различного рода потери.

В предпринимательской деятельности под "риском" принято понимать вероятность потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности.

Виды рисков:

По времени возникновения риски распределяются на: ретроспективные, текущие и перспективные риски.

По факторам возникновения риски подразделяются на: Политические риски, Экономические

По характеру учета риски делятся на: внешние и внутренние

По характеру последствий риски подразделяются на: Чистые риски,Спекулятивные

В соответствии со сферами предпринимательской деятельности обычно выделяют:

Производственный; Коммерческий; Финансовый; Страховой риск.

Существование риска непосредственно связано с неопределенностью.

Неопределенность предполагает наличие факторов, при которых результаты действий непредсказуемы, а степень возможного влияния этих факторов на результаты неизвестна; это неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта.

Существуют несколько способов защиты риска, смягчения его последствий.

1 Диверсификация- Суть диверсификации сводится к тому, чтобы распределить риск между несколькими ви-дами деятельности или решениями. Допустим, что домашнее хозяйство располагает несколькими ваучерами и оно вынуждено решить проблему их рационального размещения. Такое домохозяйство ыожет существенно снизить риск если вложит ваучеры не в одно предприятие, а распределит их между несколькими инвестиционными фондами и акционерными компаниями, то есть будет придерживаться в своих действиях известного принципа - не следует класть все яйца в одну корзину.

2. Страхование - Уменьшить риск можно с помощью страхования. заключив договор страхования имущества или жизни со страховой кампанией, которую можно рассматривать как обычную фирму, максимизирующую прибыль. Страховые кампании, объединяя в крупных масштабах рискованные операции, продают страховые полисы, что позволяет им сформировать необходимый страховой фонд. Деятельность страховых кампаний учитывает то обстоятельство, что каждое отдельное страховое событие случайно и непредсказуемо.

В международной практике применяются три основных способа страхования рисков:

1.Односторонние действия одного из партнеров

2.Операции страховых компаний, банковские и правительственные гарантии

3.Взаимная договоренность участников сделки.

На выбор конкретного метода страхования риска влияют такие факторы, как:

- особенности экономических и политических отношений со стороной-контрагентом сделки

-конкурентоспособность товара

-платежеспособность контрагента сделки

-действующие валютные и кредитно-финансовые ограничения в данной стране

- срок покрытия риска

- наличие дополнительных условий осущесвления сделки

- перспективы изменения валютного курса или процентных ставок на рынке

3. Информация - И, наконец, в-третьих, снижение риска может быть обеспечено путем получения дополнительной информации, касающейся выбора и возможных результатов., выбор в случае неопределенности результата основан на ограниченной и несовершенной информации. Если поток информации будет расширен и она будет доступна потребителю, то последний получает возможность сделать лучший прогноз предстоящих событий, а, следовательно, и уменьшить риск. Поэтому информацию можно рассматривать в качестве специфического товара, имеющего определенную цену

35. Экономический потенциал торговой организации и показатели его характеризующие.

Экономический потенциал – это совокупность производственных ресурсов торговой организации и максимально возможная способность их работников наиболее полно удовлетворять спрос населения на товары и услуги при высоком качестве торгового обслуживания и эффективном использовании имеющихся у них материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Количественными параметрами экономического потенциала торговли и торговой организации являются:

- объем и структура товарооборота

- наличие и размер товарных запасов

- численность и профессионально-квалификационный состав работников

- финансовые ресурсов

- объем активов

- ликвидность организации

- объем и структура основных фондов, их техническое состояние и показатели воспроизводства

- обеспеченность населения региона торговыми и складскими площадями и емкостями хранилищ

- обеспеченность торгово-техническим оборудованием

Экономический потенциал зависит от способности кадров оказывать высококачественные услуги, от наличия собственного капитала, от инновационных способностей и информационной способности.

47. Конкурентоспособность торговой организации и показатели ее характеризующие.

Конкурентоспособность — это реальная или потенциальная способность и возможности предприятия проектировать, производить и сбывать в тех условиях, в которых ему приходится действовать, товары и услуги по своим ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательные для покупателя, чем товары конкурентов с целью максимизации прибыли.

