Оценка положительного эффекта от внедрения современных ИТ
Для получения положительного эффекта от внедрения современных информационных технологий управления предприятием необходимо прежде всего критически пересмотреть существующие схемы управления.
В настоящее время на предприятиях основной набор работ приходится на финансовый учет, поэтому на них применяются такие програмные продукты, как:
§ "Финансы без проблем" ("Хакер-Дизайн")
§ "Мини бухгалтерия" (Фирма "1С")
§ "Бухгалтерия малого предприятия" (Фирма "Фор")
§ Турбо-бухгалтер (Версия "Лайт")
§ и другие.
Эти программы предназначены для малых и средних предприятий. Благодаре простоте освоения и использования они пользуются заслуженной популярностью.
Большинство разработок интегрированых информационных систем в управлении выросло из "Мини-бухгалтерий". Важнейшие части - это взаимосвязь всех составляющих компонентов системы с целью эффективного управления предприятием и получения максимальной прибыли.
На рынке информационных систем много западных разработок, но они переведены не в полном наборе. Ожидается повышене спроса на такие системы.
В качестве компонентов системы присутствуют:
§ функционально полная система бухгалтерского учёта;
§ подсистема делопроизводства и планирования;
§ подсистема (элементы п/с) анализа и поддержки решений предприятия.
В такой системе важнее взаимосвязь и согласованность всех составляющих частей, непротиворечивость их данных, а также эффективность пременения для управления предприятия вцелом. Эта группа прогрмамм позволяет охватить большой круг функций и, по существу, является автоматизированным офисом предприятия.
Роль информационной системы целесобразно оценивать по тому, насколько оперативно и четко она позволяет собирать, обрабатывать и хранить производственную информацию, насколько она оптимизирут процессы планирования и контроля за действиями, предпринятыми для достижения целей предприятия. Для того, чтобы правильно определить место той или иной системы, необходимо четко представлять её цели и пути их достижения. Свойства прияменяемых информационных систем определяются современными условиями бизнеса. Современный период становления экономики характеризируется развитием интереса к компьютерным системам, используемым в управлении предприятием. В то же время отсутствие глубоких научно-технических проработок в области внедрения современных информационных систем управления и необходимого уровня квалификации у руководителей и специалистов предприятий в этих вопросах зачастую не позволяет добиться решения данных проблем с обоснованными затратами. Хозяйственные риски, связанные с информационными технологиями, постоянно растут, при этом руководство предприятий часто недооценивает этот важный стратегический ресурс.
Определение эффективности от внедрения информационной системы необходимо начинать с установления критериев эффективности, т. е. главного признака оценки эфективности, раскрывающего сущность этой критерии. Смысл критерия эффективности использования информационной системы вытекает из необходимости максимзации получаемых результатов или минмализации производимых затрат, исходя из поставленных целей развития предприятия. Такими целями могут быть обеспечение выжеваемости, достижение устойчивого роста, структурная престройка, социальная стратегия, объективная оценка состояния предприятия,изыскание резервов для расширения деятельности и т.п.
При этом следует отметить, что при оценке эффективности информационной системы управления предприятием должны учитываться различные критерии эффективности управленческих решений. Можно выделить два аспекта в оценке эффективности управленческих решений:
1) целевой аспект, который отражает меру достижения целей предприятия;
2) затратный аспект, который, в свою оцередь, отражает экономичность способов преобразования ресурсов в результаты производства.
Целевой аспект эффективности характеризуют ряд факторов:
§ степень соответствия плановых целей предприятия требованиям внешней среды, возможностям предприятия и интересам персонала;
§ адекватность выбранных стратегий поставленным целям.
Критериями успешного достижения целей предприятия могут быть такие, как показатель максимализации объема продаж (критерий роста предприятия), максимизация темпов продаж, максимизация темпов роста активов предприятия, улучшения интергральных показателей, характеризующих экономическое положение предприятия.
Затратный аспект эффективности характеризуется соотношением объема и качества, вовлекаемых в производство ресурсов, критерий этого аспекта - минимализация издержек.
