Тема 9. Аудиторская проверка учета расчетных и

Кредитных операций

Подтема 1. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками.

Цель аудита – это установление правильности ведения учета расчетов с покупателями и заказчиками за реализованную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги.

Источники проверки: Положение об учетной политике предприятия, договор поставки продукции, работ и услуг, накладные, счета-фактуры, акты сверки счетов-фактур, протоколы о зачете взаимных требований, акты инвентаризации расчетов, копии платежных документов, книга продаж, учетные регистры по счету 62, Главная книга и бухгалтерская отчетность.

В ходе проверки аудитору необходимо определить:

- наличие на предприятии нормативной базы,

- состав применяемых первичных документов, порядок их заполнения,

- состояние аналитического учета

- технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций.

В заключение выясняется правильность применяемых схем кор­респонденции счетов по расчетам с покупателями и заказчиками.

Типичные ошибки:

—отсутствие договоров на поставку продукции, первичных расчетно-платежных документов или неполное их оформление;

—неправильное определение налогооблагаемой базы по НДС;

— некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета;

— недостоверность аналитического учета;

— формальное проведение инвентаризации расчетов.

Подтема 2. Аудит учета расчетов с прочими дебиторами и кредиторами

К расчетам с разными дебиторами и кредиторами относятся рас­четы: с транспортными организациями за услуги, оплачиваемые чека­ми; по депонированным суммам заработной платы; по суммам, удер­жанным из заработной платы работников предприятия в пользу раз­ных организаций и отдельных лиц на основании исполнительных доку­ментов или постановлений судебных органов, и др.

Цель аудита этого раздела бухгалтерского учета - установле­ние правильности учета, полноты и своевременности осуществления расчетов организации с различными дебиторами и кредиторами и их соответствие законодательным нормам.

Источниками проверки являются: Положение об учетной поли­тике предприятия; договоры выполнения работ, оказания услуг, по­ставки продукции; акты сверки расчетов; акты инвентаризации расче­тов; копии платежных документов; учетные регистры по счетам 76, 60, 62, 63, 91 и др.; Главная книга и бухгалтерская отчетность.

В ходе проверки аудитору необходимо установить:

►правомерность использования счета 76 для отражения расчетов;

►правильность и обоснованность удержания по исполнительным листам в пользу других предприятий и лиц, а также своевремен­ность перечисления удержанных сумм получателю;

►правильность расчетов с квартиросъемщиками и лицами, за пользо­вание общежитиями, квартирами, гостиницами и коммунальными услугами;

►правильность расчетов за товары, проданные в кредит, наличие договоров, сроки представления поручений-обязательств покупа­телей, порядок погашения кредита и т.д.;

►полноту и правильность расчетов по выданным членам трудового коллектива беспроцентным ссудам;

►правильность отражения в учете депонирования заработной платы;

►своевременность и полноту поступления взносов родителей за содержание детей в детских дошкольных учреждениях;

►правильность составления бухгалтерских проводок по расчетам с дебиторами и кредиторами;

►правильность ведения аналитического учета по счетам 73, 76;

►соответствие записей аналитического учета по счету 76 записям в журнале-ордере № 8, главной книге и балансе

По данным первичных документов и учетных регистров по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» аудиторам пред­стоит установить причины и давность возникновения дебиторской и кредиторской задолженности, правильность ее документального офор­мления, реальность, не пропущены ли сроки исковой давности, какие меры принимаются для погашения и взыскания задолженности.

При необходимости проводится сверка отдельных, сомнительных по мнению аудиторов, операций по расчетам с организациями-деби­торами. Устанавливается также правильность отражения дебиторской и кредиторской задолженности в балансе - такая задолженность должна отражаться развернуто.

Аудит учета этих видов расчетов также предполагает проверку по каждому созданному резерву и сомнительному долгу. В ходе про­верки необходимо отследить правильность и своевременность отра­жения резервов по дебету счета «Прочие доходы и расходы» и кре­диту счета «Резервы по сомнительным долгам». Неиспользованные суммы резервов должны быть присоединены к сумме прибыли отчет­ного периода, следующего за периодом их создания. Аудитор прове­ряет наличие не истребованных долгов и правильность их списания по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в коррес­понденции со счетами дебиторов.

