Как оптимизировать дебиторскую задолженность?
Для начала сделать качественный анализ дебиторской задолженности. Делается в Экселе.
1. Сначала надо провести анализ сумм дебиторской задолженности по клиентам и продуктам.
Рисунок 17 Клиент-продукт
2. Затем установите сроки, которые для Вас приемлемы, и проведите анализ сроков дебиторской задолженности и оборачиваемости дебиторки (в днях). Присвойте статус по риску непогашения (текущая/сомнительная/безнадежная) - это вам даст информацию, с какой дебиторкой надо начинать работать юридическому отделу, а с какой надо работать менеджерам. Вот так:
Рисунок 18. Анализ дебиторской задолженности
3. Если у вас несколько подразделений, проанализируйте динамику дебиторской задолженности по их работе.
4. Примените правило Парето и найдите 20% клиентов и 20% товаров, дающих 80% проблем с дебиторской задолженностью. Выясните причины. Скорее всего, Вы придете к новой мотивации менеджеров, завязанной на долгах клиентов, пересмотрите договоры, создайте систему контроля за сроком долга, определите приемлемый уровень оборачиваемости дебиторки.
5. Описываете все в виде алгоритма и вручаете программисту.
Как оценить сумму безнадежной дебиторской задолженности
Один из способов определения суммы безнадежной дебиторской задолженности - диагностика старения.
Сначала делаем таблицу со столбцами «Клиент», «Дата продажи», «Текущая», «1-30 дней просроченной», «31-60 дней просроченной», «61-90 дней просроченной», «Больше, чем 90 дней просроченной».
Предположим, что отсрочка платежа нами установлена в 30 дней. Также предположим, что клиент имеет дебиторской задолженности на сумму 12 000 руб. Из них 15 дней назад было продано на сумму 8 000 руб., и 40 дней назад на сумму 4 000 руб. 8 000 руб вводим в столбец с заголовком «Текущая» и 4 000 руб. в столбец «1-30 дней просроченной задолженности».
Делаем аналогично по каждому клиенту. Затем столбцы суммируем. Сортируем дебиторку по дате продажи.
· Колонка «Текущая», вероятно, будет собрана.
· Колонка «1-30 дней просроченной» не будет на 100% собрана.
· Суммы, указанные в столбце с заголовком «31-60 просроченной» имеют высокую вероятность быть безнадежной.
· В колонке «61-90 дней просроченной» указывает на еще большую вероятность безнадежности.
· И суммы в колонке «Больше, чем 90 дней просроченной» почти на 100% безнадежна.
Другой способ оценки объема безнадежной задолженности это просто умножение продаж на коэффициент невозврата. Например, если ваша компания имеет большой опыт, и в среднем безнадежная дебиторка составляет 0,2%, можно оставлять суммы на покрытие безнадежной дебиторской задолженности в размере 0,2% от продаж.