Показатели:

1) финансовое состояние

- Уровень платежеспособности (ликвидности)

- Уровень финансовой устойчивости

- Уровень оборачиваемости активов

- Уровень прибыльности

2) соответствие используемого производственно (торгово)-технологического процесса современным технологиям

- Выработка на 1 работника

- фондовооруженность

- фондоотдача

- коэффициент износа

- Нагрузка на 1 м кв. торговой площади

- коэффициент реализации товаров

- уровень доходности и др.

3) организация и управление

- число принимаемых решений

- Система связи и подчинения

- Коэффициент текучести управленческих кадров

- Количество АРМ, функций, процессов в системе управления и др.

4) эффективность маркетинга

- доля рынка

- Уровень издержек обращения

- Коэффициент общего удовлетворения спроса

- Коэффициент рентабельности

- Качество поступающей информации о рынке и др.

5) стимулирование труда

- Доля работников на сдельной оплате

- Уровень расходов на обучение

- Средняя заработная плата

- Коэффициент трудоемкости - Коэффициент стабильности кадрового состава и др.

48. Стратегии, реализуемые торговой организацией на внутреннем и внешнем рынках.

Внутренний рост. Этот стратегический план исходит из предположения, что организация делает правильные вещи и эту деятельность целесообразно расширять. При этом предполагается, что организация обладает достаточными ресурсами для развития. Существуют четыре стратегии:

1) Более глубокое внедрение на рынок (концентрация). Такая стратегия требует от компании концентрации на том, чтобы делать в большем масштабе и лучше то, что обеспечивает успех компании, и она целесообразна, когда:

- имеющиеся рынки не насыщены конкретным товаром или услугой, предлагаемыми компанией;

- количество имеющихся покупателей может быть значительно увеличено;

- доля рынка у основных конкурентов становится меньше, в то время как продажи по отрасли в целом растут;

- существует тесная связь между объемом продаж и затратами на маркетинг в стоимостном выражении;

2) Развитие рынка. В этом случае компания представляет на уже освоенные рынки различные модификации товаров. Эта стратегия приемлема, если:

- доступны новые каналы распределения — надежные, недорогие и качественные;

- организация имеет успех в том, что она делает;

- существуют новые неоткрытые или ненасыщенные рынки;

- у организации есть необходимый капитал и трудовые ресурсы для того, чтобы расширить производство;

- организация имеет избыточные производственные мощности.

3) Разработка нового товара. Стратегия предполагает значительные модификации продукта или добавление новых к существующим продуктам с целью развить свое присутствие на рынке. Она используется тогда, когда:

- фирма начинает новую деятельность;

- организация имеет удачные товары, которые находятся в стадии зрелости своего жизненного цикла;

- есть смысл предложить новые (улучшенные) товары, исходя из положительного опыта продаж существующих товаров и услуг;

- организация действует в отрасли, характеризующейся быстрым технологическим развитием.

4) Обновление. Эта стратегия связана со значительными изменениями в товарах или услугах. Включает замену существующих товаров новыми, что означает новый жизненный цикл товара.

Внешний рост. Этот вариант стратегического развития обычно реализуется посредством приобретений, слияний и образования совместных предприятий или может включать приобретения или договоренность с компаниями, которые находятся в начале или в конце с точки зрения существующей цепочки создания ценности данной компании — от производителей сырья до конечных потребителей. Обычно организацию подталкивают к внешнему росту результаты анализа внешней среды: в ней обнаруживаются условия, позволяющие сочетать сильные стороны организации и возможности все более активно управлять элементами внешней среды, вплоть до включения некоторых из них в состав компании. Выделяются следующие стратегии внешнего роста:

1) Горизонтальная интеграция. Стратегия означает, что компания приобретает или сливается с основным конкурентом или с какой-либо другой компанией, действующей на той же стадии цепочки создания ценности.

2) Вертикальная интеграция. Стратегия обычно включает приобретение компании, которая снабжает фирму сырьем или является покупателем ее продуктов и услуг. Это может осуществляться в обратном направлении относительно цепочки создания ценности (т.е. в направлении контроля над поставками сырья) или в прямом направлении (в направлении контроля за сетью распределения).

