Услуги социальной сферы и их особенности. Внешние эффекты потребления социальных услуг.
(Беляков С.А.) Образование можно отнести к социальной сфере наряду со здравоохранением, физической культурой и спортом, культурой, социальным обслуживанием и социальным обеспечением, жилищным хозяйством, социальным страхованием и пенсионным обеспечением. Отрасли социальной сферы характеризуются следующими общими признаками:
• предоставляют блага, в основном в форме услуг, предметом воздействия которых являются люди и возможности их повседневной жизнедеятельности.
Отрасли социальной сферы имеют своим непосредственным адресатом людей, их материальные, физические и духовные возможности. В частности, образование обеспечивает освоение людьми знаний и умений. С остальными отраслями этой сферы, на мой взгляд, все тоже достаточно понятно, хотя и вызывает некоторые вопросы. Жилищное хозяйство, например, предоставляет услуги по эксплуатации жилищ, обеспечивающие воспроизводство материальных условий повседневной жизнедеятельности людей (водоснабжение, отопление, освещение и т. д.). Непосредственная деятельность этой сферы направлена все же не на людей, а на материальные условия их жизнедеятельности и, строго говоря, обеспечивает (восстанавливает) нормальное состояние материальных объектов. Это может характеризоваться и как материальное про- изводство. Объем предоставляемых услуг в этой части может быть количественно определен, разумеется. Но может ли кто-нибудь сказать, насколько ценно горячее водоснабжение или вывоз мусора для проживающих в доме? Для этого приходится использовать качественные, ценностные оценки, поскольку речь идет уже не о предмете, на который воздействует эта сфера деятельности, а о вторичном результате в виде влиянии на человека последствий такого воздействия. Следует, правда, отметить, что практически то же самое можно сказать и про материальное производство, также имеющее в конечном итоге ”человеческую“ направленность.
• потребление предоставляемых благ имеет значительные внешние эффекты, т. е. потребление услуг вызывает последствия не только для самого потребителя, но и для других людей, непосредственно этих услуг не потребляющих;
Считается, что отрасли социальной сферы характеризуются наличием выраженных внешних эффектов. Потребление их благ теми людьми, кому они непосредственно адресованы, сказывается и на тех людях, кто этих благ непосредственно не потребляет. Классическим примером такого рода считается (и во всех учебниках приводится) здравоохранение. Профилактика заболеваний и меди- цинская помощь заболевшим людям оказывают позитивное воздей- ствие не только на тех, кто получает эти услуги (даже и за плату), но и на других лиц, не получающих и не оплачивающих этих услуг, сокращая риск и масштабы заболеваемости населения. Всеобщая грамотность дает огромный эффект для функционирования всего общества и развития экономики. Культурная деятельность способствует распространению и освоению людьми социальных ценно- стей, консолидирующих общество. Правда, практически то же самое можно сказать и о многих других (если не о всех) благах, не относящихся к ”продукции“ отраслей социальной сферы. Например, потребление произведенных промышленностью или сельским хозяйством пищевых продуктов несет существенный внешний эффект — сытый человек представляет меньшую социальную опасность для голодных, не потребив- ших эти продукты, а мощное промышленное производство, кроме всего прочего, успокаивает нацию (оборонный потенциал, рабочие места, наличие товаров и т. д.) и повышает уровень самосознания.
• деятельность этих отраслей является объектом систематического применения ценностных (невещественных, неовеществленных, неопределенных или неопределимых количественно) оценок.
Иначе говоря, деятельность оценивается в первую очередь с точки зрения пользы для всех людей, всего общества или существенной его части, при этом эта самая польза определяется в качественных терминах (например, растет терпимость в обществе, культурный и образовательный уровень). Можно ехидно добавить, что все с этим соглашаются, но на вопрос ”а на сколько растет?“, ответить затрудняются.
Отрасли социальной сферы постоянно выступают объектом ценностных оценок со стороны государства и общества. Например, конституции многих стран относят доступность медицинского об- служивания, образования, культурных благ к числу неотъемлемых прав человека. Применительно к сфере образования, это особенно заметно при изучении программных документов, связанных с раз- витием образования. Обращает на себя внимание постановка качественных целей развития (повысить качество, доступность, эффективность и т. п.) часто без какой-либо их количественной определенности. Поэтому и оценка степени достижения подобных целей остается, мягко говоря, качественной (ценностной). Следует добавить, что сама по себе ценностная оценка мало что дает, поскольку носит, скорее, характер декларации. Достаточно сравнить конституционные гарантии в России в настоящее время и лет тридцать назад, а особенно — их реализацию. Более важна количественная составляющая этой ценностной оценки, т. е. степень доступности того же образования или уровень здоровья нации. Отсутствие количественной оценки может быть не только следствием ее принципиальной невозможности в силу каких-то внутренних особенностей той или иной сферы деятельности (на это, кстати говоря, указывают некоторые авторы, правда, не столь категорично, но без каких-либо обоснований своей позиции), но и просто неразработанности инструментальных средств такой оценки. Ведь количественная оценка по ряду позиций вполне возможна. Возьмем, например, совершенно определенный количественный показатель продолжительности жизни, характеризующий в числе прочего, пусть и косвенно, состояние здравоохранения. А это уже количественная характеристика определенной отрасли, аналогичная другим отраслям, не относимым к социальной сфере. Тем не менее в практической деятельности для характеристики отраслей социальной сферы используются в первую очередь именно каче- ственные характеристики, что является одним из важных ее (сферы) признаков (особенностей). Основной причиной применения к социальной сфере качественных оценок является отсутствие, как правило, вещественной формы результата ее деятельности, выступающего в виде услуги.
В отраслях социальных услуг существуют препятствия для организации рынка на принципах равноправия участников, чистой конкуренции. Существует выраженное преимущество крупномасштабного производства, например, в кинематографии, радио и телевидении, высшей школе, дифференциация услуг у различных производителей, характерная для творческого труда, важная роль неценовой конкуренции в сфере услуг (реклама, наукоемкость услуг, удобство и комфорт для потребителей), наличие организованных профсоюзов и организаций производителей (ассоциаций, объединений, обществ). Это ведет к нарушению равноправия участников и организации рынка на принципах моно- полистической конкуренции, требующей государственного регули- рования через механизм антитрестовского законодательства.
- Высокая доля некоммерческих организаций
- Высокая доля участия государства в финансировании и предоставлении благ