Проблема определения экономической эффективности информационного обеспечения тесн связна с решением двух вопросов. первый из них - какое количество потрибителй удовольтворяет информационная система и во сколько это обходится предприятию. Второй - насколько полно потрибитель использует полученную им информацию предстваляется, что наибольшую объективность при оценке эффективности информационного обеспечения систем, поддерживающих выработку управленческих решений, обеспечивает совокупность экономических, технических, социальных и прочих критериев.
Основным способом оценки результатов внедрения информационной системы управления является соотнесение объема прибыли предприятия за сопоставимый период до и после мероприятий по внедрению информационной системыуправления предприятием. Также необходимо соотнести плановые расходы и поступления средств по проекту с фактическими.
Методы оценки результатов проекта по внедрению информационной системы управления различны для каждого из следующих этапов:
1. Окончание основных мероприятий по внедрению информационной системы управления. На этом этапе необходимо контролировать соответствие строков осуществления проекта основным строкам, а также соотнесение фактических расходов на осуществление различных мероприятий с плановыми расходами.
2. Функционирование информационной системы управления после осуществления основных мероприятий по её внедрению. На этом этапе можно соотносить объемы чистой прибыли предприятия за сопоставимый период до и после основных мероприятий по внедрению информационной системы упавлением предприятия.
3. Этап новых изменений и начала следующего проекта по преобразованию информационной системы управления. На этом этапе имеет смысл провести анализ факторов, повлиявших на изменение чистой прибыли предприятия.
Обычно внедрение информационной системы управления - процесс длительный, многоэтапный, требующий концентрации сил всего коллектива. Большинство изменений, происходящих на предприятии в тот же период, являются либо сопутствующими, либо обусловленными этим процессом. Соответственно, изменение результатов деятельности всего предприятия является следствием происходящих изменений. С другой стороны, выделяются долгострочные отраслевые и макроэкономические изменения, которые относительно слабо связаны с внедрением информационной системы управления данным предприятием. Эти изменения нуджно учитывать при расчетах.
Расчет необходимо корректировать на размер изоляции. Если предприятие работает в монополизированной отрасли, то корректируются результаты деятельности предприятия на коэффициент изменения ВВП. Если предприятие работает в условиях конкуренции в отрасли, то необходимо корректировать результаты деятельности предприятия на коэффициент изменения прибыли всей отрасли.
Экономические аспекты, заложенные в основу информационной системы, и сама технология информационной системы, с помощью которых исследуюется состояние предприятия, зависят от новых свойств, полученных в результате синергии взаимодействия взаимозависимых частей разработанной информационной системы.
В США и европейских странах проводятся исследования подобного уровня.
Один из обзоров был проведен Институтом управления проектами США (PMI) и включает данные, полученные более чем от 100 североамериканских компаний и профессионалов в области управления проектами.
Модель оценки PMI (PM Value Model) предполагает рассмотрение прироста эффективности процессов управления проектами по следующим разделам: финансовые параметры, процедурные/организационные параметры, рост эффективности и обучение персонала, работа с клиентами.
По результатам обзора были получены следующие результаты - большинство специалистов в области управления проектами и представителей компаний различных отраслей США сошлись во мнении, что прирост эффективности составляет при использовании ИСУП порядка 21% по отношению к показателям компаний, не использующих подобную систему для ведения проектной деятельности.
Табл. 6.1 Средние оценки прироста эффективности после внедрения ИСУП
Управление предметной областью | Интеграция проектной деятельности в общую деятельность компании | 25,0% |
Актуализация целей проектов | 20,4% | |
Управление расписаниями | Управление расписаниями проектов | 27,5% |
Прогнозирование расписаний | 30,0% | |
Управление стоимостью | Управление бюджетом проектов | 20,0% |
Рост продаж | 34,2% | |
Возврат инвестиций (Return on Investment) | 25,4% | |
Сокращение времени выхода на рынок | 21.5% | |
Управление ресурсами | Управление ресурсами проекта | 25,0% |
Эффективность использования ресурсов | 26,0% | |
Продуктивность работы персонала | 15,1% | |
Управление рисками проектов | Управление рисками | 19,0% |
Работа с заказчиками и поставщиками | Информированность заказчиков | 32,5% |
Вовлечение заказчика | 44,4% | |
Управление поставками | 20,0% |