3) Концентрическая диверсификация. Включает внедрение в области товаров или услуг, которые связаны с существующими товарами или услугами, через технологию или маркетинг. Эта стратегия обеспечивает возможность синергии, т.е. ситуации, когда общий результат превосходит сумму отдельных результатов двух видов деятельности. Ее целесообразно использовать, когда:

- основная отрасль деятельности организации испытывает уменьшение объема продаж и прибылей за год;

- добавление новых, но связанных с имеющимися, товаров значительно стимулирует продажи имеющихся товаров, могут быть предложены по высоко конкурентным ценам;

- производимые организацией товары находятся в стадии упадка их жизненного цикла;

- в организации имеется сильная команда управляющих.

4) Конгломератная диверсификация. Стратегия включает вход компании в сферы товаров или услуг, которые напрямую не связаны с существующими технологиями или рынками. Она считается стратегией высокого риска при следующих условиях:

- в отрасли, в которой в основном действует организация, наблюдается сокращение годовых объемов продаж и прибыли;

- организация имеет капитал и талантливых управляющих для успешной конкуренции в новой отрасли производства;

- организация имеет возможность приобрести не связанное с ней предприятие, являющееся привлекательной возможностью вложения средств;

- существующие рынки организации для реализации выпускаемых продуктов насыщены;

- законодательство, ограничивающее конкуренцию, может быть использовано против организации, которая исторически концентрировалась в одной отрасли.

49. Система ограничений и экономические условия, определяющие возможность и эффективность торговой деятельности.

Экономические условия, влияющие на эффективность:

- уровень и структура ВВП

- уровень цен на товары

- динамика производства товаров народного потребления и с/х производства

- изменение денежных доходов, расходов и сбережений

- изменение численности и состава населения

- рациональность использования ресурсов

- эффективность организации товародвижения

- развитие торговой сети и уровень обеспеченности населения торговыми площадями

- производительность труда работников торговли

- состояние приватизации в отрасли

- внедрение новых технологий

- качественный состав работников торговли

- доля продажи товаров отечественного производства

Система ограничений:

- правовая (антимонопольное законодателство, правила сертификации продукции, регламент проведения гос.закупок, правила работы бирж и др.)

- финансово-экономическая (налоги, кредиты, льготы, дотации, гос.программы и др.)

- социальная (уровень минимальной з/пл, размеры пенсий, пособий, выплат и др.)

50. Глобализация и интернационализация и их влияние на развитие мировой и национальной торговли.

Интернационализация — это усиление взаимосвязи и взаимозависимости экономик отдельных стран, влияние международных экономических отношений на национальные экономики, участие стран в мировом хозяйстве.

Глобализация представляет собой более высокую стадию интернационализации. Глобализацию мировой экономики можно охарактеризовать как усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер и процессов мировой экономики, выражающееся в постепенном превращении мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний.

Процессы глобального развития, в рамках которых структуры национального производства и финансов становятся взаимозависимыми, ускоряются в результате увеличения числа заключенных и реализованных внешних сделок. Глобализация, охватившая все регионы и секторы мирового хозяйства, принципиально изменяет соотношение между внешними и внутренними факторами развития национальных хозяйств в пользу первых. Ни одна национальная экономика независимо от размеров стран (крупные, средние, малые) и уровня развития (развитые, растущие или переходные) не может больше быть самодостаточной, исходя из имеющихся факторов производства, технологий и потребности в капитале. Ни одно государство не в состоянии рационально формировать и реализовывать экономическую стратегию развития, не учитывая приоритеты и нормы поведения основных участников мирохозяйственной деятельности.

В видимой перспективе глобализация повлечет за собой:

* интенсификацию интеграционных региональных процессов;

* большую открытость экономических систем государств, в настоящее время еще не полностью осуществивших либерализацию хозяйственной деятельности;

* беспрепятственный доступ всем участникам на любые рынки;

* универсализацию норм и правил осуществления торговых и финансовых операций;

* унификацию регулирования и контроля за рынками;

* стандартизацию требований к перемещению капитала, инвестиционному процессу и всемирной платежно-расчетной системе.

Преимущества глобализационных процессов:

- углубление специализации и международного разделения труда

- экономия на масштабах производства

- выигрыш от свободной торговли на взаимовыгодной основе, удовлетворяющей все стороны.

- глобализация, усиливая конкуренцию, стимулирует дальнейшее развитие новых технологий и распространение их среди стран.

- обострению международной конкуренции.

- повышение производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне и распространения передовых технологий

- возможность странам мобилизовать более значительный объем финансовых ресурсов, поскольку инвесторы могут использовать более широкий финансовый инструментарий на возросшем количестве рынков.