Особое внимание в ходе проверки уделяется аудитором правиль­ности учета расчетов по претензиям. Аудит расчетов по претензиям ведется на субсчете 76-2 «Расчеты по претензиям». На этом счете сосредотачивается информация о расчетах по претензиям, предъяв­ленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организа­циям, а также по предъявленным или признанным (присужденным) штрафам, пеням, неустойкам,

Аудитору необходимо проверить:

►обоснованность, своевременность и правильность оформления до­кументов (несоблюдение сроков предъявления претензий может быть использовано для сокрытия фактов хищения материальных ценностей, так как при отказе в удовлетворении претензий числя­щиеся суммы списываются на издержки производства);

►обоснованность претензий, предъявляемых к проверяемому пред­приятию (в случае удовлетворения претензий нужно проверить, про­водились ли административные расследования в целях установле­ния виновных лиц и, если таковые установлены, возместили ли они причиненный материальный ущерб);

►правильность ведения аналитического учёта (он должен вестись по каждому дебитору и отдельным претензиям), а также соответ­ствие записей аналитического учета записям в журнале-ордере № 8, Главной книге и балансе;

►правильность составления бухгалтерских проводок по субсчету 76-2.

В обязательном порядке проверяется правильность составления корреспонденции счетов по каждому виду расчетов, организация ана­литического учета по ним, обоснованность начисления (или возмеще­ния) НДС по этим операциям.

Типичные ошибки и недостатки учета, часто встречающиеся в про­цессе аудита этого раздела учета:

— несоблюдение финансовой дисциплины по расчетам;

— несоответствие данных аналитического и синтетического учета;

— необоснованное признание доходов и расходов организации;

— неправомерное использование счета 76 вместо счетов 60 и 62;

— несоблюдение сроков предъявления претензий;

— неправильные корреспонденции счетов.

Подтема 3. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками

Цель аудита: установление правильности расчетов с поставщиками и подрядчиками за ТМЦ, принятые и выполненные работы и услуги.

В ходе проверки расчетов аудитор должен:

- проверить правильность оформления первичных документов по приобретению ТМЦ и получению услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения кредиторской задолженности;

- подтвердить своевременность погашения и правильность отражения на счетах б.у. кредиторской задолженности;

- оценить правильность отражения в учете предъявленных претензий.

Источники информации: Положение об учетной политике предприятия, договор поставки ТМЦ, договоры оказания услуг, договоры на выполнение работ, накладные, журнал регистрации доверенностей на получение ТМЦ, счета-фактуры поставщиков, акты сверки расчетов, протоколы о зачете взаимных требований, акты инвентаризации расчетов, векселя, копии платежных документов, учетные регистры по счетам 60 (кредитовые записи по сч. 60 сверяются с дебетовыми записями по счетам 08, 10, 91, 41, 19; дебетовые записи по сч. 60 – с кредитовыми записями по сч. 50, 51, 52, 55), Главная книга.

Типичные ошибки:

- отсутствие договоров с поставщиками;

- уничтожение подлинных документов;

- ненадлежащее ведение учета;

- неправильное оформление и предъявление претензий по договорам;

- несоответствие данных в счетах поставщиков данным учета на предприятии;

- некорректная корреспонденция счетов б.у.;

- неоприходование ТМЦ, полученных от поставщиков;

- отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу;

- несвоевременное списание задолженностей с истекшим сроком давности;

- неправомерное признание задолженности безнадежной и ее списание за счет резерва по сомнительным долгам или за счет прочих расходов;

- несвоевременное предъявление претензий поставщикам.

Тема 10. Проверка расчетов с подотчетными лицами

Цель аудита - проверка соблюдения действующего законода­тельства и правильности организации бухгалтерского учета в облас­ти расчетов с подотчетными лицами.

