Организация финансов предприятий торговли

Торговля - важнейшая отрасль национальной экономики. Она прямое продолжение процесса производства в сфере обращения, поскольку производство считается завершенным лишь после доведения товара до потребителя. Специфика функционирования торговых организаций заключается в том, что в их деятельности сочетаются операции производственного характера (закупка, хранение, фасовка, упаковка и т.д.) с непроизводственными операциями, которые связаны со сменой форм стоимости, т.е. непосредственно с реализацией продукции.

Оптовая торговля – совокупность экономических, организационных и правовых отношений между контрагентами в условиях свободного выбора партнеров при покупке и реализации различных видов продукции крупными партиями товаров.

Розничные торговые предприятия реализуют товары или услуги непосредственно конечным потребителям (населению) для их личного некоммерческого использования, т.е. завершают процесс товарного обращения продукции (от изготовителя к потребителю) на потребительском рынке.

В торговых организациях основу коммерческой деятельности на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот (реализация товаров) организации. Под товарооборотом торговой организации понимается объем продажи товаров и услуг в денежном выражении за определенный период времени.

Особенности формирования расходов в торговле. В торговых организациях расходы на реализацию товаров (издержки обращения) представляют собой затраты живого и овеществленного труда, выраженные в денежной форме и связанные с процессом движения товаров от производителя к потребителю. Они включают: текущие затраты на транспортировку, хранение, доработку, фасовку товаров, заработную плату торговых работников, отчисления в государственные внебюджетные фонды социального назначения, амортизацию основных фондов и нематериальных активов и др.

Основное отличие расходов на реализацию товаров от категории себестоимости продукции заключается в том, что в затратах торговли отсутствует стоимость закупленных товаров, она просто сохраняется. Следует отметить, что это вытекает из особенностей кругооборота средств в сфере обращения, имеющего форму Д- Т- Д’. Отрасли сферы обращения закупают уже произведенные товары, затрачивая средства лишь на доведение их до потребителей.

Постоянные расходы – это статьи затрат, которые непосредственно не зависят от объема и структуры товарооборота. Они являются постоянными только в краткосрочном периоде деятельности торговой организации. К постоянным расходам на реализацию относят следующие расходы торговых организаций: расходы на оплату труда работников по окладам или тарифным ставкам, амортизация основных средств и др. Постоянные расходы – это затраты, связанные со способностью хозяйствовать, т.е. они характеризуют эффективность управления.

Переменными являются расходы, размер которых зависит от объема и структуры товарооборота. В состав этих расходов включаются: транспортные расходы; расходы на оплату труда работников по сдельным расценкам; проценты по полученным кредитам, займам; расходы на рекламу и др. Переменные расходы характеризуют расходы хозяйственной активности, связанные с ростом объема продаж.

Особенности формирования доходов в торговле.Доходы от реализации как экономическая категория представляют собой часть стоимости товара, которая предназначена для покрытия расходов на реализацию товаров, уплаты налогов и неналоговых платежей и образования прибыли.

За оказываемые услуги по доведению товара до потребителя, по его реализации торговое предприятие взимает плату, которая по своей сущности является ценой торговых услуг. В настоящее время этой платой является торговая надбавка к цене закупленных товаров. Доходы от реализации торговой организации представляют собой сумму торговых надбавок и торговых скидок, приходящихся на реализованные товары.

Основой для формирования доходов организаций торговли являются цены. На рынке торговые услуги выступают как товар и обладают стоимостью и потребительной стоимостью. Покупатель, приобретая товар, должен оплатить, не только стоимость самого товара (цену закупки), но и стоимость услуг, какой является торговая надбавка.

Розничная цена – это цена, по которой товары народного потребления приобретаются населением. В зависимости от способа их установления розничные цены можно подразделить: на фиксированные; свободные; регулируемые.

Фиксированные розничные цены устанавливаются органами ценообразования и едины на территории всей страны. Они указываются в прейскурантах. В действующей практике фиксированные розничные цены установлены только на табачные изделия, сахар, водку белую. В состав фиксированной розничной цены входит торговая скидка, которая предоставляется торговым организациям поставщиками при реализации товаров по фиксированным розничным ценам. Она дифференцирована в зависимости от места реализации (город или село), вида франкировки (франко-станция отправления или франко-станция назначения).

Торговая надбавка – надбавка, устанавливаемая торговыми предприятиями при реализации товаров населению. Она устанавливается торговыми организациями самостоятельно. Торговая надбавки устанавливаются в процентах к отпускной цене предприятия – изготовителя без НДС, а торговая скидка – в процентах к фиксированной розничной цене.

Регулируемые розничные цены – это цены, при формировании которых регулируется какой – то элемент цены, прежде всего торговая надбавка. В состав регулируемой розничной цены включаются следующие элементы: отпускная цена предприятия – изготовителя без НДС, торговая надбавка, налог на добавленную стоимость.

В Республике Беларусь существует перечень социально значимых товаров, на которые устанавливаются более низкие размеры торговой надбавки с целью создания условий для обеспечения этими товарами социально незащищенных слоев населения. По остальным товарам, кроме социально значимых, торговая надбавка устанавливается самостоятельно торговыми организациями. Торговые надбавки дифференцируются по товарным группам, торговым системам и торговым организациям.

Прибыль и рентабельность торговых организаций.Одним из основных показателей торговой деятельности является прибыль. Это связано с тем, что в ней концентрируется эффект всей хозяйственной деятельности торговой организации. Прибыль организаций торговли представляет собой часть чистого дохода общества, получаемого торговлей от ведения хозяйственной деятельности. В экономической литературе общепризнано положение о том, что прибыль следует рассматривать как экономическую категорию и как показатель.

Следует отметить, что прибыль является также основным собственным внутренним финансовым источником, обеспечивающим развитие торгового предприятия на принципах самофинансирования. Организациям торговли прибыль объективно необходима для их развития: расширения материально-технической базы, увеличения собственных оборотных средств, создания фондов, необходимых для социального развития коллектива, стимулирования работников.

Прибыль от реализации товаров как экономическая категория выражает экономические отношения по поводу образования части стоимости прибавочного продукта, получаемой организацией непосредственно от операций по реализации товаров.

Одним из наиболее простых и широко используемых на предприятиях торговли является метод планирования суммы прибыли от реализации товаров на основе среднего уровня рентабельности товарооборота. Данный метод основан на использовании всего лишь двух показателей – планового объема реализации товаров и планируемого уровня рентабельности товарооборота. Следует отметить, что последний показатель определяется на основе его значения в предплановом периоде, скорректированного с учетом предстоящих изменений уровней доходности и расходов на реализацию товаров (в процентах к товарообороту).

Наши рекомендации