- серьезная основа для решения всеобщих проблем человечества

Негативные последствия:

- неравномерность распределения преимуществ от глобализации в разрезе отдельных отраслей национальной экономики;

- возможная деиндустриализация национальных экономик;

- возможность перехода контроля над экономикой отдельных стран от суверенных правительств в другие руки, в том числе к более сильным государствам, ТНК или международным организациям;

- возможная дестабилизация финансовой сферы, потенциальная региональная или глобальная нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне.

- увеличение технологического отставания от развитых стран;

- рост социально-экономического расслоения, маргинализацию (т.е. разрушение государственного общества, представляющее собой процесс распада социальных групп, разрыв традиционных связей между людьми, потерю индивидами объективной принадлежности к той или иной общности, чувства причастности к определенной профессиональной или этнической группе);

- обнищание основной массы населения;

- усиление зависимости менее развитых стран от стабильности и нормального функционирования мирохозяйственной системы;

- ограничение ТНК способности государств проводить национально ориентированную экономическую политику;

- рост внешнего долга, прежде всего международным финансовым организациям, который препятствует дальнейшему прогрессу.

9. Понятие, состав, значение товарооборота оптовой организации и факторы, определяющие его объём и структуру. Цель, задачи управления оптовым товарооборотом.

Оптовый товарооборот – это стоимость продажи товаров несобственного производства без видоизменении юридическим лицам, их обособленным подразделениям и индивидуальным предпринимателям с целью дальнейшей перепродажи или профессионального использования.

Цель анализа – определение роли оптовой торговли в равномерном и полном выполнении объемов розничного товарооборота, обеспечении бесперебойного завоза товаров в розничную торговую сеть и рационализации процессов товародвижения.

- оценка выполнения алана и динамики товарооборота по общему объему и видам

- изучение роли и позиции оптовой организации на рынке в районе ее деятельности

- оценка равномерности развития оптового товарооборота по периодам года

- анализ соблюдения схем и звенности продвижении товаров в розничную торговую сеть

- изучение динамики и изменений в структуре оптового товарооборота

- расчет и оценка влияния факторов на изменение оптового товарооборота

- выявление упущенных возможностей и определение резервов роста

- разработка комплекса мероприятий по увеличению и оптимизации оптовой реализации товаров в указанием конкретных исполнителей

Главная задача планирования – определить как потребность организации в товарах в соответствии с номенклатурой, так и источники их поступления.

Методы планирования:

- предварительно определяют общую потребность организаций-покупателей зоны обслуживания в товарах данной группы и возможности для ее покрытия, минуя оптовую организацию

- рассчитывают плановую реализацию товаров с помощью коэффициентов эластичности оптового товарооборота к розничному по отдельным товарным группам, если прослеживается четкая тенденции зависимости развития их оптового товарооборота от розничного в зоне деятельности оптовой организации

- можно сначала планировать общий объем оптового товарооборота а затем рассчитать объемы продаж по товарным группам.

- обязателен расчет объема оптового товарооборота оп периодам года.

Социальная ответственность торгового бизнеса — ответственность субъектов торгового бизнеса за соблюдение норм и правил (в области этики, экологии, милосердия, человеколюбия, сострадания и т. д.), влияющих на качество жизни отдельных социальных групп и общества в целом.

Ответственность наступает в результате игнорирования или недостаточного внимания субъектов к требованиям и запросам общества.

Социальная ответственность — это не правило, а этический принцип, который должен быть задействован в процессе принятия решения и основывается на моральных нормах и ценностях, приобретенных в процессе социализации.

Получение прибыли и ее максимизация субъектами рынка возможны лишь через реализацию целей общества, т.е. при удовлетворении предъявляемого населением и обществом спроста на товары и услуги. Должен соблюдаться критерий – более полное удовлетворение личных и общественных потребностей в товарах и услугах при высокой культуре торговли и рациональном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Формы проявления:

– предоставление потребителям товаров и услуг высокого качества;

– обеспечение безопасности труда, выплата заработной платы в соответствии с законодательством, инвестирование в развитие человеческого потенциала;

– соблюдение законодательства (трудового, налогового, экологического и т. п.);

– внимание к общественным интересам и общепринятым ценностям;

– вклад в развитие гражданского общества через партнерские программы.

Наши рекомендации