Задачи аудита расчетов с подотчетными лицами:

►подтверждение первоначальной оценки систем внутреннего конт­роля и бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами;

►проверка организации аналитического учета расчетов с подотчет­ными лицами;

► подтверждение достоверности оформления и отражения на сче­тах бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами.

Источники информации: Положение об учетной политике пред­приятия; авансовые отчеты; журнал регистрации авансовых отчетов; приказы о направлении сотрудников в командировку; список лиц, ко­торым разрешено получение наличных денег из кассы; сметы пред­ставительских расходов; приказы об утверждении смет представи­тельских расходов; баланс предприятия; отчет о движении денежных средств; Главная книга; журнал-ордер № 7.

Расчеты с подотчетными лицами возникают по суммам денежных средств, выданных работникам предприятия на хозяйственные, коман­дировочные, представительские расходы, на оплату поставщикам за продукцию (работы, услуги) и др. и учитываются на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

В ходе проверки аудитор должен:

1) подтвердить целесообразность расходов, произведенных подот­четными лицами, правильности их оформления и отражения на сче­тах бухгалтерского учета;

2) проверить правильность организации аналитического учета расче­тов с подотчетными лицами.

Приступая к проверке, аудитор принимает решение о методе про­верки: сплошной или выборочный. Условием применения выборочно­го контроля является высокая, по мнению аудитора, эффективность функционирования системы внутреннего контроля. В выборку вклю­чаются авансовые отчеты различных подотчетных лиц, по различным направлениям расходов и относящиеся к разным отчетным периодам. При сплошной проверке авансовых отчетов аудитор устанавливает суммы, выдаваемые отдельным сотрудникам в подотчет, назначение и фактическое использование авансов, наличие приказов о направлении работников в командировку, правильность оформления и своевремен­ность представления авансовых отчетов, наличие по ним оправдатель­ных документов, сроки возврата в кассу неиспользованных сумм, пра­вильность составления корреспонденции счетов по операциям с по­дотчетными лицами.

При обнаружении несоответствия данных необходимо аудитор определяет отклонения и их причины.

Особое внимание обращается аудитором на такие операции, как расчеты с водителями за приобретенные ими ГСМ, запасных частей и т.п. Списание израсходованных на эти цели сумм без предоставления оп­равдательных документов на себестоимость не допускается.

Выявляя нарушения, аудитор регистрирует их в рабочих докумен­тах и определяет сумму заниженной для налогообложения прибыли, а также дополнительных платежей по налогу на доходы физи­ческих лиц.

Проверяя организацию аналитического учета расчетов с подот­четными лицами, аудитор должен учитывать, что сроки, на которые выдаются денежные средства в подотчет, устанавливаются приказом руководителя предприятия и фиксируются в приказе об учетной по­литике. Для контроля за сохранностью имущества предприятия целе­сообразно также отдельным приказом определить состав должност­ных лиц, которым разрешено получать наличные денежные средства на хозяйственные и представительские расходы.

Достоверность записей должна быть подтверждена по итогам взаимной сверки сумм сальдо и оборотов по подотчетным лицам в аналитическом учете с суммами сальдо и оборотов по счету 71.

К типичным ошибкам, выявленным в ходе аудита, относятся:

—нарушения порядка выдачи подотчетных сумм;

—нарушения при оформлении командировочных расходов (отсут­ствие приказов (распоряжений) о направлении в командировку, отсутствие аналитического учета командировочных расходов в пределах норм и сверх норм и т.д.);

— нарушения порядка налогообложения при оформлении команди­ровочных расходов;

—нарушения при приобретении материальных ценностей, оплате ра­бот, услуг подотчетными лицами;

—нарушения порядка ведения синтетического учета расчетов с по­дотчетными лицами (некорректная корреспонденция счетов бух­галтерского учета, неправильное выведение остатков на конец от­четного периода, несоответствие записей в авансовых отчетах и журнале-ордере № 7 или других регистрах) и др.

Наши рекомендации