Структура бухгалтерского баланса
Бухгалтерский баланс — элемент метода бухгалтерского учета, представляющий экономическую группировку имущества по составу и размещению и источникам его формирования на определенную отчетную дату. Следовательно, в бухгалтерском балансе имущество предприятия рассматривается с двух позиций: состава и размещения; источников формирования (см. также Приложение 7).
Баланс является центральной формой бухгалтерской отчетности (ф. № 1) и построен в соответствии с классификацией хозяйственных средств (объектов учета). Он состоит из двух частей: в одной отражаются средства по составу и размещению — актив (от лат. activus — действенный) (средства труда, предметы труда, продукты труда, средства в производстве и обороте, средства в расчетах — дебиторская задолженность и проч.), а в другой — по источникам формирования — пассив (от лат. passivus — пассивный) (собственный капитал, заемный капитал, обязательства организации — кредиторская задолженность). Инвестиции в активы производятся с единственной целью — получить в возможно короткие сроки доходы, окупающие суммы вложений. Таким образом, актив не только раскрывает состав имущественной массы предприятия, но и содержит вероятные будущие экономические выгоды.
Каждая часть баланса (актив и пассив) построена в виде таблицы, имеющей следующую форму:
Для общих сопоставлений (начало финансового анализа) хозяйственных средств в балансе предусмотрены две графы: «На начало года»; (гр. 3) и «На конец года» (гр. 4). В последней приводятся показатели' состояния хозяйственных средств организации на отчетную дату (квартал, полугодие, 9 месяцев, год). '
Бухгалтерский баланс содержит информацию о стоимости ресурсов, собственного капитала и внешних обязательств предприятия и; характеризует финансовое положение предприятия на отчетную дату, > Основным элементом бухгалтерского баланса является статья. Ба-, лансовые статьи объединяются в однородные группы, а группы — в! разделы в соответствии с их экономическим содержанием.
Статья бухгалтерского баланса — это показатель (строка) того или иного актива и пассива баланса, характеризующий стоимость отдельных видов имущества, источников его формирования, обязательств предприятия.
В качестве примера приведем содержание раздела I баланса «Внеоборотные активы»; он содержит следующую группировку объектов бухгалтерского учета:
_________________________ I. Внеоборотные активы____ '___________________ i
Нематериальные активы_________________
В том числе (по статьям):________________________________________________ ;
организационные расходы________________________________________________
патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания)_____________________ :
иные аналогичные с перечисленными права и активы________________________ '
Основные средства______________________ I
В том числе (по статьям):_________________________________________________
земельные участки и объекты природопользования___________________________г
здания, сооружения, машины и оборудование____________________________
Доходные вложения в материальные ценности(для их передачи в капитальную аренду и в прокат)
В том числе (по статьям):________________________________________________
имущество для передачи в лизинг______________________________________
имущество, предоставляемое по договору проката_______________________
Долгосрочные финансовые вложения___________________________________________________________________ ?
В том числе:___________________________________________________________ '<
инвестиции в дочерние предприятия_______________________________________
инвестиции в зависимые общества________________________________________
инвестиции в другие организации______________________________________
займы, предоставленные организациям на срок более 12 мес.______________
прочие долгосрочные финансовые вложения____________________________
Прочие внеоборотные активы__________
Итого по разделу I______________________________________________________
* Хозяйственные средства предприятия отражаются в бухгалтерском балансе в денежном выражении (в национальной валюте) в двух группировках: одна показывает, какими средствами располагает предприятие, другая — из каких источников они возникли.
Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, так как в них отражается одно и то же имущество в двух группировках: по составу и размещению, с одной стороны (актив баланса), и по источникам образования этого имущества (пассив баланса) — с другой.
Равенство итогов актива и пассива бухгалтерского баланса (рис. 2.1) называется основным балансовым равенством.
Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой баланса.
Различают баланс-брутто (ит. brutto — грубый) и баланс-нетто (ит. netto — чистый). Баланс-нетто, в частности, содержит данные о сальдо амортизируемого имущества, используемого в качестве средств труда, в оценке не по первоначальной, а по остаточной стоимости (за вычетом накопленной суммы амортизации).
Содержание актива и пассива баланса
В практике бухгалтерского учета используется форма баланса, которая определена в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) (см. 2.4) как баланс-нетто. Форма бухгалтерского баланса предусматривает деление актива и пассива на разделы (табл. 2.1).
Актив баланса представлен двумя разделами: «Внеоборотные акти- | вы» и «Оборотные активы» — в соответствии с экономической группи- 1 ровкой объектов бухгалтерского учета и в зависимости от стадий кру- 1 гооборота хозяйственных средств. Статьи актива располагаются в on- I ределенной системе и раскрывают состав имущественной массы пред- j приятия. Для российской практики учета характерно расположение j статей актива в порядке возрастающей ликвидности, т.е. возможности 1 обращения в наличные денежные средства. I
Пассив включает три раздела: «Капитал и резервы», «Долгосрочные 1 обязательства» и «Краткосрочные обязательства». Собственный капи- | тал показывается в порядке его постоянства, внешние обязательства 1 располагаются по срокам их погашения. ]
Как уже отмечалось, бухгалтерский баланс характеризует финансо- 1 вое положение организации по состоянию на отчетную дату. ]
Таблица 2.1 ]
Структура бухгалтерского баланса для предприятий РФ j
АКТИВ | ПАССИВ |
Внеоборотные активы | Капитал и резервы |
Нематериальные активы | Уставный капитал |
Основные средства | Добавочный капитал |
Доходные вложения в материальные ценности | Резервный капитал |
Финансовые вложения (на срок более 12 мес.) | Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток вычитается) |
Оборотные активы | Долгосрочные обязательства |
Запасы | Заемные средства, подлежащие погашению более чем через 12 мес. |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | Прочие обязательства |
Дебиторская задолженность | Краткосрочные обязательства |
Финансовые вложения (на срок менее 12 мес.) | Заемные средства, подлежащие погашению в течение 12 мес. |
Денежные средства | Кредиторская задолженность Доходы будущих периодов Резервы предстоящих расходов и платежей |
Рассмотрим в качестве примера варианты балансов американской и британской компаний[3].
Баланс американской компании базируется на уравнении:
Активы = Требования (пассивы) = = Обязательства + Собственный капитал.
Как показано в табл. 2.2, прежде всего перечисляются все активы, подсчитывается итог активов (основных и оборотных), затем перечисляются все пассивы компании (текущие и долгосрочные пассивы, а также собственный капитал).
Таблица 2.2 Баланс компании SILK BLOOMERS LIMITED (американский вариант)
|
Баланс британской компании строится согласно уравнению: j Активы - Обязательства = Собственный капитал.
Это уравнение лежит в основе балансов многих британских компаний и компаний многих других европейских стран. Привлекательность представления баланса в такой форме заключается в том, что здесь более четко выражены нетто-активы (чистые активы) компании и собственные источники их образования. Обязательства компании — как текущие (краткосрочные), так и долгосрочные — при подсчете итогов вычитаются из суммы основных и оборотных активов и приводятся в скобках (как отрицательные) (табл. 2.3).
Таблица 2.3
Баланс компании SILK BLOOMERS LIMITED (британский вариант)
|
В международной практике приняты определенные правила оформления отчетных документов. Частные итоги подчеркиваются одной чертой, общий итог выделяется двумя чертами.